Формирование лингвострановедческой компетенции в процессе изучения праздников и традиций Франции на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования лингвострановедческой компетенции при обучении иностранному языку 8
1.1. Лингвострановедческая компетенция в рамках Федеральных
государственных образовательных стандартов как интегративный компонент коммуникативной компетенции 8
1.2. Лингвострановедческая компетенция как методическое понятие 15
1.3. Использование лингвострановедческого материала на уроках
иностранного языка 23
1.3.1 Аутентичный характер лингвострановедческого материала 23
1.3.2. Принципы отбора лингвострановедческого материала 28
Выводы по I главе 31
Глава II. Французские традиции и праздники в рамках лингвострановедческого аспекта при обучении французскому языку 34
2. 1. Описание праздников и традиций Франции 34
2. 2. Анализ материалов учебно-методического комплекта «L’oiseau
bleu” на предмет использования лингвострановедческого материала 40
2.3. Использование материалов о праздниках и традициях Франции на
уроке французского языка в средней общеобразовательной школе при формировании лингвострановедческой компетенции 53
2.3.1. Фрагменты уроков, направленных на формирование
лингвострановедческой компетенции 53
2.3.2. Конспект урока, направленный на формирование
лингвострановедческой компетенции, на примере праздника музыки во Франции 63
Выводы по II главе 71
Заключение 72
Список литературы 74
Приложения 79
Глава I. Теоретические основы формирования лингвострановедческой компетенции при обучении иностранному языку 8
1.1. Лингвострановедческая компетенция в рамках Федеральных
государственных образовательных стандартов как интегративный компонент коммуникативной компетенции 8
1.2. Лингвострановедческая компетенция как методическое понятие 15
1.3. Использование лингвострановедческого материала на уроках
иностранного языка 23
1.3.1 Аутентичный характер лингвострановедческого материала 23
1.3.2. Принципы отбора лингвострановедческого материала 28
Выводы по I главе 31
Глава II. Французские традиции и праздники в рамках лингвострановедческого аспекта при обучении французскому языку 34
2. 1. Описание праздников и традиций Франции 34
2. 2. Анализ материалов учебно-методического комплекта «L’oiseau
bleu” на предмет использования лингвострановедческого материала 40
2.3. Использование материалов о праздниках и традициях Франции на
уроке французского языка в средней общеобразовательной школе при формировании лингвострановедческой компетенции 53
2.3.1. Фрагменты уроков, направленных на формирование
лингвострановедческой компетенции 53
2.3.2. Конспект урока, направленный на формирование
лингвострановедческой компетенции, на примере праздника музыки во Франции 63
Выводы по II главе 71
Заключение 72
Список литературы 74
Приложения 79
В современном обществе возрастает потребность овладения иностранным языком для осуществления межкультурного общения. Именно поэтому на уроках иностранного языка учитель должен обращать внимание не только на изучение новых лексических единиц и грамматических правил, но также на приобщение личности обучающегося к иноязычной культуре и ее подготовке к участию в диалоге культур. Подобранный для уроков учебный материал и методы работы с ним должны способствовать пониманию иностранной культуры, а также учить сравнивать родную и зарубежную культуру, искать в них схожие и различные черты.
В настоящее время в процессе обучения иностранному языку все большее значение приобретают элементы лингвострановедения, ведь именно данный аспект способствует пониманию иностранной культуры, а значит эффективному взаимодействию с ее носителями. В данной выпускной квалификационной работе особое внимание уделяется значению праздников и традиций в процессе формирования лингвострановедческой компетенции обучающихся. Праздники отражают не только многовековую историю страны, но также культурные особенности и ценности ее жителей.
Актуальность данной работы заключается в том, что лингвострановедческий компонент становится неотъемлемой частью преподавания иностранного языка. Для подготовки учеников к межкультурному общению учителю нужно донести до них определенные знания и сформировать определенные умения, которые позволят им участвовать в процессе коммуникации с представителями другой культуры. Иными словами, учителю важно сформировать у учеников лингвострановедческую компетенцию, о которой и пойдет речь в данной работе. Применение материалов о праздниках и традициях на уроках французского языка способствует, во-первых, поднятию мотивации, обеспечивая благоприятную психологическую обстановку на уроке. Во - вторых, в ходе работы с данными материалами происходит знакомство с иноязычной культурой, что способствует расширению лингвокультурологического кругозора и воспитанию эстетических вкусов. В- третьих, при формировании лингвострановедческой компетенции на материалах праздников и традиций язык выступает и как цель, и как средство обучения. Обучающиеся не только знакомятся с новыми языковыми средствами, но и используют их для описания культурных особенностей.
Объектом исследования выступает лингвострановедческая компетенция, формируемая в процессе изучения материалов о французских праздниках и традициях на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования являются особенности формирования лингвострановедческой компетенции на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе.
Цель: изучить формирование лингвострановедческой компетенции в процессе применения материалов о праздниках и традициях Франции на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе.
