Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование межличностных отношений студентов с различной выраженностью нарциссических черт

Работа №157898

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование межличностных отношений студентов с различной выраженностью нарциссических черт.
1.1. Категория межличностных отношений в социально-психологической литературе 6
1.2. Понятие «нарциссизм» 10
1.3. Нарциссические проявления в межличностных отношениях 21
1.4. Возрастные особенности личностных и межличностных
характеристик студенческого возраста 25
Выводы по главе 1 30
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных отношений студентов с различной выраженностью нарциссических черт.
2.1. Организация эмпирического исследования 35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования выраженности
нарциссических черт у студентов 40
2.3. Анализ и интерпретация различий межличностных отношений у
студентов с разной выраженностью нарциссических черт 48
2.4. Рекомендации студентам с выраженными нарциссическими
чертами, направленные на оптимизацию межличностных отношений 64
Выводы 67
Заключение 72
Список используемых источников 75
Приложения 79


«Нарциссизм» - тема, которая все чаще всплывает в последнее время. Так почему же эта тема так важна?
Проблема в том, что все качества закладываются в нас с детства. В настоящее время часто встречаются 2 тенденции: либо у родителей нет времени на ребенка, либо боготворят его. Идет воспитание по типу: «Будь тем, кем я хочу тебя видеть, и я буду тебя любить». Вследствие этого развивается фальшивое компенсаторное self, или «ложное Я» (Д. Винникот) [36, с. 68].
Ребенок взрослеет и все это накладывает свой отпечаток. Высока вероятность, что с таким воспитанием вырастет ребенок с нарциссическим типом личности. Формируется расщепленное и поляризованное «Я» на: «Я- грандиозный» и «Я-ничтожный». Для него самое важное - это статус. Начинается «идеализация» и «обесценивание» всего, много завидует, самооценка у такого человека нестабильна, у него сомнения в себе, максимализм на всех возрастных периодах, болезненное восприятие критики. Зачастую они испытывают чувство стыда и не способны к эмпатии. И, конечно, начинаются проблемы в отношениях, межличностной сфере.
Нарциссический тип личности характеризуется неумением отличать свои подлинные чувства от усилий, направленных на то, чтобы произвести впечатление. Поскольку самооценка построена на внешних атрибутах, то признание провалов, неудач, вины или зависимости очень болезненно, переживается как что-то постыдное [35, с. 8].
Человек с таким типом может так же идеализировать человека, потом, осознав, что он не идеален, обесценить. Поэтому им и окружающим трудно сохранять близкие отношения. Хоть они и нуждаются в других, но их чувства к окружающим поверхостны.
У людей с невыраженными нарциссическими чертами наблюдается, соответственно, дефицит нарциссических проявлений.
В нашем исследовании мы изучим межличностные отношения студентов с различной выраженностью нарциссических черт, а так же частоту встречаемости нарциссического типа личности.
Цель исследования: изучение межличностных отношений студентов с различной выраженностью нарциссических черт.
Объект исследования: межличностные отношения студентов.
Предмет исследования: межличностные отношения студентов с различной выраженностью нарциссических черт.
Гипотеза: существуют различия в межличностных отношениях студентов с различной выраженностью нарциссических черт, а именно: студенты с выраженными нарциссическими чертами склонны к идеализации партнера, студенты с невыраженными нарциссическими чертами выбирают партнеров с более проявляющимися качествами, чем их собственные.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ по проблеме нарциссического типа личности и их отношений.
2. Организовать эмпирическое исследование по проблематике, разработать психолого-диагностический комплекс.
3. Провести диагностическое исследование межличностных
отношений студентов с различной выраженностью нарциссических черт.
4. Провести анализ и интерпретацию нарциссических черт у студентов и выявить различия в межличностных отношениях у студентов с различной выраженностью нарциссических черт.
5. Разработать рекомендации по оптимизации межличностных отношений студентов с выраженными нарциссическими чертами.
