Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование познавательной мотивации студентов средствами цифровых технологий

Работа №157957

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2024
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития мотивации к обучению студентов средствами цифровых технологий 9
1.1 Исследование проблемы развития мотивации к обучению 9
студентов средствами цифровых технологий
1.2 Теория мотивации в психолого-педагогических исследованиях 15
1.3 Особенности мотивации, характерные для студентов
технического вуза 35
Глава 2 Исследование формирования познавательной мотивации студентов средствами цифровых технологий 48
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 48
2.2 Технологии целостного развития самостоятельности детей
дошкольного возраста 46
2.3 Качественный и количественный анализ данных эксперимента 51
Заключение 60
Список использованных источников 62

Цифровые технологии все больше влияют на образовательный процесс в настоящее время. Быстрое развитие технологий, эволюция программного обеспечения и новые подходы к обучению делают их использование особенно значимым. Важно стимулировать интерес студентов к учебе с помощью цифровых ресурсов, развивать их самостоятельность и активно вовлекать в использование современных образовательных технологий.
На передний план выходят вопросы конфиденциальности, безопасности и доступности цифрового контента. Обсуждение этих вопросов занимает важное место в мировом научном сообществе. Также нельзя обойти вниманием влияние цифровизации на мотивацию преподавателей и на возможность открытия новых путей для инновационных подходов в обучении. Все это вызывает необходимость постоянных исследований и анализа данных, чтобы эффективно использовать возможности цифровых технологий в образовании.
В современном мире цифровые технологии становятся все более распространенными, их значимость нарастает с каждым днем, обуславливая приближение момента, когда их использование станет необходимым для продолжения ведения актуальной образовательной деятельности. В связи с этим появляется необходимость изучения и анализа вопроса о развитии мотивации к обучению студентов средствами цифровых технологий, что обуславливает актуальность исследования.
Однако, сложившаяся ситуация осложняется рядом противоречий.
1. Противоречие между интересами и потребностями студентов: Цифровые технологии могут быть привлекательными для студентов, однако их использование может сталкиваться с недостаточным знанием их возможностей со стороны студентов. Это может привести к низкой мотивации учиться с использованием цифровых технологий.
2. Противоречие между доступностью и качеством образования: Цифровые технологии могут предоставить доступ к образованию для большего числа студентов, однако они могут также ограничивать возможности получения качественного образования из-за недостатка ресурсов и экспертности в использовании этих технологий.
3. Противоречие между конфиденциальностью и безопасностью: Использование цифровых технологий в образовании может вызывать опасения в отношении конфиденциальности и безопасности личных данных студентов. Недостаточное обеспечение безопасности может негативно сказаться на мотивации студентов и вызвать снижение доверия к использованию цифровых технологий.
4. Противоречие между инновациями и традициями: Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс требует изменения традиционной модели обучения и принятие инновационных подходов. Это может вызывать сопротивление со стороны преподавателей и студентов, что может негативно сказаться на мотивации к обучению с использованием цифровых технологий.
Таким образом, проведение данного исследования по развитию мотивации к обучению студентов средствами цифровых технологий необходимо для выявления и преодоления противоречий, которые могут возникать при использовании этих технологий и улучшения эффективности образовательного процесса.
Неразрешенность данных противоречий определила выбор темы исследования.
Объект исследования - влияние использования цифровых технологий на развитие мотивации к обучению у студентов в высшем образовании. Акцент делается на эффективности применения средств цифрового обучения в стимуляции активного интереса и вовлеченности студентов в учебный процесс. Исследуются различные методы интеграции цифровых инструментов в образовательную среду и оценивается их воздействие на мотивационные показатели студентов, а также на общую эффективность учебного процесса.
Предмет исследования - управление познавательной мотивацией студентов средствами цифровых технологий.
