Введение 3
Глава I. Понятие и сущность современных религиозных течений 11
1.1. Понятие и признаки неортодоксальных течений. Современный и
исторический аспекты 11
1.2. Классификация современных неортодоксальных организаций 21
1.3. Правовая регламентация деятельности религиозных
образований 32
Глава II. Практическая характеристика деятельности неортодоксальных организаций 42
2.1. Особенности психологического воздействия на людей в различных
религиозных образованиях 42
2.2. Возможные общественно опасные последствия существования
неортодоксальных организаций и методы противодействия им 51
3.1. Программа элективного курса «Основы религиоведения» 62
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 73
Актуальность темы исследования заключается в том, что на протяжении всей истории России религия имела большое влияние на формирование национального самосознания, культуру, социальны отношения внутри государства и т.д. Кроме того на территории России всегда существовало большое количество религиозных верований, как принадлежащих коренным народам, так и имеющим распространение из-за границы. Понятие "ортодоксальной" и "неортодоксальной" религии менялось с течением времени, поэтому необходимо четко разграничивать эти понятия в историческом и современном аспектах. Так же, в период с начала девяностых годов прошлого века на территории Российской Федерации появились и получили широкое распространение новые "религиозные группы", деятельность которых носит вредоносный характер.
Появление религиозных течений, отклоняющихся от официальной церкви, имело место на протяжении всей истории России. Однако свобода совести и вероисповедания, получившие распространения в конце прошлого века привели к созданию качественно новых образований. В современном мире неортодоксальные течения существуют в двух формах: пародийные религии и секты. Пародийные религии, как прямо следует из определения, пародируют традиционные религиозные верования, культы и обряды. Они не имеют какого-либо выраженного обрядового уклада, не несут строгих правилах для своих последователей, и служат лишь средством развлечения для людей, не признающих общепринятые религиозные учения. Современные секты характеризуются устойчивым структурно- организационным характером, наличием мощной финансово-материальной базы, тенденциями к экономической и политической экспансии, а также возможностями глобального распространения. На этапе современного развития игнорирование этих проблем невозможно. Для раскрытия преступлений, а также их профилактики и пресечению требуется уделять большое внимание изучению сущности сектантских учений, поскольку они представляют собой самостоятельное явление, не имеющее ничего общего с официальной религией. Также требуется расширение правовой сферы, регулирующей их функционирование, поскольку вызывает сомнение сама возможность называть секты "религиозными организациями", а не криминальными образованиями, преследующими корыстные цели.
Объектом исследования выступают существующие в Российской Федерации неортодоксальные религиозные течения в современном проявлении.
Предметом исследования влияние деятельности таких организация на социум.
Степень изученности.
Рассматривая имеющуюся литературу по исследуемой проблеме, можно отметить, что в исследованиях российских экспертов имеется немало значимых научных трудов вышедших в разные годы и посвященных теоретическим и практическим проблемам общественной опасности сект, соотношению их положений с ортодоксальными учениями, а также правовой регламентации образования и функционирования неортодоксальных организаций. Акценты, которые исследователи ставили в своих работах менялись в различные периоды времени.
Первую группу работ, составляют исследования периода 1990-2005-х годов. Так, большой важностью обладает работа А. И. Хвыля-Олинтера и С. А. Лукьянова "Опасные тоталитарные формы религиозных сект" . Справочник содержит записи о деятельности более чем восьмидесяти деструткивных религиозных образований. Книга Н. В. Кривельской "Секта: угроза и поиск защиты" содержит сведения масштабах и причинах распространения в России религиозных образований, отнесенных к деструктивным религиозным организациям, даёт оценку их деятельности. Также стоит отметить работу В.М. Чернышева «Сектоведение» . Автор уделяет большое внимание возникновению сектантства, его историческому пути, влиянию церковного раскола и состоянию в современном мире. Аналогичные вопросы рассматриваются в работах последних десяти лет. Такие вторы как О. А. Билан, Э. А. Нехвядович, М. Н. Артюхов, А. Л. Дворкин . Каждое исследование данного периода рассматривает неортодоксальные организации с теоретической точки зрения, выделяя общие признаки и понятия. Важное внимание авторами уделяется сопоставлению деструктивных учений официальным церковным положениям. Появление в данный период исследований такого направления связано с началом периода свободы совести, а вместе с этим широким ростом в России различных религиозных организаций, отрицающих свою неортодоксальную принадлежность.
