Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы обучения детей с синдромом Дауна 12
1.1 Особенности развития детей с синдромом Дауна 12
1.2 Основные вопросы готовности к обучению дошкольников с
синдромом Дауна в инклюзивных классах начальной школы 19
1.3 Общая характеристика психолого-педагогических условий
развития учебной мотивации у детей с синдромом Дауна 29
Глава 2 Исследование эффективности условий включения детей с синдромом Дауна в инклюзивные классы начальной школы 37
2.1 Организация и методы исследования 37
2.2 Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
эксперимента 57
2.3 Программа коррекционно-развивающих мероприятий с
детьми дошкольного возраста с синдромом Дауна 79
2.4 Анализ и интерпретация результатов постдиагностического
этапа формирующего эксперимента 89
Заключение 111
Список использованных источников 114
Приложения
Актуальность исследования. Изменение государственной политики в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья, взятое направление на инклюзивное образование требует разработки новых образовательных технологий, направленных на обучение, развитие и социальную адаптацию тех категорий детей, которые в прошлом считались необучаемыми.
Рассматривая вопрос обучаемости и/или необучаемости у лиц с интеллектуальными нарушениями, необходимо акцентировать внимание на развитии социальных навыков у учащихся, при этом, не умаляя важности формирования таких умений, как чтение, письмо, счет. Не все учащиеся с интеллектуальными нарушениями смогут успешно справиться с учебной программой из-за глубоких и комплексных нарушений в области речи, памяти и мышления, внимания и эмоционально-волевой сферы. Проблема разнообразия индивидуальных характеристик обучающихся подчеркивает необходимость определения наиболее подходящих педагогических методов и особого взаимодействия взрослых с учащимися.
Синдром Дауна является распространенной нозологией. В настоящее время все большее количество детей с синдромом Дауна воспитывается в своих семьях, а потому в психолого-педагогической помощи нуждается не только ребенок, но и семья. Синдром Дауна представляет собой состояние психического развития, характеризующееся значительным разнообразием как в клинических проявлениях, так и в физических, психологических, интеллектуальных и эмоциональных аспектах [19].
Исследования в области синдрома Дауна, как в российской, так и в зарубежной науке, предоставляют более подробную информацию в биологических (генетических) и клинических формах. Психолого¬педагогические исследования склонны описывать лиц с синдромом Дауна как группу с явными проявлениями умственного отклонения, что, в целом, соответствует их реальному статусу. Тем не менее, практический опыт обучения и воспитания детей с данным синдромом свидетельствует о положительной социальной адаптации в их ближайшем окружении, что может служить показателем общего психического развития, включая интеллектуальное.
На современном этапе развития общества осознана необходимость исключить отрицательные стереотипы в общественном сознании и разработать всестороннюю систему поддержки для людей с ограниченными возможностями здоровья на всех этапах их жизни, придерживаясь принципов гуманности и толерантности. Утвержденный Министерством образования и науки РФ ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является инструментом модернизации образовательной системы. Лица с умственной отсталостью имеют право на образование, ориентированное исключительно на их индивидуальные способности, которые могут быть сильно ограничены состоянием здоровья. Несмотря на сложности в понимании учителей и адаптации в социальном и эмоциональном плане в обычных школах, в ряде стран дети с интеллектуальными нарушениями, обучающиеся в инклюзивных учебных заведениях развиваются эффективнее, чем учащиеся специальных школ.
Систематическая организация педагогических мероприятий, начиная с раннего возраста, и предоставление постоянной психологической поддержки детям, страдающим синдромом Дауна, способствуют повышению уровня их развития, способствуют успешной социализации и активному участию в общественной жизни. Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья создает условия для учебы в школе. Однако существуют преграды для инклюзивного образования детей с синдромом Дауна, такие как сложности в организации образовательного процесса и сложности в оценке их успехов. Поэтому необходимы и специальные условия, и индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребенка с синдромом Дауна. Большинство из них требует сопровождения тьютора, который имеет возможность помочь и учителю, и ребенку в организации взаимодействия [9].
