Формирование лингвострановедческой компетенции в процессе изучения праздников и традиций Франции на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе
Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования лингвострановедческой компетенции при обучении иностранному языку 8
1.1. Лингвострановедческая компетенция в рамках Федеральных
государственных образовательных стандартов как интегративный компонент коммуникативной компетенции 8
1.2. Лингвострановедческая компетенция как методическое понятие 15
1.3. Использование лингвострановедческого материала на уроках
иностранного языка 23
1.3.1 Аутентичный характер лингвострановедческого материала 23
1.3.2. Принципы отбора лингвострановедческого материала 28
Выводы по I главе 31
Глава II. Французские традиции и праздники в рамках лингвострановедческого аспекта при обучении французскому языку 34
2. 1. Описание праздников и традиций Франции 34
2. 2. Анализ материалов учебно-методического комплекта «L’oiseau
bleu” на предмет использования лингвострановедческого материала 40
2.3. Использование материалов о праздниках и традициях Франции на
уроке французского языка в средней общеобразовательной школе при формировании лингвострановедческой компетенции 53
2.3.1. Фрагменты уроков, направленных на формирование
лингвострановедческой компетенции 53
2.3.2. Конспект урока, направленный на формирование
лингвострановедческой компетенции, на примере праздника музыки во Франции 63
Выводы по II главе 71
Заключение 72
Список литературы 74
Приложения 79
В современном обществе возрастает потребность овладения иностранным языком для осуществления межкультурного общения. Именно поэтому на уроках иностранного языка учитель должен обращать внимание не только на изучение новых лексических единиц и грамматических правил, но также на приобщение личности обучающегося к иноязычной культуре и ее подготовке к участию в диалоге культур. Подобранный для уроков учебный материал и методы работы с ним должны способствовать пониманию иностранной культуры, а также учить сравнивать родную и зарубежную культуру, искать в них схожие и различные черты.
В настоящее время в процессе обучения иностранному языку все большее значение приобретают элементы лингвострановедения, ведь именно данный аспект способствует пониманию иностранной культуры, а значит эффективному взаимодействию с ее носителями. В данной выпускной квалификационной работе особое внимание уделяется значению праздников и традиций в процессе формирования лингвострановедческой компетенции обучающихся. Праздники отражают не только многовековую историю страны, но также культурные особенности и ценности ее жителей.
Актуальность данной работы заключается в том, что лингвострановедческий компонент становится неотъемлемой частью преподавания иностранного языка. Для подготовки учеников к межкультурному общению учителю нужно донести до них определенные знания и сформировать определенные умения, которые позволят им участвовать в процессе коммуникации с представителями другой культуры. Иными словами, учителю важно сформировать у учеников лингвострановедческую компетенцию, о которой и пойдет речь в данной работе. Применение материалов о праздниках и традициях на уроках французского языка способствует, во-первых, поднятию мотивации, обеспечивая благоприятную психологическую обстановку на уроке. Во - вторых, в ходе работы с данными материалами происходит знакомство с иноязычной культурой, что способствует расширению лингвокультурологического кругозора и воспитанию эстетических вкусов. В- третьих, при формировании лингвострановедческой компетенции на материалах праздников и традиций язык выступает и как цель, и как средство обучения. Обучающиеся не только знакомятся с новыми языковыми средствами, но и используют их для описания культурных особенностей.
Объектом исследования выступает лингвострановедческая компетенция, формируемая в процессе изучения материалов о французских праздниках и традициях на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования являются особенности формирования лингвострановедческой компетенции на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе.
Цель: изучить формирование лингвострановедческой компетенции в процессе применения материалов о праздниках и традициях Франции на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе.
Для реализации данной цели необходимо выполнение следующих задач:
• раскрыть сущность понятий «коммуникативная компетенция» и «лингвострановедческая компетенция»;
• изучить особенности формирования лингвострановедческой компетенции;
• определить основные принципы отбора лингвострановедческого материала для уроков иностранного языка;
• рассмотреть национальные и некоторые региональные праздники Франции и их традиции;
• провести анализ УМК, используемого в средней общеобразовательной школе, на предмет наличия лингвострановедческих материалов о праздниках и традициях страны;
• разработать фрагменты и конспект уроков, нацеленных на формирование лингвострановедческой компетенции на материалах о праздниках Франции.
Методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы; изучение практического опыта; обобщение опыта по формированию лингвострановедческой компетенции; наблюдение.
