Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты понятий "языковая картина мира" и "языковое сознание"
1.1 Основные характеристики языковой картины мира 6
1.2 Теория языкового сознания в лингвистике и психолингвистике 9
1.3. Методика проведения ассоциативного эксперимента 14
1.4. Психолого-педагогические характеристика языкового сознания обучающихся
средней школы 18
Вывод по главе 1 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению ассоциативного поля слова «отдых» в языковом сознании обучающихся средних классов
2.1. Опыт комплексного исследования данных ассоциативного эксперимента
обучающихся средних классов городской общеобразовательной школы 28
2.2. Опыт комплексного исследования данных ассоциативного эксперимента
обучающихся средних классов сельской общеобразовательной
школы 41
2.3. Сравнительная характеристика данных ассоциативного эксперимента
обучающихся средних классов общеобразовательных городской и сельской школ 47
2.4. Методических рекомендации, направленных на организацию деятельности обучающихся средней школы, с целью повышения мотивации и эффективности
условий развития образовательных и творческих способностей 52
Вывод по главе 2 56
Заключение 59
Список литературы 61
Приложение 65
Данная работа посвящена анализу ассоциативно-смыслового поля как репрезентации языкового сознания, фрагмента памяти обучающегося средней школы, отраженного в сознании носителя языка, его мотивов и оценок, его быта и стереотипов. Работа представляет собой результаты, анализ и оценку полученных в свободном ассоциативном эксперименте данных, воссоздание и «овнешнение» фрагментов из памяти и жизни школьников.
Цель работы - изучение специфики языкового сознания детей, обучающихся в общеобразовательных школах среднего звена. Учитывая то, что для ребенка в этом возрасте (с 10 до 15 лет) важны как школа, так и досуговая деятельность, времяпрепровождение вне школы, рассмотрим содержание ассоциативного поля слова отдых «от реакции к стимулу» для каждой группы опрошенных. Такая цель требует решения ряда задач:
• Проанализировать имеющиеся литературные источники, словари, архивные данные, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
• Провести свободный ассоциативный эксперимент, который включает в себя опрос около 90 обучающихся сельской школы и столько же детей, живущих в городе;
• Провести анализ полученного в результате эксперимента ассоциативно-смыслового поля;
• Выявить некоторые стратегии восприятия слова на материале ассоциативного эксперимента;
• Выявить специфику вербального ассоциирования на одинаковые стимулы у носителей языка.
• Разработать методические рекомендации, направленные на организацию деятельности обучающихся средней школы, с целью повышения мотивации к их обучению и развитию.
Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.
1. Теоретические:
1) Анализ методической литературы;
2) Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Эмпирические:
1) Наблюдение;
2) Свободный ассоциативный эксперимент (САЭ).
3. Интерпретационные:
1) Качественная и количественная обработка эмпирических данных.
Объектом исследования являются ассоциативные поля, смоделированные на базе ассоциатов, полученных в свободном ассоциативном эксперименте с носителями русского языка в средней школе.
Предмет исследования - рассмотрение ассоциативного поля в качестве модели анализа фрагментов памяти школьника, отраженного в сознании носителя языка.
Актуальность темы исследования продиктована изменениями требований к педагогу и развитием новой образовательной среды, в которой обучающиеся нуждаются в формировании внутренней мотивации к обучению, а данное исследование является одним из способов поиска решения проблемы повышения мотивации к обучению и эффективным условия развития образовательных и творческих способностей школьников.
Данное исследование имеет теоретическое и практическое значение в современном мире, так как, во-первых, современная лексикографическая практика не может не учитывать, что в психологической реальности слова обучающихся средней школы в настоящее время существует значительное дополнение для содержания слова в словарной статье существующих словарей. Словарная статья не учитывает и в силу разных причин не может учитывать, например, «движение значения слова». Во-вторых, в условиях развивающихся межкультурных контактов исследование специфики структурирования языковой картины мира становится необходимым. Отсюда вытекает важность поставленной проблемы.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что настоящее исследование вносит определенный вклад в изучение языковой картины мира современного школьника, выявляя закономерности формального и семантического ассоциирования на языковом материале, ранее не подвергавшемся научному анализу составителями ассоциативных словарей.
Практическая значимость состоит в возможности использования нашего исследования для дальнейших научных изысканий с учётом анализа теоретического и практического материала по изучению ассоциативных полей и определяется широкой возможностью использования методических рекомендаций, составленных на основе анализа САЭ для учителей среднего звена общеобразовательной школы с целью организации деятельности обучающихся как эффективного развития их творческих и образовательных способностей, а также для повышения уровня мотивации у детей, для увеличения эффективности успеваемости в средней школе. Таким образом имеет практическое применение в области филологии и образования.
Структура работы соответствует поставленным задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Список использованной литературы насчитывает 50 источников.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, указывается цель и содержание поставленных задач, формулируются объект и предмет исследования, указываются избранные методы исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов, определяется структура работы.
В первой главе рассматриваются основные научные труды психологов, методистов, ученых и педагогов, посвящённые вопросам изучения теории языкового сознания в лингвистике и психолингвистике, языковой картины мира, включая психолого-педагогические характеристики языкового сознания обучающихся средней школы.
В рамках второй главы проводится анализ ассоциативного эксперимента обучающихся и разработка методических рекомендаций.
В заключении приводятся выводы в соответствии с поставленными целью и задачами.
