Реферат 3
Введение 9
Глава I. Теоретические основы исследуемой проблемы §1.1 Определение понятия «мышление», «пространственное мышление» 15
§1.2 Характеристика пространственного мышления подростков 13-14 лет..25 §1.3 Способы развития пространственного мышления подростков 13-14 лет. Значение арт-технологии «макетирование» на развитие пространственного мышления 34
Выводы по главе 1 45
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию пространственного мышления обучающихся 13-14 лет ДШИ §2.1 Определение актуального уровня развития пространственного мышления обучающихся 13-14 лет ДШИ (констатирующий эксперимент)...48 §2.2 Организация и проведение формирующего эксперимента 62
§2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 72
Выводы по главе II 82
Заключение 85
Библиографический список 88
Приложения 97
Традиционная модель художественного образования в России обладает уникальными принципами профессиональной подготовки специалистов в области искусства. Многоуровневая система обучения кадров определяется наличием единых профессиональных комплексов, сохраняющих и осуществляющих культурную преемственность поколений.
Начальное, среднее-специальное и высшее художественное образование выстраиваются на основе общих задач, стоящих перед российской образовательной системой и культурой.
Фундаментальным умением, объединяющим разные виды учебной деятельности на всех ступенях обучения и одно из профессионально важных качеств личности, при дальнейшем трудоустройстве, является умение свободного оперирования пространственными образами. Данное качество входит в состав пространственного мышления, которое выступает важной составляющей человеческого интеллекта и позволяет ориентироваться в пространстве, визуализировать и находить решения всевозможных задач.
Рассматривая существующие образовательные стандарты
дополнительного начального художественного образования, можно говорить об их довольно высоких требованиях к содержанию обучения и уровню подготовки выпускника. Выпускнику художественной школы необходимо обладать определенным объемом усвоенных знаний, умений и навыков в области изобразительной деятельности, творческой самостоятельностью, а также опытом работы с пространственными свойствами и отношениями, для успешной реализации которых, на сегодняшний день, необходимы дополнительные подходы работы с учебными задачами. К одному из таких подходов относится арт-технология «макетирование». Обладающая совокупностью результативных приемов работы со структурой, типами оперирования пространственными образами и организованной деятельностью по развитию пространственного мышления, что способно, в значимой мере, обеспечить эффективность образовательного процесса.
Заложенная в основу художественного образования парадигма, базирующаяся на компонентах пространственного мышления, находит место в учебных заданиях, связанных с передачей на плоскость видимой формы объектов реального мира с их характерными особенностями и свойствами: пропорциями, конструкцией, объемом, материальностью, пространственным расположением. Т.е., когда изображаемый предмет соответствует зрительным ощущениям, аналогичным тем, какие он вызывает, при непосредственном восприятии его с натуры.
Натурное рисование выступает ведущей специфической деятельностью для художника и основополагающим видом учебной деятельности в устройстве художественного образования, обеспечивающей формирование пространственно-образного мышления.
Арт-технология «макетирование», затрагивающая принципы натурного рисования, проявляющегося в работе над пленэрными зарисовками и этюдами, включает в себя знание о композиционных нормах и изобразительных умениях. Помимо этого, в макетировании осуществляется переход от представлений о предмете к его воплощению в объемно-пространственной форме, что делает его осязаемым и более наглядным для решения учебных задач.
Предмет «Макетирование» как дополнительная учебная дисциплина, может утверждаться каждым учреждением дополнительного образования самостоятельно и реализовываться за счет вариативной части основной образовательной программы, что дает возможность для расширения и углубления подготовки обучающихся, а именно повышения уровня развития творческого, образного и объемно-пространственного мышления. Ввиду этого курс макетирования органично вписывается в образовательные программы для художественных школ и художественных отделений школ искусств, отвечает требованиям установленными ФГТ и положительно сказывается на их реализации.