Исследования периода 2005-2015 годов связаны с другим направлением исследований . В этот период появляются работы, посвященные анализу метода психологического воздействия на людей, а также определению категорий населения, находящихся в зоне риска. Эта тема широко отражена в работе В. И. Сычева и Б.Д. Держача "Особенности психологического воздействия на молодежь в сектах" . Авторы рассматривают возрастные особенности молодых людей, благодаря которым они становятся наиболее уязвимой категорией населения. Е.В. Ильюк в работе "Деструктивная секта как психологическая тюрьма (методы вовлечения и изменения сознания в деструктивных сектах)" говорит о виктимных качествах, которые повышают риски быть вовлеченным в деструктивную религиозную организацию. К.С. Кучмистов в статье "Психологические факторы включенности личности в деструктивные секты: к постановке проблемы" описывает обстоятельства, которые могут определенным образом влиять на психическое состояние и поведение людей. В этом же направлении проведены исследования Т. Г. Самойлиной, В.А. Монастырского и Ж.В. Садовникова, В.В. Глебова . В своих работах авторы описывают различные приемы влияния на сознание людей сектами христианской направленности. Также исследователи уделяют внимание описанию психологического состояния жертв и обстоятельств, оказывающих вред психики.
В 2015-2023 годах ведущей темой исследования является правовая основа функционирования Неортодоксальных религиозный организаций. А.Е. Шалагин и А.Д. Идиятуллов в работе «Противодействие деятельности деструктивных организаций криминальной направленности (сект), „ 4 посягающих на личность и права граждан» рассмтаривают
криминологические аспекты преступлений, связанные с деятельностью сект. Ю.В. Гавриленко в статье "Секты как особо опасное явление" рассматривает уровень развития законодательства в сфере регулирования деятельности сект. Т.С. Карпачева в работе "Амнистия на досудебной и
судебной стадиях уголовного судопроизводства: проблема и последствия (на примерах уголовных дел по ст. 239. УК РФ)" говорит о том, что руководители сект, освобожденные от уголовной ответственности наказания в силу акта амнистии продолжают вести свою деятельность. А. П. Нагорный и А. Н. Попов в работе "Экстремизм - прямая угроза России" говорят о необходимости противодействия нетрадиционным религиозным учений. Авторы отмечают, что в стране нет специального законодательства о запрещении сект и предлагают свой вариант будущего Федерального закона "О запрете деятельности тоталитарных сект". Ю.В. Латов в статье "Отражение в сознании сотрудников ОВД проблем предупреждения деятельности правоохранительных деструктивных религиозных
организаций" приводит опыт сотрудников органов по противодействию сектам, а также отражаются трудности в данном вопросе.
Таким образом, рассмотрение вышеперечисленных теоретических разработок и практических рекомендаций авторов, показывает что они, безусловно, способствуют исследований теоретических основ
функционирования неортодоксальных религиозных организаций.
Цель данного исследования - характеристика деятельности неортодоксальных течений в России.
Достижение цели реализуется посредством решения следующих задач:
- определение сущности понятия "неортодоксальные религиозные течения", характеристика их основных признаков;
- рассмотрение классификации наиболее известных на сегодняшний день неортодоксальных организаций в России;
- характеристика правовой регламентации функционирования религиозных образований в России;
- изучение способов психологического воздействия на людей внутри неортодоксальных течений;
- указание возможных общественно опасных последствий деятельности подобных религиозных образований и путей противодействия.
Источниковая база исследования. Для раскрытия цели и задач в работе были использованы международные и российские нормативно-правовые акты, которые по их видовым характеристикам можно подразделить на несколько групп.
Первую группу источников составляют международные нормативно-правые акты. К ним в первую очередь относятся Европейская «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» от 04 ноября 1950г. и Международный Пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах» . Международные нормативно-правовые акты содержат множество положений, касающихся свободы совести и вероисповедания в различных аспектах. Это, например, свобода выбора религии, запрещение дискриминации. Данные источники являются основополагающими, поскольку представляют фундамент для законодательства многих стран.
Ко второй группе относится законодательство РФ, регулирующие отношения в указанной области. В «Конституции Российской Федерации» статья 28 закрепляет свободу совести и вероисповедания.
Следующим источником является Уголовный Кодекс1 РФ. Он напрямую регулирует преступления совершаемые религиозными организациями. В частности, статья 239 УК посвящена регулированию создания некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан.
Важное значение имеет ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" . В нем определена принципы взаимоотношений государства и религиозный организаций, регулирует широкий спектр гражданско- правовых взаимоотношений религиозных объединений с государственными органами и институтами.
В Постановлении Государственной Думы РФ «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России » говорится о том, что религиозная безопасность российского общества должна стать важным приоритетом национальной безопасности наряду с военной, экономической и т.д.
