Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Музыкальный андеграунд в советской культуре в конце 1960-х - начале 1990-х гг

Работа №158041

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Советский музыкальный андеграунд в 1960-х - 1990-х гг 15
§ 1. Факторы формирования феномена музыкального андеграунда в
СССР в 1960-х - 1970-х гг 15
§2. Политика советского государства в сфере музыкальной культуры 1960-х - 1980-х гг 33
§3. Становление музыкальной неофициальной культуры в СССР в 1960-х 1990-х гг 39
§4. Специфика феномена музыкального андеграунда в советской культуре на примере деятельности знаковой фигуры 1980-х гг. В. Р. Цоя
Глава II. Разработка туристского продукта (экскурсия «Путешествие в андеграунд»)
1. Содержание 54
2. Пояснительная записка 55
3. Схема маршрута экскурсии 56
4. Методическая разработка 57
5. Текст экскурсии 59
6. Портфель экскурсовода 69
Заключение 74
Список источников и литературы 82


Актуальность темы определяется растущим в настоящее время интересом к феномену неофициальной музыкальной культуры советского периода, её месту и роли в отечественной истории. Музыкальный андеграунд оказывал большое влияние на настроение значительной части советской творческой интеллигенции и реформаторски настроенного круга партийной элиты. Между тем, история неофициальной музыкальной культуры в Советском Союзе продолжает оставаться недостаточно изученной в отечественной историографии, несмотря на наметившиеся признаки активизации исследовательской работы в этом направлении. Необходимо отметить, что даже в работах последних лет внимание многих исследователей, как правило, сосредотачивается на рассмотрении отдельных направлений неофициальной культуры советского периода. Большинство историков, в 90-е годы XX века, обратив внимание на проблему оппозиционных проявлений, имевших место в неофициальном культурном процессе, ограничило свои исследования изучением истории диссидентского движения, причем в первую очередь его политического крыла - правозащитного направления. Истории культурного диссидентства до настоящего времени не было посвящено ни одной научной работы обобщающего характера. Подобным образом ситуация складывается и с исследованием отдельных видов неофициального искусства, в частности, литературы, художественного искусства, музыки. Актуальность исследуемой темы объясняется также тем фактом, что творчество большинства представителей неофициальной культуры советского периода составили основу современной российской культуры и искусства. Поэтому изучение её истории и культурных истоков может качественным образом прояснить её суть и проанализировать современное состояние культурного процесса в России.
Интерес к историческому периоду второй половины 1960-х - началу 1990-х годов объясняется особой значимостью происходивших в указанное время в Советском Союзе процессов, связанных с изменением характера развития неофициальной культуры и её перехода в отдельных регионах страны в новое качественное состояние - культуру андеграунда. Это стало возможным вследствие смены общей парадигмы развития художественной культуры СССР, произошедшей после смерти И. Сталина. Сутью трансформации системы, начавшей отсчёт от этого события, стал постепенный переход от моноидеологии в сфере культуры к плюрализму взглядов представителей творческой интеллигенции и художественных направлений в советском искусстве, невольно подержанный решениями XX съезда ЦК КПСС 1956 года. Одной из характерных черт, начавшейся вслед за этим «оттепели», стало возобновление прерванного на многие десятилетия открытого диалога между советскими деятелями культуры о путях развития советского искусства. В конечном итоге этот диалог, расширивший свои границы и начавший затрагивать вопросы, решение которых считалось монопольной привилегией партийной бюрократии, привёл активную часть деятелей культуры к конфликту с властью, выразившемуся в дискуссии о роли и функции искусства в жизни общества. По мнению немецкого исследователя К. Аймермахера, именно эта дискуссия стала причиной последовавшего через некоторое время разделения всего советского искусства на официальное и неофициальное.
Объектом исследования является развитие музыкальной культуры в СССР во второй половине 1960-х - начале 1990-х годов.
Предметом исследования являются особенности становления и развития музыкального андеграунда в Советском Союзе в рассматриваемый период времени.
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины 1960-х вплоть до начала 1990-х годов. Нижний рубеж исследования связан с серией громких судебных процессов над деятелями
советской культуры, обозначивших собой окончание периода «оттепели», и вызвавших в качестве ответной реакции первые открытые акции протеста. Выбор даты верхнего рубежа обусловлен активизацией в период перестройки деструктивных процессов в советском обществе в целом, и в культурной среде в частности, и в конечном итоге распадом самого Советского Союза.
Территориальные рамки охватывают проблему неофициальной культуры той территории СССР, главным образом Москвы и Ленинграда, где это явление было развито в наибольшей степени. Кроме того, можно отметить схожие культурные явления в ряде других крупных центров Советского Союза - в Прибалтике, на Украине, на Урале.
Степень изученности проблемы. Особенностью историографии истории неофициальной культуры советского периода является недостаточная изученность исследуемых проблем по данной теме. В доперестроечный период времени эта тема в отечественной историографии по известным причинам рассматриваться не могла. Первые попытки научных исследований стали появляться только в конце 1980-х годов, однако по- настоящему научная разработка вопроса началась только в постсоветский период. Следует отметить, что обобщающего научного исследования по теме неофициальной музыкальной культуры в Советском Союзе до настоящего времени ещё не создано.
Степень научной разработанности темы по отдельным направлениям неофициальной культуры различается. История диссидентства (особенно его правозащитного крыла) представлена в литературе достаточно подробно. Первой серьёзной работой по истории диссидентства стало крупное научное исследование известного правозащитника, председателя Московской Хельсинской группы Л.М. Алексеевой1, первоначально изданное за рубежом ещё в 1984 году. Несмотря на очевидную субъективность, работа Л. Алексеевой имеет историческую ценность благодаря содержанию в ней ценных фактов.
