Введение ....................................................................................................................... 3
Глава 1 Теоретические основы формирования функциональной грамотности на
уроках математики ...................................................................................................... 5
1.1 Сущность понятия «Функциональная грамотность» ........................................ 5
1.2 Исследование PISA: виды, уровни функциональной грамотности ................. 8
1.3 Методы и принципы формирования и оценивания функциональной
математической грамотности на уроках в школе .................................................. 15
Глава
2
Практические
аспекты
формирования
функциональной
математической грамотности в основной школе ................................................... 40
2.1 Конспект урока по теме «Банковские расчеты: кредиты, вклады, проценты»
..................................................................................................................................... 40
2.2 Занятие – консультация на тему: «Решение задач о квартирах с
практическим содержанием» ................................................................................... 46
2.3 Занятие – консультация на тему: «Решение задач о шинах с практическим
содержанием» ............................................................................................................ 51
2.4 Лабораторная работа по геометрии на тему: «Подобие треугольников» .... 56
Заключение ................................................................................................................ 59
Список используемой литературы .......................................................................... 60
образования в процессе развития.
В современной теории и методике школьного обучения, все чаще и активнее появляется информация о развитии новой концепции в нынешнем школьном обучении, а именно - личностно ориентированного развивающего образования
Подобная актуализация данного направления может определяться требованием социума реформировать современную образовательную систему, сделав акцент на гармоничное и целостное развитие личности, которая могла бы самостоятельно определиться с тем, какую роль она выберет в самостоятельной жизни.
Будучи развитой и сформированной личностью, у учащегося формируется функциональная грамотность, которая несет в себе ряд установок и правил, позволяющих эффективно и свободно функционировать в обществе, развиваться вместе с ним и чувствовать себя его частью. Также функциональная грамотность дает возможность учащемуся самостоятельно определять, в какой степени ему необходимо развиваться и в какой области реализовывать себя.
Из вышесказанного следует, что современное общество нуждается в людях, которые будут функционально грамотны и способные самостоятельно выбирать свою специальность, развиваться в полюбившемся направлении, добиваться поставленных целей и решать те задачи, которые будут работать на их личное благо, так и на общественное в целом.
Введенный в школах России Федеральный государственный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) определяет важное значение понятия «функциональная грамотность», базу которой составляет умение ставить, изменять цели и задачи учебной деятельности и планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе, логично действовать в ситуации неопределенности.
Цель работы: изучить основы формирования функциональной
математической грамотности при обучении математике.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: методика формирования функциональной
математической грамотности в основной школе.
Задачи данной работы:
1) Изучить методическую литературу по данному разделу;
2) Рассмотреть сущность возникновения понятия «функциональная грамотность»;
3) Рассмотреть методические рекомендации по формированию функциональной математической грамотности;
4) Разработать конспект урока, лабораторную работу и занятия - консультации по математике для учеников основной школы;
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования функциональной грамотности: сущность понятия «функциональная
грамотность», исследования PISA, методы и принципы формирования и оценивания функциональной грамотности учащихся школы.
Во второй главе разработаны два занятия - консультации для подготовки к ОГЭ, конспект урока для 7 класса и лабораторная работа для 8 класса.
В выпускной квалификационной работе нами были рассмотрены понятия и виды функциональной математической грамотности, а также методы и принципы ее формирования.
Проанализировав теоретические подходы отечественных педагогов и ученых по теме данного исследования - В.А Ермоленко, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, С.Г. Вершиловского и др. мы охарактеризовали и сущность понятия «функциональная грамотность», которое определяется, как способность человека вступать в отношение с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Рассмотрели исследования PISA, в котором определены основные виды функциональной грамотности и уровни освоения математической грамотности.
В процессе работы был разработан конспект урока для учащихся седьмых классов, который на примере практика - ориентированных задач показывает сформированность представлений об использовании процентных соотношений в жизни, разработаны два занятия - консультации, которые помогут учениками девятых классов при подготовке к Основному Государственному Экзамену.
Кроме того, была разработана лабораторная работа для учеников восьмых классов, которая поможет на практике закрепить полученные знания по теме «подобные треугольники».
Выпускная квалификационная работа по теме «Формирование функциональной математической грамотности при обучении математике» может быть использована в работе с учащимися на уроках, факультативных занятиях по математике при подготовке к ОГЭ.
1. Виноградова Л. В. Методика преподавания математики в средней школе : учеб. пособие. М. : Феникс, 2005. 205 с.
2. Волкова В. Ф. Реализация практико - ориентированного
образования на уроках математики // Молодой ученый. 2014. № 11.1. С. 32 - 33.
3. Денищева О. А., Глазков Ю. А., Краснянская К.А. Проверка компетентности выпускников средней школы при оценке образовательных достижений по математике // Математика в школе. 2008. № 6. С. 19 - 30.
4. Ермоленко В. А. Развитие функциональной грамотности обучающегося : учеб. пособие. М. : Альманах, 2015. 87 с.
5. Ермоленко. В. А. Функциональная грамотность в современном контексте : учеб. пособие. М. : ИТОП РАО, 2002. 119 с.
6. Иванова Т. А., Симонова О. В. Структура математической грамотности школьников в контексте их функциональной грамотности // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 1. С. 125 - 129.
7. Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA. URL: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978 (дата обращения 14.12.2021).
8. Пожарова Г. А. Практико - ориентированные задачи как один из важнейших элементов формирования математической грамотности учащихся // Молодой ученый. 2021. № 1. С. 62 - 64.
9. «Решу ОГЭ», примеры заданий из ВПР. URL: https: //o ge. sdamgia. ru/ (дата обращения 10.03.2022).
10. ФГОС - что такое? Требование образовательного стандарта. URL: http://fb.ru/article/226194/fgos—chto-takoe-trebovaniya-obrazovatelnogo-standarta (дата обращения: 12.02.2022).
11. PISA 2015, 2018. URL: https://www.oecd.org (дата обращения
11.12.2021).