Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика расширения словарного запаса младших школьников на основе применения мнемотехник

Работа №157970

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы115
Год сдачи2020
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Возможности расширения словарного запаса по английскому языку обучающихся в начальной школе 7
1.1 Овладение лексической единицей обучающимися в начальной
школе 7
1.2 Использование мнемотехнических приёмов с целью расширения
словарного запаса младших школьников 12
1.3 Развитие воображения как базового компонента эффективного
расширения словарного запаса на основе применения мнемотехник 22
Выводы по главе 1 29
Глава II. Практическое применение мнемотехник на уроках английского языка в начальной школе 31
2.1 Работа с вокабуляром в соответствии с методикой запоминания
С. С. Матвеева 31
2.2 Количественная и качественная оценка лексических единиц в корпусе учебных пособий по английскому языку “Spotlight 4” / “Forward 4” и “Spotlight 5” 37
2.3 Разработки авторских ассоциаций для уроков английского языка в начальной школе 51
Выводы по главе II 60
Заключение 63
Библиографический список 67
Приложение 1. Опрос обучающихся об их осведомлённости о
мнемотехнике 73
Приложение 2. Лексические единицы, предлагаемые для введения в
“Spotlight 4” 79
Приложение 3. Лексические единицы, предлагаемые для введения в
“Spotlight 5” 82
Приложение 4. Дополнительные материалы


Учителя английского языка начальной школы сталкиваются со сложностью запоминания новых вводимых слов у обучающихся. При этом лексические единицы вводятся с помощью картинок, обучающиеся видят то, как пишутся слова и фразы, слышат их, а затем повторяют. Тем не менее многим всё равно трудно вспомнить, как произносится слово на английском языке, и что оно означает через некоторое время даже в ходе занятия. Как же облегчить обучающимся процесс запоминания и зафиксировать новую информацию в памяти надолго? Как сделать так, чтобы изучающие иностранный язык были способны овладевать не только базовой лексикой, но и могли расширить свой словарный запас за счёт лексических единиц, которые приблизят их к носителям языка? В этом может помочь применение мнемотехник, однако этот вопрос в современной отечественной методике преподавания иностранного языка изучен пока в малой степени.
Актуальность исследования состоит в использовании мнемотехнических приёмов с целью расширения словарного запаса младших школьников на уроках английского языка, а также в развитии воображения обучающихся как базового компонента запоминания иностранных слов. Кроме того, в настоящее время в некоторых популярных учебных пособиях по английскому языку не наблюдается повторяемость и преемственность лексических единиц, поэтому в работе предпринята попытка дать им количественную и качественную оценку.
Объектом исследования является процесс обучения лексической стороне речи английского языка в начальной школе.
Предмет исследования: методические приёмы расширения словарного запаса младших школьников на основе применения мнемотехник.
Цель - изучение методических условий введения и отработки лексики при обучении младших школьников и разработка дополнительных материалов, способствующих расширению словарного запаса.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулирована гипотеза, которая состоит в предположении о том, что использование ассоциаций при введении новых лексических единиц на английском языке, улучшает их запоминание, а также в дальнейшем помогает увеличить словарный запас.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи: 1) рассмотреть возможности расширения лексикона обучающихся в начальной школе; 2) изучить мнемотехнические приёмы, увеличивающие словарный запас младших школьников; 3) рассмотреть воображение в качестве базового компонента эффективного расширения лексикона на основе применения мнемотехник; 4) проанализировать работу с вокабуляром в соответствии с методикой запоминания С. С. Матвеева; 5) проанализировать и сравнить лексическую наполненность в нескольких УМК, рекомендованных Минпросвещения РФ; 6) разработать собственные вспомогательные материалы для введения и отработки лексики, способствующие увеличению словарного запаса обучающихся начальной школы.
Для решения данных задач использовались следующие методы исследования:
1) изучение и анализ литературы по различным вопросам, связанным с мнемотехниками, памятью, процессом запоминания, развитием лексического навыка, воображением, ассоциациями и тем, как работать с вокабуляром по методике запоминания С. С. Матвеева;
2) наблюдение;
3) опрос изучающих английский язык разных возрастных групп с целью выявления их осведомленности о мнемотехнике и ассоциациях, применяемых при запоминании новых лексических единиц;
4) анализ и сопоставление лексической наполненности учебных пособий “Spotlight 4” / “Forward 4” и “Spotlight 5”
Выбор методов и методик анализа был продиктован целью и задачами исследования, а также спецификой объекта исследования. Для проведения анализа УМК “Spotlight 4” / “Forward 4” и “Spotlight 5” привлекались методы сравнения, а также корреляционный анализ данных, что позволило дать количественную и качественную оценку повторяемости лексики в данных учебниках.
