Использование лэпбука в работе над расширением словаря детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО 6
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
1.3. Значение, понятие и работа с лэпбуком в образовательном процессе дошкольников 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЭПБУКА С ЦЕЛЬЮ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО
2.1. Содержание работы по использованию лэпбука с целью расширения
словаря детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Результаты экспериментальной работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО 6
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
1.3. Значение, понятие и работа с лэпбуком в образовательном процессе дошкольников 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЭПБУКА С ЦЕЛЬЮ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО
2.1. Содержание работы по использованию лэпбука с целью расширения
словаря детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Результаты экспериментальной работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
Дошкольный возраст - это время практически неисчерпаемых возможностей для развития речевой активности. Собственная речь необходима в это время ребёнку для познания окружающего мира и самопознания.
Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. Проблема формирования лексико¬грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем
современной логопедии. Выделяют два этапа формирования грамматического строя речи: первым является этап практического овладения лексико-грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье; на втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Выполняя функцию средства обучения лэпбук служит одним из основных средств развития речи детей. Он помогает усвоению, закреплению знаний. Использование лэпбука повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Актуальность выбранной темы заключается в том, что при наличии достаточно обширного пассивного словаря ребенок зачастую затрудняется перенести его содержимое в активное использование в повседневной жизни, на занятиях, в игре.
Объект: деятельность педагога ДОО по расширению словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: использование лэпбука в работе над расширением словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель: изучить проблему использования лэпбука в работе над расширениием словаря детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) Осуществить анализ изучаемой проблемы в психолого-педагогической и методической литературе;
2) подобрать материал и осуществить диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
3) определить содержание работы педагога ДОО по расширению словаря детей старшего дошкольного возраста с использованием лэпбука;
4) проверить эффективность использования лэпбука в процессе работы над расширением словаря детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза заключается в предположении о том, что использование лэпбука будет способствовать эффективному расширению словаря детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, анализ и обобщение данных.
База исследования: МБДОУ ЦРР - ДС №36 г.Кузнецка
Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. Проблема формирования лексико¬грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем
современной логопедии. Выделяют два этапа формирования грамматического строя речи: первым является этап практического овладения лексико-грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье; на втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Выполняя функцию средства обучения лэпбук служит одним из основных средств развития речи детей. Он помогает усвоению, закреплению знаний. Использование лэпбука повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Актуальность выбранной темы заключается в том, что при наличии достаточно обширного пассивного словаря ребенок зачастую затрудняется перенести его содержимое в активное использование в повседневной жизни, на занятиях, в игре.
Объект: деятельность педагога ДОО по расширению словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: использование лэпбука в работе над расширением словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель: изучить проблему использования лэпбука в работе над расширениием словаря детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) Осуществить анализ изучаемой проблемы в психолого-педагогической и методической литературе;
2) подобрать материал и осуществить диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
3) определить содержание работы педагога ДОО по расширению словаря детей старшего дошкольного возраста с использованием лэпбука;
4) проверить эффективность использования лэпбука в процессе работы над расширением словаря детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза заключается в предположении о том, что использование лэпбука будет способствовать эффективному расширению словаря детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, анализ и обобщение данных.
База исследования: МБДОУ ЦРР - ДС №36 г.Кузнецка
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч.
Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.
В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.
Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук — самостоятельное полноценное средство развития детей, отвечающее всем требованиям ФГОС. Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. В работе было показано влияние лэпбука на развитие связной речи старших дошкольников. Данная работа осуществляется с учётом основных дидактических и методических принципов (принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип обеспечения активной речевой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи) и способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:
- в ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что большинство детей имеют средний и низкий уровень развития словаря, при проведении же контрольного эксперимента выяснилось, что этот уровень стал значительно выше по сравнению с начальным этапом;
- организация систематической, планомерной интерактивной деятельности в сочетании с другими формами работы, а также создание необходимых условий для ее проведения, позволяют повысить интерес детей к занятиям, а значит обеспечить прочное освоение материала детьми и формирование их словаря;
- в процессе применения лэпбука в работе с детьми значительно лучше осваиваются новые и сложные слова, а так же закрепляются и формируются уже знакомые слова, формируются умения преобразовывать слова, подбирать родственные слова.
Таким образом, поставленные задачи решены в полном объеме, цель исследовательской работы достигнута. В ходе проведения исследования доказана гипотеза о том, что лэпбук расширяет словарь детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что внедрение в обучение интерактивной папки лэпбук это что-то новое для детей, то что привлекает их внимание и интерес и они с удовольствием занимаются по ней не подозревая какую пользу она им приносит.
Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч.
Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.
В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.
Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук — самостоятельное полноценное средство развития детей, отвечающее всем требованиям ФГОС. Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. В работе было показано влияние лэпбука на развитие связной речи старших дошкольников. Данная работа осуществляется с учётом основных дидактических и методических принципов (принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип обеспечения активной речевой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи) и способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:
- в ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что большинство детей имеют средний и низкий уровень развития словаря, при проведении же контрольного эксперимента выяснилось, что этот уровень стал значительно выше по сравнению с начальным этапом;
- организация систематической, планомерной интерактивной деятельности в сочетании с другими формами работы, а также создание необходимых условий для ее проведения, позволяют повысить интерес детей к занятиям, а значит обеспечить прочное освоение материала детьми и формирование их словаря;
- в процессе применения лэпбука в работе с детьми значительно лучше осваиваются новые и сложные слова, а так же закрепляются и формируются уже знакомые слова, формируются умения преобразовывать слова, подбирать родственные слова.
Таким образом, поставленные задачи решены в полном объеме, цель исследовательской работы достигнута. В ходе проведения исследования доказана гипотеза о том, что лэпбук расширяет словарь детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что внедрение в обучение интерактивной папки лэпбук это что-то новое для детей, то что привлекает их внимание и интерес и они с удовольствием занимаются по ней не подозревая какую пользу она им приносит.