Методической базой работы стали труды таких ученых как Барышников Н. В., Гальскова Н. Д., Гез Н. И., Миньяр-Белоручев Р. К., Рогова Г. В., Томахин Г. Д. и др.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что основные ее положения могут быть использованы при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Теория обучения иностранным языкам», при написании курсовых работ по этому предмету. Разработанные фрагменты уроков, а также конспект урока могут быть использованы в средней общеобразовательной школе при планировании и проведении уроков.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение раскрывает актуальность, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются важные методические понятия, как коммуникативная и лингвострановедческая компетенции, теоретические основы работы с лингвострановедческим материалом на уроках иностранного языка. Во второй главе данной работы анализируются французские традиции и праздники, как один из важных элементов, при формировании лингвострановедческой компетенции обучающихся, представлен анализ учебно-методического комплекта, используемого на уроках французского языка в средней общеобразовательной школе, а также предлагается несколько фрагментов уроков, основной целью которых является формирование лингвострановедческой компетенции.
В заключении подводятся общие итоги исследования, формулируются окончательные выводы по изучаемой теме.
Подводя итог данного исследования, можно сказать, что лингвострановедческая направленность становится неотъемлемой частью обучения иностранным языкам, так как в настоящее время особенно отчетливо ощущается необходимость не только формировать коммуникативные навыки, но и обучать культуре страны изучаемого языка. Знакомство с культурными особенностями достигается благодаря работе с правильно подобранным лингвострановедческим материалом и способствует формированию лингвострановедческой компетенции учащихся.
На уроках иностранного языка учителю стоит уделять внимание не только лексическим единицам, обладающим выраженной национальной культурной спецификой, но также праздникам и традициям, важными для носителей данного языка. Материалы о праздниках и традициях страны помогают раскрыть и понять культуру и менталитет ее жителей, а также обогащать культурные познания о своей стране, в ходе сопоставления двух культур.
В данной работе нами было выяснено, какое место занимает и какую роль играют праздники и традиции Франции для ее народа. Мы попытались выявить оправданность применения данных материалов на уроке французского языка, рассмотреть всевозможные формы работы над ними.
Мы считаем, что использование материалов о праздниках и традициях Франции в обучении французскому языку может стать именно тем педагогическим инструментом, который, с одной стороны, стимулирует процесс обучения, делая его активным, а с другой стороны способствует формированию лингвострановедческой компетенции обучающихся, в ходе знакомства с культурными особенностями носителей языка и их описания, благодаря средствам языка.
В результате изучения и анализа роли праздников и традиций Франции при формировании лингвострановедческой компетенции на уроках французского языка, различных способов и приемов работы с лингвострановедческим материалом, критериев его отбора и основных принципов работы с ним мы пришли к следующим выводам:
• регулярное применение лингвострановедческих материалов и их отработка на уроках иностранно языка способствует формированию у учащихся лингвострановедческой компетенции, что и является одной из целей изучения иностранного языка;
• для организации эффективной работы с лингвострановедческим материалом учителю необходимо соблюдать ряд правила при их отборе: соответствие содержания возрасту учащихся, уровню владения языком, присутствие лингвострановедческого компонента;
• использование лингвострановедческого материала, в особенности связанного с праздниками, способствует повышению мотивации обучающихся к изучению иностранного языка, а также создает положительный настрой на уроках;
• праздники и традиции Франции отражают существующую картину мира носителей языка, раскрывают их ценности, мировоззрение, отношения к различным аспектам повседневной жизни, поэтому работа с подобные материалами позволяет глубже понять культуру страны изучаемого языка;
• в процессе изучения традиций к разным праздникам и анализируя их сходства и различия, учащиеся осознают, что у каждой культуры есть свои отличительные черты, что представители различных культур могут по- разному воспринимать одинаковые вещи;
• предложенные фрагменты уроков показывают практическую ценность данного метода работы при формировании лингвострановедческой компетенции и могут быть использованы при обучении французскому языку.
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения иностранным языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Акимова О. С. Формирование лингвострановедческой компетенции старших школьников // Молодой ученый. - 2016. - № 8. - С. 896-898.
3. Барышников Н. В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. - М.: Просвещение, 2003. - 159 с.
4. Василенко А. А. Лингвокультурное сопровождение процесса обучения французскому языку учащихся средней школы // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 5. - С. 81-85.
5. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура / Т. М. Верещагин. - М.: Русский язык, 1976. - 248 с.
6. Воробьев Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка (поиск эффективных путей) // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 2. - С. 30-35.
7. Воробьева Е.И. Содержание и структура понятия лингвострановедческая компетенция учителя иностранного языка. - М.: Ладомир, 1999. - 286 с.
8. Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом - 1977. - № 6. - С. 38-45.
9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя. - М.: АРКТИ - Глосса, 2007. - 165 с.
10. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранному языку: Лингводидактика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
11. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. [и др.] Учебник. - М.: Высш. школа, 2008. - 373 с.
12. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: Каро, 2005. - 351 с.
