Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Домашнее (надомное) обучение в истории и современности
российского образования 5
1.2. Формы и методы обучения, реализуемые при надомно обучении 15
Выводы по главе I: 29
Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКИ И ТЕХНОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ 7 КЛАССА 30
2.1. Совместное преподавание физике и технологии на основе
интегрирования дисциплин 30
2.2. Методические рекомендации по организации домашнего обучения
физике и технологии на примере 7 класса 39
Выводы по главе II: 53
Заключение 54
Библиографический список 56
Современное общество непрерывно изменяется, стремясь перейти к новому состоянию: от традиционного для конца XIX - первой половины XX в. индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному. Информация становится «фундаментальным социальным фактором», который лежит в основе экономического развития. Это радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни.
С изменением общества изменяются и подходы к пониманию образованности. Сегодня образованный человек - это не столько «человек знающий», со сформированным мировоззрением, сколько подготовленный к жизни, свободно ориентирующийся в сложных проблемах современной культуры, способный осмыслить свое место в жизни. В формировании соответствующих качеств личности одно из центральных мест занимает получаемое человеком образование.
Право каждого человека на образование гарантируется Конституцией РФ. В законе «Об образовании в РФ» (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019)) определяются различные формы получения образования (очная общеобразовательная, надомное обучение, экстернат, индивидуальные и дополнительные (факультативные) формы), что предоставляет возможность каждому ребенку, не зависимо от его физического здоровья, получить интеллектуальное развитие.
Среди альтернативных форм получения среднего образования выделилось надомное обучение. Вспомогательная образовательная программа обычно составляется не только для детей, страдающих психическими заболеваниями, но и для детей с неуспеваимостью по уважительным причинам (частые заболевания ОРВ, временное физическое ограничение, асоциальное поведение ребенка).
Надомное обучение возлагает на учителя новые задачи, предполагается, что социализация ребенка происходит через деятельность учителя, поэтому ему необходимо так организовать учебный процесс, чтобы 8
у ребенка была возможность в любой момент вернуться в школу, при этом еще и соответствовать уровню современного информационного общества.
Высокий уровень предъявляемых требований может привести к возникновению различных затруднений у педагога, которые чаще всего являются причиной не до конца сформированных компетенций. Поэтому для качественного образовательного процесса в форме домашнего обучения учителю необходимо учитывать психические и физические особенности ребенка.
На основе вышеизложенного были выделены объект, предмет, цель и задачи исследования:
Объект исследования: процесс обучения учащихся среднего звена.
Предмет исследования: организация учебной деятельности обучающихся при домашней (надомной) форме обучения.
Цель исследования: разработать методические рекомендации для учителя по организации домашнего (надомного) обучения на основе интегративных связей физики и технологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть исторические основы и современные условия домашнего обучения в российском образовании.
2. Выявить формы и методы домашнего образования, подходящие для учащихся 7 класса.
3. Проанализировать курс физики и технологии 7 класса и выявить темы, основанные на интегративном изучении теоретической части дисциплин.
...
В ходе выполнения исследовательской работы была полностью достигнута цель исследования: разработаны методические рекомендации для учителя технологии по организации надомного обучения учащихся с ограниченными физическими возможностями. Для достижения цели были выполнены задачи, поставленные в начале исследования.
В ходе рассмотрения исторических основ современных условий домашнего обучения в Российском образовании было выделено преимущество домашнего обучения: учитель имеет непосредственный контакт с учеником и в любой момент имеет возможность исправить ошибки обучающегося, сделать акцент на сложной теме, уделив ее изучению больше времени, и, конечно же, отметить успехи в учебе.
Не нужно забывать, что все дети, переведенные на домашнее обучение, остаются участниками образовательного процесса и могут посещать школу. Главной задачей учителя в работе при домашнем обучении, является индивидуальный подход, с учётом психических и умственных способностей обучающихся, а также здоровья ученика.
