Введение 3
Глава 1. Теоретические основы активизации здорового образа жизни у студентов педагогического ВУЗа 11
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования здорового образа
жизни у студентов педагогического образования 11
1.2. Личностные, общественные ценности и характеристики, активизации
здорового образа жизни студентов педагогического ВУЗа 14
1.3. Описание процесса активизации здорового образа жизни у студентов
педагогического ВУЗа 17
Глава 2.
Опытно-экспериментальная работа по формированию у студентов педагогического ВУЗа отношения к активизации здорового образа жизни 23
2.1. Влияние диагностики состояния здоровья на формирование отношения к
здоровому образу жизни студентов педагогического ВУЗа 23
2.2. Реализация формирования отношения к активизации здорового образа
жизни с применением здоровье сберегающих технологий и занятий регби-7 студентов педагогического ВУЗа 62
2.3. Анализ реализации процесса сформированного отношения к
активизации здорового образа жизни у студентов педагогического ВУЗа 69
Заключение 71
Выводы 72
Библиографический список 73
Актуальность проблемы:
Активизация здорового образа жизни студентов как личностная и общественная ценности. Эффективность организации личностно значимых педагогических ситуаций, стимулирующих активность студентов по присвоению ценности здорового образа жизни. Проект собственной профессиональной деятельности в соответствии с ними.
Формирование отношения к активизации здорового образа жизни в педагогическом образовании с определениями по критериям полноты и системности знаний о ценности форм и характере психологического отношения студентов к здоровому образу жизни как личностной и общественной ценности. Личностная и общественная ценность здоровья студента и значимость его обследования, характер мотивов активности в процессе формирования данного личностного образования.
Формирование средств саморазвития направленное на укрепление здоровья, работоспособности в личной и общественной деятельности человека, повышение трудового долголетия и творческой активности. Активизация здорового образа жизни как средство самоорганизации, представляющее интегративное образование, включающее ценности осознания здорового образа жизни, знания о связи с успешностью в профессии через ценности здоровья человека как ответственного субъекта. Активизация здорового образа жизни как личностное эмоционально-смысловое влияние на реализацию аспектов отношения направленных на полноценную реализацию своих сущностных сил, дарований и способностей.
Актуальность научных исследований в организации структуры научно исследовательской работы состоит из необходимости определения и познания научных проблем. В аспекте формирования предмета и методов исследования, изучение отрасли, изучение науки истории. Мотивация творчества. Методология творчества. Работа и организация в научном коллективе. Материальное оснащение науки. Использование научно педагогических кадров в системе подготовки. Содержание методической деятельности. Формирование и методы сплочения коллектива. Основа управления качеством педагогического образования. Акцентирование оздоровительных и физкультурно-спортивных занятий. Физическое воспитание всех категорий населения, подготовка специалистов названых сфер. Подготовка спортсменов от начального уровня до уровня спортивного резерва и высшего спортивного мастерства. Основными принципами научных исследований является предоставление понимания администрации, педагогам и студентам педагогического ВУЗа значения науки, специалистов физической культуры, спорта и медицины в активизации здорового образа жизни. Ответственность учёного за нравственность. Гигиена умственного труда и научная организация. На теоретическом и эмпирическом уровне в основе лежат современные методы генерирования идей и практический результат физического воспитания и спорта, трансформация научных теоретических положений, рациональный режим преподавателя, структура организационных мероприятий научной деятельности. Методическая деятельность исследовательской работы с элементами; фиксирования информации, наблюдения и внесения корректив. Контроль деятельности науки. Воплощение результатов исследования в науке, теории, методике активизации здорового образа жизни при применении физкультурноспортивной практики и мероприятий.
Методическая литература и учебники. Учебные пособия и программы. Наглядные пособия и виды методических работ. Методические указания (с рекомендациями), учебные видеофильмы, онлайн-обучение, онлайн- тестирование и другое, что лежит в основе образования и здоровье сберегающих технологий необходимо для главной цели, формирования личности новой формации, здорового, мобильного, конкурентоспособного, нравственно зрелого, профессионально-культурного человека, готового к активной жизнедеятельности в условиях современных социальнокультурных реалий, которые складываются еще в процессе обучения.
Проблема диссертационного исследования состоит в необходимости научного обоснования процесса формирования у студентов отношения к активизации здорового образа жизни как личной и общественной ценности в педагогическом ВУЗе.
Недостаточная разработанность проблемы формирования у студентов отношения к активизации здорового образа жизни и определения выбора средств саморазвития как личностной и общественной ценности, при обучении в педагогическом ВУЗе.
Применение инновационных методик в образовательном процессе педагогического образования.
Тема исследования: «Активизация здорового образа жизни в педагогическом ВУЗе.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в педагогическом ВУЗе.
Предмет исследования - формирование у студентов отношения к активизации здорового образа жизни в педагогическом ВУЗе.