13. Еремеева О. В. К вопросу о структурном и содержательном наполнении социокультурной компетенции // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2. - С. 20-22.
14. Зайцева Л. А. Требования к аудитивному материалу, содержащему неизученную лексику. - М.: Методическая мозаика, 2008. - 70 с.
15. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Московский исследовательский центр подготовки специалистов, 2007. - 184 с.
16. Кадырова Ф.М. Активизировать потенциал гуманитарной подготовки // Казанский педагогический журнал. - 2006. - № 2. - С. 20-22.
17. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987. - 264 с.
18. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Еналиева Т.М. Практическая
методика обучения иностранному языку. - М.: Издательский центр
«Академия», 2008. - 336 с.
19. Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 1. - С.19-24.
20. Крупко А. Г. Лингвострановедческий подход в обучении французскому языку как фактор развивающего обучения школьников // Иностранные языки в школе. - 1990. - № 6. - С. 20-26.
21. Литвинцев В.В. Междисциплинарный подход к развитию межкультурной компетенции: российский пример // Развитие межкультурной компетенции через изучение иностранных языков: потенциал, методы, проблемы. - 2006. - № 1. - С. 17-21.
22. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.» - М.: Просвещение, 1990. - 224с.
23. Московкин Л.В., Юрков Е. Е. Коммуникативная компетенция: определение, состав, проблемы обучения. - М.: Филоматис, 2006. - 199 с.
24. Нефедова М.А. Отбор материалов лингвострановедческого содержания для чтения // Иностранные языки в школе. - 1994. - №4. - С. 38-41.
25. Орехова Ю. М. К вопросуо структуре и содержании соцмокультурной компетенции // Известия ДГПУ. - 2015. - № 4. - С. 73-77.
26. Просянкина М. Лингвострановедение и его роль в обучении
иностранным языкам. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:
https://www.docsity.com/ru/lingvostranovedenie-i-ego-rol-v-obuchenii-inostrannym-yazykam-konspekt-pedagogika/331339/(дата обращения: 17.04.2020).
27. Рубинштейн С.Л. Задачи и мотивы деятельности // Основы общей психологии. - М.: Педагогика. - 1989. - 243 с.
28. Саланович Н. А. Обучение чтению аутентичных текстов лингвострановедческого содержания // Иностранные языки в школе. - 1999. - № 1. - С. 18-22.
29. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. - Воронеж: Истоки, 1996. - 237 с.
30. Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 2014. - 328 с.
31. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М.: Слово/Slovo, 2000. - 624 с.
32. Томахин Г.Д. Лингвострановедение: что это такое? //
Иностранные языки в школе. - 1996. - № 6. - С. 21-27.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:http://минобрнауки.рф/документы/2365(дата обращения: 13. 02. 2020).
34. Шуман Е. В. Возможности и перспективы межкультурной
коммуникации на немецком языке в школе // Международный научно - практический (электронный) журнал “INTER-CULTUR@L-NET”. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:http://www.my-
luni.ru/journal/clauses/69/(дата обращения: 10. 04. 2020).
35. Языкова Н.В. Проблемы обучения иностранным языкам в рамках межкультурного подхода // Развитие межкультурной компетенции через изучение иностранных языков: потенциал, методы, проблемы. - 2006. - №1.
- С. 142-145.
36. Auge H., Canada Pujols M. D., Marlhens C., Martin L. Tout va bien ! 1 metode de fran^ais, livre de l’eleve. - Raris: CLE International, 2005. - 165 p.
37. Hedaywa J. Le role des documents authentiques dans 1’enseignement/apprentissage du fran^ais langue etrangere. - Syrie, 2013. - 9 p.
38. Holec H. Des documents authentiques, pour quoi faire? - Nancy, 2010. - 37 p.
39. Johnson A., Menand R. TAXI 1, metode de fran^ais, livre de l’eleve.
- Paris: Hachette, 2004. - 144 p.
40. LHERETE A. Le document authentique en classe de langue. - Rouen, 2010. - 443p.
41. Vassal J. Pile ou Face 1, metode de fran^ais, livre de l’eleve niveau 1.
- M.: Masse Media, 1995. - 143 p.
42. Желтый журавль. Путеводитель по странам, городам и курортам.
Праздники во Франции. URL: http ://jj -tours.ru/ articles/france/france-
holidays.html(дата обращения: 28.05.2020).
43. FranceLex.ru. Французские праздники: уникальные традиции и вековые обычаи. URL: https://francelex. ru/ znaete/francuzskie -prazdniki. html(дата обращения: 28.04.2020).
44. Les fetes et les traditions de France. URL:https://infourok.ru/les-ftes-et-les-traditions-de-france-1722683.html(дата обращения: 28.04.2020).