Для реализации данной цели необходимо выполнение следующих задач:
• раскрыть сущность понятий «коммуникативная компетенция» и «лингвострановедческая компетенция»;
• изучить особенности формирования лингвострановедческой компетенции;
• определить основные принципы отбора лингвострановедческого материала для уроков иностранного языка;
• рассмотреть национальные и некоторые региональные праздники Франции и их традиции;
• провести анализ УМК, используемого в средней общеобразовательной школе, на предмет наличия лингвострановедческих материалов о праздниках и традициях страны;
• разработать фрагменты и конспект уроков, нацеленных на формирование лингвострановедческой компетенции на материалах о праздниках Франции.
Методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы; изучение практического опыта; обобщение опыта по формированию лингвострановедческой компетенции; наблюдение.
Методической базой работы стали труды таких ученых как Барышников Н. В., Гальскова Н. Д., Гез Н. И., Миньяр-Белоручев Р. К., Рогова Г. В., Томахин Г. Д. и др.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что основные ее положения могут быть использованы при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Теория обучения иностранным языкам», при написании курсовых работ по этому предмету. Разработанные фрагменты уроков, а также конспект урока могут быть использованы в средней общеобразовательной школе при планировании и проведении уроков.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются важные методические понятия, как коммуникативная и лингвострановедческая компетенции, теоретические основы работы с лингвострановедческим материалом на уроках иностранного языка. Во второй главе данной работы анализируются французские традиции и праздники, как один из важных элементов, при формировании лингвострановедческой компетенции обучающихся, представлен анализ учебно-методического комплекта, используемого на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе, а также предлагается несколько фрагментов уроков, основной целью которых является формирование лингвострановедческой компетенции.
В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются окончательные выводы по изучаемой теме.
В настоящее время в процессе обучения иностранному языку все большее значение приобретают элементы лингвострановедения, ведь именно данный аспект способствует пониманию иностранной культуры, а значит эффективному взаимодействию с ее носителями. В данной выпускной квалификационной работе особое внимание уделяется значению праздников и традиций в процессе формирования лингвострановедческой компетенции обучающихся. Праздники отражают не только многовековую историю страны, но также культурные особенности и ценности ее жителей.
Актуальность данной работы заключается в том, что лингвострановедческий компонент становится неотъемлемой частью преподавания иностранного языка. Для подготовки учеников к межкультурному общению учителю нужно донести до них определенные знания и сформировать определенные умения, которые позволят им участвовать в процессе коммуникации с представителями другой культуры. Иными словами, учителю важно сформировать у учеников лингвострановедческую компетенцию, о которой и пойдет речь в данной работе. Применение материалов о праздниках и традициях на уроках французского языка способствует, во-первых, поднятию мотивации, обеспечивая благоприятную психологическую обстановку на уроке. Во - вторых, в ходе работы с данными материалами происходит знакомство с иноязычной культурой, что способствует расширению лингвокультурологического кругозора и воспитанию эстетических вкусов. В- третьих, при формировании лингвострановедческой компетенции на материалах праздников и традиций язык выступает и как цель, и как средство обучения. Обучающиеся не только знакомятся с новыми языковыми средствами, но и используют их для описания культурных особенностей.
Объектом исследования выступает лингвострановедческая компетенция, формируемая в процессе изучения материалов о французских праздниках и традициях на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования являются особенности формирования лингвострановедческой компетенции на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе.
Цель: изучить формирование лингвострановедческой компетенции в процессе применения материалов о праздниках и традициях Франции на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе.
Для реализации данной цели необходимо выполнение следующих задач:
• раскрыть сущность понятий «коммуникативная компетенция» и «лингвострановедческая компетенция»;
• изучить особенности формирования лингвострановедческой компетенции;
• определить основные принципы отбора лингвострановедческого материала для уроков иностранного языка;
• рассмотреть национальные и некоторые региональные праздники Франции и их традиции;
• провести анализ УМК, используемого в средней общеобразовательной школе, на предмет наличия лингвострановедческих материалов о праздниках и традициях страны;
• разработать фрагменты и конспект уроков, нацеленных на формирование лингвострановедческой компетенции на материалах о праздниках Франции.
Методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы; изучение практического опыта; обобщение опыта по формированию лингвострановедческой компетенции; наблюдение.
Методической базой работы стали труды таких ученых как Барышников Н. В., Гальскова Н. Д., Гез Н. И., Миньяр-Белоручев Р. К., Рогова Г. В., Томахин Г. Д. и др.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что основные ее положения могут быть использованы при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Теория обучения иностранным языкам», при написании курсовых работ по этому предмету. Разработанные фрагменты уроков, а также конспект урока могут быть использованы в средней общеобразовательной школе при планировании и проведении уроков.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются важные методические понятия, как коммуникативная и лингвострановедческая компетенции, теоретические основы работы с лингвострановедческим материалом на уроках иностранного языка. Во второй главе данной работы анализируются французские традиции и праздники, как один из важных элементов, при формировании лингвострановедческой компетенции обучающихся, представлен анализ учебно-методического комплекта, используемого на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе, а также предлагается несколько фрагментов уроков, основной целью которых является формирование лингвострановедческой компетенции.
В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются окончательные выводы по изучаемой теме.
