Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности лиц юношеского возраста, принадлежащих к неформальным субкультурам

Работа №158045

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2022
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования психологических особенностей лиц юношеского возраста, принадлежащих к неформальным субкультурам 6
1.1. Взаимовлияние молодёжных неформальных субкультур и
традиционной культуры общества 6
1.2. Возрастные особенности подростка 16
1.3. Личностные характеристики представителей неформальных
субкультур 24
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей лиц юношеского возраста, принадлежащих к неформальным субкультурам 32
2.1. Описание процедуры и методов исследования 32
2.2. Анализ результатов диагностики психологических особенностей
лиц юношеского возраста, принадлежащих к неформальным субкультурам 35
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования психологических
особенностей лиц юношеского возраста, принадлежащих к неформальным субкультурам и лиц, к ним не относящихся 41
Выводы 47
Заключение 50
Список используемых источников 52
Приложение 57


В сложившихся условиях современного общества - в век стремительного развития и глобальных перемен, в том числе и в социуме, проблема изучения молодёжных субкультур обладает повышенной актуальностью.
Субкультуры - социокультурное отражение таких событий, как войны, локальные конфликты между странами, смена политических систем, трансформация социальных институтов и даже технологический прогресс. Исторически субкультуры являются неким актом протеста против устоявшихся социокультурных норм и канонов, а также стремлением к свободам, которые у каждой субкультуры формировались по-своему [6].
Сегодня существует несколько видов молодёжных субкультур, берущих свое начало от первых неформальных объединений, таких как неонацисты (конец 40-х годов XX века), хиппи (середина 60-х годов XX века), панки (70-е годы XX века), рокеры и ряд других. Некоторые из них являются деструктивными, но в основном представители молодёжных субкультур характеризуются конструктивным отношением к социуму и различным его группам, но отличаются сферой интересов, своеобразными моделями поведения и стереотипами мышления, а также эмоционально-чувственной составляющей личности [22].
Тема молодёжных субкультур является актуальной и открытой для исследований, как для социальных наук, так и для психологических. Это обусловлено стремительным развитием неформальных объединений, увеличением числа подростков и молодёжи - представителей субкультур. В последнее время термин «молодежные субкультуры» все чаще употребляется и в СМИ. Идут оживленные споры о причинах возникновения и особенностях их представителей.
В отечественной науке вопросам изучения психологических особенностей молодёжных субкультур посвящены работы следующих учёных: В.А. Геодакяна, Е.П. Ильина, Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, А.В. Либиной, И.В. Романовой и др.
Актуальность проблемы исследования детерминируется фактом наличия сложностей во взаимоотношениях между «неформалами» и представителями «обычной» молодёжи и целым рядом объективных нравственно-этических, политико-ориентированных, социокультурных причин и потребностями общества, поэтому важной диагностической задачей является выявление психологических особенностей лиц юношеского возраста, принадлежащих к неформальным субкультурам.
Цель исследования: изучение психологических особенностей лиц юношеского возраста, принадлежащих к неформальным субкультурам, для использования результатов в консультировании.
Объект исследования: личностная сфера.
Предмет исследования: психологические особенности лиц юношеского возраста, принадлежащих к неформальным субкультурам.
Гипотеза: лица юношеского возраста, входящие в группы неформальных субкультур (панки, металлисты), в отличие от своих сверстников, не принадлежащих к молодежным субкультурам, характеризуются более выраженным ощущением одиночества, депрессивными состояниями, демонстративностью и экзальтированностью.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические данные по проблеме психологических особенностей лиц юношеского возраста, принадлежащих к неформальным субкультурам.
2. Провести диагностическое исследование по выявлению психологических особенностей лиц юношеского возраста, принадлежащих к неформальным субкультурам в сравнении с группой испытуемых, не принадлежащих к субкультурам.
3. Выявить различия между группами испытуемых, входящих и не входящих в неформальные группы.
4. Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать выявленные психологические особенности у лиц юношеского возраста, принадлежащих к неформальным субкультурам.
5. Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
Для исследования был использован следующий комплекс психодиагностических методик:
1. «Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассела и М. Фергюсона);
2. «Шкала депрессии» (А.Т. Бека);
3. Опросник типов акцентуаций Г. Шмишека по типологии К. Леонгарда.
Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому анализу с помощью ф*-критерия Фишера.
