Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЁТОМ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

Работа №157917

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы105
Год сдачи2024
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГОВОСПИТАНИЯ 10
1.1. Целеполагание как основной компонент осуществления деятельности 10
1.2. Особенности целеполагания в деятельности детей дошкольного возраста 15
1.3. Особенности психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей дошкольного возраста 21
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ 29
2.1. Организация исследования 29
2.2. Анализ результатов изучения характера взаимосвязи особенностей развития целеполагания у детей дошкольного возраста и типа родительского отношения 35
2.3. Содержание психолого-педагогической работы, направленной на развитие целеполагания детей посредством гармонизации типа родительского отношения 50
2.4. Изучение результативности психолого-педагогической работы по обеспечению развития у детей старшего дошкольного возраста способности к целеполаганию с учетом типа родительского отношения 61
Выводы по главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 75

Одним из важнейших периодов в жизни человека является дошкольное детство. Данный период представляет собой предмет пристального внимания ученых и практиков. В дошкольном детстве происходит становление ряда значимых свойств и характеристик личности, таких как: самосознание, самооценка, произвольность, иерархия мотивов и их соподчинение. Именно в этот период наиболее важно влияние семьи, существующей в ней системы детско-родительских отношений на развитие личности ребенка. Как отмечают А.Я. Варга и В.В. Столин: «детско- родительские отношения - это система различных чувств к ребенку, стереотипов поведения, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков» [11]. Под родительским отношением А.Я. Варга подразумевает «целостную систему чувств родителя к ребенку, т.е. особенности его восприятия и понимания характера и поступков ребенка, а также поведенческих стереотипов, практикуемых родителем в общении с ребенком» [15, с. 26].
Все более целесообразным в настоящее время становится убеждение о том, что ребенка, начиная с дошкольного возраста, следует приучать к активной личностной позиции, не только созерцающей действительность, но и преобразующей её. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что необходимо придерживаться такого психолого-педагогического условия, как поддержка самостоятельности и активности детей в специфических для них видах деятельности [37].
Отличительной особенностью человеческой деятельности является самостоятельность в формулировании цели. В свою очередь, Н.Г. Каменкова и М.А. Мациевская отмечают, что самостоятельность тесно связана с функцией целеполагания. Один из видов целеполагания - целепорождение предполагает самостоятельную постановку и достижение цели ребенком [23].
Как известно, одним из компонентов целеполагания детей дошкольного возраста является самостоятельность выбора целей и их достижения в процессе деятельности. Таким образом, многие исследователи указывают на прямую связь целеполагания с развитием самостоятельности [6; 10; 39].
В научной литературе представлены сведения о становлении целеполагания в детском возрасте. Так, А.С. Шеремеко понимает под целеполаганием детей старшего дошкольного возраста «практическое осмысление собственной деятельности ребенком при формировании целей и их реализации» [44].
В современных научных источниках широко представлен материал о влиянии детско-родительских отношений на развитие самостоятельности детей дошкольного возраста [3]. Тем не менее, изучение научной литературы не позволило обнаружить достаточное количество информации с прямым указанием на наличие связи типа родительского отношения и развития целеполагания у детей дошкольного возраста. Большую часть источников составляют сведения, где авторы указывают на влияние типа родительского отношения на самостоятельность, произвольность психических процессов, самооценку и на становление других волевых качеств ребенка [3; 26; 30]...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы были реализованы следующие задачи.
1. Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования (раскрыта сущность целеполагания как основного компонента осуществления деятельности, выявлены особенности развития целеполагания в деятельности старших дошкольников, определены особенности психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста).
2. Эмпирическое изучение наличия связи между типом родительского отношения и уровнем развития способности к целеполаганию у детей 6-7 лет.
3. Определены направление и содержание психолого-педагогической работы с детьми и родителями по обеспечению развития целеполагания с учетом типа родительского отношения.
4. Выявлена эффективность психолого-педагогической работы.
Решение задач позволило доказать гипотезу о том, что организованная психолого-педагогическая работа с детьми и родителями по обеспечению развития способности к целеполаганию с учетом типа родительского отношения позволит обеспечить положительную динамику развития целеполагания у детей старшего дошкольного возраста.


1. Алтынбаева Е.А. Развитие способности к целеполаганию у детей подготовительной группы // Психология обучения. 2012. №5. С. 50-56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17685614 (дата обращения: 15.05.2023)
2. Алтынбаева Е.А., Снегирева Т.В. Проблема формирования способности к целеполаганию у детей дошкольного возраста как показателя психологической готовности к школе на современном этапе // Избранные вопросы науки XXI века: сборник научных статей. М., 2020. С. 62-66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44727483 (дата обращения: 23.02.2023)
3. Амирова И.И. Влияние детско-родительских отношений на проявление самостоятельности в дошкольном возрасте // Nauka-Rastudent.ru. 2014. № 2 (2). С. 7-10. URL: clck.ru/3BCJu(дата обращения: 16.03.2023).
4. Арбатская Е.С., Дичина Н.Ю. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. Ангарск, Иркутск, 2017. 104 с.
5. Белогай К.Н. Супружеские отношения на этапе «Молодой семьи» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2009. № 1 (37). С. 72-77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13979230 (дата обращения: 17.02.2023)
6. Бережнова О.В. Целеполагание в системе современного дошкольного образования // Пермский педагогический журнал. 2016. № 8. С. 24-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28915859 (дата обращения: 16.01.2023)
7. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ.: Пер. с англ. М., 2004. 432 с.
8. Бурухина А.Ф. Внимание! Мультфильм!: книга для родителей и педагогов: методика использования мультфильмов для воспитания и обучения детей дошкольного возраста: методическое пособие. Челябинск, 2011. 92 с.
9. Бурухина А.Ф. К проблеме формирования представлений о цели у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 51-56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23588888 (дата обращения: 05.11.2022)
10. Бурухина А.Ф. Развитие умений целеполагания у детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 4. С. 75-78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20315591 (дата обращения: 05.11.2022)
11. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: автореферат дис. ... канд. пед. наук. М., 1987. 206 с.
12. Вербианова О.М. Анализ консультативных обращений современных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста / О. М. Вербианова, Л. В. Арамачева, Е. Ю. Дубовик // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ). 2022. № 1 (59). С. 47-54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48119335 (дата обращения: 03.03.2023)
13. Вербианова О.М., Груздева О.В. Влияние семьи на развитие целеполагания у детей 5-6 летнего возраста // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2020. № 1 (51). С. 141-151. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42599794 (дата обращения: 12.12.2022)
14. Вербианова О.М., Сидоркина Т.Ю. Особенности развития целеполагающей деятельность у детей 4-5 лет // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2006. №1. С. 148-153. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11697047 (дата обращения: 15.04.2023)
15. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. 2009. Т. 6, № 1. С. 25-34....(44)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