Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения образа родителей у детей старшего дошкольного возраста 8
1.1. Понятия «образ», «образ семьи», «образ родителей» в отечественной
психолого-педагогической литературе 8
1.2 . Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста 17
1.3 . Взаимосвязь «образа родителей» с особенностями детско-родительских
отношений в дошкольном возрасте 22
Выводы по 1 главе 25
Глава 2 . Эмпирическое исследование образа родителей у детей старшего
дошкольного возраста 27
2 .1 . Организация исследования на базе МБДОУ детский сад «Хунчугеш» сумона Берт-Даг Тес-Хемского района Республики Тыва 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 34
2.3. Рекомендации по оптимизации образов отца и матери в ходе воспитательных воздействий педагогов-воспитателей на дошкольников в условиях ДОУ 44
Выводы по 2 главе 47
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложение 58
Последние годы отмечены интересными отечественными исследованиями, обращенными к вопросам родительского стиля воспитания, особенностей детско-родительских отношений и родительских позиций и, наконец, образа(восприятия) родителей в системе взаимосвязи воспитания и представления об идеальном родителе в разные периоды жизни человека: младшем школьном и подростковом возрастах (О. А. Карабанова, А. И. Подольский, JI. И. Вассерман, Е. Е. Ромицына)[19], в ранней юности, у будущих родителей в контексте изменений в жизни общества (усиление духовного кризиса населения, тенденция разрушения культурных традиций, переориентации духовных ценностей на материальные, изменение социальной ситуации воспитания в худшую сторону, зависимость детей от компьютерных игр и сети Интернет и др.).
В вышеуказанных условиях усиления духовного кризиса населения, утраты нравственных ориентиров становится очевидной тенденция разрушения культурных традиций, переориентация ценностей с духовных на материальные. По взглядам Е. Ю. Флотской такая ситуация неизбежно приведет к дезориентации половой идентичности детей, формированию у них внесупружеских и антиродительских установок, общей деморализации [51]. Нельзя не отметить то, что вследствие физических и психоэмоциональных нагрузок, родители не в состоянии уделять собственным детям достаточного времени, чтобы дети чувствовали себя любимыми. Как известно, недостаток родительской любви и ласки может определить наличие у детей эмоциональной депривации, что, впоследствии, может привести к деформации личности.
Родительская семья становится источником социального наследования в первые годы жизни ребенка, причем следование образцу личности и отношений собственных родителей первоначально происходит на уровне подсознания, благодаря механизмам идентификации и подражания. В результате происходит запечатление образов родителей, прародителей,
братьев, сестер, неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми взрослыми, подражание их действиям, словам, чувствам, отождествление себя близкими людьми и т.д. Поэтому не случаен интерес исследователей к изучению образа родителей у детей дошкольного возраста - периода начала построения смысловой картины мира[43].
Позитивный образ родителей и членов семьи очень важен для психоэмоционального здоровья детей. Он оказывает большое влияние на вступление в брак, распределение семейных обязанностей, восприятие себя и других, на формирование тех или иных черт личности и её смысловых ориентиров (3. Фрейд, А. Адлер, Э. Берн, Н. Пезешкиан, И. В. Дубровина, И. С. Кон, Р. В. Овчарова) [43]. Осознание родителями необходимости создания образа семьи и образа родителей в представлениях своих детей уже на ступени дошкольного детства может быть действенным побудителем для позитивных изменений в собственной семье, гуманизации внутри семейных взаимодействий, обогащения воспитательной деятельности, самовоспитания и самообразования.
Вместе с тем изучение образа родителей у детей дошкольного возраста изучены мало [51].Потребность восполнить указанный пробел определяет актуальность исследования. Обнаруженное противоречие между запросами социального заказа со стороны администрации дошкольной образовательной организации и в оптимизации детско-родительских отношений в деятельности педагога-психолога определяет проблему исследования.
Цель исследования: изучение образа родителей у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: образ как психологический феномен.
Предмет исследования: образ родителей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы обусловила необходимость решения следующих задач исследования:
1. Рассмотреть понятия «образ», «образ семьи», «образ родителей» в отечественной психолого-педагогической науке;
2. Изучить психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста;
3. На основе теоретического анализа рассмотреть взаимосвязь образа родителей и детско-родительских отношений в дошкольном возрасте;
4. Эмпирическим путем определить взаимосвязь «образа родителей» у детей старшего дошкольного возраста с особенностями детско¬родительских отношений на базе МБДОУ детский сад «Хунчугеш» сумона Берт-Даг Тес-Хемского района Республики Тыва.