Также Алексеевой впервые была дана периодизация истории развития инакомыслия в Советском Союзе, положенная в основу современной периодизации данного явления. С начала 1990-х годов стали появляться статьи, продолжившие разработку вопроса в русле взглядов Л. Алексеевой. В то же время в 1990-е годы на страницах научных журналов начинают производиться попытки непредвзятого рассмотрения данной проблемы. Научных работ, посвященных собственно истории культурного диссидентства, до настоящего момента не выпускалось. Определённую культурную составляющую можно обнаружить в работе Р.А. Медведева 1, однако основная направленность труда заключается в освещении политической и правозащитной деятельности двух известных диссидентов.
С учётом относительно небольшого количества исторических работ по изучаемой теме, определённое внимание привлекают материалы конференций, на которых в той или иной форме поднимались проблемы, тесно связанные с исследуемым явлением. Особенностью некоторых конференций было то, что многие докладчики являлись непосредственными участниками описываемых культурных событий, что придавало их выступлениям эмоциональную окрашенность, а сами доклады отличались обобщительно-описательным характером, однако при этом содержали в себе ценные факты.
Лишь во второй половине 1990-х годов отечественные исследователи обратили своё внимание на культуру периода, получившего наименования «застоя». Первой попыткой научного осмысления проблемы, в которой внимание исследователей было сосредоточено именно на неофициальной культуре 1970-х годов, стал сборник статей «Семидесятые как предмет русской культуры». Кроме исследовательских материалов в сборнике приведены воспоминания о неофициальном культурном процессе и повседневной жизни деятелей искусства советского андеграунда, а также приведена хроника культурной жизни 1970-х годов. Вместе с тем, необходимо отметить, что в статьях некоторых авторов прослеживается некоторая тенденциозность при изложении данной проблемы, в частности, преувеличивается роль и влияние диссидентства на ход социальных и общественно-политических процессов, происходивших в стране в рассматриваемый период времени.
Во второй половине 1990-х годов выходит в свет ряд переводов монографий зарубежных исследователей, посвященных истории культуры советского периода. Интерес к работам подобного рода был обусловлен тем обстоятельствам, что в зарубежной историографии (в первую очередь в странах Западной Европы и США) проблема неофициальной культуры в Советском Союзе начала подвергаться научному анализу ещё в период существования данного феномена. Таким образом, у зарубежных исследователей уже был накоплен определенный запас знаний и наработок в этой области, который мог бы быть полезен отечественным ученым. Среди работ, тематически близких исследуемой нами проблеме, можно выделить работы немецких ученых В.Эггелинга1, Д.Кречмара, К. Аймермахера.
Основное внимание в исследованиях обращено на проблему взаимоотношений искусства и власти в изменяющихся условиях литературно-художественной жизни. Неофициальная культура рассматривается в совокупности с развитием официального культурного процесса в СССР, что в рамках поставленных авторами задач можно считать оправданным. В целом, работы вышеназванных авторов, заслуживают внимания, а с учётом отсутствия в отечественной историографии монографических исследований аналогичной направленности, представляют историческую ценность.
В начале XXI века интерес отечественных авторов к изучению темы неофициальной культуры и «другого» искусства усиливается. Если в 1990-е годы многих исследователей интересовали в первую очередь социальные и политические мотивы, лежавшие в основе общественной и культурной активности некоторых инакомыслящих, что, соответственно, подталкивало их к изучению диссидентской деятельности, то в последние годы акцент переносится на исследование собственно культурной составляющей данного исторического феномена. В этой связи особое значение приобретают труды, в которых осуществляется историко-культурный и культурологический анализ неофициальной культуры советского периода.
Заметной работой такого рода стало коллективное исследование художественной культуры Советского Союза 1970-х годов, осуществлённое историками искусства из Государственного института искусствознания РФ и специалистами-культурологами. Культурная эпоха 1970-х годов рассматривается как единое целое, включавшее в себя два взаимосвязанных полюса - официальную и неофициальную культуру. В статьях авторов, включённых в сборник, в культурологическом ракурсе рассматриваются различные проявления художественной культуры 1970-х годов, в том числе и неофициальной.
В эти же годы появился ряд исследований, в которых неофициальная культура рассматривается сквозь призму развития литературного процесса в Советском Союзе. При этом в поле зрения исследователей неизбежно попадают такие сопутствующие культурные явления литературного процесса советского андеграунда как самиздат, тамиздат, а также непосредственно само неофициальное культурное пространство.
В этом ряду работ можно выделить работу Е.Ю. Скарлыгиной, изданную для факультета журналистики МГУ ограниченным тиражом, и имеющую наряду с образовательной определённую научную ценность. Автором определены основные причины появления таких специфических культурных явлений как самиздат, и тамиздат, произведён обзор основных периодических изданий неподцензурной литературы советского периода и литературных произведений неофициальных писателей, выпущенных за рубежом, а также рассмотрена литература «третьей волны» русской эмиграции 1970-1980-х годов - явления, слабо изученного в отечественной историографии.
Одной из немногих научных работ, посвящённых советскому андеграунду, а именно истории ленинградской неофициальной литературы 1960 - 1980-х годов, является литературно-культурологическое исследование С. Савицкого. Автор в работе предлагает определение советского андеграунда, пытается выявить причины его возникновения и выделяет основные черты культуры ленинградского андеграунда. Кроме анализа творчества ленинградских неофициальных литераторов, С. Савицкий 1 , рассматривает условия существования представителей ленинградского литературного андеграунда, делая вывод, что маргинальность и девиантность поведения творческих деятелей являлись самоосознаваемыми чертами в литературно-художественной среде, влиявшими на характер и содержание литературных произведений неофициальных авторов. Исследование пронизано сопоставлением феномена советского андеграунда с аналогичным западноевропейским и американским культурными явлениями; выявлены сходства и различия данных субкультур. Работа С. Савицкого имеет ценность, как одна из первых в России попыток осмысления культуры советского андеграунда как сложного культурного явления, общекультурной проблемы, пусть и в границах одного отдельно взятого города.