Исследование проводилось в феврале-марте 2022 года в г. Пензе. Выборку исследования составили 32 человека, которые были поделены на две группы. 1 группу составили обучающиеся 10 класса МБОУ гимназии «САН» в возрасте 16 лет в количестве 15 человек. В состав 2 группы вошли лица, принадлежащие к различным неформальным субкультурам, в возрасте 16-20 лет в количестве 17 человек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальностью проведённого исследования стало то, что в современном обществе происходит стремительное развитие неформальных объединений, увеличивается число подростков и молодёжи - представителей субкультур. И - как следствие этого - увеличивается количество конфликтов во взаимоотношениях между «неформалами» и представителями «обычной» молодёжи.
Проведенное исследование указывает на существование различий в психологических особенностях лиц юношеского возраста, принадлежащих к неформальным субкультурам и лиц, к ним не относящихся.
Нами были изучены и проанализированы основные аспекты неформальных движений в отечественной и зарубежной психологической литературе. Была создана выборка и выверен диагностический материал для определения психологических особенностей лиц юношеского возраста, принадлежащих к неформальным субкультурам. Далее на практике были реализованы диагностические процедуры, проанализированы эмпирические данные, проинтерпретированы выявленные связи и различия. Затем были сформулированы выводы и определены цели последующей консультативной и коррекционной работы.
В теоретической главе были рассмотрены возрастные особенности подростка, произведен анализ понятия неформальных субкультур, была раскрыта сущность взаимовлияния молодёжных неформальных субкультур и традиционной культуры общества, а также перечислены личностные характеристики представителей неформальных субкультур.
К сожалению, на сегодняшний день информации, касающейся темы исследования, а именно, темы психологических особенностей лиц юношеского возраста, принадлежащих к неформальным субкультурам, в психологической литературе представлено крайне мало. Как правило, в научных трудах неформальные субкультуры рассматриваются либо только с отрицательной, либо только с положительной сторон, в то время как неформальные движения, как и любые другие общественные явления, нельзя судить однозначно, поскольку во всём есть позитивные и негативные аспекты.
Именно благодаря этому факту, нами было проведено исследование, в котором и сформировалась гипотеза о том, что лица юношеского возраста, входящие в группы неформальных субкультур (панки, металлисты), в отличие от своих сверстников, не принадлежащих к молодежным субкультурам, характеризуются более выраженным ощущением одиночества, депрессивными состояниями, демонстративностью и экзальтированностью. Данная гипотеза подтвердилась только частично, из чего можно сделать вывод о том, что в обществе существуют некие стереотипы восприятия неформалов. Оказывается, они демонстративны и экзальтированны не более, чем другие люди.
В традиционной культуре необходимо вести консультативную и профилактическую работу с родителями, педагогами и подростками.



1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
2. Баданина Л.П. Основы общей психологии / Л.П. Баданина. - М.: Флинта, 2012. - 448 с.
3. Байард Р.Т. Ваш беспокойный подросток: практическое руководство для отчаявшихся родителей / Р.Т. Байард, Д. Байард. - М.: Просвещение, 1991. - 220 с.
4. Борисов И.Ю. Зарубежные исследования молодежных субкультур / И.Ю. Борисов, Л.А. Радзиховский // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия / Отв. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Академия, 2003. - С. 507-515.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. - 2-е изд. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 584 с.
6. Брешин А.А. Субкультура современной российской молодежи: социологический анализ: автореф. дисс. ... канд. соц. наук / А.А. Брешин. - М., 2010. - 17 с.
7. Бэрон Р. Социальная психология: ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.
8. Величко В.Н. Психологические закономерности личности в юношеском возрасте / В.Н. Величко // Pedagogics, psychology, medical- biologicalproblemsofphysicaltrainingandsports. - 2007. - № 11. - С. 107-111.
9. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - Том 4: Детская психология / Л.С. Выготский; под. ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 433 с.
10. Гацкова Е.И. Молодежь и современность / Е.И. Гацкова. - М.: Инфра, 2001. - 125 с.
11. Глуханюк Н.С. Общая психология / Н.С. Глуханюк, А.А. Печеркина, С.Л. Семенова. - М.: Академия, 2012. - 288 с.
12. Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. - 5-е изд., испр. и доп. - СПб.: Речь, 2003. - 655 с.
13. Греков М.А. Феномен эскапизма в медианасыщенном обществе: ввтореф. дисс. ... канд. философских наук / М.А. Греков. - Омск, 2008. - 131 с.
14. Гуревич П.С. Культурология: учебник / П.С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2001. - 280 с.
15. Гусев А.Н. Общая психология: В 7 т. - Том 2. Ощущение и восприятие / А.Н. Гусев. - М.: Академия, 2013. - 416 с.
16. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.
17. Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников / С.А. Ефремцева. - Киев: Институт психологии академии педагогических наук Украины, 1997. - 80 с.
18. Занесоцкий А.С. Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений / А.С. Занесоцкий, А.П. Файн. - М.: Профиздат, 1990. - 224 с.
19. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Изд-во МПСИ, 2002. - 447 с.
20. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - Мн.: ТетраСистемс, 2000. - 432 с.
21. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
22. Левашова Е.Л. Типологизация молодежных субкультур в современном российском обществе / Е.Л. Левашова // Известия РГПУ им. А.П. Герцена. - 2012. - № 150. - С. 147-151.
23. Либин А.В. Дифференциальная психология / А.В. Либин. - М.: Смысл, 2000. -533 с.
24. Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками /
A. Г. Лидерс. - М.: Академия, 2001. - 249 с.
25. Логвинова М.И. Молодёжные субкультуры: психологические аспекты / М.И. Логвинова, Т.И. Логвинова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 569-573.
26. Логвинов И.Н. Ценностные ориентации представителей современных молодежных субкультур досуговой и учебно¬профессиональной направленности / И.Н. Логвинов, М.И. Логвинова, Т.И. Логвинова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - С. 2666-2670.
27. Марцинковская Т.Д. Общая психология / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2013. - 384 с.
28. Марцинковская Т.Д. Субкультура в транзитивном обществе / Т.Д. Марцинковская // Вопросы психологии. - 2013. - № 4. - С. 57-69.
29. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения / М. Мид. - М.: Наука, 1988. - 430 с.
30. Михайлова Л.И. Социология культуры: курс лекций / Л.И. Михайлова. - М.: Логос, 1997. - 343 с.
31. Моргун В.Ф. Неформальные подростковые группы /
B. Ф. Моргун, К.В. Седых // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия / Отв. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - С. 428-437.
32. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. Вузов / А.В. Мудрик. - М.: ИЦ «Академия», 2004. - 304 с.
33. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 2007. - 223 с.
34. Мухина В.С. Человек на пересечении созданных им реалий / В.С. Мухина. - М.: Развитие личности. - 2012. - № 1. - С. 16-35.
35. Немов Р.С. Общая психология: В 3 т. - Том 1. Введение в психологию / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2013. - 736 с.
36. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. вузов, обуч. по непсих. спец. / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2011. - 639 с.
37. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры / Е.Л. Омельченко. - М.: Ин-т социологии РАН, 2000. - 261 с.
38. Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. - 304 с.
39. Сайкин Е.А. Социальные роли и многомерность личности / Е.А. Сайкин // Известия Томского политехнического университета. - 2010. - № 6. - С. 200-203.
40. Сенченко Н.А. Изучение влияния отечественной рок-культуры на сознание студенческой молодежи / Н.А. Сенченко. - М.: Академия, 2000. - 191 с.
41. Сенченко Н.А. Социально-педагогическая помощь школьникам — представителям юношеских субкультур: сборник статей / Н.А. Сенченко под ред. Б.В. Куприянова. - Кострома, 2004. - 19 с.
42. Собкин В.С. Подросток-неформал: принадлежность к группе и жизненные ориентации / В.С. Собкин, А.В. Федотова // Инновации в профессиональной школе: прил. к журн. «Профессиональное образование. Столица»: - 2009. - № 8. - С. 11-18.
43. Толстых Н.Н. Тенденции изменения мотивации и временной перспективы российских подростков / Н.Н. Толстых // Ребёнок в современном обществе: сборник научных статей / Науч. ред. Л.Ф. Обухова, Е.Г. Юдина. - М.: Изд-во МГППУ, 2007. - С. 142-151.
44. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 512 с.
45. Харламенкова Н.Е. Психология личности [Электронный ресурс] /
Н.Е. Харламенкова. - URL:
http://imp.rudn.ru/psychology/psychology of person/index.html (дата
обращения: 12.03.2022).
46. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность / Л.В. Шабанов. - Томск: Изд-во ТГУ, 2005. - 399 с.
47. Шнейдер Л.Б. Молодежный экстремизм: сущность, гендерная специфика, противодействие и профилактика / Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд-во МПСИ, 2014. - 195 с.
48. Шумакова Н.Б. Возраст вопросов / Н.Б. Шумакова. - М.: Знание, 1990. - 78 с.
49. Щепанская Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Т.Б. Щепанская. - М.: ОГИ, 2004. - 286 с.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. Вузов / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
51. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис // Э. Эриксон [пер. с англ.]; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М.: ИГ «Прогресс», 1996. - 344 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