Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы приобщения к традициям народного искусства младших школьников посредством техники «Русский рисованный лубок» 7
1.1. Анализ понятия «традиции народного искусства» 7
1.2. Особенности приобщения младших школьников к традициям народного искусства 13
1.3. Русский рисованный лубок как средство приобщения младших школьников к традициям народного искусства 21
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению особенностей приобщения младших школьников к традициям народного искусства посредством техники «Русский рисованный лубок» 29
2.1. Методика проведения констатирующего эксперимента 29
2.2. Анализ полученных результатов 37
2.3. Серия занятий, направленных на приобщение младших школьников к традициям народного искусства посредством техники «Русский рисованный лубок» 43
2.4. Методические рекомендации к занятиям, направленным на приобщение младшего школьника к традициям народного искусства посредством техники «Русский рисованный лубок» 45
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Список используемых источников 55
Приложение 60
В развитии традиционной культуры важным звеном является общеобразовательная школа. Это связано с тем, что в школы вкладывается культурная преемственность, которая утверждает народное искусство как художественную систему, а также формирует традицию в изустно-зрительной передаче от мастера к мастеру и функционирует на различных уровнях общности, а именно национальной, региональной и общности исторически сложившегося промысла.
Культурное наследие определяется как воплощение традиции. То, что оставляет свой след на долгие годы, как правило, отличается особой ценностью, а именно эстетической, этической, художественной, духовной.
Культурная ценность любого художественного объекта заключена также в историческом реализме, уникальности и неповторимости. Наследие заключается в многообразии народных традиций, национальных особенностей, ремесел, обрядов, ритуалов и праздников, а также художественном творчестве в его традиционных формах.
К сожалению, в современном мире народное искусство редко используется где-либо, а сохранностью и распространением информации о нем занимаются только музеи и мастера — энтузиасты.
Передача традиции и следование ей является чертой общества, которое старается не изменять укоренившиеся культурные ценности.
Хотелось бы отметить, что оставить позади все культурное наследие было бы неправильно, так как это негативно сказалось бы на истории, фольклоре, архитектуре, изобразительном искусстве, музыке и так далее.
Кроме того, традиционная народная культура — это прочная основа всех культурных направлений современного общества. В ней закреплен вековой и бесценный опыт теоретических и практических знаний.
Традиции должны поддерживаться. Это необходимо для того, чтобы человек не забывал о своих корнях. Россия обладает богатым культурным наследием: фольклор, литература, промыслы, ремесла, деревянное зодчество, русский рисованный лубок. Все это следует активно использовать и приспосабливать к современной жизни.
Актуальность данной темы заключается в том, что русский рисованный лубок является важной частью народного творчества России, поэтому необходимо приобщать к традициям народного искусства обучающихся начиная с младших классов для большего проявления у них интереса к русскому народному искусству, а так же для формирования культуры личности.
Объект исследования - процесс приобщения младших школьников к традициям народного искусства.
Предмет исследования - актуальный уровень приобщения к традициям народного искусства младшего школьника посредством техники «Русский рисованный лубок».
Целью данной работы является выявить актуальный уровень приобщения к традициям народного искусства младших школьников и составить серию занятий по приобщению обучающихся младшего школьного возраста к традициям народного искусства с применением техники «Русский рисованный лубок».
Задачи для достижения данной цели:
1. Провести анализ понятия «традиции народного искусства»;
2. Выявить особенности приобщения младшего школьника к традициям народного искусства;
3. Рассмотреть технику «Русский рисованный лубок» как средство приобщения младшего школьника к традициям народного искусства;
4. Организовать и провести экспериментальную работу по выявлению особенностей приобщения младших школьников к традициям народного искусства;
5. Опираясь на полученные результаты исследования, составить серию занятий по приобщению младших школьников к традициям народного искусства посредством техники «Русский рисованный лубок»....
Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что данная проблема действительно является актуальной.
Основываясь на мнении А. Ш. Амиржановой, выявлено, что традиции народного искусства - это важнейшее средство развития художественной личности, которые имеют огромное значение в истории человечества. Также нами выявлено, что приобщение - это важная ступень к познанию, меняющая жизнь человека, которая влияет на формирование мировоззрения и выстраивает определенные отношения с миром культуры и обществом.
Поскольку у младшего школьника учение начинает приобретать более значимый характер, а также формируются нравственные идеалы, в этот период стоит приобщать к традициям народного искусства, так как это будет положительно сказываться на развитии и воспитании обучающихся, способствовать формированию ценностных ориентаций, воспитывать в них патриотические чувства и любовь к отечественному искусству.
Создание художественных работ в этой технике было выбрано неслучайно, поскольку произведения искусства данного промысла могут не только знакомить обучающихся с историей России через творчество, но и рассказывать о традициях народного искусства, а также прививать им интерес к родной стране.
Далее нами была проведена экспериментальная работа по исследованию условий приобщения младших школьников к традициям народного искусства посредством техники «Русский рисованный лубок». Исследование показало преобладание низкого уровня приобщения к традициям народного искусства. Низкий уровень имеют 54,16% обучающихся, средний - 29,17% и высокий - 16,67%.
На основе полученных данных нами была разработана серия занятий, направленных на приобщение младших школьников к традициям народного искусства посредством техники «Русский рисованный лубок», а также составлены методические рекомендации.
Таким образом, составленные нами занятия позволили отметить, что эффективным методом освоения младшими школьниками традиций народного искусства посредством техники «Русский рисованный лубок» является создание работ на уроках изобразительного искусства.
1. Амиржанова А. Ш. О роли традиционного народного искусства в образовательном процессе // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №11. С. 52-54.
2. Баллер Э. А. Преемственность в развитии культуры // М.: Наука, 1969. С. 294.
3. Баллер Э. А. Социальный прогресс и культурное наследие // М.: Наука, 1987. С. 160.
4. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства // М.: Республика, 1994. С. 436.
5. Бердяев Н. А. О значении человека // М.: Республика, 1993. С. 383.
6. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) // Екатеринбург: Деловая книга, 2000. С. 937.
7. Бороздина Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров // Люберцы: Юрайт, 2016. С. 477.
8. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников // Р.С. Буре // Мозаика-Синтез, 2016. С. 80.
9. Василенко П.Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности // М., 2012. С. 101.
10. Ветлугина Н. Художественное творчество и ребенок // М.: Педагогика, 1987. С. 5-29 с.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6 т. // М.: Просвещение, 2006. С. 421.
12. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Учебное пособие // М.: Просвещение, 2005. С. 317.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология // М.: Педагогика- пресс, 1999. С. 533.
14. Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата // Люберцы: Юрайт, 2016. С. 377.
15. Зимняя И. А. Педагогическая психология // М.: МПСИ, МО- ДЭК, 2016. С. 448....(50)