Методологическая база исследования: теория нарциссизма в работах З.Фрейда; теория нарциссизма Э. Фромма; структурный подход О.Кернберга; «психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе» Мак-Вильямс Нэнси; исследования нарциссических черт О. А. Шамшиковой, Н. М. Клепиковой.
Методы исследования: теоретический анализ, опрос, методы математической статистики (критерий Крускала - Уоллиса, критерий Стьюдента).
В ходе исследования были задействованы следующие методики:
1. Опросник «Нарциссические черты личности» О.А.Шамшиковой, Н.М.Клепиковой.
2. «Диагностика межличностных отношений» Т.Лири.
3. «Опросник жизненной позиции» Е.Ю. Коржовой.
Организационная база исследования:
Исследование межличностных отношений студентов с различной степенью выраженности нарциссических черт личности проводилось на базе ПГУ Педагогического института им В.Г. Белинского. В исследовании приняли участие студенты 4 курса Педагогического, Политехнического и Медицинского институтов. Всего 75 испытуемых, из них 29 человек с ФППиСН: 10 испытуемых по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», 19 испытуемых по направлению подготовки «Психология»; 23 человека с ИФФ по направлению подготовки "Педагогическое образование" (профиль "Русский язык и литература"); 12 человек с ФМТ по направлению подготовки «Физика» и 16 человек с ЛФ по направлению подготовки «Лечебное дело». Всего 32 - юноши, 43 - девушки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенной работы, мы подтвердили актуальность проблемы, т.к. среди студентов идет равномерное распределение по выраженности нарциссических черт. Достаточно высокий процент людей с выраженными нарциссическими чертами.
Из анализа теоретического аспекта можно сделать вывод что нарциссический тип личности делится на несколько видов. Чаще выделяют оптимальный нарциссизм и нарциссические состояния, являющиеся отклонениями от нормы.
Так же данный вид делят на открытых, закрытых и ядовитых нарциссов.
Открытые нарциссы ожидают, что окружающие должны соглашаться с их точкой зрения, которая не подлежит обсуждению. Могут проявлять жестокость в отношении окружающих по причине того, что не способны к эмпатии.
Закрытые нарциссы часто вступают в нездоровые зависимые отношения. Им некомфортно находиться в центре внимания. Иногда пытаются манипулировать людьми, чтобы добиться желаемого. Они могут изображать жертву и давить на сострадание, часто пытаются показаться лучше, чем они есть на самом деле.
Ядовитые нарциссы любят находиться в центре внимания. Они хотят, чтобы партнер подчинялся и боялся их. Вместо того, чтобы добиться своих успехов, они рушат чужое «счастье».
В результате проведения диагностического исследования и интерпретации межличностных отношений студентов с различной выраженностью нарциссических черт было выявлено, что среди педагогических специальностей встречается больше людей с нарциссическим типом личности, что заключается в дефиците эмпатии и потребность в постоянном внимании и восхищении. Им нравится быть объектом подражания, могут ненамеренно кого-то задеть и обидеть, не осознав этого. У них отмечается подозрительность, как критичное отношение к социальным явлениям и окружающим людям, преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам. Структура их личности, заключающаяся в идеализации и обесценивании, накладывается на отношения с партнером. Они возводят его в идеал, после чего может наступить стадия обесценивания, когда будут замечать новые факты и качества, потому что идеалы у нарциссического типа завышены. У них нет объективного взгляда, так как поверхостны. Поддерживают контакты с теми, у кого они могут что-то «взять». Стараются получить как можно больше от окружающих, при этом редко проявляя добрую волю и не всегда давая что-то взамен; в отношениях постоянно требует внимания и могут быть привязанными к другому долгие годы, если тот может еще что-то «отдавать».
У людей, чья выраженность нарциссических черт в норме, высокая потребность в постоянном внимании и восхищении и ожидание особого отношения. Они так же любят ловить на себе восхищенные взгляды, считают, что им все должны. Им свойственна дружелюбность, способность к сотрудничеству. У них менее завышенные идеалы, под которые они не стремятся никого ровнять, но они недосягаемы.