Методология исследования. В ходе проведения исследования для анализа литературы по теме исследования были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция и дедукция. Кроме того, для анализа регулирования деятельности религиозных организаций был использован системный метод и те стороны (структурный и функциональный, которые он включает. Также учитывались принципы сбора и изучения единичных фактов и познания закономерностей. На этапе сбора и изучения конкретной информации нами были применены методы истолкования права, с помощью которых были прояснены проблемы правового регулирования правового регулирования деятельности неортодоксальных религиозных организаций. Прогностический метод позволил сделать научное обоснованные прогнозы об использовании разработанных рекомендаций на практике. В целом это позволило детально рассмотреть особенности правовой природы религиозных объединений.
Практическая значимость. Ценность исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы при дальнейшем осмыслении тенденций регулирования правовых отношений, возникающих при регулировании преступлений сект; конкретизации правовых норм и правоприменительной практики; осмыслении направлений
совершенствования правового регулирования деструктивный организаций. Наработанный материал может быть использован при разработке элективных курсов в вузе, а также при рассмотрении отдельных тем в рамках правовых дисциплин, Социологии, Религиоведения. Кроме того, результаты исследования могут быть реализованы в преподавании курса обществознания в общеобразовательном учреждении, а также при написании курсовых работ и рефератов.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были апробированы в рамках Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, учителей, аспирантов, студентов и школьников «Лебедевские чтения» в секции «Актуальные проблемы современных юридических наук». Была написана статья «Процесс интеграции человека в деструктивную религиозную организацию (на примере Общества сознания Кришны)». Все материалы сданы в печать.
Структура работы обусловлена целями и задачами данного исследования и состоит из введения, трёх глав, включающих шесть параграфов, заключения и списков используемых источников и литературы.
В результате написания выпускной квалификационной работы была проделана деятельность, содержащая в себе теоретическое обобщение и новое решение научной задачи, проявляющейся в комплексном анализе деятельности неортодоксальных религиозных течений, выявления социальных последствий их функционирования.
В результате проведенного исследования сформулирован ряд выводов, основными из которых являются следующие:
- Дано определение существующих в России форм неортодоксальных организаций - сект и пародийных религий. Секта - это любая авторитарная иерархическая организация, религиозная, философская, политическая, психотерапевтическая, образовательная, коммерческая и др., практикующая обманную вербовку и контроль сознания своих последователей, строящаяся вокруг харизматического лидера и использующая в своей деятельности различные психотехники в сочетании с гипнозом, внушением, вызывающая психологическую дестабилизацию личности, отключающая критическое мышление. Пародийная религия - система верований, использующая религиозную сатиру, иронии, доведенные до абсурда или насмешки, которым подвергаются как традиционная религия в целом, так и ее аспекты: конкретная конфессия, теология, символы, священное писание, поведение адептов и т.д.
Признаками таких религиозных организаций являются: структурированность, иерархичность, наличие специфической цели деятельности (незаконное завладение имуществом, жертвоприношение, следование пророчествам из религиозных или квазирелигиозных источников и т.п.); квазирелигиозная идеологическая основа функционирования, особые методы воздействия на адептов; наличие внутренней нормосистемы, определяющей социально-групповые статусы, систему взысканий и поощрений, ценностную основу жизнедеятельности и группового взаимодействия; оперирование устоявшимися формами преступной деятельности, а также наличие харизматичного лидера; собственные переводы и трактовки терминов основополагающих религиозных текстов; избрание новых (прозвищ) имен своим адептам; обязательные нормы поведения и наказание за их невыполнение; контроль поведения и мыслей адептов; строго регламентированный распорядок дня; участие в культовой практике всех членов секты; скрытый смысл учение; уверенность в собственной избранности (избранность как лидера, так и учения или членов секты).
- Была осуществлена классификация тоталитарных сект и пародийных
культов. В результате сформирована классификационная система, в которой учтены следующие критерии разделения: содержание религиозного
вероучения; типы религиозного руководства; характеристика учредителей; степень общественной опасности деятельности; период их существования и сферы влияния; географическая локация и содержание криминальной и криминогенной деятельности. Пародийные культы могут существовать в форме Насмешливых групп, фан-клубов, секуляризованных образований.
- В ходе написания работы был проведен анализ правовой
характеристики деятельности различных религиозных организаций. установлено, предоставлено описание и объяснение формам и методам деятельности тоталитарных сект в механизме их криминальной активности. Были проанализированы основные НПА, выявлены основные пробелы в праве: неточность определений, отсутствие правой экспертизы вновь
созданных и существующих организаций, отсутствие религиозной подоплеки как отягчающего обстоятельства, конфликт свободы вероисповедания и государственного контроля за осуществлением религиозной деятельности.