Степень научной разработанности проблемы. Исследования в области психолого-педагогической коррекции, проведенные в последние годы исследователями, такими как Е.Р. Баенская, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, Г.А. Мишина, О.С. Никольская, Т.В. Пелымская, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Н.Д. Шматко и другими, создали научные основы для более глубокого анализа ситуации, связанной с коррекцией у лиц, страдающих синдромом Дауна. Даже при серьезных интеллектуальных нарушениях, характерных для этого синдрома, их индивидуальные возможности в развитии психической деятельности оказались значительными.
Изучению детей с синдромом Дауна посвящены исследования Д.А. Дивенни, Л. Кумин, П.Л. Жияновой, Т.П. Есиповой, Т.П. Медведевой. Либби Кумин концентрирует свое внимание на вопросах формирования навыков общения и взаимодействия у детей с синдромом Дауна.
Дети с СД обладают уникальными и не всегда привлекательными, личностными чертами, которые могут создавать дополнительные вызовы в процессе их воспитания и обучения. Однако, исследования выявили значительный индивидуальный потенциал для развития психической деятельности у лиц с синдромом Дауна, даже при наличии серьезных интеллектуальных нарушений, характерных для этого синдрома.
Для детей, страдающих синдромом Дауна, одним из важнейших аспектов является способность к адаптации к жизни и возможной интеграции в общество, особенно в рамках образовательной инклюзии. Очевидным оказывается противоречие между необходимостью психолого-педагогического сопровождения детей с СД в дошкольной образовательной организации и недостаточностью методической обеспеченности психолого-педагогического сопровождения детей с СД в плане создания условий для формирования умений и способностей, предопределяющих успешность включения детей с СД в инклюзивные классы начальной школы.
Обозначенное противоречие определяет проблему исследования - психолого-педагогические условия в целях формирования готовности к обучению в инклюзивных классах начальной школы у детей с СД.
Создание педагогических условий в варианте функционирования развивающей и коррекционной программы подготовки к школьному обучению является одним из важнейших процессов для успешного включения в инклюзивную образовательную среду школы. Недостаточная разработанность проблемы готовности детей с СД к школьному обучению в сочетании с ее значением для комфортного и эффективного обучения детей с синдромом Дауна позволяют определить данную тему как актуальную.
Цель - разработка и апробация коррекционно-развивающей программы «Скоро в школу» для дошкольников с синдромом Дауна.
Объектом нашего исследования являются психолого-педагогические условия в организации дополнительного образования, способствующие формированию готовности детей с СД к школьному обучению в инклюзивных классах.
Предметом исследования - умения и способности ребенка с СД, предопределяющие успешность включения в инклюзивный образовательный процесс.
Гипотеза исследования состоит из предположения о том, что для развития готовности к включению в инклюзивные начальные классы у детей с СД необходимо создание следующих психолого-педагогических условий:
- коррекционно-развивающая индивидуальная и групповая работа с учетом особенностей детей с СД;
- психологические характеристики дошкольников с СД, предопределяющие успешность включения в обучение в инклюзивных классах начальной школы - сформированные умения: соотносить предмет и цвет, предмет с эталоном формы, ориентироваться в эмоциональных состояниях, устанавливать причинно-следственные связи, понимать эмоциональное состояние участников ситуации взаимодействия, и временнУю последовательность событий.
Задачами исследования являются:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу,
касающуюсяся вопросов развития детей с синдромом Дауна;
2) изучить предлагаемые варианты организации сопровождения детей с синдромом Дауна;
3) изучить и проанализировать материал, касающийся вопросов готовности к обучению дошкольников с синдромом Дауна в инклюзивных классах школы;
4) подобрать методики, позволяющие оценить уровень сформированности умений и способностей, важных для включения в инклюзивный образовательный процесс дошкольников с СД;
5) разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу «Скоро в школу» для дошкольников с синдромом Дауна.
Методологическая основа исследования. Психология охватывает широкий спектр аспектов, связанных с взаимодействием между психическим и физическим здоровьем, закономерностями развития психики, и ролью субъективной активности в психическом развитии и саморазвитии ребенка.