Определённый интерес представляет исторический очерк В.Э. Долинина и Д. Я. Северюхина2, изданный в литературной энциклопедии «Самиздат Ленинграда. 195О-е-1980-е». Авторы, сами являвшиеся в прошлом участниками неофициального культурного процесса, хроникально описывают основные события и тенденции главных этапов развития неофициальной литературы в Ленинграде. Помимо описания истории развития ленинградской неофициальной культуры, содержащего богатый фактический материал, исследователи анализируют события, приведшие к возникновению данного исторического явления и выделяют особенности, характерные для сформировавшегося культурного движения. При всей полезности работы следует отметить, что, несмотря на достоверность и историчность представленной информации, данный очерк отличается субъективностью интерпретации приведённых в нём данных.
Также следует отметить монографию Т. М. Горяевой1, посвященную истории политической цензуры в СССР. В работе, при создании которой использовались рассекреченные документы Главлита, КГБ, ЦК КПСС непосредственно рассматриваются проблемы взаимоотношений органов власти и представителей советской творческой интеллигенции; в том числе показаны причины, приведшие к разделению советского культурного пространства на официальную и неофициальную сферы, а также репрессии, которым подвергались авторы и распространители самиздата.
Однако, стоит обратить внимание на работы, посвящённые развитию рок-музыки в СССР. Исследователи рок-музыки высказывают многочисленные и порой противоречивые мнения касательно принадлежности рока к сфере музыкальных или социальных явлений. Так, В. Конен полагает, что «...рок - явление не только художественное, но..., прежде всего, социальное». Е. Фёдоров говорит о социальной природе рок- музыки, подчёркивая, что «рок-музыка - это несколько больше, чем просто музыка. Это социальное течение, выразителями идей которого являются музыканты». А. Цукер в своих исследованиях отмечает одинаковую важность как музыкального, так и социального начала в рок-музыке, исследуя её как «социомузыкальное» явление .
Таким образом, в отечественной историографии до настоящего времени практически не создано крупных научных трудов, в которых неофициальная музыкальная культура в СССР во второй половине 1960-х - начале 1990-х годов рассматривалась бы не фрагментарно, а как единое культурное явление. Проследить становление музыкальной неофициальной культуры предоставляется возможным с помощью мемуаров музыкантов, журналистов, деятелей культуры, а также с помощью анализа биографических очерков, дневниковых записей, текстов песен и других различных материалов ненаучного содержания. Данная тема долгое время оставалась вне научного анализа, находившись лишь в поле зрения негативной публицистики. Вместе с тем, неофициальная музыкальная культура советского периода сыграла важную роль в формировании облика современной российской музыкальной культуры, и оказала косвенное влияние на процесс изменения мировоззренческих установок, начавшийся в стране в период проведения политики перестройки. В связи с вышеизложенным, представляется весьма актуальным обращение к изучению проблемы неофициальной культуры в СССР во второй половине 1960-х - начале 1990-х годы. В соответствии с этим сформулированы цель и задачи исследования.
Цель работы: проанализировать условия и особенности формирования и развития неофициальной музыкальной культуры советского периода во второй половине 1960-х - начале 1990-х годов и её влияние на развитие современной российской культуры. Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
- определить факторы, повлиявшие на формирование феномена музыкального андеграунда в советской культуре в 1960-е годы;
- изучить политику советского государства в сфере музыкальной культуры в 1960-х-1970-х гг.;
-отследить этапы становления неофициальной музыкальной культуры в СССР в 1960-х - 1990-х гг.;
- рассмотреть специфику феномена музыкального андеграунда СССР на примере деятельности знаковой фигуры 1980-х В. Р. Цоя;
- разработать методические рекомендации по организации экскурсии, посвященной истории музыкального андеграунда.
Источниковую базу исследования составляет комплекс источников, которые можно классифицировать по видам: материалы официального делопроизводства, материалы периодической печати, документы личного происхождения.
Материалы официального делопроизводства. В отличие от официально публиковавшихся законодательных материалов, в которых эта область культурной сферы не получила практически никакого отражения, делопроизводственные документы позволяют отслеживать динамику развития отношения представителей государственных и партийных органов к неофициальному культурному процессу в Советском Союзе. Ряд источников по изучаемой теме был извлечён из опубликованных тематических сборников: «История советской политической цензуры: Документы и комментарии». (М., 1997); «Цензура в Советском Союзе. 1917-1991. Документы». (М., 2004); «Крамола. Инакомыслие в СССР при Хрущёве и Брежневе. Рассекреченные документы Верховного Суда и Прокуратуры СССР». (М., 2005). Достаточно информативным источником являются стенографические отчёты пленумов ЦК КПСС, на которых рассматривались вопросы культурной политики советского правительства, а также рассекреченные стенограммы заседаний идеологических комиссий ЦК КПСС: «Идеологические комиссии ЦК КПСС. 1958-1964: Документы». (М., 1998). Также сюда можно отнести Приказы Министерства культуры СССР. Был использован в качестве источника Приказ от 28 сентября 1984 года «О запрете деятельности неформальных групп».
Материалы личного происхождения являлись одним из основных видов источников, использованных в проводившемся исследовании, причём большую их часть составляют мемуары участников неофициального культурного процесса и их современников: Алексеева Л.М., Голдберг П. «Поколение оттепели». (М., 2006); Буковский В.И. «И возвращается ветер...»(М., 2007); Глезер А. «Человек с двойным дном». (М.; 2009); Орлова Р. А., Копелев Л. М.«Мы жили в Москве 1956-1980». (М., 1990); Кабаков И. А.«Семидесятые годы. Воспоминания». (М., 1990); Махрова Г.А. «Запретные краски эпохи. Наброски к портретам друзей-художников1960-1980 гг.» (СПб., 1998) и др.