Теоретической базой исследования послужили работы Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез, З. Н. Никитенко, Н. Е. Солововой, С. С. Матвеева, В. А. Козаренко, Ю. Р. Шейх-Заде, М. А. Зиганова, А. М. Семина и др.
Теоретическая значимость данной работы состоит в обобщении различных мнемотехник, применяемых при обучении английскому языку, а также в выборе наиболее оптимальной из них при введении лексических единиц. Кроме того, представлен глубокий анализ с точки зрения ввода и частотности употребления новых слов и фраз в УМК для начальной школы “Forward 4” и “Spotlight 4”.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в возможности применения авторских вспомогательных материалов и ассоциаций для введения и отработки лексики, как преподавателями английского языка, так и обучающимися.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 59 источников, и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, его теоретическая база, а также теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Возможности расширения словарного запаса по английскому языку обучающихся в начальной школе» описывается работа по овладению лексическими единицами, что является одним из шагов к обогащению лексикона младших школьников, использование мнемотехник на уроках английского языка, а также воображение, благодаря которому происходит результативное увеличение словарного запаса при их применении.
Во второй главе «Практическое применение мнемотехник на уроках английского языка в начальной школе» представлены работа с вокабуляром по методике запоминания С. С. Матвеева, анализ введения и частоты употребления лексических единиц в УМК “Spotlight 4” / “Forward 4”, “Spotlight 5”, авторские разработки ассоциаций по темам “Adjectives”, “Clothes”, “Places”, “Actions” и рекомендации по их использованию

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, чтобы быть способными к расширению своего словарного запаса, обучающимся необходимо не только владеть базовой лексикой, но также знать специальные мнемотехники, облегчающие запоминание.
Словарный запас крайне важен для овладения языком, а чем лексикон шире, тем больше возможности его использования в качестве инструмента достижения стратегических целей обучающихся. Запоминать новые слова и фразы на английском языке нередко становится проблемой для учеников, начиная с их первого знакомства с данным учебным предметом. Часто такие трудности связаны с особенностями памяти школьников. Учителю важно знать и учитывать это, корректно вводить новые лексические единицы, а затем отрабатывать их, а также делать всё возможное, чтобы облегчить данный процесс. В этом учителю могут помочь мнемотехнические приёмы, позволяющие обогатить словарный запас. Их существует большое количество: ассоциации (но не любые ассоциации можно применять при запоминании иноязычной лексики), рифмизация, метод локусов, применение средств-стимулов (цвет, форма) и другие.
Базовым компонентом эффективного расширения словарного запаса на основе применения мнемотехник является воображение, которое способно связывать визуальные образы между собой, поэтому столь важно заниматься его развитием сначала с лексическими единицами на родном языке, переходя затем к иностранному. Ассоциации же могут преобразовывать необходимую информацию в визуальные образы. Работа с ассоциациями, как и с воображением, требует определенных знаний, навыков и умений.
В ходе исследования было сформулировано, что ответственность за запоминание лексических единиц лежит не только на обучающихся и учителе, но также и на том, по какому УМК они занимаются. После анализа популярных при обучении английскому языку учебников “Forward 4” / “Spotlight 4” и “Spotlight 5” нами был сделан вывод о том, что новые слова и фразы практически всегда вводятся с помощью наглядности, что само по себе хорошо, но уже не ново для современных обучающихся. Сделать введение лексических единиц более запоминающимся призваны мнемотехники.
Нами также была рассмотрена лексическая наполненность учебников, а именно частота употребляемости вводимой лексики в текстах на отработку, а также при переходе от темы к теме и от одного класса к другому. Получилось, что слова и фразы, изучаемые и повторяемые в 4 классе, мало повторяются как на протяжении этого года обучения, так и при переходе в 5 класс. Это не способствует длительному и прочному запоминанию.
Мнемотехники же могут выступать отличным подспорьем к данным УМК. Мы предприняли попытку описать такую мнемотехнику, которая будет как можно дальше от заучивания и многократного повторения, на которых строится запоминание новых лексических единиц у большинства опрошенных нами респондентов.