Цель исследования - изучение проблемы развития мотивации к обучению студентов с использованием цифровых технологий в образовательном процессе с целью повышения их интереса к учебе, самостоятельности и активного использования современных образовательных технологий.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой внедрение цифровых технологий в образовательный процесс может значительно улучшить мотивацию студентов при условии поддержки со стороны преподавателей и развития учебных навыков и мотивации студентов.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1) изучить влияния цифровых технологий на мотивацию студентов к обучению. Эта цель направлена на анализ того, как инструменты и методы, основанные на цифровых технологиях, могут стимулировать или, наоборот, снижать интерес студентов к учебному процессу;
2) исследовать различные аспекты мотивации в психолого-педагогических исследованиях, а также особенности мотивации, характерные для студентов технического вуза;
3) проанализировать потребности студентов при использовании цифровых технологий и определение оптимальных условий для их удовлетворения;
4) разработать рекомендации для университетских администраций по оптимизации использования цифровых технологий в образовательном процессе;
5) исследовать взаимодействия между развитием цифровых навыков студентов и их мотивацией к обучению;
6) разработать и экспериментально апробировать технологию развития познавательной мотивации студентов средствами цифровых технологий.
Теоретическую основу исследования представляют труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам цифровых технологий в обучении (Е.В. Шибанова, К.А. Зимина, В.Г. Конюхов, С.Д. Баюкова, Г.С. Мамедова и т.д.), исследования мотивации в педагогической деятельности (В.П. Каширин, Л.И. Божович, В.И. Ковалев, В.А. Петровский, А.А. Вербицкий и т.д.), особенностей мотивации студентов (Я.А. Пономарев, А.Н. Леонтьев, М.Ш. Ноулз и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: теоретические (сравнительный анализ литературных источников по теме исследования, моделирование, теоретическое обобщение результатов исследования); эмпирические (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент); диагностические (беседа, тестирование, опросные методики, создание специальных педагогических ситуаций).
Исследование было проведено в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства, который занимает высокие позиции в Поволжском регионе по внедрению «цифрового университета». В эксперименте приняли участие 53 студента, средний возраст которых составил 20 лет. Целью исследования было изучение изменения уровня мотивации студентов и качества их знаний при использовании цифровых технологий в обучении.
Для анализа использовались различные методы.
Теоретические: анализ ключевых понятий и научно-педагогической литературы, а также обобщение педагогического опыта.
Эмпирические: опросник О.А. Ворониной «Моя учёба в вузе» для оценки мотивации студентов, электронное тестирование с обратной связью для оценки качества знаний и опрос студентов экспериментальной группы.
Вуз выбран для исследования неслучайно. Здесь уже были успешно реализованы этапы цифровизации, включая работу приёмной комиссии, внедрение системы «электронный деканат» и интеграцию с государственными электронными системами. Также была обеспечена цифровая безопасность, в том числе защита от интернет-атак и переход на отечественное программное обеспечение. Использовались ресурсы электронной образовательной среды для организации учебного процесса.
Достоверность результатов подтверждена методологической обоснованностью, сочетанием теоретических и эмпирических методов, соблюдением норм исследований и сочетанием количественного и качественного анализа. Таким образом, было исследовано влияние цифровых технологий на мотивацию и качество знаний студентов.
Организация исследования включала 3 этапа:
Первый этап - проведен теоретический анализ научно-методической литературы по теме исследования и оценка современного состояния проблемы; определены основные направления исследования; сформулированы цель, задачи, гипотеза исследования; уточнен понятийный аппарат; разработана программа экспериментальной работы.
Второй этап - поведено исследование проблемы развития мотивации к обучению студентов средствами цифровых технологий, а также рассмотрены особенности мотивации, характерные для студентов технического вуза.
Третий этап - организован и проведен эксперимент по формирования познавательной мотивации студентов средствами цифровых технологий.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в комплексном анализе и обосновании использования цифровых технологий для развития мотивации к обучению у студентов. В современных образовательных условиях, стремительно развивающиеся цифровые технологии предоставляют новые возможности для мотивации учащихся, повышая их интерес к обучению и самостоятельность.
