Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Амфибии как модельный объект на уроках в общеобразовательных учреждениях

Работа №157993

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. Введение 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМНОВОДНЫХ, КАК ПЕРВЫХ НАЗЕМНЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ 6
1.1. Характеристика Земноводных и видовые очерки фоновых видов
Средней Сибири 6
1.2. Сравнение анатомо-физиологических и поведенческих адаптаций
амфибий в процессе онтогенеза 13
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КУРСА ПО РАЗДЕЛУ «АДАПТАЦИИ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ К НАЗЕМНО -
ВОЗДУШНОЙ И ВОДНОЙ СРЕДАМ ЖИЗНИ» 40
2.1. Анализ содержания школьного курса биологии по теме «Амфибии»... 40
2.2. Содержание интерактивного курса по изучению адаптаций к наземно -
воздушной и водной средам жизни на примере амфибий 51
ВЫВОДЫ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 68

В девонском периоде, более 350 млн. лет назад, от остеолепиформных рипидистий произошли первые амфибии (Amhibia). Появление класса земноводных - крупный шаг на пути эволюции позвоночных, так как его представители первыми вышли на сушу. Это сыграло большую роль в усложнении строения всех систем органов. Можно сказать, что амфибии были пионерами во всём, что касалось жизни в воздушной среде. Информация о развитии жизни на Земле вызывает интерес у учащихся, но усвоение данного материала часто остается на стадии восприятия и представления.
Наиболее полным изучение эволюции живых организмов в школьной программе может быть на примере класса земноводных, так как амфибии являются промежуточным классом между водными организмами и полностью освоившими сушу. Земноводные в своем строении и физиологии объединили как черты первичноводных (откладывание икры в воде, дыхание жабрами и через кожу и пр.), так и особенности наземных позвоночных (наличие функционирующих легких, пятипалая конечность). Поэтому этот класс выделяют в отдельную группу, которая выполняет роль переходного звена между водной и наземной средой обитания и демонстрирует вероятностный путь освоения наземно-воздушной среды. На уроках в общеобразовательных учреждениях раскрывается вопрос о происхождении амфибий, показывается возможный путь их исторического развития, что имеет большое значение в формировании научно-материалистического мировоззрения школьников, но как правило, времени для изучения данной темы в школьной программе отводится крайне мало.
Одной из задач образования на сегодня является формирование у учащихся мышления, навыков самостоятельного усвоения. Решение этой задачи не представляется возможным без широкого использования новых информационных технологий. Такое понятие, как дистанционное обучение в настоящее время прочно укрепилось как один из вариантов обучения на расстоянии, при котором учащиеся могут самостоятельно, не менее качественно изучить материал.
Поэтому разработка интерактивного курса на тему: «Адаптации позвоночных животных к наземно-воздушной среде», на примере амфибий как модельной группы, в яркой, познавательной и продуктивной форме является важной задачей практической части данной выпускной квалификационной работы.
Цель: Изучение амфибий, как модельной эволюционной группы на уроках биологии в общеобразовательных учреждениях.
Задачи:
1. Изучить видовой состав земноводных на территории Средней Сибири;
2. Показать анатомо-физиологические адаптации амфибий на разных жизненных стадиях в различных средах обитания;
3. Разработать и апробировать в образовательной среде интерактивный курс по разделу «Адаптации позвоночных животных к наземно-воздушной и водной средам обитания».
Объект исследования: амфибии, как первые наземные позвоночные животные.
Предмет исследования: анатомо-физиологические адаптации амфибий к водной и наземно-воздушной среде.
Апробация работы: Выпускная квалификационная работа была
представлена на:
1. XXII Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», диплом II степени (приложение 3);
2. Публикация статей:
• Долгих Е.А. Интерактивный курс, как один из методов при объяснении
этапов морфофизиологического прогресса, на примере класса Амфибии (АшрЫЫа)//Современные биоэкологические исследования Средней Сибири: материалы научно-практической конференции «БИОЭКО» в рамках XXIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» Красноярск, 2022 г. [Электронныйресурс]/ отв. ред. Е.М. Антипова; ред. кол. Электрон. дан /Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2022 (в
печати);
• Гоманец О.Р., Гоманец А.С., Долгих Е.А. Видовое разнообразие,
численность амфибий (Amphibia) северных лесостепей Средней Сибири//Современные биоэкологические исследования средней сибири: материалы Международной научно-практической конференции
«Биоэкологические и географические исследования на территории Средней Сибири» и научно-практической конференции «БИОЭКО». Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2021. С. 36-39.
3. Апробация разработанного интерактивного курса «Анатомо­физиологические адаптации амфибий к разным средам обитания» прошла на базе МАОУ Лицей №7 им. Героя Советского Союза Б.К. Чернышева с учащимися 7 класса. Результаты апробации представлены в рамках данной исследовательской работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. На территории Средней Сибири обнаружено 6 видов земноводных из которых 4 вида относится к бесхвостым (Pelophylax ridibunda, Bufo bufo, Rana arvalis, Rana amurensis) и 2 - к хвостатым (Salamandrella keyserlingii, Triturus vulgaris). В Красную Книгу Красноярского края (2012 г.) занесены Triturus vulgaris, Pelophylax ridibunda, Rana amurensis;
2. Земноводные в своем строении и физиологии объединили как черты первичноводных животных (откладывание икры в воде, дыхание жабрами (на личиночной стадии) и через кожу и пр.), так и особенности наземных позвоночных на стадии adultus (наличие функционирующих легких, пятипалая конечность и т.п.). Благодаря этим анатомо-физиологическим чертам строения Amphibia можно отнести к важной эволюционной промежуточной группе;
3. Интерактивный курс «Анатомо-физиологические адаптации к разным средам обитания на примере амфибий», включает в себя лекции, презентации, и контрольные вопросы для двух уровней сложности: базовый и профильный. В результате прохождения курса обучающиеся познакомились с видовым составом, классификацией, филогенией амфибий и их анатомо-физиологическими адаптациями к разным средам жизни на различных жизненных стадиях. По результатам тестирования процентное содержание успешно выполненных работ повысилось с 69,8% до 93,3%, что говорит о качестве предоставленного материала по интерактивному курсу.


