Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития речи в школьном курсе русского языка 7
1.1. Сущность и значение развития речи 7
1.3. Развитие речи в учебно-методических комплексах для 5 класса 24
1.4. Типологии упражнений, направленных на развитие речи 40
1.5. Комплекс упражнений, направленных на развитие речи учащихся при изучении темы “Имя существительное” 46
Глава 2. Экспериментальное исследование системы работы по развитию речи учащихся при изучении темы “Имя существительное” в 5 классах 56
2.1. Организация исследования 56
2.2. Апробация системы работы при изучении темы “Имя существительное” в 5 классах 59
2.3. Анализ результатов апробации 71
Вывод по 2 главе 76
Заключение 78
Список литературы 81
Приложения 85
Развитие речи - важнейший элемент развития ребенка, так как благодаря развитой речи возможно оптимальное выражение и оформление мысли, что обусловливает степень её понимания окружающими. Связная речь - это единое смысловое и структурное высказывание, включающее соединенные между собой и объединенные одной темой законченные отрезки. Главной характеристикой связной речи является её понятность для собеседника. Главной функцией служит коммуникативность, а важным качеством является выразительность.
Богатый и хорошо развитый словарный запас и грамматический строй являются составляющими развитой речи, служащей средством полноценного общения и развития личности. Лексика языка, его грамматическая база - это важнейшие части языковой системы, имеющие огромное общеобразовательное и практическое значение. Расширение словарного запаса и грамматического строя речи является необходимым условием для развития коммуникативных умений учащихся.
Работа по развитию речи, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся планомерно осуществляется на уроках русского языка при изучении каждой темы. Как единый процесс ведётся развитие устной и письменной речи.
Актуальность выбора темы для написания выпускной квалификационной работы связана с необходимостью разработки системы работы, с помощью которой будет эффективно решаться задача развития речи учащихся, а также с тем, что она может стать одним из элементов развития речи учащихся при изучении темы “Имя существительное”.
Определяя функциональные особенности формирования речи, педагоги и психологи формулируют определенные критерии её достаточного развития, в том числе логичность, правильность построения грамматических форм, соблюдение основных принципов построения предложений, употребление разнообразных средств внутри и между предложениями. Работа педагогов должна быть направлена на формирование правильного и осознанного отношения к языку, понимание сути основных лингвистических явлений, тем самым создавая основу для овладения грамотой, интеллектуального и речевого развития учащихся.
Формирование речи учащихся подробно изучили ученые, психологи, лингвисты, педагоги.
Степень изученности проблемы. Вопрос развития письменной речи стал предметом изучения Э.П. Коротковой, Р.М. Львова, Л.Д. Мали, Н.В. Новотворцевой, Г.В. Пранцовой, Е.А. Самойловой, О.И. Смирновой, Н.А. Черемисиной, Г.С. Щеголевой и многих других.
Проблему устного речевого развития детей изучали такие ученые, как Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Запорожец, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский и другие.
Л.С. Выготский (знаменитый русский психолог) особенно внимательно исследовал особенности речевого развития детей. В результате множественных исследований он сделал заключение: речевое развитие ребенка напрямую влияет на его интеллектуальные способности, черты личности и эмоции. Получается, что от того, насколько хорошо развита речь ребенка, зависит целостное развитие его личности, что оказывает мощное влияние на всю его последующую жизнь.
Использование творческих сочинений на уроках русского языка рассматривается в работах А.Н. Симановского, Ю.В. Корниловой, Л.В. Коловой, А.А. Борзова.
Проблемой обогащения и расширения словарного запаса учащихся занимались видные отечественные психологи, педагоги, методисты: Е.В. Водовозова, Л.С. Выготский, В.В. Гербова, А.В. Запорожец, М.М. Конина, А.Н. Леонтьев, Ю.С. Ляховская, Н.Г. Морозова, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, В.И. Яшина и другие....
В ходе написания выпускной квалификационной работы был проведен всесторонний анализ научной литературы по данной теме, определены сущность и значение развития речи. Также были выявлены основные направления работы по развитию речи учащихся, проанализированы возможности реализации речевого развития учащихся при работе с упражнениями, содержащимися в учебно-методических комплексах для 5 класса, рассмотрены типологии упражнений по развитию речи. Кроме этого был сформирован комплекс упражнений для включения в систему работы по развитию речи учащихся при изучении темы “Имя существительное”.
