ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУЗЕИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ НАУК ЛАБОРАТОРИИ И СЕКЦИИ
ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА НАШЕЙ ОБЛАСТИ 7
1.1. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЯ
ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ НАУК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. В. Г. БЕЛИНСКОГО 7
1.2. НАУЧНЫЕ МУЗЕИ, ЛАБОРАТОРИИ И СЕКЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО
ТВОРЧЕСТВА НАШЕЙ ОБЛАСТИ 9
1.3 АНАЛИЗ КОНКУРСОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ЧАСТЬ
МЕТОДИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ 11
ГЛАВА 2. УСТАНОВКИ, СОЗДАВАЕМЫЕ ДЛЯ МУЗЕЯ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ
НАУК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМ. В. Г. БЕЛИНСКОГО 14
2.1. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ «ЖИВАЯ БАТАРЕЙКА» 14
2.2. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ «ДВОЙНАЯ МЁРТВАЯ ПЕТЛЯ» 17
2.3. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ МАЯТНИК» 19
2.4. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ ПСЕВДОРЕНТГЕНОВСКИЙ АППАРАТ ... 21
2.5. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ «СТУЛ ЙОГА» 23
2.6. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ «ДОСКА ГАЛЬТОНА» 25
2.7. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ «МОСТ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ» 27
ГЛАВА 3. СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННЫХ УСТАНОВОК И ПРИМЕНЕНИЕ НА
ПРАКТИКЕ, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ 29
3.1 ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ УСТАНОВКИ «ЧАША ПИФАГОРА» 29
3.2 ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ УСТАНОВКИ «ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ
МАНИПУЛЯТОР» 34
3.3 ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИХ УРОВНЯ
ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ ПРЕДМЕТОМ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
В современном мире существуют большое количество способов активизации учебной деятельности ребёнка по физике. К ним относятся иллюстрации, демонстрации, упражнения, лабораторные и практические работы, электронные ресурсы и т.п. Все они направлены на популяризацию предмета, приобщение ребёнка наука, повышение уровня заинтересованности.
На фоне сложившейся ситуации с дистанционной формой обучения и исходя из темы бакалаврской работы мы решили изучить базу электронных ресурсов, с помощью которых ребёнок может изучать как базово, так и углубленно физику. В рамках дистанционного обучения это было очень актуально и появившимся электронным ресурсам в виде программ, сайтов, тренажёров, платформ и онлайн курсов нет конца. Продолжают появляться лабораторные практикумы, в которых дети целиком выполняют лабораторную работу по пунктам, не всегда понимая и осознавая до конца, что именно они делают.
Несмотря на то, что существует большое количество таких ресурсов и на то, что многие из них более чем пригодны для использования при углубленном изучении физики, они всё же имеют недостатки.
Некоторые из них не показывают полную картину изучаемого явления, у других есть проблема в освоении, некоторые из них на иностранных языках, третьи являются платными и т.п. И самый главный и неисправимый их минус в том, что ребёнок не может потрогать, самостоятельно, непосредственно своими руками проделать опыт/эксперимент и тем более выполнить установку самостоятельно. Обучающийся в данном случае лишь действует по указаниям программы, в некоторых случаях это бывает полезно и эффективно, но достаточно редко, к тому же это может наносить вред здоровью.
Все перечисленные выше способы активизации учебной деятельности ребёнка по физике имеют свои плюсы. Не смотря на них, мы прекрасно понимаем, что выигрышным по сравнению с остальными является тот способ, когда ребёнок не просто видит опыт на картинке или в реальности, а ещё и сам является создателем рабочей установки. Это повышает и мотивацию, и уровень понимания ребёнком того, что он делает, и понимание самого механизма протекания изучаемого на этой установке явления. К тому же когда ребёнок сам разрабатывает установку он уже не просто базового изучает теорию, он приступает к углубленному изучению физики с самого начала разработки. Ребёнок сам погружается в этот технологический процесс и под чётким руководством учителя получает полный комплекс знаний.
В случаях, когда опыт может быть произведён самостоятельно, когда все условия позволяют лично провести эксперимент или собрать демонстрационную установку, то лучшим способом для изучения будет собственная разработка и их сборка. В этом и заключается актуальность работы.
Мы считаем, что обучающиеся более эффективно будут углубленно изучать физику, если они совместно с учителем будут конструировать и изготавливать демонстрационные приборы.
Объект: методические возможности обучения физике.
Предмет: использование практической направленности в методических возможностях углубленного обучения физике обучающихся 7-11 классов.
Цель бакалаврской работы: показать реальность, целесообразность и пользу изготовления демонстрационных приборов обучающимися при углубленном изучении физики под руководством учителя физики.
Задачи бакалаврской работы:
• проанализировать научную и учебно-методическую литературу по данной теме;
• выявить методические особенности организации образовательного процесса в части, касающейся изучения и конструирования демонстрационных приборов в школьном курсе физики;
• подобрать и описать оптимальные установки, которые можно использовать для демонстрации в музее занимательных наук;
• подобрать примеры демонстрационных установок для сборки и введения в эксплуатацию;
• разработать технологические карты для сборки установок и собрать их.
