Обучение диалогической речи на основе предметно-языковой интегрированной технологии (CL1L) в 6 классе общеобразовательной школы (на примере предметов ’'География" и "Английский язык")
|
Введение 3
Глава 1. Предметно - ориентированная языковая технология (CLIL) в обучении иностранному языку на уровне основного общего образования 8
1.1. Предметно-языковая интегрированная технология (CLIL): сущность и
типы обучения 8
1.2. Характеристика психолого-педагогических особенностей развития
обучающихся среднего школьного
возраста 14
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Обучение диалогическому высказыванию как педагогическая проблема 18
2.1. Диалогическое высказывание как вид речевой деятельности 18
2.2. Особенности формирования знаний, умений и навыков для обучения
диалогической речи в английском
языке 22
Выводы по главе 2 45
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по обучению школьников 6 класса диалогической речи на основе предметно-языковой интегрированной
технологии на примере предметов «География» и «Английский язык» 45
3.1. Разработка дополнительных учебно-методических материалов с
использованием элементов методики CLIL на базе УМК «Spotlight 6» 45
3.2. Результаты практического применения дополнительных учебно
методических материалов с использованием элементов методики CLIL в процессе обучения диалогическому высказыванию на занятиях по иностранному языку в МБОУ Лицей №8 г. Красноярска 61
Выводы по главе 3 64
Заключение 66
Библиография 68
Приложение А 74
Приложение Б 75
Приложение В 76
Приложение Г 81
Приложение Д 84
Приложения Е 85
Глава 1. Предметно - ориентированная языковая технология (CLIL) в обучении иностранному языку на уровне основного общего образования 8
1.1. Предметно-языковая интегрированная технология (CLIL): сущность и
типы обучения 8
1.2. Характеристика психолого-педагогических особенностей развития
обучающихся среднего школьного
возраста 14
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Обучение диалогическому высказыванию как педагогическая проблема 18
2.1. Диалогическое высказывание как вид речевой деятельности 18
2.2. Особенности формирования знаний, умений и навыков для обучения
диалогической речи в английском
языке 22
Выводы по главе 2 45
Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по обучению школьников 6 класса диалогической речи на основе предметно-языковой интегрированной
технологии на примере предметов «География» и «Английский язык» 45
3.1. Разработка дополнительных учебно-методических материалов с
использованием элементов методики CLIL на базе УМК «Spotlight 6» 45
3.2. Результаты практического применения дополнительных учебно
методических материалов с использованием элементов методики CLIL в процессе обучения диалогическому высказыванию на занятиях по иностранному языку в МБОУ Лицей №8 г. Красноярска 61
Выводы по главе 3 64
Заключение 66
Библиография 68
Приложение А 74
Приложение Б 75
Приложение В 76
Приложение Г 81
Приложение Д 84
Приложения Е 85
Актуальность исследования. Отличительной особенностью ФГОС является деятельностный характер обучения, ставящий главной целью всестороннее развитие личности.
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Стандарт устанавливает личностную ориентацию содержания образования, деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности на получение учащимися опыта этой деятельности.
С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов.
Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах.
Несмотря на интерес исследователей к проблеме формирования устных речевых умений обучающихся, остаются недостаточно изученными вопросы активного вовлечения школьников в освоение предмета. Межпрдметные связи, как правило, учитываются при проектировании уроков недостаточно. Решить данную проблему смогла бы, на наш взгляд, предметно-языковая интегрированная технология (CLIL).
Недостаточная разработанность проблемы обучения устному речевому высказыванию на основе представленной выше технологии в основной
школе побудила нас к выбору темы исследования: «Обучение
диалогической речи на основе предметно-языковой интегрированной технологии (CLIL) в 6 классе общеобразовательной школы (на примере предметов "География" и "Английский язык")».
Объектом исследования является процесс иноязычного образования в условиях основной школы.
Предмет исследования - потенциал предметно-ориентированной языковой технологии (CLIL) в обучении иностранному языку в основной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать на практике учебно-методические материалы по применению предметно-ориентированной языковой технологии (CLIL) в обучении
диалогической речи на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе (на примере предметов "География" и "Английский язык").
В соответствии с поставленной целью была выдвинута следующая гипотеза: формирование и умений диалогической речи у обучающихся основной школы будет более эффективным, если на уроках будет использована предметно-языковая интегрированная технология.
Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Раскрыть сущность предметно-языковой интегрированной технологии (CLIL).
2. Дать характеристику диалогическому высказыванию как виду речевой деятельности.
3. Изучить особенности обучения диалогической речи школьников на средней ступени.
4. Разработать учебно-методические материалы по использованию предметно-языковой интегрированной технологии для эффективного развития умений диалогической речи обучающихся 6-х классов.
5. Организовать опытно-экспериментальную работу по апробации авторских учебно-методических материалов в условиях средней школы.
6. На основании проведенного исследования дать методические рекомендации по организации интегрированных уроков, направленных на формирование и развитие устных речевых умений обучающихся основной школы.
Теоретическую основу исследования составили работы по вопросам обучения диалогической речи обучающихся на уровне основного общего образования Н. Д. Гальсковой [Гальскова, 2008], Е. М. Верещагина [Верещагин, 2003], М. А. Чошанова, В.Л. Скалкина [Скалкин, 2001], Д. В. Вилькеева, Н. И. Гез [Гез, 2002]., Е. С. Глядиковской [Глядиковская, 2009], М.Л. Вайсбурд [Вайсбурд, Ариян, 2004]; особенностей предметно-языкового интегрированного обучения Д. Брунера, Д. Марша [Marsh, 2002], Д.Койла [Coyle, 2004].
Методы исследования: теоретический анализ психолого
педагогической, методической литературы по проблеме исследования; анализ учебно-методических комплектов (УМК) по английскому языку; метод включенного наблюдения; беседа; анкетирование; анализ педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.
База исследования: опытная работа будет проводиться с учениками 6 класса МБОУ «Лицей № 8»
Научная новизна исследования заключается в раскрытии особенностей применения предметно-ориентированной языковой
технологии в обучении диалогической речи обучающихся основной школы. Разработан, обоснован и внедрен учебно-методический материал для обучающихся средней школы на иностранном языке на основе предметноязыкового интегрированного подхода.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, разработанный учебно-методический материал на основе предметноязыкового интегрированного подхода в рамках предметов «География» и «Английский язык» в виде технологических карт уроков создаёт основу для научно-методического обеспечения образовательного процесса в школе, направленного на повышение качества языковой подготовки обучающихся общеобразовательной организации.
Апробация результатов исследования. Отдельные результаты исследования были представлены на заседаниях кафедры германо-романской филологии и иноязычного образования КГПУ имени В.П. Астафьева в 2017 и 2018 гг. За период с 2017 по 2018 год подготовлены доклады и опубликованы одноименные статьи в сборниках конференций по проблематике магистерской диссертации.
1.Предметно-ориентированные технологии в процессе проблемномодульного обучения иностранному языку на среднем этапе // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 5-6 декабря 2016 г. на базе КГПУ имени В.П. Астафьева.
2.Особенности проблемных ситуаций при обучении иностранному языку// Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 5-6 декабря 2017 г. на базе КГПУ имени В.П. Астафьева.
Подготовлен и выполнен доклад на тему «Обучение диалогической речи на основе предметно-языковой интегрированной технологии (CLIL) в 6 классе общеобразовательной школы (на примере предметов "География" и "Английский язык")» на VII Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 4-5 декабря 2018 г. на базе КГПУ имени В.П. Астафьева».
Результаты исследования апробированы и внедрены в образовательный процесс МБОУ «Лицей №8» г. Красноярска.
Структура работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка. Работа изложена на 73 страницах машинописного текста. Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание.
Первая глава представляет собой описание предметно - ориентированной языковой технологии обучения. В первой главе работы представлены характеристика психолого-педагогических особенностей развития обучающихся на среднем этапе и описание особенностей обучения иностранному языку на уровне основного общего образования....
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Стандарт устанавливает личностную ориентацию содержания образования, деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности на получение учащимися опыта этой деятельности.
С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов.
Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах.
Несмотря на интерес исследователей к проблеме формирования устных речевых умений обучающихся, остаются недостаточно изученными вопросы активного вовлечения школьников в освоение предмета. Межпрдметные связи, как правило, учитываются при проектировании уроков недостаточно. Решить данную проблему смогла бы, на наш взгляд, предметно-языковая интегрированная технология (CLIL).