Нельзя оставить без внимания источники, напрямую связанные с развитием феномена музыкального андеграунда в советской культуре. Зачастую эти источники относятся к группе источников личного происхождения: Рыбин А. В. «Кино с самого начала» (СПб., 1992), Житинский А. А., Цой М. И. «Виктор Цой. Стихи, документы, воспоминания» (М., 1997), Долгов А. М. «Цой. Чёрный квадрат» (М., 2008), Стингрей Дж. «У меня был друг... Его звали Виктор» (М., 2007), Айзеншпис Ю. Ш. «Виктор Цой и другие. Как зажигают звёзды» (М., 2011).
Методология исследования. Методологическую основу исследования составили принципы историзма и объективности. Принцип историзма, предполагающий изучение фактов и явлений во всём их многообразии, в конкретно-исторических условиях возникновения и развития, позволяет исследовать процесс эволюции различных форм неофициальной культуры советского периода и особенности формирования культуры андеграунда. Принцип объективности получил выражение в использовании широкого круга исторических источников. В ходе работы применялись общенаучные методы, и, в первую очередь, системный подход, позволивший рассмотреть неофициальную культуру советского периода в виде сложной саморегулирующейся системы с многообразными связями и взаимоотношениями. Помимо этого был использован ряд специальных исторических методов. Историко-генетический метод использовался при изучении процессов формирования неофициального творческого сообщества в Советском Союзе, эволюции направлений независимого искусства, трансформации культурной сферы под влиянием социально-политических изменений, происходивших в советском обществе. Историко-сравнительный метод позволил произвести сравнение проявлений неофициальной культуры советского периода по социально-территориальному принципу; выявить сходства и различия независимой культуры и искусства в отдельных регионах, ставших объектами рассмотрения. Историко-системный метод применялся при анализе процессов, происходивших в неофициальной творческой среде в контексте её взаимодействия с советскими государственными культурными и партийными органами, а также процессов, имевших место непосредственно в самом неофициальном сообществе.
Научная новизна исследования. В работе представлен обобщённый материал по истории развития неофициальной музыкальной культуры в Советском Союзе во второй половине 1960-х-начале 1990-х годов. Выявлены исторические условия и факторы, повлиявшие на возникновение культуры советского андеграунда.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Исследование представляет готовый туристический продукт, который может быть реализован экскурсионными бюро и может быть предложен туристам туристическими агентствами и туристическими операторами. Также исследование может быть использовано преподавателями высших учебных заведений и учителями школ в рамках преподавания курсов «История искусств», «История России ХХ века».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, первой главы, четырёх параграфов, второй главы, заключения и списка используемых источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, очевидно, что неофициальная культура оказала ощутимое влияние на развитие культурного процесса в Советском Союзе в 1970-1980-е годы. В то же время в разных регионах страны уровень её развития был неодинаковым. В Москве и Ленинграде её социальной базой являлся незначительный по численности, но ощутимый по степени воздействия на общество, слой творческой и научной интеллигенции. В условиях нарастающего кризиса государственной идеологии и усиления поисков альтернативных систем ценностей в культурной сфере, советский андеграунд представил ряд вариантов развития отечественного искусства, частично применённых уже в постсоветский период истории России.
Анализ конкретных материалов по рассматриваемой теме позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, имеет смысл говорить о формировании нового состояния культуры советского периода в 60-е годы XX века. Механизм этой трансформации был запущен предшествующими событиями, происходившими как в политико-идеологической, так и в духовно¬культурной сферах советского общества. В пылу внутрипартийной борьбы за лидерство в руководстве партией, начавшейся после смерти И. Сталина, культурная сфера общества на время была выпущена из под жесткого контроля ЦК КПСС, Министерства культуры СССР и подконтрольных ему профессиональных творческих союзов. Процесс расширения творческих поисков, осуществляемых деятелями искусства, был запущен, правда, пока ещё в рамках господствующего художественного стиля - социалистического реализма. Катализатором ускорения этих культурных процессов невольно стал доклад Н. Хрущёва на XX съезде КПСС, смысл которого был однозначно интерпретирован многими представителями советской интеллигенции.
Довольно быстро в партийных кругах произошло осознание опасности слабого контроля над искусством, угрожающего сохранению руководящей роли партийной бюрократии в области культуры и идеологии. Ответные меры, нацеленные на коррекцию сложившейся ситуации в данный период времени - конце 1950-х - начале 1960-х годов - ограничились усилением так называемой «воспитательной работы» с деятелями культуры. Наряду с «мягким» нажимом, возобновилась практика открытого, и в том числе судебного преследования творческих деятелей. Вместе с тем, культурная политика партии при руководстве ею Н. Хрущёва отличалась открытостью к дискуссиям с советской интеллигенцией, однако их суть сводилась к попыткам власти убедить представителей последней в правоте своей позиции.
Шаткий консенсус между партией и интеллигенцией, установленный при Н. Хрущёве, был нарушен новым партийным руководством во главе с J1. Брежневым. Громкий судебный процесс по делу писателей Ю. Даниэля и А.Синявского, состоявшийся в начале 1966 года, стал последним пунктом, оформившим запуск процесса раскола единой до этого культуры советского периода, одновременно обозначив конец «оттепели». Судебные преследования и вновь начавшееся ужесточение цензурного гнета привели к разочарованию значительного числа представителей творческой интеллигенции в возможности перемен в советском обществе. Процесс формирования неофициальной культуры советского периода, начавшийся в годы «оттепели», завершился чехословацкими событиями августа 1968 года.1968 год в этой цепи событий был отнюдь не главным, а лишь заключительным этапом, напрямую повлиявшим только на образование и сплочение диссидентского движения. Одновременно с образованием ряда диссидентских организаций, шёл процесс массового «ухода» деятелей искусства во «внутреннюю эмиграцию», ознаменовавший собой рождение культуры андеграунда. Эти два полюса неофициальной культуры определяли её лицо па протяжении всего доперестроечного периода её истории.