Методы, использованные при выполнении бакалаврской работы:
Практические: наблюдение, сравнение, обобщение передового педагогического опыта.
Теоретические: дедукция, анализ, синтез, анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы.
В нашей работе три главы. Первая глава является теоретической, там рассматривается деятельность ведущих музеев Пензы, польза этих музеев, кружков, конкурсов. Вторая и третья главы - теоретические, они рассказывают о том, как мы создавали в рамках музея нашей кафедры экспонаты для интерактивной выставки и о том, как я совместно с ребёнком выполнял установки для изучения физики. В третьей главе описывается, какие изменения произошли с учениками после создания этих устройств, об их углубленном изучении физики.
Перейдём к теоретической части, рассмотрев основные места, в которых ребёнок может приобщиться к углубленному изучению физики.
Данная исследовательская работа велась нами в течение всего учебного года. За это время произошло несколько изменений с детьми, с которыми разрабатывались демонстрационные приборы. Они стали серьёзнее относиться к предмету, их уровень подготовки вырос, некоторые из них изъявили желание сдавать ГИА по предмету физика. Так же от них зачастую поступают интересные вопросы, определённо уровень их заинтересованности к предмету вырос, а соответственно и их желание, возможность углубленно изучать физику.
В целом как только дети приступили к созданию демонстрационных приборов они начали свой путь по углубленному изучению физики, об этом свидетельствует их понимание того, что они делают, на уроках они стали быстрее понимать темы, связанные с разрабатываемыми изделиями. Всё что я наблюдал в течение года и проведённый опрос подтверждает выдвинутую в начале нашей работы гипотезу. Большой эффект при углубленном изучении физики даёт совместное с учителем конструирование и изготовление демонстрационных приборов для музея занимательных наук. Повышается качество знаний, дети начинают ходить на уроки с интересом и большим количеством вопросов, на которые хотят получить вопрос. Их отношение к предмету в целом становится намного лучше, они начинают лучше понимать значимость предмета.
В дальнейшем работа по данной теме будет продолжаться. В наших планах создание на базе МБОУ СОШ № 67 собственного музея физических экспонатов. Так же планируется подготовка детей к проведению экскурсий, планируется увеличение числа заинтересованных детей. Так как это был первый год работы, то не удалось собрать очень большое количество детей. В будущем этот вопрос будет решён.
Идея создания собственного музея замотивирует ещё большое количество детей на углубленное изучение физики. Совместное создание и передача опыта будущим поколениям значительно увеличит число детей, которые изъявят желание углубленно изучать физику.
При написании бакалаврской работы мы:
• Рассмотрели деятельность Музея занимательных наук ПИ им. В. Г. Белинского;
• Рассмотрели деятельность Пензенских организаций, которые занимаются с детьми углубленным изучением физики;
• Рассмотрели конкурсы, в которых обучающиеся могут раскрыть свой потенциал;
• Разобрали процесс создания некоторых демонстрационных приборов музея занимательных наук;
• Провели работу по поиску детей, готовых к углубленному изучению физики;
• Разработали опрос по выявлению уровня заинтересованности физикой;
• Провели опрос в начале и в конце года по выявлению уровня заинтересованности детей физикой;
• Провели работу с заинтересованными детьми по конструированию и созданию демонстрационных приборов и подтвердили своё предположение о том, что это помогает углубленно изучать физику.
Данная работа проведена успешно и вполне может стать началом новой работы.
1. Генденштейн, Л.Э. Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. / Л. Э. Генденштейн, А. Б. Кайдалов. - М.: Мнемозина, 2012.
2. Громов, С.В. Физика 8 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. / С. В. Громов, Н. А. Родина. - М.: Просвещение, 2013.
3. Белага, В.В. Физика 9 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. / В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. В. Панебратцев. - М.: Просвещение, 2019.
4. Касьянов, В.А. Физика 10 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. / В. А. Касьянов. - М.: ДРОФА, 2013.
5. Пурышева, Н.С. Физика 11 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важевская, Д. А. Исаев, В. М. Чагурин. - М.: Дрофа, 2014.
6. Анциферов, Л.И. Самодельные приборы для физического практикума в средней школе. / Л. И. Анциферов. - М.: Просвещение, 1985.
7. Албычев, П.В. Самодельные приборы по физике. / П. В. Албычев. - М.: Учпедгиз, 1950.
8. Смирнов, В.А. Опыты и самоделки по физике. / В. А. Смирнов. - ЁЁ Медиа, 1955.
9. Аксененко, Н.И. Лабораторный практикум по кинематике и динамике материальной точки. / Н. И. Аксенинко, Р. В. Зайцев, А. А. Киндаев. - Пенза: Изд-во ПГПУ, 2007.
10. Лунц, Я.Л. Введение в теорию гироскопов. / Я. Л. Лунц. - М.: Наука, 1972.
11. Сайт музея занимательных наук [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://fmenf.pnzgu.ru/naukimuseum.(Дата обращения: 12.03.2022).