Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРНО
СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО 7
1.1 Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО 7
1.2. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО в
общеобразовательной школе 9
1.3. Государственные требования к уровню физической подготовленности детей
младшего школьного возраста при выполнении нормативов ГТО 11
1.4. Анатомо-физиологические особенности детей 9-10 лет 18
1.5. Влияние легкой атлетики на организм ребенка 21
1.6. Влияние занятий плаванием на организм ребенка 24
1.7. Влияние занятий акробатики на организм ребенка 26
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Методы исследования 29
2.2. Организация исследования 31
2.3. Этапы исследования 31
Глава 3. ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ ПО ПОДГОТОВКЕ
ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ К СДАЧЕ НОРМ «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» 33
3.1. Экспериментальная программа (комплекс упражнений) подготовки к сдаче
норм ГТО 33
3.2 Оценка эффективности экспериментальной программы по подготовки детей
9-10 лет к сдаче норм «Готов к труду и обороне» 55
ВЫВОДЫ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
Приложение 1 73
В настоящее время тема возрождения комплекса «ГТО» является актуальной, так как содержит нормативную основу физического воспитания и является критерием определения уровня физической подготовленности [38]. В марте 2014 г. рабочей группой Совета при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта был опубликован доклад «О развитии массового спорта и физического воспитания населения до 2020 года» [52]. «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс — программная и нормативная основа физического воспитания населения, основной механизм реализации политики в сфере физической культуры и массового спорта». Программа ГТО создается для того, чтобы увеличить процент населения, регулярно занимающегося спортом, а так же в целом продлить жизни россиян [38]. Всего, можно выделить 2 главные задачи ГТО - повышение общего уровня здоровья населения и создание определенной прослойки в обществе, всегда готовой к военной обороне. Система ГТО являлась мощным стимулом для спорта. Нормативы развивали все группы мышц, увеличивали выносливость, координацию, умение рассчитывать свои силы [66]. Комплекс ГТО возвращается в школы России, созданы экспериментальные площадки опробования в образовательных учреждениях [51]. Сегодня успешная сдача норм комплекса ГТО учитывается как критерий для поступления в ВУЗы. Система получила много изменений. Так, дети теперь будут заниматься спортом по этой системе. Всего же, на внедрение полной системы потребуется около четырех лет. Характерная черта нашего современного общества - забота о здоровье людей, которая неотделима от развития физической культуры и спорта. Физическая культура должна входить в повседневную жизнь широких слоев населения, особенно детей [31]. Президент РФ Владимир Путин отметил, что комплекс ГТО в данном случае будет прививать детям спортивные навыки и любовь к физической культуре [23]. Но будет ли так на самом деле - мы увидим через время. Большую ответственность по реализации комплекса берут на себя преподаватели физической культуры, деятельность и энтузиазм которых позволяет эффективнее преобразовывать потенциальные возможности содержания учебного материала в практическое освоение его учащимися, постепенно переходящее в желание продолжать занятия физической культурой и спортом во внеурочное время [13].
Актуальность: состоит в том, что с приходом детей в школу наблюдается снижение на 50% их двигательной активности и нарастание нагрузок психологического, и индивидуального порядка, поэтому у них ухудшается здоровье, падают показатели в развитии физических качеств, и, как правило, ребёнок испытывает трудности в выполнении норм ГТО.
Установлено, что существующая организация учебного процесса в школе и режим дня не обеспечивают биологическую потребность организма учащихся в движениях.
При многочисленных исследованиях было выявлено, что самые существенные изменения в физическом развитии и физической подготовленности происходят в младшем школьном возрасте. Что подчёркивает важность этого периода развития, заставляя обратить особое внимание на организацию физического воспитания детей, младшего школьного возраста, чтобы использовать этот период для активного влияния на формирование физических способностей ребенка [14]. Введение начальных ступеней выдвигает практически важную задачу, связанную с разработкой эффективных средств и методов физического воспитания, обеспечивающих в условиях младшего школьного возраста повышение физической подготовленности до уровня, позволяющего осваивать нормативные требования этой ступени комплекса [22]. Многие важные задачи физического воспитания должны быть почти полностью решены за первые восемь лет обучения в школе, иначе можно "опоздать" и упустить самый восприимчивый возрастной этап. Необходимо обратить внимание на повышение двигательной активности и двигательной подготовленности детей младшего школьного возраста [8]. Именно поэтому в новый комплекс ГТО входит физическое воспитание детей с 9-10 летнего возраста, а значит ставиться важная задача, связанная с разработкой эффективных средств и методов физического воспитания, обеспечивающих в условиях младшего школьного возраста повышение физической подготовленности до уровня, позволяющего осваивать нормативные требования этой ступени комплекса [48].
