Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Агнонимы в лексиконе языковой личности студента (материалы для элективного курса по русскому языку)

Работа №158006

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2017
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Место агнонимов в современном русском языке 7
1.1. Определение термина агнонимы 7
1.2. Классификация агнонимов 8
1.3. Причины формирования агнонимов 10
1.4. Понятие языковая личность 11
1.5. Роль пассивного словаря личности в аспекте
агнонимии 14
1.6. Агнонимы как причина коммуникативных неудач 15
Вывод по I главе 16
Глава II. Выявление уровня агнонимии в языковой личности студентов - филологов 18
2.1. Выявление агнонимии студентов в области наименований бытовых
предметов (в том числе предметов традиционного народного быта) и конкретных действий 19
2.2. Выявление агнонимии студентов в области понятий культуры и
искусства 22
2.3. Выявление агнонимии студентов в области явлений общественной жизни
и политических понятий 25
Вывод по II главе 27
Глава III. Материалы для элективного курса по русскому языку на тему «Агнонимы в теоретическом и прикладном рассмотрении» 29
3.1. Пояснительная записка 29
3.2. Содержание программы 31
3.3. Учебно-методическое обеспечение 34
3.4. Литература для учащихся 34
3.5. Разработка конспектов уроков 35
Заключение 45
Список литературы 48

Проблема понимания значения слова уже многие годы представляет большой интерес для языкознания, о чём свидетельствует значительное количество работ учёных разных лингвистических школ и направлений.
В 90-е годы XX века в науке появился термин агноним, напрямую связанный с проблемой понимания слов отдельной языковой личностью. С тех пор написан ряд работ, нацеленных на выяснение особенностей восприятия лексических единиц (в первую очередь, учащимися) и совмещающих в себе системно-лингвистическое описание с психолингвистическим экспериментом. К примеру, «Традиционная русская фразеология в языковой личности современных школьников и проблемы создания комплексного учебного фразеологического словаря» [Андронова 2009], и др.
Актуальность исследования обусловлена:
1) Непреходящим научным интересом к вопросу понимания значения слова носителями языка;
2) Повышенным вниманием к вызывающей в последнее время беспокойство проблеме снижения уровня лексической компетентности школьников. Это необходимо для оценки реального словарного запаса нашего современника.
Объектом исследования является лексика СРЯ.
Предметом исследования - агнонимы из сфер культуры и искусства, быта, политики и общественной жизни.
Цель работы - изучить лексикон языковой личности студента-филолога в аспекте агнонимии.
Поставленная общая цель предполагает решение ряда конкретных задач, главные из которых следующие:
1. Осуществить систематизацию и углубление знаний об агнонимах;
2. Провести развернутое, структурированное их описание;