Диссидентство возникло не как политический феномен: всё начиналось с требования наиболее активных деятелей культуры иметь право па свободное творческое самовыражение. Находясь под постоянным давлением властей, движение довольно быстро политизировалось. Негативную роль в усилении преследования диссидентов сыграло правозащитное крыло, к которому приравнивались все другие группы движения, в том числе и культурное направление, не носившее в основной массе социального и политического протеста. Диссидентская деятельность культурного направления выражалась главным образом в активном участии в самиздатовском процессе; целенаправленном отправлении своих произведений за рубеж с целью их последующего опубликования; открытом обращении к советской и западной общественности через средства массовой информации по вопросам, касающимся «болевых точек» советской культуры. Подобная деятельность приводила к ответным репрессивным мерам со стороны государства. В отношении творческих деятелей этой мерой чаще всего было принуждение к эмиграции, что в определённой степени было выгодно для самых властных структур, так как избавляло их от применения судебных и иных карательных мер, подвергавшихся острой критике со стороны западных правительств. Эта, третья по счёту, волна эмиграции из России имела в целом негативные последствия для русской культуры, потерявшей ряд талантливых деятелей искусства. В то же время эмиграция значительного числа активных, радикально настроенных элементов, позволила снять избыток социального напряжения в обществе, сыграв положительную роль в ослаблении давления на неофициальную культурную среду во второй половине 1970-х-1980-е годы. Само диссидентское движение, сильно ослабленное вследствие вынужденной эмиграции многих своих видных представителей, к середине 1980-х годов сошло с общественной арены, утратив своё моральное и духовное значение. Основообразующей формой неофициальной культуры советского периода являлся особый вид неподцензурной литературы - самиздат. Самиздат стал своеобразным информационным полем, предоставившим возможность межкультурного общения деятелей неофициального искусства. При этом, ареал производства и распространения самиздатовской продукции, как правило, ограничивался пределами крупных городов, а качественные изменения, произошедшие в состоянии литературно-художественного самиздата, можно было наблюдать исключительно в таких городах как Ленинград и Москва. Более того, необходимо отметить, что самиздат был доступен в первую очередь для узкой прослойки лиц, состоящей из представителей гуманитарной и технической интеллигенции. Таким образом, очевидно, что самиздат не мог оказать значимого влияния на мировоззрение широких общественных слоев страны.
Такая двойственная роль данного культурного феномена не мешает, вместе с тем, отметить его значимость в вопросе развития неофициальной культуры советского периода. Андеграунд, также как и неофициальная культура в целом, не могли бы самостоятельно существовать без самиздата. Самиздат стал формообразующим ядром советского андеграунда, своеобразным культурно-информационным пространством, в котором получил возможность осуществления информационный обмен идеями и мнениями между деятелями неофициального искусства. Во-вторых, необходимо отметить, что условия развития неофициальной культуры советского периода, как внешние, так и внутренние, привели к концу 1960-х годов к складыванию её особой субкультуры - андеграунда. Надо отметить, что данное культурное явление не являлось уникальным и присущим исключительно советской культуре: аналогичные субкультуры появились несколько ранее в ряде стран Западной Европы и США. Однако если на Западе андеграунд был добровольной попыткой ухода от коммерциализированного мэйнстрима в область независимого экспериментального творчества, то в Советском Союзе неприятие единственного одобренного властями стиля - социалистического реализма, смыкалось с проявлениями социального протеста, что придавало культуре советского андеграунда оттенок политической оппозиционности. Культура андеграунда стала явлением, характерным именно для периода так называемого «застоя». Особенность ситуации заключалась в том, что в Москве и Ленинграде, как ведущих культурных центрах страны, к началу 1970-х годов было сформировано неофициальное социокультурное пространство, позволившее деятелям искусства осуществлять в нём свободные творческие поиски. Главным фактором, повлиявшим на возникновение андеграунда, на наш взгляд, явилось установление устойчивых коммуникативных связей между участниками неофициального культурного процесса, обеспеченных, в первую очередь, возможностью опубликовывать свои работы в самиздате. Во-вторых, этому способствовала эволюция творческих сообществ граждан: если в конце 1950-х-1960-е годы типичным образцом неофициальных творческих объединений являлись так называемые «квартирные кружки», то в 1970-1980-е годы все основные события неофициальной культурной жизни, как то концерты, литературные чтения, семинары, художественные выставки происходили в общедоступных местах - кафе, клубах, домах культуры различных НИИ и вузах. С одной стороны, власти были не в силах остановить этот процесс. С другой - во второй половине 1970-х годов, после подавления основной волны диссидентского движения, вектор внимания властных органов сместился в сторону межнациональных конфликтов в союзных республиках, представлявших, по мнению аналитиков, наибольшую угрозу национальной безопасности СССР. В этих условиях неофициальному культурному сообществу в обеих столицах были сделаны определённые послабления, в частности, неприменение репрессивных мер при условии отказа представителей последнего от политической деятельности, опубликования произведений на Западе, занятия нелегальной коммерческой деятельностью и т. п.