Объект: Учебно - тренировочный процесс с детьми 9-10 лет при подготовки к сдаче норм ГТО
Предмет: Методика подготовки детей 9 - 10 лет к сдаче норм ГТО на золотой знак
Цель: Обоснование разработанной методики комплексной подготовки детей 9 - 10 лет необходимой для выполнения норм Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на золотой знак отличия и проверка её эффективности.
Задачи:
1. Проанализировать научно - методическую литературу по теме исследования.
2. Провести анкетирование и статистическое наблюдение
3. Разработать методику и комплекс упражнений для подготовки к сдаче Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на золотой знак.
4. Сформировать экспериментальную и контрольную группы из числа обучающихся и проверить эффективность предлагаемой методики.
5. Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы и рекомендации.
Гипотеза: Предполагается, что разработанная нами методика и комплекс упражнений будет способствовать эффективному развитию всех физических качеств, необходимых для сдачи норм Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на золотой знак.
Научная новизна исследования - разработанная модель комплексного метода подготовки детей говорит о том, что только при тесном взаимодействии учителей школы, тренеров, родителей с применением в физическом воспитании разных видов спорта, возможно лёгкое выполнение норм ГТО на золотой знак.
Теоретическая и практическая значимость нашего исследования заключается в эффективной организации физического воспитания детей в школах, спортивных секциях и домашних условиях. Это будет способствовать решению важных задач по укреплению здоровья, повышение уровня физической подготовленности детей младшего школьного возраста, до уровня, позволяющего осваивать нормативные требования комплекса ГТО.
Методы исследования
1. Анализ научно - методической литературы
2. Анкетирование
3. Тестирование
4. Педагогическое (статистическое) наблюдение
5. Метод математической статистики
6. Педагогический эксперимент
По окончании эксперимента в апреле 2018 года обучающиеся входящие в экспериментальную группу сдали нормативы комплекса ГТО соответствующие золотому и серебряному знаку отличия.
Таким образом, разработанная методика и комплекс упражнений может быть рекомендован к использованию в школах, тренерам спортивных секций, родителям для подготовки детей к сдаче норм ГТО.
1. Алабин, В. Г. Многолетняя подготовка легкоатлета / В.Г. Алабин. - Минск: Выешея школа, 1984. - 207 с.
2. Аркаев, Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов. - М.: Физкультура и Спорт, 2004. - 328 с.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 235с.
4. Барчуков, И.С. Основы физической культуры. Теория и методика. Курс лекций: Учебное пособие / И.С. Барчуков, Г.В. Барчукова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 295 с
5. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика / Игорь Сергеевич Барчуков, Авенир Александрович Нестеров. - Москва: Академия, 2009. - 528с
6. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). - М.: Академия, 2009. - 90 с.
7. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика / М.М. Боген; Предисл. П.Я. Гальперин. - М.: КД Либроком, 2013. - 226 с.
8. Бойко, В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 144 с.
9. Булгакова, Н. Ж. Обучение плаванию в школе / Н. Ж. Булгакова. - М.: Просвещение,-2004. -191с.;
10. Булгакова, Н. Ж., Максимова, М. Н., Маринич, М. Н.Водные виды спорта: Учебник для высш. учеб. заведений / Н.Ж. Булгакова, М.Н. Максимова, М.Н Маринич и др. - М. : Издательский центр « Академия», 2003. - 320 с
11. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания : учебник / А. А. Васильков. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 381 с.
12. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю.В. Верхошанский. - [3-е изд.]. - М.: Сов. спорт, 2013. - 216 с.
13. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / В.С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М.: Просвящение, 2016. - 128 с.
14. Волков, Л.В. Методика воспитания физических способностей Школьников / Л.В. Волков. - Киев.: Радянська школа, 2010. - С.103-107.
15. Гавердовский, Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики: Учебник в 2 томах. / Ю.К. Гавердовский. - М.: Советский спорт, 2014. - 600 с....67