Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

Работа №157949

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы54
Год сдачи2020
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
1.1. Развитие произносительной стороны речи дошкольников в норме 6
1.2. Состояние произносительной стороны речи у детей с речевым
недоразвитием 10
1.3. Фонетическая ритмика в системе коррекционной работы 15
ГЛАВА II. КОНСТАТИРУЮЩЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ
2.1. Содержание и организация обследования состояния произносительной
стороны речи 19
2.2. Анализ результатов исследования 27
Глава III. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ С ПОМОЩЬЮ ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКИ
3.1. Организация, планирование и содержание работы 34
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47


В настоящее время в России наблюдается тенденция к ухудшению здоровья детей, что выражается в общей соматической ослабленности, наличии органической симптоматики и сочетанности разных дефектов развития. Безусловно, всё это оказывает влияние на развитие высших психических функций ребёнка, в том числе речи. Общее недоразвитие речи составляет значительный процент от всех речевых нарушений, и, что немаловажно, этот процент растёт с каждым годом.
В связи с этим повышение уровня речевого развития детей с ОНР, подготовка их к школьному обучению и благополучной социализации является важнейшей задачей для логопеда. Успешность коррекционной работы напрямую зависит от того, насколько хорошо специалист понимает структуру дефекта при ОНР. Изучением этого вопроса занимались Г. А. Каше, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие авторы. В психолого-педагогической литературе даётся подробное описание проявлений речевого недоразвития в различных компонентах речевой системы.
Для детей с ОНР характерно нарушение формирования как фонетической, так и смысловой стороны речи. Для успешного формирования смысловой стороны необходим достаточный уровень развития словаря, грамматического строя, связной речи. В свою очередь, качественное речевое общение нельзя представить без его фонетического оформления, для формирования которого необходимо правильное дыхание (в том числе фонационное), сформированное звукопроизношение и просодика. Синонимом звуковой (фонетической) культуры слова является термин «произносительная сторона» [36].
Существует множество различных способов коррекции того или иного компонента произносительной стороны речи, которые логопеды ежедневно применяют в своей практике. Это различные наглядные пособия, игры и упражнения, позволяющие сформировать правильное речевое дыхание, звукопроизношение, темпо-ритмическую и интонационную сторону речи. Одним из способов, решающих сразу несколько коррекционных задач в рамках одного занятия, является фонетическая ритмика. Это уникальная методика, позволяющая преодолеть не только различные нарушения фонетической стороны речи, но и скорректировать моторные функции ребёнка, помочь ему достичь раскованности и непринуждённости движений тела и органов артикуляции [27].
Так как в психолого-педагогической литературе описано в основном применение фонетической ритмики в работе со слабослышащими детьми, необходимо изучить эффективность этой методики в коррекции произносительной стороны речи детей, имеющих одно из самых распространённых на сегодняшний день речевых нарушений - общее недоразвитие речи, чем обуславливается актуальность нашего исследования.
Объект исследования: произносительная сторона речи детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Предмет исследования: использование фонетической ритмики в работе по коррекции произносительной стороны речи детей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что дети с речевым недоразвитием имеют нарушение произносительной стороны речи, и занятия фонетической ритмикой будут эффективны при коррекции данных нарушений.
Цель исследования: изучить особенности развития произносительной стороны речи детей с ОНР, подобрать игры и упражнения для занятий фонетической ритмикой, оценить их эффективность в коррекции выявленных нарушений.
Для достижения цели нами были поставлены соответствующие задачи:
1. Провести анализ психолого -педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования звуковой культуры речи дошкольников.
2. Подобрать диагностические методики по изучению уровня развития компонентов произносительной стороны речи детей с ОНР и провести констатирующий эксперимент, сделать анализ полученных результатов.
3. Разработать задания и упражнения по коррекции нарушений произносительной стороны речи в системе фоноритмических занятий.
4. Провести контрольный эксперимент и определить эффективность логопедической работы.
В ходе исследования использовались следующие методы:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
• констатирующий эксперимент;
• формирующий педагогический эксперимент;
• контрольный эксперимент;
• анализ полученных данных
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Правильно сформированные компоненты произносительной стороны речи оказывают огромное влияние на общее и речевое развитие ребёнка.
Обзор психолого-педагогической литературы, проведённый нами в первой главе данной работы показал, что у детей с общим недоразвитие речи наблюдаются разнообразные нарушения звукопроизношения, дыхания и просодики, которые препятствуют успешному овладению детьми фонетической системой родного языка. В связи с этим возрастает необходимость своевременной комплексной коррекции данных нарушений.
Одной из самых эффективных методик, заслуживающих внимания, является фонетическая ритмика. Методические основы ритмики также освещены нами в теоретической части данной работы.
Для выявления специфических особенностей нарушения произносительной речи детей с ОНР нами было проведено констатирующее исследование. По его результатам у детей были выявлены специфические нарушения звукопроизношения, дыхания и просодики. По результатам обследования звукопроизношения можно говорить о том, что у детей с ОНР оно не соответствует возрастным нормам и имеет специфические особенности. Помимо нарушения произношения звуков позднего онтогенеза (трудных по артикуляции), у детей наблюдалось и нарушенное произношение заднеязычных, губных, аффрикат.
Также была получена характеристика физиологического и фонационного дыхания. У всех детей отмечается ограниченный объём и сила выдоха, для многих детей характерна недостаточная дифференциация носового и ротового вдоха/выдоха, а также специфические особенности речевого дыхания. Обследование голоса и темпо-ритмической организации речи показало, что нарушение тембра голоса отмечается у большей части детей с ОНР, также почти для всех детей характерны сложности в изменении высоты и силы голоса, а задания на регулирование темпа и ритма речи оказались трудности для подавляющей части детей. Неплохой уровень сформированности отмечается у детей в развитии интонационных средств языка, но, тем не менее, при усложнении заданий способности к оперированию интонационными выразительными средствами снижаются.
В ходе формирующего педагогического эксперимента мы использовали фонетическую ритмику для коррекции выявленных нарушений. Проведя анализ результатов повторного обследования компонентов произносительной стороны речи детей, нами было установлено, что занятия фонетической ритмикой оказали положительное влияние на развитие дыхания, звукопроизношения, темпо-ритмической организации речи, голоса и интонационных средств языка. Помимо этого, в ходе занятий удалось скорректировать моторные и высшие психические функции, добиться формирования положительных личностных качеств и социализации. Таким образом, подводя итог проделанной теоретической и практической работы, можно сделать вывод о том, что фонетическая ритмика является эффективным средством при коррекции произносительной стороны речи детей с ОНР и оказывает положительное влияние на развитие ребёнка в целом.



1. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. / Е.С. Алмазова. - М.: Просвещение, 1973. - 151 с.
2. Аникина, О.А. Психология онтогенеза речи формирующейся личности / О.А. Аникина, Л.Г. Лаптев. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36435222
3. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. / Е.Ф.Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 254 с.
4. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие. / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.
5. Балакирева, А.С. Логопедия. Ринолалия: учеб. пособие для вузов. / А.С. Балакирева. - М.: В. Секачев, 2014. - 208 с.
6. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987. - 159 с.
7. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика: пособие для учителя. / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. — 240 с.
8. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей. / Г.А. Волкова. - М: «Сайма», 1993. - 45 с.
9. Волосовец, Т.В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / под ред. Т.В. Волосовец. - М., 2002. - 200 с.
10. Главы I, II, III, VIII // Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0286.
11. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. / В. П. Глухов. // Дефектология. - 1994. - №2. - с. 56-73.
12. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. / В.П. Глухов. [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0356/4%200356-1.shtml.
13. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. / Г.Г. Голубева. - Спб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 64 с.
14. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: кн. для логопеда. / И.И. Ермакова. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. - 143 с.
15. Жулина, Е.В. Значение фонетической ритмики в коррекции нарушений звуковой стороны речи у детей дошкольного возраста. // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №7. - С. 173-176.
.........


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