ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО 6
1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
1.3. Значение, понятие и работа с лэпбуком в образовательном процессе дошкольников 21
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛЭПБУКА С ЦЕЛЬЮ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО
2.1. Содержание работы по использованию лэпбука с целью расширения
словаря детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Результаты экспериментальной работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
Дошкольный возраст - это время практически неисчерпаемых возможностей для развития речевой активности. Собственная речь необходима в это время ребёнку для познания окружающего мира и самопознания.
Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка. Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка. Проблема формирования лексико¬грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем
современной логопедии. Выделяют два этапа формирования грамматического строя речи: первым является этап практического овладения лексико-грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье; на втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков. В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Выполняя функцию средства обучения лэпбук служит одним из основных средств развития речи детей. Он помогает усвоению, закреплению знаний. Использование лэпбука повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Актуальность выбранной темы заключается в том, что при наличии достаточно обширного пассивного словаря ребенок зачастую затрудняется перенести его содержимое в активное использование в повседневной жизни, на занятиях, в игре.
Объект: деятельность педагога ДОО по расширению словаря детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: использование лэпбука в работе над расширением словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель: изучить проблему использования лэпбука в работе над расширениием словаря детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1) Осуществить анализ изучаемой проблемы в психолого-педагогической и методической литературе;
2) подобрать материал и осуществить диагностику речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
3) определить содержание работы педагога ДОО по расширению словаря детей старшего дошкольного возраста с использованием лэпбука;
4) проверить эффективность использования лэпбука в процессе работы над расширением словаря детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза заключается в предположении о том, что использование лэпбука будет способствовать эффективному расширению словаря детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, анализ и обобщение данных.
База исследования: МБДОУ ЦРР - ДС №36 г.Кузнецка
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Прежде всего, бросаются в глаза количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10-12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3-3,5 тысяч.
Говоря о качественной характеристике словаря, следует иметь в виду постепенное овладение детьми социально закрепленным содержанием слова, отражающим результат познания. Этот результат познания закрепляется в слове, благодаря чему осознается человеком и передается в процессе общения другим людям.
В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает прежде всего названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко.
Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Лэпбук — самостоятельное полноценное средство развития детей, отвечающее всем требованиям ФГОС. Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. В работе было показано влияние лэпбука на развитие связной речи старших дошкольников. Данная работа осуществляется с учётом основных дидактических и методических принципов (принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип обеспечения активной речевой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи) и способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.
Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:
- в ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что большинство детей имеют средний и низкий уровень развития словаря, при проведении же контрольного эксперимента выяснилось, что этот уровень стал значительно выше по сравнению с начальным этапом;
- организация систематической, планомерной интерактивной деятельности в сочетании с другими формами работы, а также создание необходимых условий для ее проведения, позволяют повысить интерес детей к занятиям, а значит обеспечить прочное освоение материала детьми и формирование их словаря;
- в процессе применения лэпбука в работе с детьми значительно лучше осваиваются новые и сложные слова, а так же закрепляются и формируются уже знакомые слова, формируются умения преобразовывать слова, подбирать родственные слова.
Таким образом, поставленные задачи решены в полном объеме, цель исследовательской работы достигнута. В ходе проведения исследования доказана гипотеза о том, что лэпбук расширяет словарь детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что внедрение в обучение интерактивной папки лэпбук это что-то новое для детей, то что привлекает их внимание и интерес и они с удовольствием занимаются по ней не подозревая какую пользу она им приносит.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников./ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Андрюшина Н.Н. Лэпбук как нетрадиционная форма работы с детьми на логопункте дошкольной образовательной организации. Азбука детства. - Самара: ООО «НТЦ», 2017. - 84-86 с.
3. Блохина Е. Лэпбук - наколенная книга. Т. Лиханова, Л. Морозова, О. Харина. Обруч. Образование: Ребенок и ученик. - 2015. - № 4. - С. 29-30.
4. Болотова И.О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.// Молодой ученый. - 2016. - № 7. - С. 35-38.
5. Брынзарей Ю.Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования./Ю.Г. Брынзарей, С.Н. Галенко. - Мозырь: Белый Ветер, 2014. - 111 с.
6. Бурачевская О. В. Интерактивная папка лэпбук в работе с детьми с нарушениями речи. //Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 4. - С. 12-14.
7. Бурачевская О.В. Интерактивные приемы и методы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речевого развития. Педагогические инновации: от теории к практике. - 2015. - 460 с.
8. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. - М.: Просвещение, 2011.- 212 с.
9. Виноградова, Н. А. Интерактивная развивающая среда детского сада./ Н. А. Виноградова, Микляева Н.В. - М/: УЦ "Перспектива", 2004
10. Волков Б.С. Учим общаться детей 3-7 лет./ Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
11. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в ловиях ФГОС. //Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. Пермь, апрель 2015 г. - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 162-164.
12. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М: Мозаика - Синтез, 2015. - 112 с.
13. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. /А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: Питер,
2015. - 464 с
14. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. / А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова. - М.: Сфера, 2017
15. Киракосян А. В. Лэпбук как результат проектной деятельности. -
2016. - 204 с.
16. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Просвещение, 2015. - 180 с.
17. Лукашук О.С. Лэпбук - новая форма организации образовательной деятельности - 2016. - 456 с.
18. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Владос, 2003. - 688 с.
19. Немов Р.С. Психология. - М.: Владос, 2001. - 640 с.
20. Нурисламова А.Д.Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования / А.Д. Нурисламова, Н.С. Давыдова, Ю.С. Тазова. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. Самара, 2016 г. - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - 89-91 с.
21. Обухова, Л.Ф. Детская психология. - 2-е изд., стереотип. - М.:
Тривола, 2001. - 360 с.
22. От рождения до школы. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Е.Н. и др. - М.: Мозаика - Синтез, 2016. - 333 с.
23. Попова Е.Н. Пословицы и поговорки. - Якутск: Бичик, 2012. - 48 с.
24. Попова Л.Д. Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения. //Журнал «Коррекционная работа в ДОУ». - 2015. - №5. - С. 30-32.
25. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от
21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384).// Российская газета. Федеральный выпуск. - № 6241 (265). - 2013.
26. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. - 566 с.
27. Радыгина П.Н. Речевые проблемы современных дошкольников. Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6 - 1.
28. Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего
дошкольного возраста. Сост. Л.Е. Кыласова. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2011. - 235c.
29. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та , 2005
30. Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет под редакцией О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 192 с.
31. Филичева Т.Б. Основы дошкольной логопедии. Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. - М: Эксмо, 2015. - 161 с.
32. Филичева Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Альфа, 2014. - 87 с.