Вышесказанное определило тему нашего исследования
«Арт-технология «макетирование» как средство развития пространственного мышления обучающихся 13-14 лет детской школы искусств».
Цель исследования заключается в разработке и апробации программы занятий на основе арт-технологии «макетирование», направленной на развитие пространственного мышления обучающихся 13-14 лет детской школы искусств.
Объект исследования: процесс развития пространственного мышления обучающихся 13-14 лет детской школы искусств.
Предмет исследования: программа занятий на основе арт-технологии «макетирование» как средство развития пространственного мышления обучающихся 13-14 лет детской школы искусств.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа по изобразительному искусству на основе арт-технологии «макетирование» будет способствовать развитию пространственного мышления обучающихся детской школы искусств, если:
1. содержание заданий будут направлены на получение теоретических знаний о геометрических терминах, пространственных свойствах и отношениях, на создание пространственных образов и оперирование пространственными образами с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
2. в программу будут включены задания по конструированию, натурному рисованию, моделированию и проектной деятельности.
В ходе проверки гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по изучаемой проблеме;
2. Рассмотреть особенности пространственного мышления подростков 13-14 лет;
3. Выявить формы и методы работы для развития пространственного мышления подростков 13-14 лет;
4. Установить критерии развития пространственного мышления
подростков 13-14 лет;
5. Определить актуальный уровень развития пространственного
мышления обучающихся 13-14 лет ДШИ;
6. Разработать программу формирующего эксперимента на основе арт-технологии «макетирование»;
7. Осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанной программы, а также определить ее влияние на развитие пространственного мышления обучающихся 13-14 лет ДШИ;
8. Определить методом математической обработки данных достоверность исследования.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы
математической обработки данных.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБУДО Березовской детской школы искусств, Березовского района, Красноярского края. В эксперименте приняли участие 23 подростка в возрасте от 13 до 14 лет. Контрольная группа составила 11 человек (группа А), экспериментальная группа 12 человек (группа Б).
Теоретическую и методическую основу исследования составили исследования в области психологии и методики развития мышления, пространственного мышления (Т.В Андрюшина, И.Я. Каплунович, Т.В. Кудрявцев, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, В.С. Столетнев, М.Н. Шардаков, И.С. Якиманская); исследования в области теории и методики обучения геометрии и математики (В.А. Гусев, Е.А. Ермак, Н.Б. Истомина, И.С. Марченко, М.И. Моро); исследования в области теории и методики обучения изобразительному искусству (А.О. Барщ, Г.В. Беда, С.Е. Игнатьев, В.С. Кузин, С.П. Ломов); учебно-методическая литература по макетированию, архитектурной композиции и проектированию (Ю.М. Калинин, Н.В. Калмыкова, Н.Г. Стасюк, А.В. Степанов).
Научная новизна исследования состоит в выявлении особенностей и методических возможностях эффективного развития пространственного мышления обучающихся детской школы искусств на основе арт-технологии «макетирование».
Теоретическая значимость заключается в проведении научнометодического исследования по проблеме развития пространственного мышления обучающихся 13-14 лет детской школы искусств; выделении основных структурных компонентов пространственного мышления; определении уровней и показателей сформированности структурных элементов пространственного мышления обучающихся 13-14 лет детской школы искусств; разработке программы занятий на основе арт-технологии «макетирование» позволяющих повысить уровень пространственного мышления обучающихся 13-14 лет детской школы искусств.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные учебно-методические материалы и программа формирующего эксперимента выстроенная на основе арт-технологии «макетирование», а также полученные результаты в ходе ее апробации, могут быть применены в практике преподавания на начальной ступени профессионального художественного образования в детской художественной школе и художественном отделении детской школы искусств.
Публикации. Основное содержание работы отражено в двух публикациях и представлено на конференции «Молодежь и наука XXI века», г. Красноярск.
Структура и объем диссертации.
