Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО БИОЛОГИИ 6
1.1. Исследовательская деятельность обучающихся: признаки,
компоненты, специфика 6
1.2. Исследовательские умения как компонент исследовательской
деятельности 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ И ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 20
2.1. Методика формирования исследовательских умений на
внеурочной деятельности в процессе обучения биологии 20
2.2. Эффективность экспериментальной методики по формированию
исследовательских умений у обучающихся 30
ВЫВОДЫ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей классическая схема передачи «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных методов обучения, что приводит к необходимости освоения новых педагогических средств и методов. Федеральный Государственный образовательный стандарт нового поколения на первый план выдвигает формирование ключевых компетентностей учащихся, которые предполагают активную самостоятельную позицию учащихся в учении; развитие общеучебных умений и навыков: в первую очередь исследовательских, рефлексивных, самооце-ночных.
Биология - это наука, базирующаяся на практическом закреплении теоретических знаний. Опыты, практические и лабораторные занятия требуют исследовательских умений школьников - наблюдать, проводить измерения, делать выводы, сопоставлять, подтверждать научные явления и гипотезы опытным путем и т. п. Сформированность исследовательских умений будет способствовать лучшему усвоению знаний, а значит повышению качества образования. Идея включения учащихся в исследовательскую деятельность для наиболее эффективного достижения целей обучения связана в первую очередь с именами А. Я. Герда, М. М. Стасюлевича, Р. Э. Армстронга и естествоиспытателя Т. Гексли, сформулировавших общую идею исследовательского метода.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в методике обучения биологии до сих пор существуют проблемы в организации и проведении исследовательской деятельности обучающихся в современном образовательном процессе.
Цель исследования: выявить особенности формирования исследовательских умений у обучающихся в процессе изучения биологии в средней школе.
Объект исследования: учебно - воспитательный процесс формирования и развития исследовательских умений, обучающихся в процессе обучения биологии.
Предмет исследования: методика формирования исследовательских умений обучающихся при обучении биологии.
В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого - педагогической и методической литературы изучить современное состояние особенностей организации исследовательской деятельности обучающихся в процессе обучения биологии.
2. Разработать методику формирования и развития исследовательских умений обучающихся 6 класса на основе наблюдений.
3. Провести проверку выдвинутых положений в условиях педагогического эксперимента.
Определившись с задачами, применяем следующие методы исследования:
• теоретические - изучение и анализ психологической, педагогической, методической, специальной биологической литературы, школьной программы, сравнение достижений отечественной и зарубежной педагогики, обобщение передового опыта учителей;
• эмпирические - педагогические наблюдения, анкетирование, фоновые, промежуточные и контрольные срезы знаний, беседы, педагогический эксперимент;
• статистические - графическое представление математической обработки данных эксперимента.
Педагогический эксперимент осуществлялся на базе Большеозерской ООШ филиал Парнинская СОШ с. Парная Шарыповский район Красноярский край. В эксперименте участвовали учащиеся 6-х классов.
В ходе исследования логически выделились три этапа:
На первом этапе решались задачи теоретического осмысления исследуемой проблемы; постановка цели, предмета, объекта, задач исследования; было изучено состояние проблемы развития исследовательских умений в педагогической, психологической, методической литературе; разработана методика исследования.
Второй этап включал в себя проверку результативности разработанной методики формирования и развития исследовательских умений в ходе образовательной деятельности в условиях педагогического эксперимента;
На третьем этапе проводились: обработка, систематизация экспериментальных материалов, обобщение и оформление результатов теоретического и экспериментального исследования; сформулированы выводы; написан текст выпускной квалификационной работы.
В связи с поставленными нами задачами были определены следующие выводы:
1) анализ психолого-педагогической и методической литературы, и образовательной практики позволил сделать заключение, что значительный потенциал исследовательской деятельности играет большую роль в развитии исследовательских умений.
2) разработана методика формирования исследовательских умений на основе исследовательской деятельности при обучении биологии в 6-м классе, отличительными особенностями которой служат положения результативности в совокупности средств обучения, комплексного формирования учебных действий, действий постановки и решения проблем и выстраивания целей обучения в форме таксономии, соответствующей требованиям ФГОС ООО, которая характеризуется многоуровневым проектированием и отбором эффективных форм организации образовательного процесса, оптимальным соотношением теоретической и практической подготовки обучающихся, расширением видов деятельности обучающихся.
3) результаты экспериментального обучения подтвердили эффективность разработанной методики формирования и развития исследовательских умений на основе исследовательской деятельности обучающихся в 6 классе в процессе обучения биологии.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Алексеев Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001. 68 с.
2. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников // Литература: изд. дом Первое сентября. - 2006. - N 17. - С. 13-15.
3. Белякова Е.Г. Проектирование смыслоориентированного урока в общеобразовательной школе // Образование и наука. 2009. № 3 (60) C.106- 116.
4. Биология: 5-й класс базовый уровень учебник / В.В. Пасечник С.В. Суматохин 3.Г. Гапонюк Г.Г. Швецов; под ред. В.В. Пасечника. - Москва: Просвещение, 2023. - 160 с.
5. Биология: 6-й класс базовый уровень учебник / В.В. Пасечник С.В. Суматохин З. Г., Гапонюк, Г.Г. Швецов; под ред. В. В. Пасечника. - Москва : Просвещение, 2023. - 160 с.
6. Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.
7. Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом, или Технология исследовательской деятельности учащихся: метод проектов // Литература в школе. - 2002. - №7. - С. 39. - N7. С.14-23.
8. Бруновт Е.П. Самостоятельные работы учащихся по биологии: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. 160 с.
9. Брыкова Е.А. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников // Народное образование. — 2000. № 9. - С. 190-198.
10. Бухтенкова И.С. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.8-10.
11. Галкина Е.А. Перспективные технологии обучения биологии: учебное пособие. Красноярск: РИО ГОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. 104 с.
12. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности // Практика административной работы в школе. - 2006. - № 7. - С. 49-53
13. Давыдова Н.Н., Федоров В.А. Управление развитие образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 4. С.15-23.
14. Ерохина Л.Ю. О готовности подростков к целеполаганию в учебной деятельности // Образование и наука. 2011. № 3 (82). С.116-123.
15. Загвязинский В.И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. С.3-12.
... всего 45 источников