Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая программа развития эмоционально-личностного благополучия мужчин среднего возраста средствами хоккея с шайбой

Работа №157937

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы168
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 10
1.1. Эмоциональное благополучие как проблема в психологии 10
1.2. Эмоционально-личностные особенности мужчин среднего
возраста 17
1.3. Хоккей как средство достижения эмоционально-личностного
благополучия 25
Выводы по первой главе 32
Глава II. Экспериментальное изучение эмоционально-личностного благополучия мужчин среднего возраста, занимающихся хоккеем с шайбой 35
2.1. Организация, методы и методики исследования 35
2.2. Особенности эмоционально-личностного благополучия мужчин,
занимающихся хоккеем с шайбой 52
Выводы по второй главе 79
Глава III. Психологическая программа развития эмоционально-личностного благополучия мужчин среднего возраста, занимающихся хоккеем с шайбой 83
3.1. Научно-методологические подходы к развитию эмоционально-личностного
благополучия мужчин среднего возраста 83
3.2. Психологическая программа развития эмоционально-личностного благополучия мужчин среднего возраста, занимающихся хоккеем с шайбой.. .92
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 106
Выводы по третьей главе 143
Заключение 145
Библиография 149
Приложение 158

Актуальность исследования. Проблема изучения эмоционально­личностного благополучия была, есть и будет актуальным вопросом, который интересует многих исследователей, учёных, теоретиков, практиков, и обычных людей. Многие психологи изучали вопросы эмоционального, психологического, личностного благополучия. Этой проблематике посвящены работы многих исследователей как нашей стране, так и за рубежом (В.М. Бехтерев, П.В Симонов , М.И. Чистякова, М. Аргайл, М. Чиксентмихайи, Л. Креизлер, Д. Штерн, А. Лоуэн, К. Изард, П. Экман, У. Фризен, A. Mehrabian, E. Hetherngton) и по прежнему актуальность этого вопроса сохраняется.
Изучение эмоционально-личностного благополучия мужчин среднего возраста, остаётся мало изученной областью. Тем не менее, исследования, которые проводятся в последние годы, говорят о необходимости дальнейшего изучения этого феномена.
На нынешнем этапе развития психологической науки эмоционально­личностное благополучие является одним из самых важных показателей развития человека в целом. Его умения жить в согласии с собой и с окружающим его социумом.
Эмоционально-личностное благополучие мужчин среднего возраста остаётся не заслуженно отодвинутым на второй, третий и т.д. планы. Очень много работ посвящено эмоциональному благополучию, детей, женщин, людей старшего возраста. Мужчины в возрасте от 25 до 40 лет редко попадают в поле зрения психологов, если только вопрос не касается кризиса среднего возраста.
В период среднего возраста мужчины испытывают высокую нагрузку как в физическом, так и в эмоциональном плане. Считается, в промежутке от 25 до 40 лет мужчина достигает максимального уровня своего психического развития. В этом возрасте у него, как правило, уже есть семья, дети, работа, друзья, сложившийся круг интересов. При этом мало кто из исследователей обращает внимание на то, что мужчины подвержены стрессам во всех приведённых аспектах их жизни. Это могут быть недопонимания и ссоры с супругой, конфликты с детьми, проблемы на работе или вообще неудовлетворённость ей. Всё это сказывается на поведении и эмоциональном состоянии мужчины.
Эмоционально-личностное благополучие играет важную роль в жизни мужчины. Во какой-то мере от этого будет зависеть и благополучие окружающих семьи, друзей, коллег.
Высокий уровень эмоционально-личностного благополучия позволяет мужчине контролировать свои эмоции, разделять негативные и позитивные, уметь их контролировать. При этом позитивные эмоциональные состояния преобладают. Это позволяет переживать стрессовые ситуации с минимальными потерями, спокойно общаться и строить отношения.
Средний возраст является одним из самых продолжительных периодов в жизни человека. На этом отрезке реализуется большое количество видов деятельности, как личного плана, так и общественного. В этом возрасте мужчина становится главой семьи, строит карьеру, выстраивает отношения с коллегами, реализует себя как личность.
Под термином «эмоционально-личностное благополучие» в данном исследовании мы подразумеваем состояние мужчины, в котором он способен применять свои знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении разного рода жизненных задач, уметь справляться с негативными состояниями или вовсе избегать их. Это состояние, в котором он способен развиваться как личность и функционировать в современном мире.
Таким образом, от уровня развития эмоционально-личностного благополучия мужчины среднего возраста напрямую зависит успешность его жизнедеятельности. Это говорит о том, что изучение данного вопроса сохраняет свою актуальность.
Анализ научной литературы, по данной проблематике, демонстрирует недостаточную изученность в современной психологии. Об этом можно судить
по отсутствию комплексных научно-теоретических исследований по этому вопросу.
Несмотря на актуальность и практическую значимость, многие вопросы, которые касаются разработки эффективных психологических программ по формированию эмоционально-личностного благополучия мужчин среднего возраста по прежнему мало изучены. Учитывая, что тех, кто играет в хоккей ещё меньше, то можно сделать вывод, что эта тема исследователями не затрагивалась.
Существует ряд противоречий по данной проблематике, которые необходимо разрешить:
• от уровня развития эмоционально-личностного благополучия мужчин среднего возраста зависит успешность жизни в целом, но, в тоже время практически нет технологий способствующих этому;
— существуют многочисленные публикации и психологические исследования отечественных и зарубежных авторов по изучению эмоциональной благополучности личности, но вопрос эмоционально­личностного благополучия практически не затрагивается;
• разработаны различные методики по развитию эмоциональных состояний детей, женщин, людей старшего возраста, но нет системы формирования эмоционально-личностного благополучия мужчин среднего возраста.
Актуальность темы и приведённые несоответствия позволяют обозначить проблему исследования. Она заключается в изучении особенностей эмоционально-личностного благополучия мужчин среднего возраста; теоретическом обосновании, разработке и внедрению психологической программы формирования эмоционально-личностного благополучия у данного контингента лиц средствами хоккея с шайбой .
