Управление энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве Пензенской области
|
Введение
1 Теоретико-правовые подходы к управлению энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве
1.1 Управление энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве: понятие, цели, задачи, формы
1.2. Нормативные аспекты управления энергосбережением в ЖКХ
2 Государственное управление по обеспечению энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Пензенской области
2.1 Состояние топливно-энергетического комплекса Пензенской области
2.2 Содержание программно-целевого метода обеспечения энергосбережения в Пензенской области
2.3 Направления и итоги обеспечения энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Пензенской области
3 Финансирование инвестиционных программ жилищно-коммунальной отрасли
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
1 Теоретико-правовые подходы к управлению энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве
1.1 Управление энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве: понятие, цели, задачи, формы
1.2. Нормативные аспекты управления энергосбережением в ЖКХ
2 Государственное управление по обеспечению энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Пензенской области
2.1 Состояние топливно-энергетического комплекса Пензенской области
2.2 Содержание программно-целевого метода обеспечения энергосбережения в Пензенской области
2.3 Направления и итоги обеспечения энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Пензенской области
3 Финансирование инвестиционных программ жилищно-коммунальной отрасли
Заключение
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЯ
Энергосбережение и энергетическая эффективность после введения в действие Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» наконец-то стали важными государственными задачами. Согласно его положениям, многоквартирные дома, жилые помещения в срок до 01.01.2012 г. должны были быть оснащены приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, - оборудоваться индивидуальными приборами учета энергетических ресурсов за счет средств собственников.
В соответствии с ФЗ от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ, сокращение в потреблении энергетических ресурсов бюджетных организаций было предусмотрено на 15% за 5 лет. Однако на сегодняшний день большинство предпринимаемых на сегодня мер носит поверхностный, «лоскутный», характер, и не влекли каких-либо существенных изменений в плане энергосбережения. Отопление и электроснабжение разнообразных объектов недвижимости является одной из самых больших статей расходов любого предприятия жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Вот почему энергосбережение в ЖКХ - это проблема не только непосредственно предприятий ЖКХ, но организаций, управляющих эксплуатацией недвижимости и тех, кто осуществляет свою деятельность или проживает в этих объектах.
Для решения проблемы энергосбережения в такой постановке необходим системный подход, не ограничивающийся мерами по внедрению энергосберегающего оборудования и снижение непродуктивных потерь тепла. С учетом вышесказанного исследование и решение проблемы энергосбережения в ЖКХ на основе теоретико-методических подходов к управлению имеет важное научно-практическое значение и предопределяет актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Степень разработанности проблемы. Проблемам ресурсо - и энергосбережения в широком масштабе национальной экономики посвящены работы отечественных ученых: П.К. Анохина, П.В. Акинина, Г.А. Голиковой, А.П. Гориной, О.Л. Данилова, Н.В., МахаевойВ.П., Кузнецова, О.В. Максимчук, С.Н. Канева, В.В. Нечаева, И.В. Линева, Куликова Н.М., Т.А. Першиной и других ученых
Однако, проблемы непосредственно энергосбережения в организационном и экономическом аспектах, его место и роль в системе отношений «производитель-поставщик жилищно-коммунальных услуг (предприятие ЖКХ)» - «управляющая организация» - «потребитель жилищно-коммунальных услуг» в работах вышеуказанных ученых раскрыты не достаточно. Наличие определенных результатов по широкому спектру исследований по рассматриваемой в выпускной квалификационной работе проблеме в работах указанных выше ученых не исключает необходимости дальнейшего развития ее теоретических и методических положений, обобщение практического опыта.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка и теоретико-методическое обоснование организационно-экономической модели управления энергосбережением в ЖКХ в целях оптимизации энергопотребления и повышения энергоэффективности. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. исследовать теоретические подходы к управлению энергосбережением ЖКХ, раскрыть содержание энергосбережения в ЖКХ;
2. дать определение управления энергосбережением в ЖКХ с позиций системного и процессного подходов;
3. исследовать нормативно-методические основы управления энергосбережением в ЖКХ;
4. проанализировать состояние топливно-энергетического
комплекса Пензенской области;
охарактеризовать содержание программно-целевого метода
обеспечения энергосбережения в Пензенской области;
6. проанализировать состояние и проблемы функционирования ЖКХ Пензенской области и пути их решения;
7. разработать план реализации организационно-экономической модели управления энергосбережением в ЖКХ.