Такой мнемотехникой является методика запоминания С. С. Матвеева, изучив особенности её применения, нами были разработаны собственные ассоциации, которые можно использовать при введении лексики по темам “Adjectives”, “Clothes”, “Places”, “Actions”, находящим отражение в задании на говорение ВПР 7 класса. Кроме того, нами были созданы и собраны рабочие листы на отработку слов и фраз по данным темам.
Использование ассоциаций было опробовано в ходе дистанционных занятий с обучающимися 4 класса, которые с удовольствием восприняли такое введение лексики, а затем выполняли творческие задания, самостоятельно создавая ассоциации к новым словам. Наблюдая за обучающимися на протяжении уроков, нами было подтверждено мнение о том, что лучшая ассоциация - это авторская ассоциация, именно она делает возможным надежное запоминание. Но учителю необходимо знать о всех нюансах, связанных с применением ассоциаций при запоминании новых слов и фраз на иностранном языке.
Таким образом, приходим к выводу о том, что расширение словарного запаса младших школьников на основе применения мнемотехник складывается из следующих компонентов: 1) развития воображения учеников с использованием информации как на родном, так и на иностранном языке; 2) обучения младших школьников корректной работе с ассоциациями; 3) знания учителем различных мнемотехнических приёмов, связанных с лексическими единицами; 4) введения и отработки лексических единиц таким образом, чтобы надежность запоминания была высока; 5) наличия УМК, в котором наблюдается повторяемость лексических единиц при переходе от темы к теме, а также преемственность при переходе из одного класса в другой; 6) создания учителем на занятии проблемных ситуаций, которые способствуют повторению лексических единиц за счёт соединения различных семантических полей (тем в подразделах УМК).
Хочется отметить, что использование мнемотехник, способных расширить словарный запас обучающихся, является темой, которая стоит в начале своего изучения, и ещё недостаточно оценена.
В процессе написания диссертации нами были опубликованы следующие статьи:
1) Мещерякова Е.В., Прохорова Н.Ю. Метод ассоциаций как мнемонический приём в обучении английскому языку детей младшего школьного возраста // В сборнике: ст. по матер. Всеросс. науч.-практ. конф. препод., учителей, аспирантов, магистрантов, студентов и школьников (г. Пенза, 17 апреля 2019 г.). VII Авдеевские чтения / под ред. к.пед.н. Ю.А. Шурыгиной. Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. С. 313-316.
2) Мещерякова Е.В., Прохорова Н.Ю. К вопросу о практическом применении мнемотехник // В сборнике: Языковые и культурные реалии современного мира: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Пенза, 29 апреля - 14 мая 2019г.) / под ред. И.В. Куликова. Пенза: Изд-во ПензГТУ. 2019. С. 69-72.
3) Прохорова Н.Ю., Мещерякова Е.В. Приложения для младшего школьного возраста, основанные на методике фонетического чтения // В сборнике: Европейский форум молодых исследователей (22 октября 2019 г.) / под ред. И.И. Ивановской. Петрозаводск: МНЦП «Новая наука», 2019. С. 15-20.
Подводя итог, можно отметить, что работу по данному исследованию необходимо продолжать и развивать, так как учителя, преподаватели и обучающиеся должны понимать роль и ценность мнемотехник не только с точки зрения расширения словарного запаса на иностранном языке, но и для облегченного и эффективного запоминания любой информации.



1. Афанасьева О.С. Приемы запоминания английской лексики [Электронный ресурс] // Учительский портал. URL: http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2800(дата обращения 14.12.19)
2. Барыкина Т.Ю. Формирование языковой компетенции младших
школьников [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/raznoe/2018/02/09/formirovanie-yazykovoy-kompetentsii-mladshih- shkolnikov (дата обращения: 15.01.19)
3. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. 288 с.
4. Бухалов И.Ю. Как изучить иностранный язык. М.: Маркетинг, 1995. 28 с.
5. Васильева Е.Е., Васильев В.Ю. Секреты запоминания слов и неправильных глаголов английского языка. М.: Астрель, 2006. 78 с.
6. Ваулина Ю.Е., Эванс В., Подоляко О.Е. Английский язык. 5 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2019. 168 с.
7. Вербицкая М.В., Уоррел Э., Эббс Б. Английский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1. М.: Вентана- Граф: Pearson Education Limited, 2015. 80 с.