5. Сформулировать рекомендации по оптимизации образов отца и матери в ходе воспитательных воздействий педагогов-воспитателей на дошкольников в условиях ДОУ.
Опираясь на объектно-предметную область и цель исследования, была выдвинyтa гипотеза о том, что образ родителей у детей старшего дошкольного возраста коррелирует с особенностями детско-родительских отношений, а именно:
а) если родители имеют высокие баллы по шкале «отвержение», то у дошкольника образ родителей имеет негативную оценку, демонстрируется отрицательное отношение к своим родителям;
б) если родители имеют высокие баллы по шкале «принятие», то у дошкольника образ родителей имеет позитивную оценку, демонстрируется положительное отношение к своим родителям.
Методы и методики исследования:
1) теоретические методы: это анализ психолого-педагогической литературы и методы сбора эмпирических данных;
2) эмпирические методы:
1) тестирование. беседа, количественный и качественный анализ результатов исследования;
2) психодиагностические методики:
- для детей - проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бэнса и С. Кауфмана);методика «Почта» (авторы Е. Антони и Е. Бине, модифицированная).
- для взрослых - тест-опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (А. Я. Варга, В. В. Столина); беседа; количественная и качественная обработка результатов исследования.
Степень изученности проблемы исследования. Понятие «образ» активно используется в рамках инженерной психологии (Е. А. Климов), психологии бизнеса (Т. Кун, Е. М. Андреева, Е. А. Петрова, Е. Б. Перелыгина и др.), в педагогике и педагогической психологии - образ учителя (Ш. Амонашвили, Т. Ромм) и др., влияние родителей на развитие личности (3. Фрейд, А. Адлер, Э. Берн, Н. Пезешкиан, И. В. Дубровина, И. С. Кон, Р. В.Овчарова и др.); влияние образов на поведение человека изучали Дж. Миллер, Ю. Еалантер, К. Прибрам; влияние образа на практическую деятельность подчеркивал Б. Ф. Ломов (движение от опыта к образам и от образов к поведению составляет двусторонний процесс перевода).
Теоретико-методологическая основа исследования основывается на культурно-историческом подходе в психологии, в котором говорится о семье, как о социальной ситуации развития человека на раннем этапе жизни; на теории образа С. Д. Смирнова о том, что образ - «... есть система ожиданий, порождающих объект-гипотезы, на основе которых происходит структурирование и возникает идентификация отдельных чувственных впечатлений»;на концепции «образа мира» А. Н. Леонтьева о том, что человек воспринимает предмет не только в его пространственных измерениях во времени, но и в его значении; о том, что в «процессе своей деятельности индивиды строят образ мира - мира, в котором они живут, действуют, который они сами приделывают и частично сами создают»; положения о социокультурной детерминации личности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн).
Практическая значимость исследования:результаты теоретического исследования могут быть использованы педагогами-психологами в процессе консультативной работы с семьями, направленной на помощь в семейном воспитании детей дошкольного возраста и разрешение семейных конфликтов; педагогами детских садов для проведения просветительской работы среди родителей по вопросам семейного взаимодействия; в процессе обучения курса дисциплин «Психология развития и возрастная психология», «Психология семьи», а также «фундаментном» для исследования темы «Образ семьи в восприятии детей дошкольного возраста», в процессе прохождения практики студентами на базе ДОО (в составлении психологического портрета воспитанника, консультирования родителей в вопросах обучения и поведения детей, педагогом ДОО в работе с родителями) и др.