1. Ананьева Б.Н., Боркин Л.Я., Даревский И.С. Земноводные и пресмыкающиеся: Энциклопедия природы России. М.: АББ, 1998 С. 96,100.
2. Банников А.Г., Даревский И.С., Рустамов А.К. Земноводные и пресмыкающиеся СССР. М.: Мысль, 1971. 303 с.
3. Банников А.Г. Жизнь животных. Земноводные, пресмыкающиеся. Т. 4. Часть 2. М.: Просвещение, 1969. 485 с
4. Баранов А.А., Банникова К.К. Биоразнообразие позвоночных животных Средней Сибири: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. Б.П. Астафьева. Красноярск, 2018. 460 с.
5. Баранов А.А., Банникова К.К., Найман М.А. Закономерности морфофункциональной организации и эволюции хордовых животных: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. Б.П. Астафьева. Красноярск, 2020. 324 с.
6. Баранов А.С., Городилова С.Н. Земноводные лесостепи Средней Сибири: монография. Краснояр. гос. пед. ун-т им. Б.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 193 с.
7. Белоусов Д.Л. Эволюция систем органов: учебное пособие по общей биологии. Троицк. Троицк, 2009 г. 40 с.
8. Беляев Д.К., Бородин П.М. Общая биология: Учеб. для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений. 5-е изд.,испр. М.: Просвещение, 2005. 304 с.
9. Биология. 5—9 классы: рабочая программа к линии УМК под ред. Б. Б. Пасечника: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2017. 54 с.
10. Боголюбов А.С. Изучение видового состава и численности амфибий. М.: Экосистема, 2002. С. 2-8.
11. Боркин Л.Я., Даревский И.С., Орлов Н.Л. Класс Амфибии или Земноводные. Энциклопедия природы России. М.: АББ, 1998. С. 20-180.
12. Воронкова, Ю.Б. Информационные технологии в образовании. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 314 с.
13. Голикова Т.Б., Галкина Е.А. Современные технологии обучения биологии: учебно-методическое пособие / Красноярск. гос. пед. ун. им. Б.П. Астафьева. Красноярск, 2015. С. 136-150.
14. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3 -х т. Т.1. М.: Мир, 1990. 368 с.
15. Дзержинский Ф.Я. Сравнительная анатомия позвоночных животных. М.: Аспект-Пресс, 2005. С.100, 130....31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