Цель исследования - научно обосновать процесс формирования отношения к активизации здорового образа жизни студентов в педагогического ВУЗа. Определить, сформулировать механизм, процессы подходы и уровни отношения к здоровому образу жизни. На основе инновационных методов обследовать состояние здоровья студентов. На основе результатов сделать индивидуальные рекомендации для выбора средств и методов активизации здорового образа жизни. Мотивировать студентов на активизацию здорового образа жизни.
Гипотеза исследования: Формирование у студентов педагогического ВУЗа отношения к активизации здорового образа жизни как личностной и общественной ценности направлено на полноценную реализацию своих сущностных сил, дарований, способностей станет более эффективным, чем в массовом опыте, если:
1. Активизация здорового образа жизни будет раскрываться в идеях ценности здоровья, как самоорганизации саморазвития человека ответственного, а формирование отношения к активизации здорового образа жизни будет выступать одной из целей педагогического образования;
2. Основой активизации здорового образа жизни как саморазвития студента будет являться личностная и общественная ценность, представляющая последовательный переход от неосознанно-равнодушного (неуд) уровня через заинтересовано-потребительский (удов. и хор.) к сознательно-эффективному (хор. и отл.) уровню. Эти уровни при проведении исследования должны показать объективную картину настоящего состояния отношения студентов к здоровому образу жизни.
3. Логика поэтапного процесса формирования у студентов отношения к активизации здорового образа жизни как личной общественной ценности будет обусловлена спецификой обобщения ценностного механизма «мониторинг - восприятие - задача - реализация», с содержанием подходов и уровней формирования студентами моделируемого отношения к активизации здорового образа жизни;
4. Средством высшего созидания активизации здорового образа жизни студента, определён преобразовательный процесс, индивидуальноориентированного подхода, актуализирующий сознательно-эффективный уровень личности. На всех этапах процесса будут личностно значимые педагогические ситуации. В соответствии с целью и гипотезой поставленных приоритетных задач.
Задачи исследования:
Понимание необходимости активизации здорового образа жизни как средства самоконтроля.
Осознание ответственности администрации, педагогов, студентов педагогического ВУЗа за состояние здоровья личности, законом которых станет задача сохранения и восстановления здоровья и всех систем жизнеобеспечения, осознание необходимости применения его на практике. Понимание ответственности администрации, педагогов и студентов ВУЗа за состояние здоровья как личной и общественной ценности, обусловленным самостоятельным поиском и выбором оптимальных форм и способов активизации здорового образа жизни:
1) выявить сущностные характеристики активизации здорового образа жизни как саморазвития, направленных на полноценную реализацию сущностных сил, дарований и способностей студентов педагогического ВУЗа;
2) обосновать процесс активизации здорового образа жизни студентов с учетом обобщенного целостного механизма «мониторинг-восприятие- задача-реализация»;
3) провести диагностику и определить состояние здоровья студентов педагогического ВУЗа, на основе результатов применить подходы и уровни активизации здорового образа жизни для определения средств и методов здорового образа жизни
4) разработать и экспериментально проверить систему педагогических и здоровье - сберегающих технологий для формирования у студентов отношения к активизации здорового образа жизни как личной и общественной ценности;
5) Организовать определенную последовательность этапов педагогического процесса.
Формулировка теории активизации здорового образа жизни, целостный механизм:
• «мониторинг - восприятие - задача - реализация».
Формулировка педагогических процессов, активизации здорового образа жизни студентов:
• Познавательный процесс;
• Психологический процесс;
• Смысловой процесс;
• Преобразовательный процесс;
Формулировка педагогических подходов к активизации здорового образа жизни студентов:
• Мотивационно-информативный подход на осознание, осмысление и принятие студентами ценностей;
• Мотивационно-оценочный подход позволил опираться на концепцию поэтапного формирования, что обусловило логику формирования у студентов отношения к здоровому образу жизни и включение обучающихся в активную творческую деятельность.
• Индивидуально-ориентированный подход обусловил выбор средств активизации здорового образа жизни в двустороннем педагогическом процессе.
Формулировка уровня отношения студентов к активизации здорового образа жизни;
• неосознанно-равнодушный (неуд) уровень
• заинтересовано-потребительский (удов. и хор.) уровень
• сознательно-эффективный (хор. и отл.) уровень.)
Этап исследования. Исследование проводилось в 2012-2015 гг. и состоял из трех частей.
1. Формулировалась гипотеза, разрабатывалась методика исследования, изучалась педагогическая, психологическая, методическая и философская литература, определялась степень разработанности проблемы в науке.
2. Проводился формирующий эксперимент с целью конструирования процесса формирования и выявления средств отношения студентов к активизации здорового образа жизни, как средств саморазвития направленных на полноценную реализацию своих сущностных сил, дарований, способностей.
3. Вторая половина 2013-го - начало 2015г., осуществлялись обобщение результатов исследования, теоретическое осмысление, анализ, систем основных положений исследования, апробация и внедрение процесса «Активизация здорового образа жизни в педагогический процесс ВУЗа», оформление текста диссертации.....