База исследования: МБДОУ детский сад «Хунчугеш» сумона Берт- Даг Тес-Хемского района Республики Тыва. Выборка исследования: в исследовании приняли участие 17 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), 25 родителей (мужчины - 10 человек, 15 женщина возрасте от 20-45 лет).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В заключение исследования выпускной квалификационной работы сформулируем основные выводы::
1. На первом этапе исследования были рассмотрены основные теоретические понятия и положения дипломного исследования. Так, проблема образа в психологической науке является одной из фундаментальных и центральных. Несмотря на это понятие «образ» не имеет однозначного определения. В рамках данного исследования под понятием «образ» понимает «представление, возникающее под воздействием памяти и воображения результатом которого становится психический образ» [24]. Согласно Е. Н. Алексеевой, образы определяют стиль взаимодействия человека с другими, влияют на выбор средств взаимодействия. Понятие «образ» включает в себя такие понятия как «образ Я», «образ Других», «образ семьи» и др., которые являются «образами мира». Одним из компонентов «образа семьи» является «образ родителей», который оказывает наибольшее влияние восприятие себя и других, на формирование тех или иных черт личности, на вступление в брак, распределение семейных обязанностей в собственной семье. На неосознаваемом уровне происходит усвоение норм социального поведения, подражание действиям значимых взрослых, отождествление себя с близкими людьми. Также многие исследователи отмечают взаимосвязь образа родителей с типом детско-родительских отношений. Поэтому родители должны осознавать взаимозависимость семьи и образа родителей с отношением к людям, к миру в целом со стороны ребенка. Поэтому в так важно изучение образа родителей в дошкольном периоде в жизни, т.к. это является началом построения смысловой картины мира. В случае необходимости «образ родителей» подается коррекции, целью которой может быть развитие адекватного «образа родителей», оптимизация детско-родительских отношений.
2. Определившись с понятием «образ родителей», было проведено эмпирическое исследование по выявлению образа родителей у воспитанников детского сада«Хунчугеш» сумона Берт-Даг Тес-Хемского района Республики Тыва.большинство семей используют эффективные отношения с ребёнком, что приводит к гармоничному развитию ребенка и его благоприятному психическому состоянию. Отцы чаще, чем матери выбирают тип отношения принятие и кооперация, но мужчины больше всех выбрали такой тип родительского отношения как «симбиоз». У женщин выявились высокие показатели по шкале «контроль», что говорит о постоянной вовлеченности их жизнь своих детей.
Таким образом, на основании результатов исследования, сопоставляя результаты диагностических методик, направленных на выявление образа родителей в зависимости от типов детско-родительских отношений можно констатировать, что у родителей, имеющих высокие баллы по шкалам «Принятие и кооперация» образ родителей следующий: добрый, любящий и играющий. Ребенок такого родителя рисует его цветными карандашами, прорисовывая детали, индивидуальные черты (усы, очки, длина волос и другое). У таких детей порисованы такие дополнительные предметы: дом, солнце, детали одежды. Эти дети в большинстве случаев образ доброго и любящего родителя связан с образом матери, а стремление избежать порицания и наказания ассоциируется с образом отца. У родителей, придерживающихся типа детско-родительских отношений «контроль», дети прорисовывают образ членов своих семей схематично, для раскраски рисунка штрихуют. Не видны лица родителей, черты их лица, используют в основном темные цвета.Рисунки прорисованы недостаточно четко, черты лица не прорисованы, между членами семьи есть какие-то предметы и у дошкольника получение поощрения ассоциируется с образом матери.
Таким образом, гипотеза о том, что образ родителей у детей старшего дошкольного возраста коррелирует с особенностями детско-родительских отношений, а именно:
а) если родители имеют высокие баллы по шкале «отвержение», то у дошкольника образ родителей имеет негативную оценку, демонстрируется отрицательное отношение к своим родителям;
б) если родители имеют высокие баллы по шкале «принятие», то у дошкольника образ родителей имеет позитивную оценку, демонстрируется положительное отношение к своим родителям доказана полностью, цель исследования достигнута, задачи решены.
В перспективе исследования, хотелось бы остановиться, на изучении образа семьи детей дошкольного возраста и их родителей.
1. Аванесов, С.С. Визуальная антропология : образ , субъект и коммуникация [Текст]// Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013,- № 9(137). - С. 229-235.
2. Азаренко, С. А. Образ. [Текст] / С. А. Азаренко // Современный фмлософский словарь. М. : Академический проект, 2004. - С. 466-468.
3. Алексеева, Е. Н. Развитие представление о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений. [Текст]/ Е. Н. Алексеева // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 173-176.