Культура андеграунда по своему содержанию была разнородной, однако её объединяющим стержнем стал протест против норм и ценностей, установленных официальной культурой СССР. Продуктом андеграунда становилось всё, что расходилось с официальным советским искусством. По причине этого, наряду с образцами высокой культуры, в неофициальном искусстве существовало значительное количество произведений и даже любительских работ, которые, однако, не подвергались внутренней критике в андеграундном сообществе, так как такая критика считалась неэтичной по отношению к коллегам по неофициальной среде.
Рок-культура является неотъемлемой частью советского андеграунда. Рок-культуре удаётся занять доминирующую позицию в «подпольном» искусстве. Ориентированная преимущественно на молодёжь, она имеет тесную связь с контркультурой. Такое явление как рок-культура относят как к массовому, так и неофициальному искусству. Так или иначе неофициальная культура подпитывает массовую. Возникновение музыкального андеграунда было неизбежностью в СССР. Рок-культура располагает слушателей тем, что в ней они находят что-то очень близкое, включая эмоции, желания, мечты. Всё то, что каждый уже давно знает, но не говорит.
Музыкальный андеграунд в СССР выступает духовной потребностью общества. Как таковой андеграунд формируется в период «оттепели», а приобретает готовую форму во второй половине 1960-х - начале 1970-х годов. Период формирования является своего рода подражанием американскому рок-н-роллу. В этот момент на Западе было огромное количество рок-групп, и каждый советский начинающий рок-музыкант выбирал себе кумира и подражал ему. Советские команды довольно умело воспроизводили рок-композиции, однако они были лишены важного компонента - самобытности. В 1970-е годы на Западе формируется панк- движение, что также оказывает влияние на советских музыкантов. Причиной появления такого направления становится радикальная политика М. Тэтчер. Конечно, в СССР заимствование такого направления в роке произошло с рядом искажений, однако появляется намёк на рождение собственной идеи. Основной целью панк-культуры было стремление к эпатажу любыми способами, нарочитая агрессия и грубость. Но это движение довольно быстро сходит на «нет», как на Западе и СССР. В СССР подрастает новое поколение, которое открывает своим творчеством «новую волну». В этот период рок-культура разделяется. Она становится шире, и старшее поколение начинает её воспринимать. Центром объединения рок-музыкантов в СССР становится Ленинград. Огромную роль в развитии музыкального андеграунда в общем, и рок-культуры в частности играет открывшейся в 1981 году Ленинградский рок-клуб, который становится кузницей творчества рок-групп. Эта организация способствовала раскрытию талантов молодых музыкантов, создавала возможности для реализации творческих планов, проводила различные мастер-классы. Многие группы учились здесь, будто в школе. Приходили незрелыми, обучались мастерству, а затем выпускались, то есть становились профессионалами своего дела. Ярким примером может послужить рок-группа «Кино», которая за считанные дни набирает колоссальную популярность во всём Союзе. Начиная с рок-клуба, «Кино» быстро осваивает большие сцены стадионов и собирает на своих концертах целую милионную армию преданных поклонников. В перерывах между концертами, лидер группы, Виктор Робертович Цой, работает то в городской бане, то в котельной «Камчатка». Профиль Цоя, автора всех текстов песен и музыки к ним, красуется на афишах, заборах и везде, где только это возможно. Виктор Цой олицетворяет собой целую эпоху русского рока. Его творческий путь полностью повторяет развитие рок-культуры в период 1980¬х годов. Сначала происходит быстрое, стремительное развитие, а потом, к 1990-ым годам резкий спад. Творческая деятельность Виктора Цоя длилась чуть меньше десяти лет. Его неожиданная гибель 15 августа 1990 года послужила символом ухода эпохи. Существует мнение, что его популярность ещё больше возрастает после его смерти. Формируется своего рода культ Виктора Цоя. В первой половине 1990-х годов происходит резкий спад интереса к рок-музыке. Советский музыкальный андеграунд в этот период терпит кризис. Произошло это по ряду причин. Во-первых, политика перестройки, которая повлияла на все сферы жизни общества, потребовала от всех совершенно нового взгляда на происходящее. Во-вторых, безвременный уход многих авторитетных личностей. Смерть Александра Башлачёва и Виктора Цоя стали очень большой неожиданностью как для рок-сообщества, так и для всех остальных людей. Популярность этих людей растёт ещё быстрее, чем при жизни, а остальные группы остаются в стороне. Однако, к концу столетия ситуация меняется. Вакуум заполняют культовые группы «ДДТ», «Пикник», «Аквариум», которые придают русскому року «второе рождение». В это время рок перестаёт быть андеграундом. Он постепенно стал входить в массовую культуру.
Именно рок-культура СССР получила неофициальный статус борца с официальным, общепринятым музыкальным творчеством. Отличительной особенность российской рок-культуры является смещение акцента на тесты песен, в то время, как рок-культура Запада отличается богатством инструментальных композиций. В этой связи совершенно очевидным и закономерным становится вывод о зависимости российской музыкальной андеграундной культуры от текстов песен, их содержания. «Поэт в России больше, чем поэт» - эти строки классика как никогда актуальны для характеристики феномена музыкального андеграунда, поскольку богатые на политические события годы «оттепели, «застоя», «перестройки», «реформ шоковой терапии» обострили как существующие проблемы, так и «раскачивали» аудиторию, породив «героев своего времени». Действительно, тексты большинства песен не только критикуют существующий политический строй, призывают к протесту, а зачастую скатываются в примитивизм, пропагандируя бытовой или производственный протест. Дискредитация политического режима повлекла разочарование общественных масс в проводимой ушедшей властью политике, в том числе и культурной. В широких маргинальных слоях российского общества происходила примитивизация культурных притязаний, что способствовало распространению низкопробной музыки, сопровождавшейся текстами с нецензурной лексикой.



1. Айзеншпис Ю. Ш. Виктор Цой и другие. Как зажигают звёзды. - М.: Алгоритм, 2011. - 297 с.