Объект исследования: эмоционально-личностное благополучие мужчин среднего возраста, занимающихся хоккеем с шайбой....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования было теоретическое обоснование, создание и опробация психологической программы мужчин среднего возраста,
занимающихся хоккеем с шайбой.
Под термином «эмоционально-личностное благополучие» в данной работе мы подразумеваем гармонию между внутренним и внешним миром человека. Интеграцию психологического и субъективного благополучия в один конструкт, при этом учитывая негативные факторы.
На первом этапе был проведён анализ научной литературы по проблематике исследования. Он показал, что данный вопрос, не смотря на актуальность и интерес со стороны исследователей, не имеет чёткого и единого подхода к его пониманию.
В процессе исследования мы предположили то, что изучение трудов связанных с эмоциональным благополучием, личностным благополучием, феноменами счастье и удовлетворённость жизнью, даст нам возможность присвоить ту информацию, которая является объективной, и позволит разработать программу, которая будет включать в себя компоненты необходимые для повышения уровня эмоционально-личностного благополучия мужчин среднего возраста, занимающихся хоккеем с шайбой.
Чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу был проведён формирующий эксперимент. Он проходил на базе Красноярской лиги любительского хоккея. В исследовании принимали участие 40 мужчин среднего возраста от 25 до 40 лет. 20 из них играют в хоккей, 20 не имеют к этому спорту никакого отношения.
В ходе работы были использованы такие методы исследования как:
• теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: анкетирование;
—экспериментальные: проведение формирующего эксперимента,
интерпретационные: качественная и количественная обработка
экспериментальных данных, сравнительный анализ результатов исследования.
Для достижения нашей цели и решения поставленных задач была разработана модель изучения эмоционально-личностного благополучия мужчин среднего возраста, занимающихся хоккеем с шайбой, которая включает в себя три компонента: коммуникативный, эмоциональный и оценочно­регулятивный.
Для проведения экспериментального исследования были подобраны такие методики как:
• методика «определения индекса групповой сплочённости С. Сишора» «Психометрический тест»;
• «Методика измерения групповой идентификации»;
• «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе Ф. Фидлера»;
• «Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности»;
• методика «Стиль саморегуляции поведения В.И. Моросановой»;
• тест-опросник «Определение уровня самооценки С.В. Ковалёва»;
• «Методики диагностики уровня развития рефлексивности. Опросник А.В. Карпова».
По результатам формирующего эксперимента мы установили, что практически все показатели и составляющие эмоционально-личностное благополучия мужчин среднего возраста, занимающихся хоккеем с шайбой, находятся на высоком уровне:
• сплочённость коллектива от 68 до 100%;
• психологическая атмосфера в коллективе от 24 до 83,3%;
• уровень рефлексивности от 69 до 106%;
• уровень самооценки от 40 до 104%;
• уровень идентификации от 60 до 86%;
• уровень саморегуляции от 98 до 114%.
Основываясь на полученных результатах мы разработали психологическую программу эмоционально-личностного благополучия мужчин среднего возраста, занимающихся хоккеем с шайбой.
Программа направлена на развитие тех параметров, которые характеризуют уровень эмоционально-личностного благополучия мужчин среднего возраста.
После формирующего эксперимента была опробирована психологическая программа эмоционально-личностного мужчин среднего возраста, занимающихся хоккеем с шайбой. Она включает в себя цикл тренировок рассчитанный на три месяца. За основу были взяты тренировочные занятия центральных детских хоккейных школ России. Каждый месяц включает в себя четыре тренировки общего характера (отработка катания, владение клюшкой, техника паса, бросковая техника, технико-тактическая подготовка, физическая нагрузка, силовая борьба).
После проведения тренировочного цикла был проведён контрольный эксперимент, который подтвердил состоятельность разработанной нами программы. В нём приняли участие 40 мужчин среднего возраста от 25 до 40 лет. 20 человек занимающиеся хоккеем с шайбой (ЭГ), 20 человек в хоккей не играющие (КГ).
Внедрение и реализация разработанной нами программы, показали положительную динамику в формировании уровня эмоционально-личностного благополучия мужчин среднего возраста, занимающихся хоккеем с шайбой.
• сплочённость коллектива от 73 до 100%;
• психологическая атмосфера в коллективе от 34 до 83,3%;
• уровень рефлексивности от 71 до 107%;
• уровень самооценки от 28 до 125%;
• уровень идентификации от 71 до 89%;
• уровень саморегуляции от 98 до 116%.
По результатам реализации «Психологической программы эмоционально­личностного благополучия мужчин среднего возраста, занимающихся хоккеем с шайбой», мы можем заявлять о положительной динамике параметров, которые характеризуют компоненты эмоционально-личностного благополучия.
В завершении исследования был проведён сравнительный анализ результатов полученных в ходе работы от мужчин среднего возраста которые занимаются хоккеем с шайбой и теми кто в хоккей не играет. Он показал, на сколько уровень составляющих эмоционально-личностного благополучия у хоккеистов выше, чем у их оппонентов, контрольной группы:
• сплочённость коллектива от 87,63% - хоккеисты, 57,63% - контрольная группа;
• психологическая атмосфера в коллективе, 51,28% - хоккеисты, 30,91% контрольная группа;
• уровень рефлексивности 92,11% - хоккеисты, 80,86% - контрольная группа;
• уровень самооценки - 68,03% - хоккеисты, 46,64% - контрольная
группа;
• уровень идентификации - 78,6% - хоккеисты, 69,74% - контрольная
группа;
• планирование - 102,14% - хоккеисты, 79,29% - контрольная группа;
• моделирование - 105,71% хоккеисты, 86,43% - контрольная группа;
• программирование - 93,75% - хоккеисты, 81,25 контрольная группа;
• оценивание результата - 100,71% - хоккеисты, 91,43 - контрольная
группа;
• гибкость - 93,75% - хоккеисты, 83,75% - контрольная группа;
• общий уровень саморегуляции - 113,64% - хоккеисты, 97,58% -
контрольная группа.
Полученные в ходе исследования результаты, подтверждают нашу гипотезу, уровень эмоционально-личностного благополучия мужчин среднего возраста, можно повысить занимаясь хоккеем с шайбой, используя разработанную нами программу.