В основе педагогического эксперимента использован обобщённый опыт специалистов КГПУ им. В.П. Астафьева: А.И. Завьялова, В.А. Адольфа, Л.К., Чупровой Е.Д. Сидорова, Н.Е Строговой, С.А. Вахрушева, А.Н. Савчука, З.К Бакшеевой, О.Н. Тютюковой. М.Г.Яновой, опубликованной методической литературой в библиотеке КГПУ им. В.П. Астафьева. Представленная педагогическая система формирования у студентов отношения к активизации здорового образа жизни как личной общественной ценности, является вкладом в развитие нового подхода в образовании. Логика развития отношения а также механизм воплощения данной целостности «мониторинг-восприятие-задача-реализация» позволили активизировать отношение к здоровому образу жизни у студентов вуза; в познавательном, психологическом, смысловом и преобразовательном процессах в мотивационно-информативном, мотивационно-оценочном,
индивидуально-ориентированном подходах, определенных уровней формирования отношения к активизации здорового образа жизни студентов и их личностному совершенствованию от неосознанно-равнодушного (неудов.), через заинтересовано-потребительский (удов. и хор.) к сознательно-эффективному (хор. и отл.) уровню.
На различных этапах последовательно применялись педагогические процессы, педагогические подходы для студентов с различным уровнем отношения. Обозначены перспективы дальнейшего исследования: формирование отношения к активизации здорового образа жизни как личностной и общественной ценности, как средств саморазвития.
Опытно-экспериментальная работа по проблеме исследования в целом подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что формирование у студентов отношения к активизации здорового образа жизни как личностной и общественной ценности проведена успешно. Сформирован целостный механизм активизации здорового образа жизни. Проведен анализ педагогической деятельности. Развит интерес творческого подхода к организации данной деятельности в высшем профессиональном образовании. Сформированы и осмыслены приобретенные личностные и общественные значимые качества личности.
Сформированы навыки самовоспитания, самообразования и развития потребности в постоянном самосовершенствовании.
1. В.А. Адольф. Методология и методы научного исследования. Стр. 15-24
г. Красноярск 2015 г.
2. Л.К.Сидоров. Теория и методика физической культуры и спорта.
Учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» стр. 45-51 Красноярск 2013 г.
3. В.А Адольф. Научно-исследовательский семинар «Магистерская диссертация: на пути становления профессионала в сфере образования». Стр. 15-21 г. Красноярск 2011 г.
4. В.А. Адольф, З.К Бакшеева, Н.Е. Строгова, О.Н. Тютюкова. Педагогическая практика. Стр. 7-15 г. Красноярск 2012г.
5. М.Г.Янова, В.А. Адольф. Профессиональная подготовка педагога в контексте становления и развития его организационно педагогической культуры: компетентостный подход. Монография. 2013 г. стр. 25-27
6. В.А.Адольф, А.Н.Савчук Сопровождение здоровье сберегающей деятельности современного педагога. Монография. стр. 158-162
г. Красноярск 2014 г.
7. В.А. Адольф, Н.Е Строгова, С.А. Вахрушев. Управление педагогическими системами. Педагогика профессионального образования на основе проектно-ориентированной деятельности стр. 17-23. Г. Красноярск 2015 г.
8. В.А. Адольф, С.В. Анюшин ,С.В. Гришаев. Управление проектированием профессиональной подготовки выпускника гуманитарного вуза в рыночных условиях. Монография. Стр 95-107 г. Москва 2011 г.
9. А.И. Завьялов. Новые теории фазовой деятельности сердца г. Красноярск 2011 г. С. 74-80
10.О.М. Базанова, М.Б.Штарк Биоуправление в оптимизации психомоторной реактивности. Сообщение 1. Сравнительный анализ биоуправления и обычной исполнительской практики // Физиология человека 2007, 33(3): 1-9
11. Перов А.П., Барышева З.В., Папина И.В., Шахова Н.А. Гимнастика для здоровья. Учебное пособие. Липецк, ЛГТУ, 2011. 160 с. - 160 с.
12. Пономарев В.М. Средства восстановления и их использование в процессе жизни. Учебное пособие. Липецк, ЛГТУ, 2009 г , 103 с - 6,4 п.л.
13. Сорокина, В.М. Разработка технологического комплекса формирования физической культуры студентов / В.М. Сорокина // Прогрессивные технологии в обучении и производстве : материалы III Всерос. науч.практ. конф. Камышин, 20-22 апр. 2005 г. - Камышин, 2005. - Т. 3. - С. 64-65 (0,13 п.л.).
14. Сорокина, В.М. Использование тренажерных устройств на занятия по волейболу / В.М. Сорокина // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики : материалы III Междунар. науч.-практ. конф., 3-4 июня 2006 г. / Ставроп. гос. ун-т. - Ставрополь, 2006. - С. 305-307 (0,2 п.л.).
15. Сорокина, В.М. Оптимизация тренировочных нагрузок студенток на
занятиях общей физической подготовкой / В.М. Сорокина // Проблемы модернизации учебного процесса по физической культуре образовательных учреждениях : материалы городской науч.-практ. конф., 22 июня 2007 г. / ФГОУ ВПО «ВГСХА». - Волгоград, 2007. - С. 53-55 (0,2 п.л.)....56