Основные идеи, высказанные в российской психологии, касающиеся взаимосвязи между психическим и физическим здоровьем, воздействиями болезни на психику, представлены в работах Ананьева В.А., Исаева Д.Н., Лурия P.A., Николаевой В.В. и Тхостова А.Ш. Другие российские психологи, такие как Выготский JI.C., Зейгарник Б.В., Лебединский В.В, Лубовский В.И., Эльконин Д.Б., представили концепции о закономерностях развития психики в условиях нормального и нарушенного развития. Субъективная активность ребенка как фактор психического развития и саморазвития также была подробно рассмотрена в работах Ульенковой У.В.
Теоретическая основа исследования. При разработке теоретических основ исследования мы опирались на труды ведущих специалистов в области специальной психологии: Белопольской Н.Л., Богдановой Т.Г., Дмитриевой Е.Е., Кузнецовой Л.В., Лубовского В.И., Левченко И.Ю., Мамайчук И.И., Никольской О. С., Петровой В.Г., Ульенковой У.В., Усановой О.Н.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования используются методы:
- теоретические. Сбор и анализ психологической и психолого-педагогической литературы по вопросам формирования познавательных умений и способностей дошкольника с СД;
- эмпирические. Использование эмпирических методик, предложенных Л.Ф. Фатиховой:
1. Раскрась предметы (разработка Л.Ф. Фатиховой) для изучения особенностей восприятия цвета и тонкой моторики рук.
2. Подбери фигуру к предмету (модифицированный вариант методики Л.А. Венгера) для диагностики уровня сформированности перцептивных действий; способности соотносить предмет с эталоном; способности к переносу усвоенного перцептивного действия в новые условия.
3. Установление причинно-следственной связи между событиями (разработка Л.Ф. Фатиховой).
4. Изучение способности определять эмоциональные состояния людей в школьной ситуации (разработка Л.Ф. Фатиховой) [55].
Комбинация и применение этих методов соответствуют целям и задачам, а также объекту и предмету данного исследования.
Структура исследовательской работы представлена 3 этапами:
1. Констатирующий этап. Стартовая диагностика испытуемых - дошкольников с синдромом Дауна по названным методикам.
2. Формирующий этап. Разработка и апробация коррекционно- развивающей программы «Скоро в школу» для дошкольников с синдромом Дауна дополнительно в систему организации психолого-педагогического сопровождения, действующей в Пензенской Региональной Общественной Организации помощи инвалидам «Пензенские Лучики».
3. Постдиагностический этап. Финальная диагностика по выбранным методикам после коррекционно-развивающей программы занятий с дошкольниками с синдромом Дауна. Сравнение результатов диагностики до и после реализации программы с целью формулирования выводов об эффективности созданных психолого-педагогических условий включения дошкольников с СД в инклюзивные классы начальной школы.
Эмпирическая база исследования. Исследование психолого-педагогических условий включения детей с синдромом Дауна в инклюзивные классы проводилось на базе Пензенской Региональной Общественной Организации помощи инвалидам «Пензенские Лучики». Группа испытуемых - 6 человек.
Надежность полученных результатов обеспечивается наличием теоретической основы, соответствием выбранных методов поставленным целям и задачам, а также логической последовательностью этапов проведенной экспериментальной работы.
Научная новизна исследования заключается в:
- постановке проблемы формирования готовности к школьному обучению у детей с синдромом Дауна в общеобразовательном учреждении;
- расширении круга сведений о психолого-педагогической поддержке детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивной образовательной среды дополнительного образования;
- расширении спектра имеющихся знаний о специфике формирования познавательных умений и способностей, предопределяющих успешность включения в инклюзивные классы начальной школы детей с СД.
Теоретическая значимость исследования:
- полученные результаты исследования способствуют расширению
понимания особенностей формирования познавательных умений и
способностей дошкольников с синдромом Дауна;
- совершенствование системы психолого-педагогического
сопровождения, что позволяет решить задачу подготовленности дошкольника с СД к включению в инклюзивный образовательный процесс.