8. Вербицкая М.В., Уоррел Э., Эббс Б. Английский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2. М.: Вентана- Граф: Pearson Education Limited, 2015. 96 с.
9. Визуальный английский [Электронный ресурс] // Сообщество Визуальный английский (English). URL: https://vk. com/ albums-36775085 (дата обращения: 25.01.2019)
10. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 336 c.
11. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. М.: Айрис- пресс, 2004. 240 с.
12. Гнусарева И.И. Мнемотехника на уроках английского языка // Научный альманах. 2016. №7. С. 230-231.
13. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. 2011. №6. C. 18-30.
14. Дули Д., Поспелова М.Д., Быкова Н.И. Английский язык. 4 класс. Учебник. В 2-х частях. ФП. М.: Просвещение, 2019. 96 с.
15. Желтенкова Т.Ю. Методы запоминания иностранных слов // В сборнике: Всероссийская научно-практическая конференция. II Авдеевские чтения / под ред. к.пед.н. Ю.А. Шурыгиной. Пенза: ГУМНИЦ ПГУ, 2014. С. 287-291.
16. Зиганов М.А., Козаренко В.А., Семин А.М. Техника запоминания иностранных слов (запоминание на основе визуального эффекта). М.: Образование, 2013. 144 с.
17. Казаринова А.Ю. Возможности мнемотехники в развитии самообразовательной компетенции будущего учителя иностранного языка // Педагогическое мастерство (II): материалы междунар. науч. конф. / под ред. О.А. Шульга. М.: Буки-Веди, 2012. С. 15-18.
18. Козаренко В.А. Что такое мнемотехника? [Электронный ресурс] // Mnemonicon Искусство памяти. URL: http://mnemonikon.ru/vs_02.htm(дата обращения 10.01.20).
19. Кузнецова Д.А. Использование приемов мнемотехники для формирования лексической компетенции у обучающихся английскому языку // Гуманитарные науки и образование. 2014. №2. С. 94-98.
20. Кузовлева Н.Е, Пассов Е.И. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. 640 с.
21. Кулиш В.Г. Самоучитель английского языка: Современная методика интенсивного обучения. Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2009. 224 с.
22. Кулиш В.Г. Способы запоминания английских слов. Д.: Сталкер, 2015. 304 с.
23. Лавренюк Л.В. Простые и эффективные способы запоминания английских слов. Д: Агентство Мультипресс, 2016. 288 с.
24. Лапшина Г.А. Мнемотехнические приемы запоминания иноязычной лексики. Елец: изд. Елецкого гос.ун-та, 2006. 29 с.
25. Матвеев С.С. Феноменальная память: методы запоминания информации. М.: Альпина Паблишер, 2013. 169 с.
26. Матюгин И.Ю., Слоненко Т.Б. Секреты запоминания английских слов. Д: Сталкер, 2000. 414 с.
27. Метод запоминания слов по Эббингаузу [Электронный ресурс] // English Firstly. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5c5ada01cf00df00ad47db61/metod- zapominaniia-slov-po-ebbingauzu-5d8dd78274f1bc00b13eef4d(дата обращения 03.06.20).
28. Мещерякова Е.В., Прохорова Н.Ю. К вопросу о практическом применении мнемотехник // В сборнике: Языковые и культурные реалии современного мира: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Пенза, 29 апреля - 14 мая 2019г.) / под ред. И.В. Куликова. Пенза: Изд-во ПензГТУ. 2019. С. 69-72.
29. Мещерякова Е.В., Прохорова Н.Ю. Метод ассоциаций как мнемонический приём в обучении английскому языку детей младшего школьного возраста // В сборнике: ст. по матер. Всеросс. науч.-практ. конф. препод., учителей, аспирантов, магистрантов, студентов и школьников (г. Пенза, 17 апреля 2019 г.). VII Авдеевские чтения / под ред. к.пед.н. Ю.А. Шурыгиной. Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. С. 313-316.
30. Мищенко О.А. Использование приемов мнемотехники при изучении иностранных слов и слов с непроверяемым написанием в русском языке. [Электронный ресурс] // Образовательный портал. URL: http://ext.spb.ru/2011-
03-29-09-03-14/110-foreignlang/8044-priemy-mnemot... (Дата обращения:
15.01.19)
31. Мнемонические ассоциации [Электронный ресурс] // Образовательный портал. URL: http://www.englspace.com/mnemo/(дата обращения: 03.06.2020)
32. Мнемотехника и изучение иностранного языка несовместимые понятия? [Электронный ресурс] // Хабр. URL: https://habrahabr.ru/post/156599/(дата обращения: 05.01.20).