Использование дистанционного взаимодействия, как вспомогательной части для надомного обучении является естественным этапом развития системы образования с применением различных методов обучения. Переход осуществляется от классической формы обучения к виртуальной, то есть от меловой доски к интерактивной, от обычной библиотеки с бумажными книгами к виртуальной, от привычных для всех классов к виртуальным аудиториям и слушателям.
Анализ содержания образовательных программ позволил сделать вывод, что в основе дисциплин «Физика» и «Технология» лежат смежные темы, которые позволяют изучать представленный материал одновременно с различных сторон.
Представленная в работе методическая разработка позволит обучающемуся представить целостную картину мира через интеграцию курсов физики и технологии.
На сегодняшний день хорошее образование - это синтез самых разных форм получения знаний и применение современных информационных технологий. Обучающийся сам вправе выбирать для себя их оптимальное сочетание, а учитель выступает организатором соответствующей образовательной среды и условий реализации познавательных потребностей ученика.
1. Антуфьева М. П. Актуальные вопросы семейного образования: понятие, причины, подходы, проблемы // Молодой ученый. — 2018. — №15.
• С. 204-206. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/201/49371/ (дата обращения: 12.04.2019).
2. Багутова И.П. «Рекомендации по работе с детьми с ОВЗ» [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/riekomiendatsii-po- rabotie-s-diet-mi-s-ovz.html (дата обращения: 18.03.2019).
3. Взаимодействие в среде дистанционного обучения. Сборник статей.
• М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. - 55 с.
4. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа», [Электронный ресурс]. URL: https://resh.edu.ru/ (дата обращения: 11.04.2019).
5. Гайсин М. Н. «Межпредметные связи на уроках технологии». [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/1644194.html
6. Информационное агентство «Научная Россия», [Электронный ресурс]. URL: https://scientificrussia.ru/ (дата обращения: 3.03.2019).
7. Информационный портал «Fox», «3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное». [Электронный ресурс]. URL: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/3-vida (дата обращения: 10.05.2019).
8. Информационный портал «7я». «Обучение на дому: по необходимости и по желанию». [Электронный ресурс]. URL: https://www.7ya.ru/article/Obuchenie-na-domu-po-neobhodimosti-i-po-zhelaniyu/ (дата обращения: 18.04.2019).
9. «Интеграция в обучении». [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C %D0%B8/571770/ (дата обращения: 14.04.2019).
10. Котлярова А. Е., «Инструкция по работе с формами Google», 2017.13 с.
11. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н.В. Никуличева. - М.: Федеральный институт развития образования, 2016. - 72 с.
12. Мир знаний «Межпредметные связи на уроках технологии». [Электронный ресурс]. URL: http://mirznanii.com/a/179700/mezhpredmetnye- svyazi-na-urokakh-tekhnologii-2 (дата обращения: 26.03.2019).
12. Морис де Вольдер. «Оценка эффективности обучения»:
[Электронный ресурс]. URL:
http://cito.rU/gdenet/management/benefits/effectiveness/2. (дата обращения: 10.05.2019).
13. Методические рекомендации педагогам по адаптации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс]. URL: https://sch1861u.mskobr.ru/files/metodicheskie_rekomendacii_pedagogam_po_ad aptacii_obucheniya_detej_s_ovz_v_obweobrazovatel_noj_shkole.pdf (дата обращения: 1.04.2019).
14. Правук В.В. «Новые подходы к оценке. Возможности использования Google - сервисов для контроля знаний», [Электронный ресурс]. URL: http://giya.my1.ru/js/pravuk_v_metodicheskaja_razrabotka.pdf (дата обращения: 17.04.2019).
15. Понятия и виды интеграции в образовании. [Электронный ресурс]. URL:http://fb.ru/article/261822/ponyatie-i-vidyi-integratsii-v-obrazovanii- integratsiya-v-obrazovanii—eto (дата обращения: 19.04.2019).
... всего 27 источников