Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Произведения М.И. Глинки в процессе патриотического воспитания в школе

Работа №158022

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2024
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ1.1. Понятие и сущность патриотического воспитания школьников 6
1.2. Пути и приёмы развития патриотизма у школьников 12
1.3. Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки 16
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ 23
2.1. Диагностика исходного уровня патриотических чувств у школьников. 23
2.2 Реализация работы по воспитанию патриотизма у школьников на примере произведений М. Глинки 31
2.3. План-конспект урока по музыке на тему: “Патриотизм в произведениях М.И. Глинки” 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………51


Актуальность. В современных условиях социально-экономического развития страны наблюдается быстрое изменение общественной жизни и смена ценностей, что приводит к развитию духовного кризиса и снижению нравственного и интеллектуального потенциала молодежи. В связи с этим возникает актуальный вопрос о нравственно-патриотическом воспитании молодого поколения. Важно внушить детям любовь к родной стране, родному дому, семье, природе, истории и народу, а также гордость за достижения национальной культуры. Как отмечал В.А. Сухомлинский, «Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости оттого, что все это - твоя Родина».
Роль искусства, особенно музыки, в формировании чувства патриотизма является значительной. Музыка, как язык души, оказывает глубокое влияние на сознание человека, формируя его эмоции и настроение. Благодаря своей эмоциональной окрашенности, музыка может оставаться в памяти надолго. Она способна воспитывать такие прекрасные нравственные качества, как доброта, открытость, достоинство и сострадание, которые всегда были ценными в обществе.
Одним из эффективных способов формирования чувства любви к Родине и национальной гордости является использование музыкального наследия русских композиторов, в том числе произведений выдающегося русского композитора Михаила Ивановича Глинки.
М.И. Глинка является одним из основоположников русской классической музыки и его произведения знакомы и любимы многими. Включение музыки Глинки в образовательный процесс школы может не только способствовать развитию музыкального вкуса у учащихся, но и оказывать позитивное воздействие на формирование патриотических чувств.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью разработки эффективных методов и подходов к патриотическому воспитанию с использованием музыкального наследия русских композиторов. Исследование влияния произведений М.И. Глинки на формирование патриотических ценностей учащихся школы позволит выявить потенциал музыки как средства воспитания и развития личности, а также определить практические рекомендации для педагогов и специалистов в области образования.
Проблема исследования заключается в необходимости разработки и апробации новых подходов к использованию музыкального наследия М.И. Глинки в школьной практике с целью повышения эффективности патриотического воспитания учащихся. Также проблемой может быть нехватка исследований и практических материалов по данной теме, что требует дополнительного изучения и анализа.
Цель исследования. Определить эффективность использования произведений М.И. Глинки в процессе патриотического воспитания учащихся школы, а также выявить способы и методы, с помощью которых музыка Глинки может способствовать формированию патриотических ценностей у школьников.
Объект исследования. Музыкальные произведения Михаила Ивановича Глинки, оказавшие влияние на культурное развитие России XIX – XXI веков.
Предмет исследования. Влияние произведений М.И. Глинки на формирование патриотических ценностей учащихся школы, методы и приемы использования музыки Глинки в образовательном процессе для достижения патриотических целей, а также практические аспекты внедрения данного подхода в школьную педагогическую практику.
Задачи:
1. Определить понятие и сущность патриотического воспитания школьников.
2. Изучить пути и приёмы развития патриотизма у школьников.
3. Исследовать патриотическое воспитание школьников на уроках музыки.
4. Описать реализацию работы по воспитанию патриотизма у школьников на уроках музыки на примере произведений М. Глинки.
5. Анализ и апробация плана-конспекта урока по музыке на тему «Патриотизм в произведениях М. Глинки».
Методы исследования. Отбор и анализ литературы по теме исследования, изучение, синтез, классификация, систематизация, обобщение.
Новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что выявлены условия успешности патриотического воспитания школьников с помощью произведений М. Глинки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный нами урок по музыке на тему «Патриотизм в произведениях М. Глинки» может использоваться в практической работе по патриотическому воспитанию школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе нами была изучена тема «Произведения М.И. Глинки в процессе патриотического воспитания в школе».
Цель исследования - определить эффективность использования произведений М.И. Глинки в процессе патриотического воспитания учащихся школы, а также выявить способы и методы, с помощью которых музыка Глинки может способствовать формированию патриотических ценностей у школьников посредством решения поставленных задач.
Патриотическое воспитание школьников является важнейшим аспектом их общего развития, направленным на привитие чувства любви и преданности своей стране. Концепция и суть патриотического воспитания включают в себя воспитание понимания и признательности к своей нации, ее истории, культуре, традициям и ценностям. Это выходит за рамки простого приобретения знаний, фокусируясь на развитии глубокой эмоциональной связи с родиной и готовности внести позитивный вклад в ее прогресс.
Патриотическое воспитание играет важную роль в формировании идентичности, ценностей и отношения учащихся к обществу. Оно помогает им развить чувство ответственности перед своей страной и согражданами, способствует активной гражданской позиции и социальной сплоченности. Воспитывая патриотизм в умах молодежи, школы могут внести свой вклад в построение гармоничного и инклюзивного общества, основанного на общих ценностях и взаимном уважении.
В целом, концепция патриотического воспитания школьников основана на вере в то, что привитие любви к своей стране необходимо для воспитания ответственных граждан, которые стремятся внести позитивный вклад в развитие своего общества и нации.
Пути и приемы развития патриотизма у школьников могут включать в себя различные методы и подходы, которые позволяют формировать чувства отечественной гордости и любви к своей стране. Один из путей развития патриотизма у школьников может быть основан на изучении истории своей страны, ее культуры и традиций. Через знакомство с великими личностями, событиями и достижениями родной земли школьники могут получить представление об их значении для национального самосознания.
В ходе исследования было установлено, что произведения М.И. Глинки играют значительную роль в процессе патриотического воспитания учащихся в школе. Музыкальные композиции композитора способствуют формированию патриотических чувств, развитию любви к Родине и уважению к истории своего народа.
Анализ текстов и музыкальных произведений М.И. Глинки позволил выявить глубокие патриотические мотивы, заложенные в его творчестве. Эти мотивы актуальны и важны для современного образования, поскольку способствуют формированию гражданской идентичности учащихся.
Использование произведений М.И. Глинки в учебном процессе школы может быть эффективным инструментом патриотического воспитания, поскольку музыка имеет уникальную способность воздействовать на эмоциональную сферу человека и вызывать глубокие чувства.
Таким образом, результаты исследования подтверждают важность использования произведений М.И. Глинки в школьном образовании для формирования патриотических ценностей учащихся и развития гражданской ответственности. Дальнейшее изучение этой проблематики может способствовать повышению эффективности патриотического воспитания в образовательных учреждениях.



1. Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: АЙРИС-Пресс, 2002. - 224 с.
2. Агапова, И.А., Давыдова М А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.:ВАКО, 2006.
3. Апраксина, О.А. Музыкальное воспитание в школе, Москва. Просвещение 1999.130.С.
4. Афтонасьев, А.Ф. Мысли о воспитании //Антология педагогической мысли в России в первой половине XIX века /Сост. П.А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1987. – С. 532.
5. Ахмадеева М.К. Патриотическое воспитание младших школьников / [электронный ресурс]: URL: http://nsportal.ru/nachaya- shkla/raznoe/2016/10/09/statya-patriotichoe-vospitanie-mshih-shkolnikov.
6. Александрова, С. Методика развития музыкального мышления младших школьников. – 2019. С. 27– 31.
7. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений - Москва, 1991. 309.С.
8. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса: Музыкальное восприятие школьников. М.: 2000.-237.с.
9. Богомолова, М.И. Патриотическое и интернациональное воспитание [Текст] /М.И. Богомолова, З.Т. Шарафутдинова Патриотическое и интернациональное воспитание школьников.– Спб. : Питер, 2015.–73 с.
10. Болдырев, Н.И. Патриотическое воспитание школьников [Текст] /Н.И. Болдырев. – М. : Логос, 2015.–215 с.
11. Бороздина О. Изучение результирующего влияния общеобразовательной школы на музыкальную культуру учащихся // Современное музыкальное образование 2003г.
12. Васильева, З.Н. Патриотическое воспитание школьников [Текст] /З.Н. Васильева. – М.: Инфра–М, 2016.–163с.
13. Вендрова Т. Е. Пусть музыка звучит!/Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.
14. Волчкова, А.А. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы [Текст]: Монография / А.А. Волчкова, С.Н. Пищулин. – М. : Изд–во МГПУ, 2015. – 140 с.
15. Гусарова, И.Л. Патриотическое воспитание в начальной школе [Текст] / И.Л. Гусарова, А.И. Ходькова.–СПб : Нева, 2015.–256 с.
16. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 – 2010 годы»// Воспитание школьников. – 2006.
17. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993.360.с.
18. Дмитриева Л.Г., Методика музыкального воспитания в школе: М, 2017. – 320 с.
19. “Искусство в школе 1994 № 2 С.11
20. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт – Петербург, 1997- 576.с.
21. Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.: 1999г с.864.
22. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России [Текст] / В.И. Лутовинов // Педагогика.–2016.– No3.–С. 52–56.
23. Максименко, Н.З. Патриотическое воспитание школьников – важнейший аспект педагогической подготовки будущих педагогов [Текст] / Н.З. Максименко // Образование России в документах и материалах.– No 7. – 2014 .–С. 83– 92.
24. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль. Академия развития: 2013.-260.с.
25. Маслова Т. М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования: / Т. М. Маслова. — Харьков, 2007.льников/ В.А. Сухомлинский. – М., 1959
26. Мусина. В. «Патриотическое воспитание школьников»// учебно – методическое пособие. – 2013.
27. Новицкая,М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в школе [Текст] / М.Ю. Новицкая. – М. : Линка–Пресс, 2016. – 200 с.
28. Назаров Л. Введение в песенный фольклор,// Народное творчество.1999. № 6 С.22. 2000 № 1 С.15.
29. Ожегов, С.И.; Шведова, Н.Ю.: Толковый словарь русского языка 1997-2000 г.; М.: Азбуковник
30. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М.: Изд-во "Советская энциклопедия". М.; 1996. — 879 с.
31. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы".
32. Свирина Н. А. О роли музыки в художественном развитии школьников / Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862-2002. - СПб., 2002.
33. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург: Отделение пед. Общества 1994.-89.с.
34. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург: Отделение пед. Общества 1994.-150.с.
35. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебн. пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. — М.; Аспект-пресс; 1995. — 271 с.
36. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человеку: (Этика коммунистического воспитания). – М.: педагогика 1990. – 288 с.
37. Рачина Б.С. Программа Музыка сегодня. Из опыта работы учителя Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма.- М.: 2003.-190.с.
38. Формирование чувства патриотизма у младших школьников как современная психолого-педагогическая проблему / [Электронный ресурс]: URL: https://www.sciencorum.ru/2013/279/6485.
39. Уледов, А.К. Патриотическое воспитание [Текст] / А.К. Уледов. – М. : Мысль, 2015.–238 с.
40. Щуркова, Н. Е. Культура современного урока / Н. Е. Щуркова. – М.: ТЦ Сфера, 2000.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