2. Алексеева Л. М., Голдберг П. Поколение оттепели. - М.: Культура, 2006. - 291 с.
3. Буковский В. И. И возвращается ветер... - М.: Аспол, 2007. - 211 с.
4. Глезер А. Д. Человек с двойным дном. - СПб.: Культура, 2009. - 325 с.
5. Долгов А. М. Цой. Чёрный квадрат. - М.: АНТАО, 2008. - 176 с.
6. Житинский А. А., Цой М. И. Виктор Цой. Стихи, документы, воспоминания. - М.: Культура, 1997. - 216 с.
7. Идеологические комиссии ЦК КПСС. 1958-1964: Документы. / Сборник нормативных документов № 5. - М.: Эксмо, 1998. - 163 с.
8. История советской политической цензуры: Документы и комментарии. /
Сборник нормативных документов №2. - М.: Политическая история, 1997. - 98 с.
9. Кабаков И. А. Семидесятые годы. Воспоминания. - М.: Эксмо, 1990. - 184 с.
10. Копелев Л. М. Мы жили в Москве 1956-1980. - М.: АНТАО, 1994. - 147 с.
11. Крамола. Инакомыслие в СССР при Хрущёве и Брежневе. / Рассекреченные документы Верховного Суда и Прокуратуры СССР. - М.: 2005. - 190 с.
12. Махрова Г. А. Запретные краски эпохи. Наброски к портретам друзей- художников 1960-1980 гг. - СПб.: Культура, 1998. - 228 с.
13. Стингрей Дж. У меня был друг... Его звали Виктор. - М.: Эксмо, 2007. - 90 с.
14. Цензура в Советском Союзе. 1917-1991. Документы. Сборник нормативных документов № 19. - М.: Политическая история, 2004. - 223
с.
II. Литература:
15. Аймермахер К. От единства к многообразию: разыскания в области другого искусства 1950-х-1970-х годов. - М.: Культура, 2004. - 187 с.
16. Александров Б. А., Забродин Г. Д. Рок: искусство или болезнь? - М.: Советская Россия, 1990. - 228 с.
17. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: новейший период. - М.: Академия, 1992. - 425 с.
18. Алтунян Г. В. Цена свободы. Воспоминания диссидента. - Харьков: Звезда, 2000. - 348 с.
19. Амальрик А. С. Записки диссидента. - М.: Слово. 1991. - 200 с.
20. Аннинский Л. А. Шестидесятники и мы: Кинематограф, ставший и не ставший историей. - М.: Киноцентр, 1991. - 239 с.
21. Арбатов Г. А. Из недавнего прошлого. // Знамя, 1990, № 9. С. 25-31.
22. Артановский С. Н. Некоторые проблемы теории культуры. - М.:
Советская Россия, 1988. - 340 с.
23. Барулин В. С. Российский человек в XX веке: Потери и обретения себя. - СПб.: Алетейя, 2000. - 431 с.
24. Безбородов А. К., Мейер М. П., Пивовар Е. В. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-80-х гг. М.: Геттинген. 1994. - 289 с.
25. Белова А. В. Наследие ленинградского музыкального андеграунда: систематизация и экспонирование. // Молодежный вестник Санкт- Петербургского государственного института культуры. 2017. № 1 (7). С. 70-73.
26. Березовский В. Н. Движение диссидентов в СССР в 60-х-первой половине 80-х годов // Россия в XX веке: Историки мира спорят, 1994. - С. 615¬621.
27. Бондаренко В. В., Дроздов А. Д. История рок-музыки. - Минск: Искусство, 1994. - 307 с.
28. Боннэр Е. К. Диссиденты возвращаются // Московский комсомолец 2000.
- № 33. - С. 47-64.
29. Бубенникова Л. К. ВИА и рок-группы// Самодеятельное творчество
в СССР: очерки истории (конец 1950-х начало 1990-х). - М., 2000. - С. 79 -105.
30. Гноевой Р. В. Сектор газа глазами близких. - М.: АНТАО, 2004. - 190 с.
31. Горяева Т. М. Политическая цензура в СССР. 1917-1981. - М.: Академия
2002. - 174 с.
32. Гришин В. В. От Хрущева до Горбачева: Политические портреты пяти генсеков и А. Н. Косыгина. - М.: Аспол, 1996. - 356 с.
33. Данилов А. А. История инакомыслия в России: Советский период 1917-1991. Уфа, Восточный университет, 1995. - 103 с.
34. Долгов А. М. Цой. Чёрный квадрат. - М.: Эксмо, 2008. - 307 с.
35. Долинин В. Э., Северюхин Д. Я. Преодоление немоты. 1950-1980-е гг. М., 2003.
36. Ешич Б. Б. Культура в системе общества // Культура в общественной системе социализма. - М., 1989. - 108 с.
37. Зорин В. А. Незамкнутый круг. - СПб.: Политическая история, 1992. - 223 с.
38. Иконникова С. Н. Массовая культура и молодёжь: вымыслы и реальность.
- М.: Советская Россия, 1979. - 336 с.
39. Кадиков З. С. По следам пророка света. Расшифровка песен В. Цоя. - СПб: Аист, 1999. - 230 с.
40. Калгин В. Н. Виктор Цой и его Кино. - М.: АСТ, 2015. - 306 с.
41. Камю А. Бунтующий человек. - М.: Советская Россия 1990. - 330 с.
42. Кара-Мурза С. Г. Евреи, диссиденты и еврокоммунизм. - М.: АНТАО, 2003. - 109 с.
43. Касьянова Е. В. Рок-культура в контексте современной культуры. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - СПб, 2003. - 24 с.
44. Климов Ю. М. Поколение кризиса или кризис поколения? -М.: Мысль, 1988. - 197 с.