По теме выпускной квалификационной работы была написана статья «Ассоциативное поле «отдых» в языковом сознании современного школьника» и апробирована на конференции XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука».
Включение ассоциативных реакций в анализ значения слова значительно расширяет представления о языковой картине мира и языковом сознании изучаемой общности, возрастной группы. Особенно важно знание ассоциативного поля слова, поскольку в свернутом виде дает представление о контекстах употребления каждого конкретного слова, демонстрируя психически реальное для носителей языка. Таким образом, предметом нашего исследования стало рассмотрение ассоциативного поля в качестве модели анализа фрагментов памяти школьника, отраженного в сознании носителя языка.
В ходе работы были проанализирована отечественные и зарубежные имеющиеся литературные источники, словари, архивные данные, психологопедагогическая и методическая литература по теме исследования. Поскольку целью работы было изучение специфики языкового сознания подростков, а рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей этого возраста разных исследователей, как отечественных, так и зарубежных.
После обобщения теоретических положений нами был выбран наиболее удобный способ «овнешнения» языкового сознания обучающихся средней школы, а именно свободный ассоциативный эксперимент, участниками которого являлись городские и сельские школьники в равном количестве, далее нами был проведен качественный и количественный анализ эксперимента (с учетом возраста, пола ребенка, местом проживания), в котором были выявлены некоторые стратегии восприятия слова на материале ассоциативного эксперимента и специфика вербального ассоциирования на одинаковые стимулы у носителей языка, а также разработаны методические рекомендации, на основе сделанных нами выводов о фрагменте языковой картины мира и языкового сознания школьников среднего звена общеобразовательной школы.
Рекомендации направлены на повышение эффективности обучения, мотивации школьников к обучению и эффективным условия развития образовательных и творческих способностей обучающихся средней школы с учетом современных требований к педагогу в новой образовательной среде.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в весомом дополнении к современным словарным статьям, изучению психологолингвистического портрета подростка, изучение его языкового сознания. Отсюда вытекает практическая значимость работы, которая состоит в возможности использования нашего исследования для дальнейших научных изысканий с учётом анализа теоретического и практического материала по изучению ассоциативных полей и определяется широкой возможностью использования методических рекомендаций, составленных на основе анализа САЭ для учителей среднего звена общеобразовательной школы. Таким образом имеет практическое применение в области филологии и образования.
Таким образом, результаты САЭ показали, что отдых занимает важное место в языковом сознании школьников, однако ассоциативное поле слова отдых имеет в языковой картине мира обучающихся 5-9 классов сельской и городской школ разные доминанты, что находит отражение в соответствующих ТГ. Результаты проведённого САЭ и выводы, сформулированные на их основе, так или иначе, отражают изменения в современном обществе и могут быть использованы в лингводидактике, психолингвистике, социолингвистике, а разработанные нами методические рекомендации в педагогике.
1. Архипова С. В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике // Вестник
Бурятского государственного - Улан-Удэ, Издательство: Бурятский
государственный университет, 2016. - С. 6-9.
2. Белянин В. П. Психолингвистика: учебник / В. П. Белянин. 2-е изд. - М.: Флинта, 2004. - 232 с.
3. Береснева Н. И. Модель внутреннего лексикона в позднем онтогенезе (ассоциативный эксперимент). - Пермь, 2007. - 20 с.
4. Божович Л. И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка. Психология личности: сборник текстов / сост. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. - Москва: Директ-Медиа, 2008. - С. 12-17.
5. Божович А. И. Отношение школьников к изучению как психологическая проблема. / Божович А.И. //Изв. АПНРСФСР. - М., 1986. Выпуск 36 - 15 с.
6. Вайсгербер Л. Родной язык и формирование духа. - М., 1993. - 230 с.
7. Васильева С. П. Ассоциативное поле «дом» в языковом сознании жителей Приенисейской Сибири // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Издательство: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2014. - С. 107-111.
8. Васильев А. Д., Васильева С. П., Тимченко А. Г. Этнокультурное сознание и самосознание сибиряка, отраженное в языке: монография / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. образования "Красноярский гос. пед. унт им. В. П. Астафьева". - Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2015., 2015. - 201 с.
9. Васильева С. П., Васильев А. Д., Шибаев М. В., Кипчатова А. В., Тимченко А.Г., Бебриш Н.Н. Ассоциативный словарь Приенисейской Сибири / Краснояр.гос.пед.ун-т им.В.П. Астафьева - Красноярск, 2014. - 177 с.
10. Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. - М.: Просвещение, 1991. - 237 с.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - Москва: Директ- Медиа, 2008. - 953 с.
12. Горяинова Н. С. Ассоциативный эксперимент как способ изучения языкового сознания // Альманах современной науки и образования. - М., Издательство: Общество с ограниченной ответственностью Издательство "Грамота", 2009. - Вып. 8. - С. 52-53.
13. Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. - Харьков; М., 2001. - 320 с. [Электронный ресурс]. URL: http://library.kpi.kharkov.ua/files/new postupleniya/gorint.pdf (дата обращения: 08.09.2018).
14. Гумбольдт В. - Язык и философия культуры. Издательство: Прогресс, Москва - 1985. - 448 с.
15. Давыдов В. В. и др. Возрастная и педагогическая психология. / учеб. для студентов пед. ин-тов под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 287 с....50