4. Алфеева, Е. В. Исследование различий в восприятии «образа семьи» детьми дошкольного возраста их обеспеченных и малообеспеченных семей / Е. В. Алфеева, А. В. Рыжкова [Текст]// Психология образования : региональный опты. Мат-лы Второй национальной научно-практической конференции. - Москва : Федерация психологов образования России, 2005. - С. 174-175.
5. Андреева, Г. М . Психология социального познания: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. [Текст]- М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с.
6. Архиреева, И. В. Сравнительные особенности материнских и отцовских родительских позиций [Текст] / И. В. Архиреева// Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и депривация): Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Иваново. Иван. Гос. Ун-т, 2002. - С. 3-5.
7. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. [Текст] / П.Бергер, Т. Лукман - М.: Медиум, 1995. - 323 с.
8. Березина, Т. Н . Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности [Текст] / Т .Н. Березина // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 4. - С. 13-26.
9. Бурлачук, JI. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. - [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - 2-е изд. - СПБ., 2006. - 528 с.
10. Величковский, Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания: в 2 т. - Т. 1. [Текст]/ Величковский, Б. М. - М.: Академия, 2006. - 298 с.
11. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты. [Текст] / А. Л. Венгер. - М. :Владос-пресс, 2003. - 160 с.
12. Володина, К. А. Исторический аспект становления категории «образ» в психологической науке. [Текст]/ К. А. Володина //
13. Гостев, А. А. Образная сфера личности [Текст] / А. А. Гостев// Психол. журнал - 1987. - Т. 8. -№ 3. - С. 33-42.
14. Гостев, А. А. Проблемы психологии образа [Текст]/ Гостев А. А., Дружинин В. Н., Дрынков А. В. // Психол. журнал. - 1984. -Т. 5. - № 2. - С. 124-128.
15. Гурко, Т. А. Трансформация института современной семьи [Текст] / Т. А. Гурко // Социологические исследования семьи. - 2015. - № 10. -С. 10-13.
16. Демина, Л. Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. [Электронный ресурс] / Л. Д. Демина, А. PaHbHHKOBa.2000http://scibook.net/issledovanie-psihologii-knigi/122-kategoriya- obraza-19929.html
17. Дружинин, В. Н. Психологическое исследование образов [Текст] / В. Н. Дружинин // Психол. журнал. - 1993. - № 14, 15. - С. 142-144.
18. Ермакова, Е. А. Теоретический анализ феномена «образ» в философии [Текст] / Е. А. Ермакова // Философия и наука. - 2015. - № 14. - 92-97.
19. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений. [Текст] / О. А. Карабанова- М., 2005. - С. 119.
20. Климов, Е. А. Образ мира в различных профессиях. [Текст] / Е. А. Климов - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995. - 222 с.
21. Крайг, Г. Психология развития. [Текст] / Г. Крайг. - СПб. - Питер, 2002. - 408 с.
22. Кон, И. С. Этнография родительства[Текст] / И. С. Кон. - М. : 1988. --254 с.
23. Конюхов, Н. Н. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы [Текст] / Н. Н. Конюхов. - М. : Знание,1991. 303 с.
24. Кошелева, Ю. П. Образ в психологии: теория и практика [Текст] / Ю. П. Кошелева // Вестник МГЛУ. - 2012. - Выпуск 7 (640). - С. 39-51.
25. Леонтьев, А. Н. Психология образа [Текст] / А. Н. Леонтьев // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1979. - № 2. - С. 3-13.
26. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т, Т 2 [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М., 1983.
27. Мухина, В. С. Психология дошкольника [Текст] / В. С. Мухина. -М. :. 2009 288 с.
28. Национальная философская энциклопедия. Образ. [Электронный
ресурс]: терминологический словарь. - Режим доступа::
http://terme.ru/termm/obrazy.html., свободный. Дата обращения - 10.05.2017.
29. Обухова, Л. Ф. Детская психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М. :2010 395 с.
30. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. [Текст] / - М.: Педагогика, 2006. - 470 с.
31. Овсяникова, Г. А. Психологический анализ содержания представлений родителей о ребенке [Текст] / Е. А. Овсяникова // Вестник ТГУ. - 2008. - Выпуск 7 (63). - С. 281-285.
32. Петухов, В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления [Текст] / В. В. Петухов // Вести. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. - 1984. - № 4. - С. 13-20.