эксперимента;
4. Провести эксперимент, направленный на выявление агнонимов в
лексиконе студентов филологического факультета
Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева;
5. Установить частичные и абсолютные агнонимы;
6. Разработать материалы элективного курса для проведения в старших классах на тему «Агнонимы в русском языке».
Основные методы и приемы исследования: описательный, метод количественного анализа, сравнительно - сопоставительный, метод анкетирования.
Теоретической базой для изучения потенциального состава агнонимов послужила лексикографическая концепция академика Льва Владимировича Щербы (его положение об активном и пассивном запасе языка), труды В.В. Морковкина, А.В. Морковкиной, - в первую очередь, монография «Русские агнонимы (слова, которые мы не знаем)», В.А. Козырева, В.Д Черняка «Современная языковая ситуации и речевая культура», Караулова Юрия Николаевича «Русская языковая личность и задачи ее изучения», а также Апресяна Юрия Дерениковича «Об активном словаре русского языка».
Теоретическая значимость работы - выявление типичных зон агнонимической активности в группе студентов филологов.
Практическая значимость работы: материалы исследования могут быть использованы при разработке программы элективного курса для старших классов школ гуманитарного направления, в НОУ и в вузовских курсах лексикологии.
Материалом для исследования являются лексические единицы, которые включены нами в состав потенциально агнонимической лексики. Источник фактического языкового материала: эксперимент РГПУ им. А.И. Герцена (группы агнонимичных слов).
Информантами послужила группа студентов филологов I курса (50 человек). Группа информантов однородна в социальном аспекте: жители города Красноярска в возрасте 18-20 лет.
Работа состоит из введения, трех глав (теоретической главы, исследовательской главы, методической главы), заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Агнонимы играют важную роль в характеристике лексикона языковой личости. Агнонимия как собственно лингвистическое, психолингвистическое и лингводидактическое понятие имеет большой лингвопрагматический и образовательный потенциал. Выявление агнонимических зон в лексиконе языковой группы служит стимулом для обогащения собственного лексикона.
Агнонимы характеризуют словарный запас личности в каждый конкретный момент ее развития. Их количество уменьшается, если уровень образованности личности повышается. Как отмечал Л. В. Щерба, пассивный словарный запас связан с «начитанностью соответственного человеческого коллектива, тем кругом произведений, которые обязательно читаются в данном обществе» [33, с.271]. Если некоторые элементы пассивного словаря не востребованы в течение определенного времени, то они вообще могут быть утеряны языковой личностью.
Богатство лексикона обеспечивает полное восприятие информации в вербальной сфере. Очевидно, что лакуны в лексиконе современной молодежи являются существенным препятствием при освоении ею образовательных маршрутов и представляют собой проблему большой социальной значимости, поскольку незнание слов адресатом, отсутствие обязательной общности лексиконов, необходимой для успешной коммуникации, снимает эффективность речевого воздействия.
В ходе проведенного исследования мы выполнили следующие задачи:
• Осуществили систематизацию и углубление уже имеющихся знаний об агнонимах;
• Предложили развернутое, структурированное их описание;
• Выявили потенциальные агнонимы для собственного эксперимента;
• Провели эксперимент, направленный на выявление особенностей восприятия агнонимов студентов филологического факультета Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева;
• По завершению эксперимента выявили частичные и абсолютные агнонимы;
• Разработали материалы элективного курса для проведения в старших классах на тему «Агнонимы в теоретическом и прикладном рассмотрении».
Решение поставленных задач позволило выполнить поставленную цель исследования: изучить лексикон языковой личности студента-филолога в аспекте агнонимии.
Проанализировав несколько групп слов из бытовой сферы, области культуры и искусства, политики и общественной жизни мы пришли к следующим выводам:
• Агнонимичность лексики из бытовой сферы - 90%;
• Из области культуры и искусства 80% единиц агнонимы;
• Из области политики и общественной жизни 75% единиц являются агнонимами;
• Хуже всего освоена информантами лексика из бытовой сферы.
Исследование показало, что часть примеров употребления слов в составе словосочетания информантами дано неверно. Например, по созвучию (курень - место для кур), парономазия (башлык - балык). Студенты переоценивают собственное знание лексических единиц, так как прозрачная внутренняя форма создает кажущееся впечатление знания семантики, однако при включении слова в словосочетании или предложение выясняется неправильное его толкование, что переводит слово в разряд агнонима.
Результат эксперимента указывает на то, что снижается уровень эффективности общения, и это является причиной коммуникативных неудач. Мы постоянно находимся в ситуациях общения - дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и незнакомыми нам людьми. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему эффективно общаться. Без соблюдения правил, говорящий рискует, как минимум, оказаться непонятым.
Разработанный нами элективный курс «Агнонимы в теоретическом и прикладном рассмотрении» рекомендован для организации занятий с учащимися старших классов, изучающих русский язык по традиционным учебникам, и способствует углублению знаний по русскому языку и литературе, развитию речевой культуры, пополнение словарного запаса школьников. Данный курс способствует эффективности общения, повышает уровень лексической компетентности школьников.
На наш взгляд, именно учителя русского языка и литературы своей профессиональной деятельностью могут изменить ситуацию в лучшую сторону. Для этого можно разработать и проводить различные внеклассные мероприятия, элективные курсы, факультативы, что поможет сузить лакуны в лексиконе языковой личности.


1. Апресян Ю. Д., Богуславская О. Ю., Левонтина И. Б., Урынсон Е. В. и др. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Вып. 1
• 3 / под общ. рук. акад. Ю.Д. Апресяна. М., 1997 - 2003.
2. Астафьев В.П. «Монах в новых штанах». М.: Детская литература, 2010.
• 256 стр.
3. Балашова Л. В. Русский язык и культура общения. Практикум в двух частях. Саратов, Лицей, 2001-2002
4. Барташова О. А., Полякова С. Е. Соблюдение и нарушение принципов речевого общения в ситуациях деловой коммуникации: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1982;
6. Введенская Л. А. Пономарев А. М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. - М. Изд. Центр «Март», 2003 г.
7. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. - 360с.: илл.
8. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки . 2001. № 1.
9. Воробьев В.В. Лингвокультурология: учебное пособие. М.:
Издательство РУДН, 2006.
10. Гильфанова А.М. Агнонимы в русских паремиях // Русская и сопоставительная филология. Концептуально-семантический и системно-функциональный аспекты. - Казань: Унипресс, 2002. - С. 21-22.
11. Еднералова Н.Г. Устаревшая лексика русского языка новейшего периода и ее восприятие языковым сознанием современных школьников: автореф. дис... канд. филол. - Воронеж, 2003. - 26 стр.
12. Ермакова О. П., Земская Е. А. К построению типологии коммуникативных неудач (на материале естественного русского языка) // Русский язык и его функционирование: коммуникативно­прагматический аспект. М.: Наука, 1993. С. 90—157.
13. Земская, Е.А. Язык как деятельность. Морфема. Слово. Речь. -М. 2004. - С. 601-635.
14. Иокояма О. Коммуникативные неудачи в рамках трансакционной модели дискурса // Лики языка. К 45-летию научной деятельности Е.А. Земской. -М.: Наследие, 1998. С. 122-130.
15. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987....35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