Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №157998

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме развития мышления в младшем дошкольном возрасте 7
1.1. Мышление в младшем дошкольном возрасте 7
1.2. Социально-психологическая характеристика младшего дошкольного
возраста 15
1.3. Развитие мышления в младшем дошкольном возрасте 22
Выводы по Главе 1 31
Глава 2. Разработка программы развития мышления в младшем дошкольном возрасте 33
2.1. Программа мероприятий, направленных на развитие мышления в
младшем дошкольном возрасте 33
2.2. Реализация программы 53
Выводы по Главе 2 62
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложения 71

Младший дошкольный возраст является одним из самых сложных, неоднозначных и социально значимых периодов в жизни ребёнка. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно-физического и умственного развития личности. До трёх лет ребёнок развивается за счёт восприятия внешнего мира, т.е. он был всецело во власти среды, был ею управляем. На четвертом году жизни благодаря жизненному опыту и качественным преобразованиям в развитии познавательных процессов, ребёнок начинает приобретать своё «Я», становится достаточно независимым от окружения. Вместе с психическим созреванием происходит стремительное физическое развитие. Ребёнок не только осознает себя, но и способен физически обеспечить себе независимость в передвижении, в обслуживании самого себя.
В младшем дошкольном возрасте, благодаря уникальной возможности впитывать огромное количество информации о внешнем мире, ребёнок особенно нуждается в содействии его интеллектуальному развитию со стороны психолога. Это особенно актуально в виду специфики развития мышления ребёнка в младшем дошкольном возрасте. Речь в данном случае идёт о том, что на протяжении двухлетнего периода, который именуется младшим дошкольным возрастом, происходит формирование двух типов мышления одновременно: наглядно-действенного и наглядно-образного. Первый из названных типов мышления формируется на основе приобретаемого ребёнком опыта освоения окружающего пространственно­предметной среды и становится важнейшей предпосылкой формирования второго.
Ещё одна особо значимая специфическая черта младшего дошкольного возраста заключается в радикальной смене социальной ситуации развития ребёнка. Трёхлетний возраст - время поступления ребёнка в дошкольную образовательную организацию, а, значит, это время расширения пространства социального взаимодействия ребёнка и включения его в целенаправленный, специально организованный образовательный процесс.
Создание благоприятных условий для интеллектуального развития дошкольников является одной из ведущих задач, которые ставит дошкольной образовательной организацией Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО). Согласно этому нормативному документу, познавательное развитие ребёнка должно осуществляться в соответствии с его возрастными особенностями и непременно создавать основу для благополучного развития познавательных процессов на следующем этапе - в среднем дошкольном возрасте.
Таким образом, именно дошкольное образование должно стать основным источником развития мышления ребёнка в младшем дошкольном возрасте. Практическое решение этой задачи существенно затруднено недостаточной разработанностью прикладного инструментария. В частности, при наличии значительного количества литературы по общей и возрастной психологии наблюдается дефицит программ развития мышления детей младшего дошкольного возраста, которые могли бы применяться педагогами-психологами детских садов в непосредственной работе с детьми.
На основании вышеизложенного, можно констатировать наличие противоречия между необходимостью осуществлять психологическое сопровождение процессов формирования и развития мышления детей в младшем дошкольном возрасте и недостаточностью ресурсов для осуществления такой деятельности. Данным противоречием определяется актуальность темы настоящего исследования, его проблема, цель и задачи.
Проблема заключается в совершенствовании психологического сопровождения процессов формирования и развития мышления детей в младшем дошкольном возрасте.
Целью выполнения выпускной квалификационной работы является адаптация и реализация программы развития мышления детей младшего дошкольного возраста.
В качестве объекта исследования выступает мышление детей
младшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является развития мышления детей
младшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы выступило предположение о том, что адаптация и реализация психологом детского сада программы развития мышления детей младшего дошкольного возраста будет способствовать развитию у детей наглядно-действенного и наглядно-образного типов мышления.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Изучить сущность мышления и его развитие в дошкольном возрасте;
2. Составить социально-психологическую характеристику детей младшего дошкольного возраста;
3. Ознакомиться с методами и средствами развития мышления в младшем дошкольном возрасте;
4. Адаптировать программу мероприятий, направленных на развитие мышления в младшем дошкольном возрасте;
5. Описать процесс реализации программы.
В процессе выполнения выпускной квалификационной работы используются следующие методы:
• теоретические методы исследования (анализ научно-методической литературы, обобщение, систематизация);
• эмпирические методы исследования (наблюдение, тестирование).
В перечень методик для проведения исследования вошли:
• методики диагностики наглядно-действенного мышления: «Собери матрёшку» (С.Д. Забрамная), «Рыбка» (Л.А. Венгер, В.В. Холмовская), «Почтовый ящик» (С.Д. Забрамная);
• методики диагностики наглядно-образного мышления: «Достань ключик» (Е.А. Стребелева), «Времена года» (С.Д. Забрамная), «Нелепицы»
(Е.А. Стребелева)
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» комбинированного вида» г. Красноярска. В состав выборки вошли воспитанники второй младшей группы, количество участников исследования - 15 человек от 3 до 4 лет (6 мальчиков и 9 девочек). Режим занятий с детьми - ежедневно по 12-15 минут, общее время - 10 часов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности его использования педагогами-психологами дошкольных образовательных организаций в качестве материала для работы с детьми младшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью выполнения выпускной квалификационной работы являлось развитие мышления детей младшего дошкольного возраста.