33. Острандер Ш., Шредер Л. Суперобучение - 2000. Минск: Поппури, 2005. 528 с.
34. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1977. 214 с.
35. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2010. 210 с.
36. Прохорова Н.Ю., Мещерякова Е.В. Приложения для младшего школьного возраста, основанные на методике фонетического чтения // В сборнике: Европейский форум молодых исследователей (22 октября 2019 г.) / под ред. И.И. Ивановской. Петрозаводск: МНЦП «Новая наука», 2019. С. 15-20.
37. Рифмовки [Электронный ресурс] // LiveInternet. URL: http://nota. triwe. net/ teachers/open/rhymes2.htm (дата обращения: 24.01.19)
38. Славкин В.В., Быкова В.В., Ситников В.П. Орфографический словарь. М.: Филол. о-во «СЛОВО», Эксмо, 2005. 607 с.
39. Словохотов К.П. Английский язык. Всероссийские проверочные работы.
7 класс. Тренировочные тесты: учебное пособие. Обнинск: Титул, 2019. 48 с.
40. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2006. 239 с.
41. Урок иностранного языка в условиях нового ФГОС [Электронный ресурс] // Учим английский вместе. URL: http://englishfull.ru/interesno/fgos.html (дата обращения 04.01.20).
42. ФГОС [Электронный ресурс] / Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/(дата обращения: 25.05.2020)
43. Шамов А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения - основа семантической компетенции обучаемых // Иностранные языки в школе. 2007. № 4. С.19-25.
44. Шапиро Т.Л. Знакомство с английским через рифму. М.: Филоматис, 2014. 48 с.
45. Шейх-Заде Ю.Р. Суперпамять: древняя методика мнемотехники. М.: Дел Центр, 2012. 36 с.
46. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски. СПб.: Специальная литература, 1999. 152 с.
47. Collins English Dictionary [Электронный ресурс] / Collins Online
Unabridged English Dictionary. URL:
https://www.collinsdictionary.com/dictionary/english/mnemonics (Дата
обращения: 18.12.19)
48. Family and Friends 2ndEdition [Электронный ресурс] / Oxford University Press. URL: https://elt.oup.com/student/familyandfriends/?cc=ru&selLanguage=ru(дата обращения 01.06.20)
49. ISLCOLLECTIVE [Электронный ресурс] / Free Teaching Resources. URL: https://en.islcollective.com/english-esl-worksheets (дата обращения: 31.03.20)
50. Levin J. Mnemonic Strategies and Techniques [Электронный ресурс] //
Education Encyclopedia - StateUniversity.com. URL:
https://education. stateuniversity.com/pages/2241/Mnemonic-Strategies-
Techniques.html (дата обращения: 16.05.20)
51. Lorayne H., Lucas J. The Memory Book. N. Y.: Ballantine Books, 1975. 206 с.
52. Macmillan English Dictionary [Электронный ресурс] / Macmillan Education.
URL: https://www.macmillandictionary. com/dictionary/british/mnemonic (дата
обращения: 18.12.19)
53. Oxford Learner,s Dictionaries [Электронный ресурс] / Oxford University Press. URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.Com/definition/english/m(дата обращения: 20.12.19)
54. Scratch [Электронный ресурс] / Massachusetts Institute of Technology,
National Science Foundation и Siegel Family Endowment. URL: https://scratch.mit.edu/projects/editorUtutoriaUgetStarted (дата обращения:
08.04.20)
55. Scrivener J. Learning teaching. The Essential Guide to English Language Teaching. Oxford: Macmillan, 2011. 414 c.
56. Simmons N. Family and Friends (2ndedition) 4 Class Book. Oxford: Oxford University Press, 2019. 136 с.
57. Thompson T., Casey H. Family and Friends (2ndedition) 5 Class Book. Oxford: Oxford University Press, 2019. 136 с.
58. Thompson T., Simmons N. Family and Friends (2ndedition) 3 Class Book. Oxford: Oxford University Press, 2019. 136 с.
59. Tools for Educators: Custom Worksheets, Games, and other Resources
[Электронный ресурс] / Mark Cox. URL:
https://www.toolsforeducators.com/wordsearch/ (дата обращения: 05.04.20)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