1. М.И. Лисина. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. - М.: Воронеж, 1997.
2. Г. Крайг. Психология развития. /СПб.: Питер, 2000.
3. Л.В. Карапетян. / Психологическая концепция эмоционально­личностного благополучия /Автореферат, Екатеринбург 2019 г.
4. А.Д. Кошелева. / Роль семьи в становлении эмоционального отношения ребенка к миру / А. Д. Кошелева // Детский сад от А до Я. - 2004. - No 4.
5. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. / Возрастная и педагогическая психология / М.: Академия, 2000.
6. Г.А. Урунтаева. / Детская психология : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. —М. : Издательский центр «Академия», 2013. —336 с.
7. Л.В. Карапетян./ Типологическое исследование эмоционально­личностного благополучия // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 57. С. 11.
8. А.А. Шадрин. /Социально-психологические факторы субъективного благополучия курсантов / Автореферат, Саратов, 2015.
9. Н.С. Козлова, Е. Н. Комарова. / Особенности субъективного благополучия личности в зависимости от уровня ее образования // Интеграция образования. - 2015. - Т. 19, No 1. - С. 60-64.
10. Н.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н.В. Гафарова. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮрГУ, серия психология, Том 6, №4, 2013
11. С.А. Водяха. Современные концепции психологического благополучия личности // Журнал научных публикаций "Дискуссия", 2018, №2, с. 132-138.
12. Т.А. Ахрямкина, И.Н. Чаус. Психологическое благополучие учащихся в образовательной среде / Самара, 2012, С. 7-8
13. Е.Г. Трошихина, В.Р. Манукян. Тревожность и устойчивые эмоциональные состояния в структуре психоэмоционального благополучия // Вестник СПбГУ, Психология и педагогика, 2017, Том 7, вып. 3, С. 213 -215
14. О.М. Макушкина, О.Г. Дербеко. Эмоциональный интеллект на этапе ранней взрослости // Очная Международная научно-практическая конференция «Человек в условиях социальных изменений», с.137-138 Уфа 2016
15. Т.Е. Наливайко, М.В. Шинкорук. / Эмоциональное благополучие личности: от психологического здоровья к качеству жизни / "Учёные записки" № III-2 (19) Комсомольск-на-Амуре 2014 г....102


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