Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Арт-технология «граффити» как способ развития пространственного мышления старших подростков

Работа №157940

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы121
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Теоретические основы развития пространственного мышления у старших подростков через работу в арт-технологии «граффити» 7
§ 1.1. Сущность и содержание понятия «пространственное мышление» 7
§ 1.2. Особенности развития пространственного мышления у старших подростков 17
§ 1.3. Исторические и теоретические аспекты искусства граффити 24
§ 1.4. Работа в арт-технологии «граффити» как способ развития пространственного мышления у старших подростков 40
Выводы по 1 разделу 47
Раздел 2. Экспериментальная работа по развитию пространственного мышления у старших подростков через работу в арт-технологии «граффити» 49
§ 2.1. Организация, содержание и проведение экспериментальной работы по исследованию актуального уровня развития пространственного мышления у старших подростков 49
§ 2.2. Тематический план занятий по работе в арт-технологии «граффити», направленных на развитие пространственного мышления у старших
подростков 56
Выводы по 2 разделу 69
Заключение 71
Библиография 74
Приложение 81

Для решения огромного количества задач, необходим особый вид мыслительной деятельности - пространственное мышление. Оно имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве (как видимом, так и воображённом). Пространственное мышление развивается с раннего детства, когда ребенок начинает совершать свои первые движения, познаёт окружающий мир. Его формирование проходит несколько этапов и заканчивается, примерно, в подростковом возрасте. Такой вид мышления обозначает человеческую способность четко представлять трехмерные объекты в деталях и цветовом исполнении. В своих наиболее развитых формах это мышление образами, в которых фиксируются пространственные свойства и отношения. При помощи пространственного мышления можно проводить манипуляции с пространственными структурами - настоящими или воображаемыми, анализировать пространственные свойства и отношения, трансформировать исходные структуры и создавать новые. Поэтому именно в общеобразовательной школе необходимо развивать пространственное мышление, а способом развития может стать искусство граффити.
Граффити может дать интересный опыт в творческой жизни обучающегося, так как в практике работы школьных учреждений вообще не уделяется внимание такому искусству, как граффити, и обучающиеся не владеют знаниями. Хотя оно отличается от других видов изобразительного искусства не только тем, что роль натуры играют буквы, которые в свою очередь граффити-художники создают, основываясь на интуиции, собственных чувства, но может стать отличным фундаментом для развития пространственного мышления, творческих способностей.
«Что я люблю в буквах, так это то, что они предлагают сильную базу, на которой вы можете свободно ставить свои эксперименты и открывать множество различных форм и силуэтов. Общее мнение, что каждый человек имеет свой уникальный стиль, который раскрывает его персональные черты, относится и ко мне. Это внушает веру в то, что форма и очертания букв несут в себе определенную эмоцию. По большей части сочетания цветов в моих работах обусловлены природными закономерностями. То, что ты видишь вокруг, отражается в работе. Например, закат солнца несет с собой много разных цветов, которые превосходно сочетаются вместе. Когда решаю, какую цветовую схему использовать, я просто иду по тому же пути, ищу правильные природные цветовые сочетания», - пишет нидерландский граффити-художник Does.
С конца 1960-х годов граффити стало частью нашей жизни. Каждый прохожий практически ежедневно видит буквы (надписи) в разном исполнении, в разных местах, и не стоит забывать, что прохожими являются не только взрослые люди, но и дети.
Обучающиеся с развитым пространственным мышлением часто преуспевают не только в геометрии, черчении, химии и физике, но и в других дисциплинах. В литературе пространственное мышление позволяет создавать в голове целые динамические картины, своего рода кинофильм, основанные на прочитанном отрывке текста. Такая способность существенно облегчает анализирование художественной литературы и позволяет сделать процесс чтения более интересным, а, как известно, в наше время школьники редко берут в руки книгу именно потому, что не видят за словами образов. И, конечно же, пространственное мышление незаменимо на уроках рисования и труда, позволяет думать гораздо шире и креативнее.