33. Подгайская, И. Г. Образы родителей в представлениях взрослых пациентов с химическими аддикциями. [Текст] / И. Г. Подгайская // Вестник СПбГУ. - 2011. - Выпуск 1, серия 12. - С. 203-208.
34. Полищук, Е. А. Подходы к пониманию категории образа в психологии [Электронный ресурс] / Е. А. Полищук // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - Электр.журн. Курск, 2006-2014. - Режим доступа: http://www/jumial.oi'g/aiticlcs/2010/p)sill.html. - Дата обращения - 10.05.2017.
35. Посохова, С. Т. Образ отца и самоактуализация личности [Текст] / С. Т. Посохова С. В. Липпо, Р. В. Майеров // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2008. - Выпуск 3, серия 12. - С. 23-30.
36. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.-СПб.: Речь, 2001,- 688 с.
37. Психологический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=574., свободный. Дата обращения - 06.052017.
38. Рахматуллин, Р . Ю . Понятие образа. [Текст] / Р . Ю . Рахматуллин,
Э. Р. Семенова, Д. 3. Хаменна / Историч^окие, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение.вопросы теории и практики. - Тамбов : Ерамота, 2012. - № 12 (26) в 3-х ч. Ч. II. - С. 167-170.
39. Рахматуллин. Р. Ю. образ как элемент педагогического пространства [Текст] / Р. Ю. Рахматуллин, Э. Р. Семенова // Молодой ученый. - 2013. -№° 10. С. 531-533.
40. Ребер. А . Большой толковый психологический словарь. в 2 т,. Т . 1 [Текст] / А. Ребер; пер. с англ. Чеботарева Е.Ю. - Издательство ВЕЧЕ, 2003.
41. Рубинштейн, С. Л. Основы обшей психологии. [Текст] / С. Л. Рубинштейн - М.: Изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1946. - 704 с.
42. Рыжкова. А . В. Изучение восприятия «образа семьи!» дошкольниками [Текст] / А. В. Рыжкова // Сборник тезисов докладов научной конференции студентов Курвннсково государственнного университета - Выпуск 6. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. - С. 35-36.
43. Рыжкова, А. В. Особенности «образа семьи» у родителей, имеющих детей дошкольного возраста [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - № 37 (80): Научный журнал. - СПб., ноябрь. - 2008. - С. 487-490.
44. Серкин, В. П. Методы психосемантики: учеб.пособие для студ. вузов. [Текст] / В. П. Серкин- М.: Аспект Пресс, 2004. - 207 с.
45. Смирнова, Е. Д. Детская психология [Текст] / Е. Д. Смирнова. - М. : ВЛАДОС,- 2005. - 348 с.
46. Смирнов, С. Д. Мир образов и образ мира [Текст] / С. Д. Смирнов // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1981. - № 2. - С. 15-29.
47. Смирнов С. Д. Образ мира как предмет психологии познания // Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду психологов СССР [Текст] / С. Д. Смирнов / Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. - Ч. 1. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - С. 00-02.
48. Смирнов, С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. [Текст] / С. Д. Смирнов - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.-231 с.
49. Соколова, Е. Т. Проективные методы исследования личности. [Текст] / М. :- 2004. - 199 с.
50. Фрейд, 3. Психология бессознательного [Текст] / 3. Фрейд. - СПб.: Питер, 2007. - 400 с.
51. Халикова, В. В. Взаимосвязь образа родителей и представлений об отношениях с ними у ребенка. [Текст] / В. В. Халикова // Вестник ЬЕПУ: Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 5. - С. 45-52.
52. Шевцова, И. В. Работа психолога с родителями. Коррекция родительских отношений. [Текст] / И. В. Шевцова. - М. : - 2010. - 390 с.
53. Шнейдер, Л . Б . Основы семейной психологии . [Текст] / Л . Б .Шнейдер. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2003. - 928 с.
54. Эйдемиллер„ Э. Г. IИ^еl^
/ Э. Г Эйдемиллер, В. В. Юстицкий - СПб., - 1998. - с. 134-138.
55. Эльконин. Д. Б . Развитие личности ребенка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. запорожца и Д. Б. Эльконина. [Текст] / М. :. 2004. - 384 с.
56. Юсупова. Л . К . Обрдз как эпистемологическая категория [Текст] / Л. К. Юсупова // Молодой ученый. - 2014. - № 4. - С. 795-797.