Недостаточная разработанность проблемы обучения устному речевому высказыванию на основе представленной выше технологии в основной
школе побудила нас к выбору темы исследования: «Обучение
диалогической речи на основе предметно-языковой интегрированной технологии (CLIL) в 6 классе общеобразовательной школы (на примере предметов "География" и "Английский язык")».
Объектом исследования является процесс иноязычного образования в условиях основной школы.
Предмет исследования - потенциал предметно-ориентированной языковой технологии (CLIL) в обучении иностранному языку в основной школе.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать на практике учебно-методические материалы по применению предметно-ориентированной языковой технологии (CLIL) в обучении
диалогической речи на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе (на примере предметов "География" и "Английский язык").
В соответствии с поставленной целью была выдвинута следующая гипотеза: формирование и умений диалогической речи у обучающихся основной школы будет более эффективным, если на уроках будет использована предметно-языковая интегрированная технология.
Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
1. Раскрыть сущность предметно-языковой интегрированной технологии (CLIL).
2. Дать характеристику диалогическому высказыванию как виду речевой деятельности.
3. Изучить особенности обучения диалогической речи школьников на средней ступени.
4. Разработать учебно-методические материалы по использованию предметно-языковой интегрированной технологии для эффективного развития умений диалогической речи обучающихся 6-х классов.
5. Организовать опытно-экспериментальную работу по апробации авторских учебно-методических материалов в условиях средней школы.
6. На основании проведенного исследования дать методические рекомендации по организации интегрированных уроков, направленных на формирование и развитие устных речевых умений обучающихся основной школы.
Теоретическую основу исследования составили работы по вопросам обучения диалогической речи обучающихся на уровне основного общего образования Н. Д. Гальсковой [Гальскова, 2008], Е. М. Верещагина [Верещагин, 2003], М. А. Чошанова, В.Л. Скалкина [Скалкин, 2001], Д. В. Вилькеева, Н. И. Гез [Гез, 2002]., Е. С. Глядиковской [Глядиковская, 2009], М.Л. Вайсбурд [Вайсбурд, Ариян, 2004]; особенностей предметно-языкового интегрированного обучения Д. Брунера, Д. Марша [Marsh, 2002], Д.Койла [Coyle, 2004].
Методы исследования: теоретический анализ психолого
педагогической, методической литературы по проблеме исследования; анализ учебно-методических комплектов (УМК) по английскому языку; метод включенного наблюдения; беседа; анкетирование; анализ педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа.
База исследования: опытная работа будет проводиться с учениками 6 класса МБОУ «Лицей № 8»
Научная новизна исследования заключается в раскрытии особенностей применения предметно-ориентированной языковой
технологии в обучении диалогической речи обучающихся основной школы. Разработан, обоснован и внедрен учебно-методический материал для обучающихся средней школы на иностранном языке на основе предметноязыкового интегрированного подхода.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, разработанный учебно-методический материал на основе предметноязыкового интегрированного подхода в рамках предметов «География» и «Английский язык» в виде технологических карт уроков создаёт основу для научно-методического обеспечения образовательного процесса в школе, направленного на повышение качества языковой подготовки обучающихся общеобразовательной организации.
Апробация результатов исследования. Отдельные результаты исследования были представлены на заседаниях кафедры германо-романской филологии и иноязычного образования КГПУ имени В.П. Астафьева в 2017 и 2018 гг. За период с 2017 по 2018 год подготовлены доклады и опубликованы одноименные статьи в сборниках конференций по проблематике магистерской диссертации.
1.Предметно-ориентированные технологии в процессе проблемномодульного обучения иностранному языку на среднем этапе // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 5-6 декабря 2016 г. на базе КГПУ имени В.П. Астафьева.
2.Особенности проблемных ситуаций при обучении иностранному языку// Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 5-6 декабря 2017 г. на базе КГПУ имени В.П. Астафьева.
Подготовлен и выполнен доклад на тему «Обучение диалогической речи на основе предметно-языковой интегрированной технологии (CLIL) в 6 классе общеобразовательной школы (на примере предметов "География" и "Английский язык")» на VII Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 4-5 декабря 2018 г. на базе КГПУ имени В.П. Астафьева».
Результаты исследования апробированы и внедрены в образовательный процесс МБОУ «Лицей №8» г. Красноярска.
Структура работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка. Работа изложена на 73 страницах машинописного текста. Во Введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание.