Подводя итог данного исследования, можно сказать, что лингвострановедческая направленность становится неотъемлемой частью обучения иностранным языкам, так как в настоящее время особенно отчетливо ощущается необходимость не только формировать коммуникативные навыки, но и обучать культуре страны изучаемого языка. Знакомство с культурными особенностями достигается благодаря работе с правильно подобранным лингвострановедческим материалом и способствует формированию лингвострановедческой компетенции учащихся.
На уроках иностранного языка учителю стоит уделять внимание не только лексическим единицам, обладающим выраженной национальной культурной спецификой, но также праздникам и традициям, важными для носителей данного языка. Материалы о праздниках и традициях страны помогают раскрыть и понять культуру и менталитет ее жителей, а также обогащать культурные познания о своей стране, в ходе сопоставления двух культур.
В данной работе нами было выяснено, какое место занимает и какую роль играют праздники и традиции Франции для ее народа. Мы попытались выявить оправданность применения данных материалов на уроке французского языка, рассмотреть всевозможные формы работы над ними.
Мы считаем, что использование материалов о праздниках и традициях Франции в обучении французскому языку может стать именно тем педагогическим инструментом, который, с одной стороны, стимулирует процесс обучения, делая его активным, а с другой стороны способствует формированию лингвострановедческой компетенции обучающихся, в ходе знакомства с культурными особенностями носителей языка и их описания, благодаря средствам языка.
В результате изучения и анализа роли праздников и традиций Франции при формировании лингвострановедческой компетенции на уроках французского языка, различных способов и приемов работы с лингвострановедческим материалом, критериев его отбора и основных принципов работы с ним мы пришли к следующим выводам:
• регулярное применение лингвострановедческих материалов и их отработка на уроках иностранно языка способствует формированию у учащихся лингвострановедческой компетенции, что и является одной из целей изучения иностранного языка;
• для организации эффективной работы с лингвострановедческим материалом учителю необходимо соблюдать ряд правила при их отборе: соответствие содержания возрасту учащихся, уровню владения языком, присутствие лингвострановедческого компонента;
• использование лингвострановедческого материала, в особенности связанного с праздниками, способствует повышению мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, а также создает положительный настрой на уроках;
• праздники и традиции Франции отражают существующую картину мира носителей языка, раскрывают их ценности, мировоззрение, отношения к различным аспектам повседневной жизни, поэтому работа с подобные материалами позволяет глубже понять культуру страны изучаемого языка;
• в процессе изучения традиций к разным праздникам и анализируя их сходства и различия, учащиеся осознают, что у каждой культуры есть свои отличительные черты, что представители различных культур могут по- разному воспринимать одинаковые вещи;
• предложенные фрагменты уроков показывают практическую ценность данного метода работы при формировании лингвострановедческой компетенции и могут быть использованы при обучении французскому языку.
На уроках иностранного языка учителю стоит уделять внимание не только лексическим единицам, обладающим выраженной национальной культурной спецификой, но также праздникам и традициям, важными для носителей данного языка. Материалы о праздниках и традициях страны помогают раскрыть и понять культуру и менталитет ее жителей, а также обогащать культурные познания о своей стране, в ходе сопоставления двух культур.
В данной работе нами было выяснено, какое место занимает и какую роль играют праздники и традиции Франции для ее народа. Мы попытались выявить оправданность применения данных материалов на уроке французского языка, рассмотреть всевозможные формы работы над ними.
Мы считаем, что использование материалов о праздниках и традициях Франции в обучении французскому языку может стать именно тем педагогическим инструментом, который, с одной стороны, стимулирует процесс обучения, делая его активным, а с другой стороны способствует формированию лингвострановедческой компетенции обучающихся, в ходе знакомства с культурными особенностями носителей языка и их описания, благодаря средствам языка.
В результате изучения и анализа роли праздников и традиций Франции при формировании лингвострановедческой компетенции на уроках французского языка, различных способов и приемов работы с лингвострановедческим материалом, критериев его отбора и основных принципов работы с ним мы пришли к следующим выводам:
• регулярное применение лингвострановедческих материалов и их отработка на уроках иностранно языка способствует формированию у учащихся лингвострановедческой компетенции, что и является одной из целей изучения иностранного языка;
• для организации эффективной работы с лингвострановедческим материалом учителю необходимо соблюдать ряд правила при их отборе: соответствие содержания возрасту учащихся, уровню владения языком, присутствие лингвострановедческого компонента;
• использование лингвострановедческого материала, в особенности связанного с праздниками, способствует повышению мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, а также создает положительный настрой на уроках;
• праздники и традиции Франции отражают существующую картину мира носителей языка, раскрывают их ценности, мировоззрение, отношения к различным аспектам повседневной жизни, поэтому работа с подобные материалами позволяет глубже понять культуру страны изучаемого языка;
• в процессе изучения традиций к разным праздникам и анализируя их сходства и различия, учащиеся осознают, что у каждой культуры есть свои отличительные черты, что представители различных культур могут по- разному воспринимать одинаковые вещи;
• предложенные фрагменты уроков показывают практическую ценность данного метода работы при формировании лингвострановедческой компетенции и могут быть использованы при обучении французскому языку.