Цель исследования: выявить актуальный уровень пространственного мышления у старших подростков и составить серию занятий в арт- технологии «граффити», направленную на развитие пространственного мышления старших подростков.
Объект исследования - развитие пространственного мышления у старших подростков.
Предмет исследования - работа в арт-технологии «граффити» как способ развития пространственного мышления у старших подростков.
Гипотеза исследования: работа в арт-технологии «граффити» будет способствовать развитию пространственного мышления старших подростков, если при создании арт-объектов будет уделяться особое внимание умению устанавливать пространственные отношения между графическими элементами, умению подвергать преобразованию структуру исходного объекта, умению ориентироваться в воображаемом трёхмерном пространстве.
Задачи исследования:
• изучить сущность и содержание понятия «мышление», «пространственное мышление»;
• выявить особенности развития пространственного мышления у старших подростков;
• изучить возможности работы в арт-технологии «граффити» как способа развития пространственного мышления у старших подростков;
• провести экспериментальную работу по исследованию актуального уровня развития пространственного мышления у старших подростков;
• составить тематический план занятий по работе в арт-технологии «граффити», направленных на развитие пространственного мышления у старших подростков.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы;
• анализ продуктов творческой деятельности учащихся;
• педагогический эксперимент.
Теоретической основой исследования по развитию пространственного мышления явились труды: И.В. Асланянова, Ю.К. Бабанского, Т.Ф. Беляева, И.Я. Каплуновича, И.С. Якиманской и др.
База исследования: Художественная школа МАОУ Гимназия № 1
«Универс», старшая группа художественной школы (дети возраста 11 - 14 лет).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Объектом исследования в данной работе является пространственное мышление у старших подростков.
Перед педагогической наукой и практикой ставится задача совершенствования с этих позиций общеобразовательной и профессиональной школы. Всё это требует решения таких актуальных проблем, как развитие мышления, совершенствование практических умений, навыков школьников. В этом ряду важное место занимает и проблема формирования и развития пространственного мышления обучающихся. Пространственное мышление является существенным компонентом в подготовке к практической деятельности по многим специальностям.
Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач; сложный процесс, включающий не только логические (словесно-понятные) операции, но и множество перспективных действий, без которых мышление протекать не может, а именно опознание объектов, представленных реально или изображённых различными графическими средствами, создание на этой основе адекватных образов и оперирование ими по представлению (Н.П. Линькова). Оно является важным элементом умственной деятельности человека, отвечает за ориентацию в пространстве, способность к решению задач по геометрии, возможность представления объектов в трехмерном измерении.
По утверждению многих исследователей педагогическая практика постоянно обнаруживает слабое развитие пространственного мышления учащихся, начиная с начальной школы и кончая вузом, учащиеся часто не справляются с задачами как теоретического, так и практического характера, требующих для своего решения сформированности специфического вида мыслительной деятельности, обеспечивающего анализ пространственных свойств. Нарушение исследуемого нами вида мышления приводит к глобальной дезориентации человека, а практически во всех областях трудовой деятельности от работников требуются точность мышления, владение эффективными приемами рассуждений и действий, умение находить оптимальные пути и средства решения стоящих задач, то есть умение рационально организовывать свой труд.
Развитие пространственного мышления - это длительный и непрерывный процесс и лишь комплексный подход ко всем его аспектам и систематическая работа могут оказать помощь в осуществлении повышения уровня пространственного мышления.
Чтобы пространственное мышление достигло нужного уровня, необходимо его намеренно развивать. Оно развивается при разных видах деятельности - работе, учёбе, во время отдыха, но эффективнее при умственной и творческой деятельности. Важным фактором его усовершенствования является обучение в школе при помощи подходящих заданий на разных предметах, чему в наше время до сих пор не уделяется никакого внимания.