Первая глава представляет собой описание предметно - ориентированной языковой технологии обучения. В первой главе работы представлены характеристика психолого-педагогических особенностей развития обучающихся на среднем этапе и описание особенностей обучения иностранному языку на уровне основного общего образования....
Данная работа была выполнена на тему «Обучение диалогической речи на основе предметно-языковой интегрированной технологии (CLIL) в 6 классе общеобразовательной школы (на примере предметов "География" и "Английский язык")».
Цель данной работы заключалась в теоретическом обосновании и попытке опытной проверки эффективности использования методики CLIL в обучении диалогической речи на уровне основного общего образования.
В ходе анализа научной и научно-методической литературы по проблемам исследования были проанализированы психолого-педагогические характеристики среднего школьного возраста, рассмотрены теоретические обоснования использования методики CLIL. Данная методика представляет собой способ изучения иностранного языка, подкрепленный тематикой и содержанием другого неязыкового предмета. В таком варианте изучения предмета происходит одновременное изучение двух предметов, однако большая степень учебной нагрузки приходится на иностранный язык.
Применение данной методики согласуется с возрастными психологическими особенностями среднего школьного возраста, поскольку отвечает всем требованиям, возникающим у обучающихся на каждом из этапов. Для более лучшего согласования способов обучения с возрастными особенностями и индивидуальными особенностями обучающихся, необходима правильная работа педагогов, заключающаяся в постепенном переходе к групповым и индивидуальным формам работы по мере продвижения учащихся в учебной деятельности.
Вторая, глава исследования была посвящена результатам опытной работы: анализу УМК английского языка «Spotlight 6» на предмет наличия элементов методики CLIL, разработке дополнительного учебнометодического материала с использованием методики CLIL к учебному пособию Ваулиной Ю. Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс «Spotlight 6». В ходе анализа УМК «Spotlight 6» был приведен пример создания занятия с применением элементов методики CLIL. Было разработано учебное занятие английского языка, в которое был интегрирован предмет «география», оно было апробировано, а эффективность отражена на диаграммах.
В работе был проанализирован учебно-методический комплекс «Spotlight 6» на предмет наличия базовых основ для создания интегрированного занятия по методике CLIL, а также был разработан дополнительный материал с использованием методики интегрированного обучения CLIL. Разработка была апробирована на базе МБОУ «Лицей №8» и результаты приведены в виде диаграмм в данной работе, в соответствующей главе.
Цель данной работы заключалась в теоретическом обосновании и попытке опытной проверки эффективности использования методики CLIL в обучении диалогической речи на уровне основного общего образования.
В ходе анализа научной и научно-методической литературы по проблемам исследования были проанализированы психолого-педагогические характеристики среднего школьного возраста, рассмотрены теоретические обоснования использования методики CLIL. Данная методика представляет собой способ изучения иностранного языка, подкрепленный тематикой и содержанием другого неязыкового предмета. В таком варианте изучения предмета происходит одновременное изучение двух предметов, однако большая степень учебной нагрузки приходится на иностранный язык.
Применение данной методики согласуется с возрастными психологическими особенностями среднего школьного возраста, поскольку отвечает всем требованиям, возникающим у обучающихся на каждом из этапов. Для более лучшего согласования способов обучения с возрастными особенностями и индивидуальными особенностями обучающихся, необходима правильная работа педагогов, заключающаяся в постепенном переходе к групповым и индивидуальным формам работы по мере продвижения учащихся в учебной деятельности.
Вторая, глава исследования была посвящена результатам опытной работы: анализу УМК английского языка «Spotlight 6» на предмет наличия элементов методики CLIL, разработке дополнительного учебнометодического материала с использованием методики CLIL к учебному пособию Ваулиной Ю. Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс «Spotlight 6». В ходе анализа УМК «Spotlight 6» был приведен пример создания занятия с применением элементов методики CLIL. Было разработано учебное занятие английского языка, в которое был интегрирован предмет «география», оно было апробировано, а эффективность отражена на диаграммах.
В работе был проанализирован учебно-методический комплекс «Spotlight 6» на предмет наличия базовых основ для создания интегрированного занятия по методике CLIL, а также был разработан дополнительный материал с использованием методики интегрированного обучения CLIL. Разработка была апробирована на базе МБОУ «Лицей №8» и результаты приведены в виде диаграмм в данной работе, в соответствующей главе.