45. Козлов А. Г. Рок: истоки и развитие. - М.: Культура, 1998 - 304 с.
46. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. Учебное пособие.
- М.: Дрофа, 1997. - 432 с.
47. Конен В. Д. Об истоках рок-музыки // Советская музыка. - №7. - 1986. - С. 34-42.
48. Корин А. А. Музыка волн, музыка ветра. - М.: Эксмо, 2007. - 289 с.
49. Королев А. А. Диссидентство и молодая творческая интеллигенция: к проблеме духовных истоков современных радикально-либеральных реформ. // Социальные реформы в России: теория и практика. - № 2. -
1996. - С. 180-198.
50. Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове, Черненко. 1970-1985 гг. - М.: Культура, 1997 - 197 с.
51. Куликова И. А. Музыкальная молодежная эстрада. - М.: Советская
Россия, 1978 - 229 с.
52. Леонтьев Д. А., Волкова Ю. А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия //Проблемы информационной культуры. Вып. 4: Искусство в контексте информационной культуры. М., 1997. С. 114-131.
53. Марочкин В. В. Легенды советского рока. - М.: АСТ, 2017. - 272 с.
54. Марочкин В. В. Повседневная жизнь российского рок-музыканта. - М.: АСТ, 2003. - 300 с.
55. Медведев Р. А. Солженицын и Сахаров. - М.: Академия, 2002. - 195 с.
56. Набок И. Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. - Л., 1989. - 32 с.
57. Никонова С. И. Инакомыслие как явление духовной жизни советского общества. (1965-1985 гг.) // Известия КГАСУ, 2007. № 2 (8). С. 122-127.
58. Невская Т. Н. Становление молодежной рок-культуры в СССР в конце 50¬х - начале 80-х годов ХХ века. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 77. С. 343-349.
59. Пшеничный О. М. Рок против террора. - М.: Советская Россия, 1991. - 207 с.
60. Рыбин А. В. Кино с самого начала. - Смоленск, 1992. - 190 с.
61. Савицкий С. А. Андеграунд (история и мифы ленинградской неофициальной культуры). - М.: АСАТО 2002. - 260 с.
62. Савченко Б. В. Кумиры российской эстрады. - М.: Эксмо, 1998. - 243 с.
63. Савченко С. П. Борис гребенщиков: у истоков советского музыкального андеграунда. // НаукаПарк. 2013. № 3 (13). С. 14-18.
64. Скарлыгина Е. Ю. Неофициальная культура 1960-1980-х годов и третья волна русской эмиграции. - М.: Академия, 2002. - 167 с.
65. Смирнов И. А. Время колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока. - М.: Культура, 1994. - 337 с.
66. Смирнов И. А. Рок-н-ролл жив. // Знание-сила. - 1991. - №8. - С. 56-63.
67. Суртаев В Л. Социокультурное творчество молодежи. - СПб.: Эрго, 2000.
- 89 с.
68. Суслов И. В. Инакомыслие как социокультурный феномен. Автореф. дисс. ... канд. социол. наук. - Саратов, 2011. - 20 с.
69. Тельчарова Р. А. Музыка и культура. - М.: Советская Россия, 1985. - 209 с.
70. Федулов А. Н. Неофициальная культура в СССР во второй половине 60-х
- 80-х годах XX века. Автореф. дисс. ... канд. истор. наук. - Элиста, 2010. - 22 с.
71. Фёдоров Е. В. Рок в нескольких лицах. - М.: Советская Россия, 1989. - 198 с.
72. Чередниченко Т. В. Кризис общества кризис искусства. Музыкальный
«авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. - М.:
Культура, 1985. - 340 с.
73. Чернин А. А. Наша музыка. Первая полная история русского рока. - М.: Амфора, 2006. - 322 с.
74. Шнеерсон Г. П. Поп-музыка в действии // Советская музыка. 1974. № 1. С. 43-58.
75. Шубин A. B. Диссиденты, неформалы и свобода в СССР. - М.: Вече,
2008. - 384 с.
Цукер А. М. От советской массовой песни к советской рок-музыке. - Ростов,Ростовская государственная консерватории им. С. Рахманинова, 2003. - 88 с.
76. Эггелинг В. Э. Политика и культура при Хрущёве и Брежневе. 1953-1970 гг. - М.: Слово, 1999. - 166 с.
77. Якимович А. О. Конец великой эпохи: реальность-менталитет-искусство // Погружение в трясину: (Анатомия застоя). - М., 1991. - С.371-388.
78. Гоголь [Электронный ресурс] URL: http://www.gogol.ru/
gogol/proizvedeniya_nvgogolya/mertvye_dushi_tom_2/. (режим доступа: 15.04.2017)
79. Rockcult [Электронный ресурс] URL:http://rockcult.ru/p/leningradskij-rock- club-members-memories/(режим доступа: 15.03.2017)
80. Шестидесятники [Электронный ресурс] URL:http://cccp-60.ru/(режим доступа: 05.05.2017)
81. Группа Алиса [Электронный ресурс] URL:http://www.alisa.net/(режим доступа: 28.04.2017)
82. Ленинградский рок-клуб: заметки очевидца [Электронный ресурс] URL:http://www.bbc.com/russian/society/2011/03/110320_5floor_rock_club(р ежим доступа: 18.02.2017)
83. Клуб-музей «Котельная Камчатка» [Электронный ресурс] URL:
http://clubkamchatka.ru/.(режим доступа: 16.02.2017)
84. Виртуальный тур по Санкт-Петербургу [Электронный ресурс] URL: https: //grand-piter.ru/ekskursii/Virtualnyy-tur/(режим доступа: 10.02.2017)
1 Арбатов Г. А. Из недавнего прошлого. // Знамя, 1990, № 9. С. 29.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