Практическая значимость исследования заключается в демонстрации эффективности использования цифровых образовательных технологий, таких как интерактивное тестирование с обратной связью, для повышения качества знаний и уровня мотивации студентов. Проведённое исследование показало, что студенты экспериментальной группы, получающие регулярные цифровые тесты с разбором ошибок и комментариями, достигли более высоких результатов в итоговых тестах по сравнению с контрольной группой. Это указывает на важность внедрения цифровых инструментов в образовательный процесс и их способность стимулировать учебную мотивацию студентов, что, в свою очередь, способствует улучшению их образовательных достижений. Представленные результаты могут стать основой для разработки рекомендаций по эффективной цифровой трансформации в высшем образовании.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрение проблематики развития мотивации к обучению студентов средствами цифровых технологий позволяет сделать ряд значимых выводов. Стремительное развитие технологий и их интеграция в образовательный процесс подчеркивают необходимость пересмотра традиционных подходов к обучению. Исследованные аспекты указывают на важность создания стимулирующей образовательной среды, которая способствует интересу студентов, их автономности и активному использованию современных цифровых инструментов.
В рамках теоретических изысканий было выявлено, что цифровые технологии существенно влияют на формирование мотивации студентов, открывая новые образовательные возможности. При этом важными факторами остаются конфиденциальность, безопасность и доступность цифрового контента. Введение педагогических методов стимулирования, основанных на цифровых технологиях, способствует повышению активности и заинтересованности студентов.
Поддержка преподавателей и развитие их цифровой грамотности также играют ключевую роль в успешной интеграции цифровых технологий в учебный процесс. Это не только стимулирует учащихся к обучению, но и расширяет их технические навыки, которые становятся все более значимыми в современном мире.
Анализ психолого-педагогических теорий мотивации показал, что мотивационная сфера личности включает множество элементов, среди которых познавательные потребности и творчество занимают центральное место. Высокий статус познавательных потребностей подтвержден многими исследованиями, что подчеркивает их важность в процессах обучения и профессионального развития.
Тем не менее, использование современных цифровых технологий в контексте мотивации студентов остается недостаточно изученным аспектом, требующим дальнейших исследований. Это открывает перспективы для дальнейшей работы по анализу влияния новых технологических средств на учебную мотивацию различных групп студентов.
В заключение, успешная адаптация образовательного процесса к цифровому веку требует комплексного подхода, включающего развитие цифровой грамотности как у преподавателей, так и у студентов, обеспечение безопасности и конфиденциальности цифрового контента, а также использование инновационных методов для стимулирования учебной мотивации. Такой подход обеспечит более высокое качество обучения и подготовку студентов к профессиональной деятельности в условиях стремительно меняющегося технологического ландшафта.



1. Ажмухамедов И.М., Кузнецова В.Ю. Оценка восприимчивости участника образовательного процесса к рискам цифрового обучения в зависимости от его цифрового профиля // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2021. № 2 (54). С. 24-30.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. 230 с.
3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человековедения. М.: Ин-т практич. психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 384 с.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. 288 с.
6. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1977. 382 с.
7. Баюкова С.Д., Карева Л.А. Педагогическое стимулирование познавательной активности студентов как условие повышения продуктивности обучения (на опыте применения ИКТ в преподавании) // Вестник педагогических наук. 2022. № 3. С. 89-91.
8. Божович Л.И. Соображения к проблеме развития воли. Многоплановость личности. Конформизм // Культурно-историческая психология. 2008. № 4. С. 109-116.
9. Бордовская Н. В., Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. 304 с.
10. Вербицкий А. А. Развитие мотивации студентов в контекстном. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2000. 200 с.
11. Вилюнас В.К. Психологические механизмы развития мотивации: автореф. дис... д.психол.н. М., 1990. 48 с.
12. Воробьёв Н.Б., Бурханова И. Ю. и др. Технологии развития познавательной активности студентов бакалавриата // Глобальный научный потенциал. 2022. № 10(139). С. 156-158.
13. Воронина О.А. Диагностика отношения студентов к учебной деятельности // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. № 3. С. 159-163.