Изучив основные направления работы по развитию речи, было определено, что методика преподавания русского языка и программа школьного курса относят к важнейшим направлениями:
• обогащение словарного запаса, грамматического строя речи;
• формирование норм литературного языка;
• формирование связной устной и письменной речи учащихся.
Анализ учебно-методических комплексов позволил установить, что данные комплексы кроме упражнений, формирующих навыки и умения по изучаемым темам, содержат достаточное количество упражнений, направленных на развитие речи учащихся. Упражнения составлены в соответствии с тремя основными направлениям работы по развитию речи и способствуют совершенствованию всех видов речевой деятельности учащихся.
При рассмотрении типологий упражнений различных авторов, было установлено, что каждая типология имеет свои особенности, которые заключаются в различных видах упражнений и их целевой направленности. Упражнения могут включать в себя работу со словарём, творческие задания (составление загадок, нахождение слов по инструкции), работу с текстами, написание сочинений и изложений, семантический разбор новых слов. На основании рассмотренных типологий, нами был разработан комплекс упражнений.
Поскольку особый интерес в рамках данной темы для нас представила типология Е.Н. Пузанковой, то она была взята за основу комплекса упражнений при формировании системы работы по развитию речи учащихся. Комплекс упражнений был использован в проведённом экспериментальном исследовании. Данная типология представила для нас интерес, так как подразумевала комплексное развивающее воздействие с использованием:
1. логико-языковых упражнений;
2. творческих упражнений, которые позволяют:
а) развивать языковую догадку;
б) развивать логическое мышление;
в) развивать образный строй речи и образное мышление;
г) развивать эмоциональную сторону речи,
В ходе работы нами было проведено практическое экспериментальное практическое исследование. Экспериментальное исследование системы работы по развитию речи учащихся проходило в 3 этапа:
1. Констатирующий этап. На данном этапе была проведена диагностика уровня развития речи учащихся двух 5 классов (экспериментального и контрольного) в общем количестве 60 человек на базе МБОУСОШ № 6 г. Канска.
2. Формирующий этап. При изучении имени существительного с учащимися экспериментальной группы был проведён цикл занятий с разработанным комплексом упражнений, составленным нами с опорой на типологию Е.Н. Пузанковой.
3. Контрольный этап. Повторная диагностика уровня развития речи была проведена в двух группах учащихся: экспериментальной и контрольной после проведения с экспериментальной группой цикла занятий с использованием разработанного комплекса упражнений, направленных на развитие речи учащихся. Форма написание сочинения по картине П.П. Кончаловского “Сирень в корзине”.
По окончании экспериментальной работы был проведён анализ эффективности апробации системы работы по развитию речи при изучении темы “Имя существительное”. В результате проделанной работы были составлены диаграммы, проанализированы результаты и сделаны следующие выводы....
1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях М.М. Алексеева, О.С. Ушакова / М.: Педагогика и наука, 2013 - С. 27-43.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей / А.Г. Арушанова М.: Мозаика-Синтез, 2011 - 270 с.
3. Бабайцева, В. В. Русский язык. Сборник заданий. 5 кл. : учеб. пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы»: углубленное изучение / В. В. Бабайцева, Л. Д. Бернадская, Н. В. Дрозд. М., 2012 - 297 с.
4. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2012. - 319, [1] с.: илл.
5. Бабайцева, В. В. Русский язык. Сборник заданий. 6-7 классы. : учеб. пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы»: Предпрофильное обучение / В. В. Бабайцева, Л. Д. Бернадская, М., 2013 - 313 с.
6. Балашова А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
7. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Львов М. Р., Ипполитова Н. А., Ивченков П. Ф. Методика преподавания русского языка / под ред. М. Т. Баранова. М.: Просвещение, 1990. 365 с.
8. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык 5 класс - М.: Просвещение, 2015 - 192 с.
9. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык 6 класс - М.: Просвещение, 2015 - 175 с.
10. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. — 12-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011. — 111 с.
11. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Учеб. Пособие для студентов пед. инст. М.: Просвещение, 2011 - 255 с.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 2006. - 131 с.
13. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: Сфера, 2013 - 176 с.
14. Жукова Н. С. . Методика развития речи детей [Текст] / Н. С. Жукова. - М.: Просвещение, 2011 - 255 с.
15. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. - Новосибирск, 2012 - С.3-5...(41)