• во введении дается обоснование выбора темы исследования, отражается ее актуальность; определяется цель, объект и предмет исследования; выдвигается гипотеза; определяются методы и база исследования; описывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; приводится структура диссертации.
• в 1 главе осуществлен анализ литературных источников из которых были определены основные понятия по исследуемой теме, выявлены особенности пространственного мышления подростков 13-14 лет, приведены наиболее продуктивные способы развития пространственного мышления.
- во 2 главе приведено описание педагогического эксперимента:
• подбор методик для выявления актуального уровня развития
пространственного мышления подростков 13-14 лет; проведение констатирующего эксперимента;
• разработка и апробация программы занятий на основе арт-технологии
«макетирование», направленной на развитие пространственного
мышления обучающихся 13-14 лет детской школы искусств;
• на третьем этапе осуществлялся контрольный срез, анализировались и обобщались итоги педагогического эксперимента, формулировались выводы и оформлялись результаты исследования.
• в заключении приведены общие выводы, а также изложены основные результаты, которые были достигнуты в ходе исследовательской работы.
• в приложении представлены таблицы, содержащие данные по результатам исследования, представлена программа формирующего эксперимента.
Фундаментальным умением, объединяющим разные виды учебной деятельности, на всех ступенях профессионального художественного образования и одно из профессионально важных качеств личности при дальнейшем трудоустройстве, является умение свободного оперирования пространственными образами. Данное качество входит в состав пространственного мышления, которое выступает важной составляющей человеческого интеллекта и позволяет ориентироваться в пространстве, визуализировать и находить решения всевозможных задач.
Образовательные стандарты дополнительного начального художественного образования выдвигают высоких требованиях к содержанию обучения и уровню подготовки выпускника. Для которых, на сегодняшний день, необходимы дополнительные подходы работы с учебными задачами. К одному из таких подходов относится арт-технология «макетирование».
Необходимость создания дополнительных приемов работы по развитию пространственного мышления в системе начального профессионального художественного образования определило тему нашего исследования «Арт-технология «макетирование» как средство развития пространственного мышления обучающихся 13-14 лет детской школы искусств».
В ходе теоретической и опытно-экспериментальной работы был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы, позволивший рассмотреть различные подходы к трактовке понятия пространственного мышления, установить его характерные особенности и определить структуру данного вида мышления, обозначить особенности пространственного мышления подростков 13-14 лет, найти наиболее эффективные способы развития пространственного мышления подростков этого возраста.
На этапе констатирующего эксперимента мы определили критерии
развития пространственного мышления, подобрали и провели
диагностические методики по выявлению актуального уровня развития пространственного мышления обучающихся 13-14 лет Березовской детской школы искусств, пгт. Березовка, Красноярского края. Итоги констатирующего эксперимента обозначили необходимость в дополнительной работе над развитием пространственного мышления испытуемого контингента. Ввиду чего нами была разработана и апробирована программа занятий развития пространственного мышления на основе арт-технологии «макетирование».
Реализация программы формирующего эксперимента заняла 1 учебный год. Недельная нагрузка составила 1 час аудиторных занятий. Занятия проводились в мелкогрупповой форме с численностью групп от 5 до 7 человек.
Программа выстроена в порядке усложнения материала и в соответствии с задачами основной образовательной программы дополнительного художественного образования.
Структура программы включила два блока: вводно-пропедевтический (подготовительный), содержащий ряд методически выстроенных заданий по «бумагопластике» и объемно-пространственную композицию (макет).
Подготовительный блок ориентирован на освоение технических приемов макетирования, включил в себя задания по моделированию и творческому конструированию. Во втором блоке программы был упор на структуру создания пространственных образов и типы оперирования пространственными образами в процессе изготовления объемнопространственной композиции посвященной Юбилею Березовского района. Оба блока были направлены на закрепление и изучение знаний пространственных терминов, свойств и отношений.