- Также, было установлено, предоставлено описание и объяснение формам и методам психологического воздействия на людей внутри данных организаций. Предложено разделить процесс вступления на три стадии: внешняя вербовка, адаптация и контроль личности. Формы и методы, которые используют в своей деятельности организации, разнятся по содержанию и внешнему проявлению, но всегда направлены на достижение цели лидера организации. И формы, и методы деятельности тоталитарных сект в механизме их криминальной активности имеют скрытый смысл и не соответствуют настоящему характеру деятельности организации.
- в процессе исследования были охарактеризованы социально вредные последствия
деятельности таких организаций, проявляющихся через общественно опасный характер деятельности самой организации, а также как детерминант криминальной активности, которые формируются опосредованно, из-за личностно деструктивного воздействия на адептов. Также определено понятие и предоставлена характеристика системе мер противодействия деятельности тоталитарных образований, которая включает: профилактику предотвращение (отворачивание), прекращение и уголовно-правовую превенцию. Указанные меры призваны защищать духовную безопасность общества и реализуются через: улучшение уровня духовной культуры общества; изучение религиозной ситуации; анализ деятельности тоталитарных сект для прекращения их уголовного и криминогенной активности; применение мер правового воздействия.
- В ходе составления практической части, была разработана программа элективного курса по «религиоведению», в которой затронуты наиболее важные аспекты религиозной сферы. К ним относятся история возникновения, содержание учения современных мировых конфессий, а также должно внимание уделено неортодоксальным течениям существующим в России. В программе указаны теоретическая характеристика сект и пародийных культов, а также раскрыта суть их возможной социальной опасности.
I. Нормативно-правовые акты
А) Международные нормативно-правовые акты
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 10.12.1948). [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 06.12.2022).
2. Международный Пакт «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 06.12.2022).
Б) Российские нормативно-правовые акт
3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 28399/ (дата обращения: 14.02.2023).
4. Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России» .). [Электронный ресурс]. // СПС «Консультант-плюс». URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000- 3.htm (дата обращения: 07.03.2023).
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ
(ред. от 01.02.2022 г.). [Электронный ресурс]. // СПС «Консультант-плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата
обращения: 07.02.2023).
6. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ (последняя редакция) Федеральный
закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. // СПС «Консультант- плюс».URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения:
07.02.2023).
II. Судебная практика
7. Решение Головинского суда г. Москвы по делу № 2-1086/2019~М- 1196/2004 от 26 марта 2004 г. - [Электронный ресурс]/ URL: https://sudact.ru/regular/doc/qYVS6JCX1HNP/ (дата обращения 23.05.2023)
III. Монографии и статьи по теме исследования
8. Билан, О.А. Сущности понятия «секты», «религиозные культы», «новые религиозные движения» / О.А. Билан // Альманах науки и образования. - 2003. - № 6. - С. 13-15.;
9. Гавриленко, Ю.В. Секты как особо опасное явление / Ю.В. Гавриленко // Вестник Омского университета. - 2020. - № 2. - С. 100-106..
10. Глебов, В.В. Социально-психологическое насилие в группах с признаками деструктивного культа: коммуникативные и физиологические аспекты / В.В. Глебов // Вестник РУДН. - 2019. - № 3. - С. 47-54.
11. Грыжук, Е.С. Religio licita, или проблема легитимизации религиозного объединения в России на примере пастафарианства / Е.С. Грыжук // ЖУРНАЛ Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. - 2015. - № 2. - С. 80.
12. Ильюк, Е.В Деструктивная секта как психологическая тюрьма (методы вовлечения и изменения сознания в деструктивных сектах) / Е.В. Ильюк // Виктимология. - 2015. - № 1. - С.50-55.
13. Карпачева, Т.С. Амнистия на досудебной и судебной стадиях уголовного судопроизводства: проблема и последствия (на примерах уголовных дел по ст. 239. УК РФ)" / Т.С. Карпачев //Уголовное право и криминология. - 2020. - №10. - С. 107-115.
14. Кучмистов, К.С. Психологические факторы включенности личности в деструктивные секты: к постановке проблемы / К.С, Кучмистов // Современные проблемы психологии. - 2019. - № 12. - С. 12.
15. Латов, Ю. В. Отражение в сознании сотрудников ОВД проблем предупреждения деятельности правоохранительных деструктивных религиозных организаций / Ю.В. Латов // Вестник Казанского юридического Университета. - 2010. - №12. - С. 84-91.
....