14. Горшков А.А, Ходаков А.В. Опыт использования компьютерной социологической программы // Высшее образование в России. 2002. №6. С118-129.
15. Готская И.Б. Цифровизация и цифровая трансформация вузов: уточнение понятийного ряда, особенности, проблемы // Современное образование: традиции и инновации. 2023. № 1. С. 12-17.
16. Гребенюк О.С, Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000. 571 с.
17. Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда учащихся средних профтехучилищ. М.: Педагогика, 1985. 156 с.
18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Академия, 2004. 288 с.
19. Даниленко С.В., Ваньков Б.П., Мартынюк Ю.М. Содержание курсов повышения квалификации преподавателей вуза в условиях цифровизации образования // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2020. № 1. С. 409-410.
20. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С. 63-67.
21. Журтов А.Б. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе современного вуза // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1(86). С. 188-189.
22.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2004. 384 с.
23.Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык,
1989. 160 с.
24. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.; Просвещение, 1991. 254 с.
25. Ильин Е.П. Мотивация и мотив: теория и методы изучения. Киев: Эльга-Н, Ника-Центр, 1998. 287 с.
26. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 512 с.
27. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995. № 2. С.32-37.
28. Ильясов И.И. Общее представление об учении как деятельности. Теории учения: Хрестоматия. Часть 1. М.: МГУ, 1996. С.95-97.
29. Каширин В.П. Мотивация учебно-познавательной деятельности // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2013. № 1. С. 44-48.
30. Ковалев В.И. К проблеме мотивов // Психологический журнал. 1991. № 5. С. 26-33.
31. Колоскова Г.А. Цифровая образовательная среда вуза как условие формирования профессиональных компетенций студентов // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. Т. 10. № 37. С. 99-106.
32. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
33. Конюхов В.Г. О применении цифровых технологий для повышения познавательной активности студентов // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 51. С. 149-151.
34. Коссов Б.Б. Личность: теория, диагностика и развитие. М: Академический проект, 2000. 240 с.
35. Коссов Б.Б. Актуальные проблемы и перспективы развития психодиагностики // Психологический журнал. 1985. № 4. С. 41-45.
36. Коссов Б.Б. Личность и педагогическая одаренность: новый метод. М.: Просвещение, 1998. 128 с.
37. Коссов Б.Б. Творческое мышление, восприятие и личность. М.: Просвещение, 1997. 148 с.
38. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: учебно-практическое пособие для учителей. Ростов/Д.: Учитель, 2001. 259 с.
39. Лазарева Л. В., Стяжкова Н.М. Как цифровые технологии мотивируют студентов к обучению // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2023. Т. 42, № 4. С. 658-671.
40. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.:Смысл, 1997. 365 с.
41. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание. М: Просвещение, 1966. 316 с.
42. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд. МГУ, 1984. 164 с.
43. Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов. М.: МГУ, 1989. 240с.
44. Магомед-Эминов М. Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика. М., 1987. С. 18-26.
45. Мамедова Г.С. Организация самостоятельной работы магистров с использованием информационных и коммуникационных технологий // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 5(96). С. 137-139.
46. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение,
1990. 192 с.
47. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
48. Маркова А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М.: Просвещение, 1983. 240 с.
49. Маслоу А. Мотивация и личность. М.: Знание, 1999. 330 с.
50. Матюхина М.В. Мотивации учения младших школьников М.: Педагогика, 1984. 144 с.
51. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. 208 с.
52. Менчинская Н.А. Взаимоотношение слова и образа в процессе усвоения знаний школьниками. М: Педагогика, 1954. 431с.
53. Микиденко Н.Л., Сторожева С.П. Цифровые технологии в образовании: возможности и риски, преимущества и ограничения //Профессиональное образование в современном мире. 2021. № 11(1). С.23-34.
54. Микулинская М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся. М.: Педагогика, 1989. 142 с.
55. Мухаметзянова Г.В., Ибрагимов Г.И., Ширшов В.П. Концепция развития системы среднего профессионального образования в Республике Татарстан (проект). Казань: ИСПО РАО, 1998. 36 с.