Анализ научно-методической литературы по теме исследования позволил сформулировать ряд выводов относительно сущности мышления как психического процесса, особенностей его развития в младшем дошкольном возрасте и методах развития.
Понятием «мышление» в психологии обозначается особый тип совместной деятельности первой и второй сигнальной систем, результатом которого является обобщённое и опосредованное отражение действительности, принимающее форму слов и мыслей.
Младший дошкольный возраст - это период изменения социальной ситуации развития ребёнка, связанный с его поступлением в дошкольную образовательную организацию и первичной адаптацией к новым условиям, расширением сферы межличностных коммуникаций. В этом возрасте дети приобретают основные социально-бытовые навыки, которые позволяют им осуществлять самообслуживание без помощи взрослых и ориентироваться в пространстве, они учатся играть в предметные игры, которые заменяют простое манипулирование предметами, при этом в процессе игры начинают появляться предметы-заменители, могут выполнять под руководством взрослого несложную творческую работу.
Развитие мышления в младшем дошкольном возрасте можно без преувеличения назвать особенным, так как в возрасте 3-4 лет происходит постепенный переход от наглядно-действенного мышления к наглядно­образному. Другими словами, у детей младшего дошкольного возраста активно развиваются оба этих типа мышления, и наглядно-действенное мышление фактически становится базовой предпосылкой формирования наглядно-образного мышления. Развитие наглядно-действенного мышления происходит через исследование ребёнком объектов и предметов окружающего мира, непосредственное чувственное познание их свойств. Наглядно-образное мышление формируется через совершение действий с наглядными образами этих предметов и объектов и их наименованиями. Результатом развития мышления становится формирование у ребёнка целостного представления об окружающей его действительности.
Развитие мышления детей младшего дошкольного возраста осуществляется наглядными, словесными, игровыми и практическими методами и приёмами. Современная практика развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста обогащается мнемотехническими приемами. Первостепенное значение имеют наглядные методы и дидактические игры, так как именно они в наибольшей степени отвечают требованию учёта возрастных особенностей детей.
В качестве гипотезы выступило предположение о том, что адаптация и реализация психологом детского сада программы развития мышления детей младшего дошкольного возраста будет способствовать развитию у детей наглядно-действенного и наглядно-образного типов мышления.
Опытно-экспериментальная работа по адаптации и реализации программы развития мышления детей младшего дошкольного возраста осуществлялась на базе МБДОУ «Детский сад «Сказка» комбинированного вида». Участниками исследования стали 15 воспитанников второй младшей группы в возрасте от 3 до 4 лет.
Адаптация программы мероприятий, направленных на развитие мышления детей младшего дошкольного возраста, осуществлялась в два этапа: первый этап - диагностика актуального уровня развития наглядно­действенного и наглядно-образного мышления детей; второй этап - адаптация программы развития мышления.
По результатам первичной диагностики было установлено, что в выборке участников исследования примерно равное количество детей со средним и высоким уровнями развития наглядно-действенного мышления. Наглядно-образное мышление у большинства детей на этапе первичной диагностики было развито на среднем уровне.
Содержание программы, цель которой состояла в развитии мышления детей младшего дошкольного возраста, включает три блока: первый - игры и задания на развитие наглядно-действенного мышления; второй - игры и задания на развитие наглядно-образного мышления, третий - упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Содержание первого и второго блоков подразумевает занятия игровой, изобразительной и конструктивной деятельностью. Занятия с детьми проводились ежедневно на протяжении двух месяцев. Продолжительность каждого занятия составляла 12-15 минут. Структура занятия предусматривала выполнение заданий всех трёх блоков.
По завершении формирующего эксперимента проводилась повторная диагностика мышления детей, результаты которой показали, что большинство детей достигли высокого уровня развития наглядно­действенного и наглядно-образного мышления.
Таким образом, в ходе исследования гипотеза подтверждена, задачи выполнены в полном объёме, цель достигнута.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования // ФГОС. Официальный сайт. URL: https:ZZfgos.ru/fgos/fgos-doZ (дата обращения: 05.08.2022)
2. Абрамова Г.С. Психология развития и возрастная психология. Учебник. М.: Прометей, 2017. 708 с.
3. Авдотьева С.Н. Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста // Вестник МГПУ. 2016. № 1. С. 9-13.
4. Авдулова Т.П. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М.: ИЦ «Академия», 2011. 336 с.
5. Аранович И.Ю., Долматова Е.С. Зависимость мышления от уровня развития восприятия у детей дошкольного возраста // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2016. Т. 6. № 7. С. 1392.
6. Батенова Ю.В. Особенности развития мышления дошкольника в
условиях игровой компьютерной деятельности // ЭНБ «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-myshleniya-
doshkolnika-v-usloviyah-igrovoy-kompyuternoy-deyatelnosti (дата обращения: 07.08.2022)
7. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология. Учебное пособие. М.: Деком, 2018. 240 с.
8. Башаева Т.В. Лучшие развивающие задания и игры для дошкольников и младших школьников. Восприятие, речь, мышление, познавательная активность. М.: РГГУ, 2017. 176 с.
9. Бутенко Н.В. Траектория формирования мышления в процессе детского развития // Вестник ЮУрГГПУ. 2018. № 6. С. 223-238.
10. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М.: Просвещение; Дрофа, 2010. 400 с.
11. Венгер Л.А. Соотношение обучения, психологического развития и
функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии. 2008. № 2. С.5-9.
12. Венгер Л.А., Холмовская В.В. Диагностика умственного развития дошкольников // Электронная библиотека МГППУ. URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=9904 (дата обращения: 19.08.2022).
13. Волков Б.С. Возрастная психология. От рождения до поступления в школу. М.: Владос, 2017. 368 c.
14. Волкова В.Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). М.: Буки-Веди, 2018. С. 18­20.
15. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет. М.: АРКТИ, 2002. 96 с....54


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