Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система обучения умению классифицировать на уроках русского языка при изучении частей речи в начальной школе

Работа №158050

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УМЕНИЮ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
1.1. Характеристика умения классифицировать как универсального
учебного действия
1.2. Предметные основы формирования умения классифицировать на
уроках русского языка в начальной школе
1.3. Психолого-дидактические основы формирования у младших умения
классифицировать
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ
КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИМЕННЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
2.2. Характеристика заданий на развитие умения классифицировать
в современных учебно-методических комплектах
2.3. Пути работы по формированию универсального учебного действия
классификации при изучении именных частей речи
Заключение
Литература

В условиях функционирования ФГОС НОО важнейшими целями и результатами современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
В составе основных видов универсальных учебных действий выделяется умение классифицировать как распределение объектов по группам в соответствии с основаниями, принципами деления. Это умение составляет основу такого важного универсального действия как «выбор основания и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов» [Как проектировать универсальные учебные действия, с. 91].
Однако процесс формирования универсальных учебных действий на материале учебных предметов остается недостаточно разработанным. Это и определило проблемный аспект данного исследования. При его конкретизации мы учитывали, что уроки русского языка предоставляют значительные возможности для формирования познавательных логических универсальных учебных действий.
Среди изучаемого материала по русскому языку большое место отводится знакомству детей с частями речи, которые обладают различными классификационными категориями. Это в определенной степени обусловило выбор данной темы, которая посвящена методике формирования универсального умения классифицировать при изучении частей речи.
Исходя из сказанного были определены объект и предмет нашего исследования.
Объектом исследования является система обучения умению классифицировать на уроках русского языка при изучении частей речи в начальной школе.
Предмет исследования - методика формирования умения классифицировать у младших школьников при изучении именных частей речи.
Целью работы является выявление теоретических основ и разработка методических материалов, направленных на формирование у младших школьников умения классифицировать при изучении частей речи.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1) осмыслить психолого-педагогическую литературу, раскрывающую основы теории универсальных учебных действий;
2) рассмотреть особенности универсального учебного действия классификации
3) рассмотреть психолого-педагогические условия его формирования;
4) раскрыть предметные основы формирования действия классификации;
5) изучить педагогические технологии, способствующие
формированию умения классифицировать;
6) проанализировать современные учебники по русскому языку для начальной школы в аспекте рассматриваемой темы;
7) разработать методические материалы по обучению умению классифицировать при изучении частей речи.
Методическая и информационная база.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: теоретические методы - изучение и анализ литературы, практические методы - проектирование уроков и их фрагментов.
Информационной базой послужила лингвистическая, психолого-педагогическая и методическая литература.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы проанализировали возможности изучения именных частей речи (на материале имени существительного) в аспекте формирования универсального учебного действия классифицирования.
Мы определили, что в условиях реализации ФГОС НОО работа над развитием логических умений, к числу которых относится классификация, входит в приоритетное направление исследований.
В ходе анализа психологической и педагогической литературы нами было выявлена сущность действия классификации, его структурные компоненты, условия и приемы работы над развитием данного умения. Было установлено, что важнейшими умениям при проведении классификации является умение анализировать предметы, устанавливать сходство и различие, находить основание для классификации. Важными условиями формирования действия классификации является этапность, охват при отработке всех составляющих данное действие умений, наличие мотивации, активность и самостоятельность ребенка в учебной работе. Таким образом, подчеркивается актуальность поисковых методов изучения данных частей речи.
Нами были проанализированы предметные основы формирования данного умения: охарактеризованы именные части речи. В результате исследования было подчеркнуто различие классификационных и формоизменительных категорий данных частей речи.
В собственно методической главе нами изложены результаты анализа современных УМК в аспекте изучения в них именных частей речи (на материале имени существительного). Выявлено, что задачи его изучения направлены на развитие образовательной сферы ребенка и на развитие его умственных и речевых способностей. Наиболее распространенные методы работы над данным языковым содержанием - это поисковые методы, одним из действий которых выступает классификация.
Нами проведен анализ УМК «Школа России» в аспекте организации в них работы над классификацией. Выделены следующие группы заданий на обучение детей умению классифицировать: анализ заданной классификации, классификация языкового материала по заданному основанию, классификация без заданного основания, определение названий групп, исправление некорректных классификаций.
В работе предложены разработанные нами варианты заданий для работы над умением классифицировать на материале именных частей речи.
Для работы над классификацией нами были предложены задания тестового характера: на выбор оснований, придумывание названия предложенных групп языковых явлений. Это позволило сделать более полным перечень заданий на классификацию, представить более разнообразный дидактический материал.



1. Алексеева А. В., Бокуть Е. Л., Сиделева Т. Н. Преподавание в начальных
классах: Психолого-педагогическая практика. Учебно-методическое
пособие. - М.: ЦГЛ, 2003. - 208 с.
2. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - М.: Ось - 89, 2001. - 272 с.
3. Г альперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. - 1969. - № 1.
4. Давыдов В.В. Психологическая теория; учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. [Текст] / В.В. Давыдов - Томск: Пеленг, 1992. - 115с.
5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
6. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М., 1984.
7. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся//Вопросы психологии. 2000. № 6. - С. 86-92.
8. Занков Л. В. Дидактика и жизнь. — М., 1968.
9. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся [Текст] / Е.Н.Кабанова-Меллер. - М.: Просвещение, 1958. - 288 с.
10. Как проектировать
11. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: Наука, 1975.
12. Лайло В.В. Повышение грамотности и развитие мышления: Пос. для учителя. - М.: Дрофа, 2008. - 204с.
13. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1990.
14. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987.
15. Максименко С. Д. Общая психология. - К.: Вакляр, 2001. - 235с.
16. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды - М.: Педагогика. - 2009. - 213с.
17. Методика преподавания русского языка / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ивченко П.Ф. - М.: Просвещение, 1990.
18. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов: В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,1999. ( Кн. 1.)
19. Основы методики русского языка в 3-4 классах. Пособие для учителей./ Под ред. А.В.Текучева и др. - М.,1987.
20. Осинская В.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 9-10 классах. - К.: Рад. школа, 1980. - 143с.
21. Полякова А.В. Русский язык. 1 - 4 класс. - М.: Просвещение, 2013. («Системаразвивающего обучения Л.В. Занкова»).
22. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2011.
23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. - М.: Педагогика, 1989.
24. Русская грамматика. Академия наук СССР. Институт русского языка // http://rusgram.narod.ru/1516-1548.html
25. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. М.С. Соловейчик. - М., 2002.
26. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. - М.: Высшая школа, 1996.
27. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. 1-4 классы. - Смоленск: Ассоциация XXI век. 2013. («Гармония»).
28. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008. - 381с.
29. Трофимова Ю. Л. Психология. -К.: Либидь, 2001. - 325с.
30. Щукин А.Н. Лингво-дидактический энциклопедический словарь. - М.: Астрель, 2008. - 746 с.
31. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 1974.
32. Шанский Н. М., Тихонов А. Н.. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение,1987. - 256 с.
33. Ширяева С. Н. Категория рода имени существительного // Молодой
ученый. - 2017. - №7. - С. 594-597. - URL
https://moluch.ru/archive/141/39838/(дата обращения: 30.05.2018).
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010. - 31с. - (Стандарты второго
поколения). - ISBN 978-5-09-022995-1.
35. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159с. - (Стандарты второго
поколения). - ISBN 978-5-09-020588-7.
36. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 1-4 классы. - М.: Дрофа, 2013. («Классическая начальная школа»)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