В настоящее время существует достаточно большое количество психолого-педагогических и научно - методических исследований, посвящённых проблеме формирования и развития пространственного мышления обучающихся. В первой главе нашего исследования мы ознакомились с трудами таких психологов-педагогов, как И.В. Асланянова, Ю.К. Бабанского, Т.Ф. Беляева, И.Я. Каплуновича, И.С. Якиманской. А также разобрались в сущности понятий «мышление» и «пространственное мышление», узнали об особенностях развития пространственного мышления у старших подростков, что помогло нам в реализации констатирующего и формирующего экспериментов, проводимых на базе Художественной школы МАОУ Гимназия № 1 «Универс». Для исследования уровня развития
пространственного мышления старших подростков мы обратились к трудам Каплуновича Ильи Яковлевича. Проведённые констатирующие эксперименты показали, что у 49% старших подростков, принявших участие в исследовании, преобладает низкий уровень развития пространственного мышления, а не предполагаемый средний. Все это свидетельствует о том, что средняя общеобразовательная школа не создает достаточных условий для развития пространственного мышления, так как школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие.
Искусство и творческая деятельность являются кратчайшим путем донесения до сознания ребенка любой информации. В связи с этим была разработана серия занятий, направленных на развитие пространственного мышления у старших подростков через работу в арт-технологии «граффити». Обучающиеся познакомились не только с искусством граффити, но и посредством его создания получили возможность развить пространственное мышление, работая над большим форматом, общей композицией, где нужно работать непосредственно с пространством.
Таким образом, теоретические и практические исследования позволяют отметить, что эффективным методом развития пространственного мышления у старших подростков является работа в арт-технологии «граффити» на уроках изобразительного искусства.


1. Асланян И.В. Пространственное мышление в системе развития
человека // Материалы второй Всероссийской научной конференции «Управление и информационные технологии УИТ 2004» (21-24
сентября 2004 года). - Пятигорск: Издательство «Спецпечать», 2004. - С. 211-212.
2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в
современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. - 208 с.
3. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных
представлений у учащихся. - М.: Просвещение, 1987. - 143 с.
4. Бескин Н.М. Изображение пространственных фигур. - М.: Наука,
1971. - 80 с.
5. Верченко С.Б. Развитие пространственных представлений учащихся при изучении геометрического материала в 4-5 классах средней школы: авто-реф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / С.Б. Верченко. М., 1984. - 16 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.О. Выготский. М.: Педагогика, 1991.-480 с.
7. Вяльцева И.Г. Исследование пространственного воображения учащихся старших классов // Вопросы обучения математике в вечерней школе: сб. статей. - JL, 1971. - С. 43-61.
8. Гладкий А.В. Как работать с одаренными детьми (На уроках математики) / А.В. Гладкий // Математика в школе. - 1993. - №2. - С. 9­11.
9. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли; перевод с англ. Л.И. Хайрусовой. М.: Прогресс, 1976. - 495 с.
10. Глейзер Г.Д. Основные направления методики развития пространственных представлений учащихся восьмилетней школы / Г.Д.
Глейзер // Вопросы обучения математике в вечерней школе: сборник статей, 1971. - С. 42-51.
11. Глейзер Г.Д. Развитие пространственных
представлений школьников при обучении геометрии / Г.Д. Глейзер. - М.: Педагогика, 1978. - 104 с.
12. Далингер В.А. Методика формирования пространственных
представлений у учащихся при обучении геометрии: учеб. пособие. - Омск: Изд-во ОГПИ, 1992. 96 с.
13. Далингер В.А. Стереометрические задачи на построение / В.А. Далингер В.А. - СПб.: Изд-во Теса, 2000. 122 с.
14. Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьников / А.З. Зак. М.: Знание, 1982. - 96 с.
15. Зепнова Н.Н. Диагностика и развитие пространственного мышления одаренных учащихся / Н.Н. Зепнова // Проблемы учебного процесса в инновационных школах: сб. научн. тр. / под ред. О.В. Кузьмина. Иркутск: Иркут. ун-т, 2002. - Вып. 7. - С. 41-53....64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