Объект исследования - жилищно-коммунальное хозяйство, представленное отдельными организациями и предприятиями, являющимися производителями и поставщиками энергии, и хозяйствующими субъектами (организациями, предприятиями) - распределителями и потребителями энергии.
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, процессы и факторы, определяющие управление энергосбережением в ЖКХ.
Методологическими и теоретическими основами выпускной квалификационной работы послужили фундаментальные и прикладные исследования зарубежных и отечественных ученых и практиков, посвященные вопросам энергоэффективности и управления энергосбережением в ЖКХ.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили методические и справочные материалы; нормативно-методические, нормативные разработки органов управления; нормативно-правовые акты Российской Федерации.
В соответствии с ФЗ от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ, сокращение в потреблении энергетических ресурсов бюджетных организаций было предусмотрено на 15% за 5 лет. Однако на сегодняшний день большинство предпринимаемых на сегодня мер носит поверхностный, «лоскутный», характер, и не влекли каких-либо существенных изменений в плане энергосбережения. Отопление и электроснабжение разнообразных объектов недвижимости является одной из самых больших статей расходов любого предприятия жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Вот почему энергосбережение в ЖКХ - это проблема не только непосредственно предприятий ЖКХ, но организаций, управляющих эксплуатацией недвижимости и тех, кто осуществляет свою деятельность или проживает в этих объектах.
Для решения проблемы энергосбережения в такой постановке необходим системный подход, не ограничивающийся мерами по внедрению энергосберегающего оборудования и снижение непродуктивных потерь тепла. С учетом вышесказанного исследование и решение проблемы энергосбережения в ЖКХ на основе теоретико-методических подходов к управлению имеет важное научно-практическое значение и предопределяет актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Степень разработанности проблемы. Проблемам ресурсо - и энергосбережения в широком масштабе национальной экономики посвящены работы отечественных ученых: П.К. Анохина, П.В. Акинина, Г.А. Голиковой, А.П. Гориной, О.Л. Данилова, Н.В., МахаевойВ.П., Кузнецова, О.В. Максимчук, С.Н. Канева, В.В. Нечаева, И.В. Линева, Куликова Н.М., Т.А. Першиной и других ученых
Однако, проблемы непосредственно энергосбережения в организационном и экономическом аспектах, его место и роль в системе отношений «производитель-поставщик жилищно-коммунальных услуг (предприятие ЖКХ)» - «управляющая организация» - «потребитель жилищно-коммунальных услуг» в работах вышеуказанных ученых раскрыты не достаточно. Наличие определенных результатов по широкому спектру исследований по рассматриваемой в выпускной квалификационной работе проблеме в работах указанных выше ученых не исключает необходимости дальнейшего развития ее теоретических и методических положений, обобщение практического опыта.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка и теоретико-методическое обоснование организационно-экономической модели управления энергосбережением в ЖКХ в целях оптимизации энергопотребления и повышения энергоэффективности. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. исследовать теоретические подходы к управлению энергосбережением ЖКХ, раскрыть содержание энергосбережения в ЖКХ;
2. дать определение управления энергосбережением в ЖКХ с позиций системного и процессного подходов;
3. исследовать нормативно-методические основы управления энергосбережением в ЖКХ;
4. проанализировать состояние топливно-энергетического
комплекса Пензенской области;
охарактеризовать содержание программно-целевого метода
обеспечения энергосбережения в Пензенской области;
6. проанализировать состояние и проблемы функционирования ЖКХ Пензенской области и пути их решения;
7. разработать план реализации организационно-экономической модели управления энергосбережением в ЖКХ.
Объект исследования - жилищно-коммунальное хозяйство, представленное отдельными организациями и предприятиями, являющимися производителями и поставщиками энергии, и хозяйствующими субъектами (организациями, предприятиями) - распределителями и потребителями энергии.
Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, процессы и факторы, определяющие управление энергосбережением в ЖКХ.
Методологическими и теоретическими основами выпускной квалификационной работы послужили фундаментальные и прикладные исследования зарубежных и отечественных ученых и практиков, посвященные вопросам энергоэффективности и управления энергосбережением в ЖКХ.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили методические и справочные материалы; нормативно-методические, нормативные разработки органов управления; нормативно-правовые акты Российской Федерации.
В ходе проведенного исследования была разработана организационно-экономическая модель системы управления энергосбережением в ЖКХ. Структурное описание системы управления энергосбережением в ЖКХ предполагает, что в составе как управляемой, так и управляющей подсистем системы управления энергозатратами следует (помимо целей и стратегии, ресурсов на входе системы, внешних условий и факторов, влияющих на систему) выделять ресурсные и функционально-организационные и структурные группы элементов.
На основе анализа теорий, концепций управления в ЖКХ обоснован системный подход к энергосбережению в ЖКХ, предполагающий развитие системы управления энергосбережением в ЖКХ. В рамках применения системного подхода к управлению энерго затратами определены основные термины, цели, структура системы управления, системообразующие факторы, возмущающие воздействия, ограничения функционирования и показатели эффективности системы управления энергосбережением в ЖКХ.
Систематизирован и уточнен понятийный аппарат исследования, в том числе таких понятий как:
• «система управления энергосбережением в ЖКХ»,
«энергосбережение», «управление энергосбережением», «управляющая подсистема», «управляемая подсистема», «механизм управления энергосбережением в ЖКХ», «процесс управления энергосбережением»;
• определены свойства, принципы построения и функционирования системы управления энергосбережением в ЖКХ с позиций как системного, так и процессного подходов, выделены три уровня управления энергосбережением в ЖКХ.
В работе проведен анализ нормативной базы управления затратами и сделан вывод, что нормативная база управления энергосбережением сформирована (представлена основным законом в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ФЗ N 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», более 50-ью постановлениями, актами Правительства РФ и программами). Однако нормативная (законодательная) база на федеральном уровне отстает от потребностей регионов: в большинстве регионов разработаны собственные региональные нормативные акты по энергосбережению (ТСН или местные законы); многие современные технические решения по повышению энергоэффективности не регламентированы.
В управлении энергосбережением в ЖКХ могут быть использованы такие нормативно-методические подходы к управлению энергосбережением, как стандарт-кост, директ-кост, абзорпшн-кост, управление по центрам ответственности, кайзен-костинг, таргет-костинг, АВС, бенчмаркетинг затрат, кост-киллинг, анализ точки безубыточности, управление цепочкой потребительской стоимости, анализ затратообразующих факторов и расчет затрат жизненного цикла продукции. Перечисленные методы различны по своему содержанию и охватывают разные аспекты управления затратами.
Однако для управления энергосбережением применение некоторых методов является затруднительным и нецелесообразным, так как они предполагают рассмотрение энергозатрат как составной части общей совокупности затрат, что является недостаточным.
Разработана организационно-экономическая модель системы управления энергосбережением в ЖКХ. Структурное описание системы управления энергосбережением в ЖКХ предполагает, что в составе как управляемой, так и управляющей подсистем системы управления энергозатратами следует (помимо целей и стратегии, ресурсов на входе системы, внешних условий и факторов, влияющих на систему) выделять ресурсные и функционально-организационные и структурные группы элементов.
Помимо внедрения такого рода мероприятий для реализации потенциала энергосбережения отрасли ЖКХ Пензенской области целесообразным является:
1) Организация систем управленческого учета потоков энергоносителей, использующие приборные способы получения данных;
2) Постоянное определение (всеми возможными способами) показателей энергоемкости товарной продукции;
3) Распространение информации о технических, организационных и финансовых возможностях повышения энергоэффективности отрасли;
4) Мероприятия по снижению транзакционных издержек на осуществление программ энергосбережения (создание типовых проектов энергосберегающих мероприятий, пакетов проектов, информационные программы, конференции);
5) Стимулирование кредитования энергоэффективных проектов российскими банками и специальными фондами (специальная правительственная программа);
6) Налоговое стимулирование (ускоренная амортизация, налоговые вычеты, снижение налогов и сборов).