Людям с невыраженными нарциссическими чертами свойственна вера в собственную уникальность и сверхзанятость чувством зависти. Они считают себя единственными в мире, склонны к обесцениванию достижений других людей, но это проявляется в слабой мере, в отличии от нарциссического типа людей. Склонны к альтруистическим качествам, таким как сопереживание, деликатность. Предпочитают находить партнеров, которые являются их противоположностью. У них не завышенные идеалы, но как и в предыдущем случае, недосягаемы.
Последние 2 группы отношения основываются на проявлении доброй воли. Все происходит взаимно, оба участника способны что-то «отдать» и «принять».
Студентам, вне зависимости от выраженности нарциссических черт, не свойственно такое качество, как дерзкое, заносчивое поведение.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась. Различия в межличностных отношениях студентов с различной выраженностью нарциссических черт действительно существуют, а именно: студенты с выраженными нарциссическими чертами склонны к идеализации партнера, студенты с невыраженными нарциссическими чертами выбирают партнеров с более проявляющимися качествами, чем их собственные.
На основе проведенного исследования главной рекомендацией людям с нарциссическим типом личности может послужить отказ от идеализации, т.к. вся структура личности основана на феномене идеализации и обесценивании. Думая о плюсах или минусах, необходимо помнить о другой, противоположной стороне. Самой эффективной техникой будет «Взгляд с трех сторон», где оценивается ситуация со стороны студента с данными характеристиками, другого, вовлеченного в ситуацию человека и нейтрального.



1. Абрахам К. О значении юношеских сексуальных травм для симптоматологии dementia praecox // Психоаналитические труды: работы 1907-1912. Т. I. Ижевск: Эрго, 2009. - 120 с.
2. Абульханова К.А. Философско-психологическое наследие СЛ. Рубинштейна / К.А. Абульханова // Психологический журнал. 2009. - Т.ЗО. - №5. - C. 2-45.
3. Андреас-Саломе Л. Двойная ориентация нарциссизма // Психоаналитические концепции нарциссизма. М.: Издательский проект "Русское психоаналитическое общество, 2009. - 203 с.
4. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение. 2009. - 319 с.
5. Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике для студентов всех факультетов высших медицинских учебных заведений. - Ставрополь, изд-во СтГМА, - 2011. - 492 с.
6. Антти Ревонсуо. Психология сознания. Питер. 2013 г. - 129 с.
7. Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. В 2 ч., 2014 г. - 59 с.
8. Дмитриева А.Б. Об особенностях формирования специфической Я-концепции у нарциссических личностей. // Сборник научных статей Международной научно-практической конференции «Психолого¬педагогические проблемы современного образования и воспитания». - М., 2010. - 198 с.
9. Дмитриева А.Б. О рассмотрении нарциссического типа личности как отдельного типа личности в психологическом консультировании. //Психология и психотехника, №9 (2010). - М., 2010. - 41 с.
10. Дмитриева А.Б. Особенности Я-концепции нарциссических личностей: дисс. канд. психолог. наук. М.: РГГУ, 2010. 166 с.
11. Дмитриева А.Б. О специфичности Я-концепции нарциссических личностей. // Психология и психотехника, № 8 (2010). - М., 2010. - с. 70.
12. Дмитриева А.Б. Различные подходы к нарциссической депрессии в психологии. // Мир Современной Науки № 1 (2010). - М., 2010. - 73 с.
13. Ильченко В.В. Этнические особенности психосексуального развития девушек в поликультурной среде: на примере Республики Северная Осетия-Алания: дисс. канд. психол. наук: 19.00.13. СПб., 2010. 279 с.
14. История теоретической социологии, XX век. Сост. Давыдов Н. Н. — М.: Гаудеамус, 2010. - 308 с.
15. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. М.: Класс, 2014. 464 с.
16. Клепикова Н.М. Операциональное определение нарциссизма в пределах психической нормы: дисс. ... канд. психолог. наук. Хабаровск: ДГУПС, 2011. - 257 с.
17. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, Изд-во БГУ. 2009. - 284 с.
18. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные расстройства. СПб.: Питер, 2010. - 305 с.
19. Короленко Ц.П. Homo Postmodernus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире: Монография / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. - 248с.
20. Лейбин В.М. «Словарь-справочник по психоанализу»/ Психоаналитические концепции нарциссизма/ Под ред. А.В.Литвинова, А.Н. Харитонова,. - М.: Издательский проект «Русское психоаналитическое общество», 2009. - С. 464-468.
21. Маркова Е.Ю. Тендерные особенности представлений о любви в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. 2014. №21. - С. 318-322.
22. Млодик, И.Ю. Пока ты пытался стать Богом. Мучительный путь нарцисса / И.Ю. Млодик. М.: Генезис, 2009. - 217 с.
23. Мур. Б и Файн Б. «Психоаналитические термины и понятия: словарь»/ Психоаналитические концепции нарциссизма/ Под ред. А.В.Литвинова, А.Н. Харитонова - М.: Издательский проект «Русское психоаналитическое общество», 2009. - С. 448-463.
24. Немировский К. Винникотт и Кохут. Новые перспективы в психоанализе, психотерапии и психиатрии. М.: Когито-Центр, 2010. - 224 с.
25. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 688 с.
26. Павлова О.Н. Цивилизационный феномен нарциссизма: векторы объективации в парадигме психоанализа // Вопросы философии. 2010. № 6. - С. 20-32.
27. Петровский А.В. Психология. Учебное пособие. М.: Академия, 2009. - 512 с.
28. Психоанализ: Новейшая энциклопедия /Сост. и общ. ред. В. И. Овчаренко, А. А. Грицанов. — Минск: Книжный Дом, 2010. — 1120 с.
29. Психоаналитические концепции нарциссизма/ Под ред. А.В.Литвинова, А.Н. Харитонова,. - М.: Издательский проект «Русское психоаналитическое общество», 2009. - 538 с.
30. Розенфельд Г. Нарциссизм и агрессия // Психоаналитические концепции нарциссизма. М.: Издательский проект "Русское психоаналитическое общество, 2009. - 194 с.
31. Розенфельд Г. Нарциссическая всемогущественная структура характера// Психоаналитические концепции нарциссизма. М.: Издательский проект "Русское психоаналитическое общество, 2009. - 248 с.
32. Ситников В. Л., Ильченко В. В. Добрачные половые установки девушек в поликультурной среде // Ученые записки ЗабГУ. 2016. Т. 11, № 5. - С. 107-114.
33. Скот Миллер. Психология развития, методы исследования, 2013 г. - 314 с.
34. Соколов С.Е. К вопросу о взаимосвязи нарциссических проявлений личности и развитии ее самосознания / С.Е. Соколов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — №105. - С. 205-212.
35. Соколов С.Е. Ценностные корреляты нарциссических проявлений личности: дисс. канд. психол. наук. Хабаровск: ДГУПС, 2009. - 187 с.
36. Соколова Е.Т. Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен / Е.Т. Соколова // Психологический журнал. 2009. - №1. - С. 67-80.
37. Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь, Флинта, 2011 г. - 82 с.
38. Шамшикова О.А., Клепикова Н.М. Психология нарциссизма: операционализация и верификация феномена. Новосибирск: НГПУ, 2013. - 296 с.
39. Шамшикова О.А. Опросник «Нарциссические черты личности» личности // Психологический журнал. 2010. № 2. - С. 114-128.
40. Шамшикова О.А. Миф о Нарциссе как модель универсальных внутриличностных проблем современного человека // Мир науки, культуры и образования. 2009. № 4. - С. 162-167.
41. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 806 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