В процессе проведения программы занятий на основе арт-технологии «макетирование» с обучающимися 13-14 лет детской школы искусств в экспериментальной группе произошли следующие изменения: значительно повысился уровень знаний геометрических терминов; увеличился уровень умения мысленной фиксации изменений структуры пространственных образов (формы, величины, пространственной расположенности) в зависимости от смены системы отчета; стали легче и быстрей осуществляться переходы от трехмерного пространства к двухмерному и обратно; от наглядных изображений к условно-символическим и обратно; от фиксированной точки отсчета к системе свободных координат.
Статистическая обработка данных в экспериментальной группе показала существование достоверного различия между результатами констатирующего и контрольного экспериментов на уровне 95% вероятности.
В процессе опытно-экспериментальной работы выявилась закономерность о наиболее устойчивом характере некоторых индивидуальных особенностей пространственного мышления (типы оперирования пространственными образами) к процессу обучения и более восприимчивых к нему составляющих (полнота структуры пространственных образов и широта оперирования образами).
Проведенное исследование и полученные результаты позволили определить, что программа развития пространственного мышления обучающихся 13-14 лет детской школы искусств на основе арт-технологии «макетирование», подтвердила справедливость вложенных в нее методических идей и оказалась эффективной.
Результаты исследования дают основания утверждать, что выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась, цель и задачи исследования решены. Осуществленное исследование имеет определенное дидактическое значение, его результаты могут быть применены в практике преподавания на начальной ступени профессионального образования в художественных школах и художественных отделениях школ искусств.
1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 1964. - 332 с.
2. Андрюшина, Т.В. Развитие пространственного мышления и познавательная активность в графической деятельности обучающихся: монография / Т.В. Андрюшина, О.Б. Болбат. - Новосибирск: СГУПСа, 2003. - 106 с.
3. Андрюшина, Т.В. Психологические условия и средства развития пространственного мышления личности: Автореф. дис. на соиск.уч. степени доктора психол. наук: 19.00.01: защищена 19.02.2000 / Т.В. Андрюшина. - Новосибирск, 2000. - 40 с.
4. Арутюнян, Е.Б. Учебное пособие для младших классов / Е.Б. Арутюнян, Г.Г. Левитас. - М.: Аст-пресс, 1999. - 69 с.: ил
5. Архитектурное макетирование: метод. указания к лабораторным занятиям / Т.Б. Ефимова, под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. Ю.П. Скачкова. - Пенза: ПГУАС, 2014. - 16 с.
6. Баданова, Т.А. О возрастных и индивидуальных особенностях пространственного мышления учащихся / Т.А. Баданова // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 2. С. 70-73.
7. Барщ, А.О. Рисунок в средней художественной школе / А.О. Барщ. - М.: Академия художеств СССР, 1963. - 298 с.: ил.
8. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты / Г.В. Беда. - М.:
Просвещение, 1989. - 192 с.: ил.
9. Василенко, А.В. Моделирование как средство развития пространственного мышления / А.В. Василенко // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 3. С. 141 - 144.
10. Василенко, А.В. Психолого-педагогические условия развития пространственного мышления учащихся / А.В. Василенко // Народное
образование. - 2013. - № 4. С. 69 - 72.
11. Василенко, А.В. Развитие пространственного мышления учащихся в процессе обучения геометрии: психологический аспект / А.В. Василенко // Психология и образование. - 2010. - № 2. С. 170 - 174.
12. Волкова, С.И. Математика и конструирование. 4 кл. 9-е изд. Пособие для
учащихся образовательных организаций / С.И. Волкова. - М.:
Просвещение, 2013. - 96 с.: ил.
13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.: ил.
14. Герасимов, А.А. Макетирование из бумаги и картона: учебнометодическое пособие / А.А. Герасимов, В.И. Коваленко. - Витебск: УО ВГУ им. П.М. Машерова, 2010. - 167 с.
15. Гурова, Л.Л. Психология мышления / Л.Л. Гурова. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 136 с...81