На основе анализа теорий, концепций управления в ЖКХ обоснован системный подход к энергосбережению в ЖКХ, предполагающий развитие системы управления энергосбережением в ЖКХ. В рамках применения системного подхода к управлению энерго затратами определены основные термины, цели, структура системы управления, системообразующие факторы, возмущающие воздействия, ограничения функционирования и показатели эффективности системы управления энергосбережением в ЖКХ.
Систематизирован и уточнен понятийный аппарат исследования, в том числе таких понятий как:
• «система управления энергосбережением в ЖКХ»,
«энергосбережение», «управление энергосбережением», «управляющая подсистема», «управляемая подсистема», «механизм управления энергосбережением в ЖКХ», «процесс управления энергосбережением»;
• определены свойства, принципы построения и функционирования системы управления энергосбережением в ЖКХ с позиций как системного, так и процессного подходов, выделены три уровня управления энергосбережением в ЖКХ.
В работе проведен анализ нормативной базы управления затратами и сделан вывод, что нормативная база управления энергосбережением сформирована (представлена основным законом в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ФЗ N 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», более 50-ью постановлениями, актами Правительства РФ и программами). Однако нормативная (законодательная) база на федеральном уровне отстает от потребностей регионов: в большинстве регионов разработаны собственные региональные нормативные акты по энергосбережению (ТСН или местные законы); многие современные технические решения по повышению энергоэффективности не регламентированы.
В управлении энергосбережением в ЖКХ могут быть использованы такие нормативно-методические подходы к управлению энергосбережением, как стандарт-кост, директ-кост, абзорпшн-кост, управление по центрам ответственности, кайзен-костинг, таргет-костинг, АВС, бенчмаркетинг затрат, кост-киллинг, анализ точки безубыточности, управление цепочкой потребительской стоимости, анализ затратообразующих факторов и расчет затрат жизненного цикла продукции. Перечисленные методы различны по своему содержанию и охватывают разные аспекты управления затратами.
Однако для управления энергосбережением применение некоторых методов является затруднительным и нецелесообразным, так как они предполагают рассмотрение энергозатрат как составной части общей совокупности затрат, что является недостаточным.
Разработана организационно-экономическая модель системы управления энергосбережением в ЖКХ. Структурное описание системы управления энергосбережением в ЖКХ предполагает, что в составе как управляемой, так и управляющей подсистем системы управления энергозатратами следует (помимо целей и стратегии, ресурсов на входе системы, внешних условий и факторов, влияющих на систему) выделять ресурсные и функционально-организационные и структурные группы элементов.
Помимо внедрения такого рода мероприятий для реализации потенциала энергосбережения отрасли ЖКХ Пензенской области целесообразным является:
1) Организация систем управленческого учета потоков энергоносителей, использующие приборные способы получения данных;
2) Постоянное определение (всеми возможными способами) показателей энергоемкости товарной продукции;
3) Распространение информации о технических, организационных и финансовых возможностях повышения энергоэффективности отрасли;
4) Мероприятия по снижению транзакционных издержек на осуществление программ энергосбережения (создание типовых проектов энергосберегающих мероприятий, пакетов проектов, информационные программы, конференции);
5) Стимулирование кредитования энергоэффективных проектов российскими банками и специальными фондами (специальная правительственная программа);
6) Налоговое стимулирование (ускоренная амортизация, налоговые вычеты, снижение налогов и сборов).
Подобные работы
- Управление жилищно-коммунальным хозяйством Пензенской области
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - Управление жилищно-коммунальным хозяйством в регионе
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Государственное регулирование обеспечения энергосбережения в Пензенской области
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В МКД ПО УЛ. ЧКАЛОВА Д.55 В Г. ПЕНЗЕ (НИР)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВОГО И БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018