56. Ноулз М.Ш. Обучение взрослых. Теория и практика // Руководство по развитию человеческих ресурсов. Нью-Йорк, 1984. С. 6.1-6.23.
57. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. М.:Педагогика, 1984. 274 с.
58. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. 272 с.
59. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: Педагогика, 1984. 263 с.
60. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 304с.
61. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Изд-во КГУ, 1989. 206 с.
62. Пейсахов Н.М. Психологическая служба в вузе. Казань: Изд-во КГУ, 1981. 240 с.
63. Радугина А.А. Психология и педагогика. М.: Просвещение, 1999.-314 с.
64. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М.: Политиздат, 1984. 322 с.
65. Семенова Л.М. Цифровизация в современном вузе: реалии и перспективы развития // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2019. № 3 (40). С. 9-14.
66. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2001. 576 с.
67. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. 504 с.
68. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000. 504 с.
69. Стяжкова Н.М., Лазарева Л.В. Влияние цифровых технологий на мотивацию студентов к обучению: современные тенденции // Педагогическое образование и наука. 2023. № 5. С. 124-127.
70. Стяжкова Н.М., Питанова М.Е. Эмоциональное «выгорание» преподавателей высшей школы во время пандемии COVID-19: обзор зарубежных исследований // Воспитание в современных условиях: региональный аспект : сборник статей по материалам V Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 14 октября 2022 года. Пенза: Пензенский государственный университет, 2022. С. 243-251.
71. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1999. 288 c.
72. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М.: Знание, 1998. 351 с.
73. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. М.: Знание, 1998. 351 с.
74. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность : Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. "Психология", "Клинич. психология" / Питер, 2003. 859 с.
75. Чернова Ю.К. Мотивационное обеспечение учебного процесса как условие повышения качества фундаментальной подготовки студентов (на материале преподавания высшей математики): автореф. дисс. ... к.п.н. Ленинград, 1988. 16 с.
76. Шибанова Ю. В., Зимина К.А. Цифровые технологии как средство развития учебной мотивации студентов среднего профессионального образования // Modern Science. 2021. № 1-2. С. 335-338.
77. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 317 с.
78. Badejo J.A., Chakraborty J. The effects of technology on incarcerated student motivation and engagement in classroom-based learning // Hum.- Intell. Syst. Integr. 2022, №4. Р.71-80.
79. Chiu T., Moorhouse B., Chai C., Ismailov M. Teacher support and student motivation to learn with Artificial Intelligence (AI) based chatbot // Interactive Learning Environments. 2023, №5. Р.1080-1087
80. Francis J. The effects of technology on student motivation and engagement in classroom-based learning // All Theses And Dissertations. 2017, №1. Р.121-126.
81. Ginzburg T., Barak M. Technology-Enhanced Learning and Its Association with Motivation to Learn Science from a Cross-Cultural Perspective // J Sci Educ Technol. 2023, №3(2), Р.597-606.
82. Kim H.J., Hong A., Song H.-D. The roles of academic engagement and digital readiness in students’ achievements in university // E-learning environments. 2019. №1. Р. 10-16.
83. Lin Y., Yu Z. Extending Technology Acceptance Model to higher- education students’ use of digital academic reading tools on computers // Int J Educ Technol High Educ. 2023, №3. Р. 20-34.
84. Noor U., Younas M., Aldayel H., Menhas R. Learning behavior, digital platforms for learning and its impact on university student's motivations and knowledge development // Frontiers in Psychology. 2022. P.199-207.
85. Reyes J. D. C. Teachers’ ability, attitude, and acceptance towards distance learning // Journal of Digital Educational Technology. 2023, №3(2). P.187-197.
86. Schindler L. Computer-based technology and student engagement: a critical review of the literature // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2017, № 14. P.101-118.
87. Stramkale L. University Students’ Perspectives on Online Learning via the Microsoft Teams Platform. Journal of Education Culture and Society. 2023, №14(1). P.404-414.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