Практическая значимость данного исследования проявляется в результатах, которые могут быть применены психологами в практике психолого-педагогической поддержки детей с синдромом Дауна и их родителей.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Коррекционно-развивающая работа, ориентированная на подготовку детей с СД к школе, является в психолого-педагогическом сопровождении дошкольников с СД педагогическим условием успешного включения детей в инклюзивные классы начальной школы.
2. Психологическими условиями успешного включения детей в инклюзивные классы начальной школы являются сформированные умения и способности, которые можно назвать комплексом готовности к включению в инклюзивные классы начальной школы: умение соотнесения предмета и его цвета; соотнесения предмета и эталона формы; умение разбираться в эмоциях участников школьной ситуации; способность устанавливать причины и следствия; понимать временнУю последовательность событий; понимать эмоциональное состояние и интерпретировать его в ситуации взаимодействия.
3. В рамках реализации коррекционно-развивающей программы на протяжении 3 месяцев у дошкольников с СД можно сформировать умения и способности: умение соотнесения предмета и его цвета; умение соотнесения предмета с эталоном формы; понимание временнОй последовательности событий; понимание эмоционального состояния; умение ориентироваться в эмоциональных состояниях участников школьной ситуации.
4. При позитивной динамике требуется более продолжительная работа по
формированию умений и способностей у дошкольников с СД: способности устанавливать причинно-следственную связь; интерпретировать эмоциональные состояния участников ситуации взаимодействия; умения определять причину, вызывающую эмоциональное состояние в школьной ситуации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и замысел предстоящего исследования озвучен в выступлении на IV Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание в современных условиях: региональный аспект», состоявшейся 29 октября 2021 г. в ФГБОУ ВО ПГУ при кафедре «Педагогика и психология».
Результаты пилотажного исследования заявлены в выступлении на ХХХ111 университетской научно-практической конференции обучающихся и научно-педагогических работников «Актуальные проблемы науки и образования» ФГБОУ ВО ПГУ, в секции «Актуальные проблемы науки и образования», состоявшейся в апреле 2023 года. Работа отмечена Дипломом 2 степени.
Практические наработки магистранта представлены на XVI-й Международный конкурс научных, методических и творческих работ «Социализация. Воспитание. Образование» (к Году педагога и наставника, Десятилетию науки и технологий), город Киров в июле 2023 года. Работа отмечена Дипломом 3 степени.
Материалы исследования опубликованы:
1. Тарабарова, Е.И. Ребенок с синдромом Дауна в инклюзивных классах начальной школы / Е.И. Тарабарова, М.Е.Питанова // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции / ПГУ, ВГПУ; под ред. Гагаева П.А. - Пенза: Пензен. гос. аграр. ун-т, 2023. - С.139¬142.
2. Тарабарова, Е.И. Готовность детей с синдромом Дауна к обучению в
инклюзивных классах школы / Е.И. Тарабарова, М.Е. Питанова // Педагогический институт им. В.Г. Белинского: традиции и инновации: материалы IX Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 84-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского Пензенского государственного университета (г. Пенза, 14 декабря 2023 г.) / под общ. ред. канд. физ.-мат. наук, доц. О.П. Суриной. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2023 (в печати).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, содержит приложения. Основной объём работы составляет 118 страниц.
Актуальность проблемы, связанной с организацией специально организованной коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с синдромом Дауна в условиях дополнительного образования, обусловила выбор темы диссертации «Психолого-педагогические условия включения детей с синдромом Дауна в инклюзивные классы начальной школы» и ее цель: разработка и апробация коррекционно-развивающей программы «Скоро в школу» для дошкольников с синдромом Дауна.
В 1 главе «Теоретические основы изучения проблемы обучения детей с синдромом Дауна» рассматривается общая характеристика детей с синдромом Дауна, особенности их физического, соматического и познавательного развития.
Глава 2 «Исследование эффективности условий формирования готовности детей с синдромом Дауна к обучению в инклюзивных классах начальной школы» раскрывает организацию и проведение формирующего эксперимента по формированию познавательных умений и способностей у детей с синдромом Дауна.
Мы сформулировали гипотезу и выстроили исследование по её проверке: для развития готовности к включению в инклюзивные начальные классы у детей с СД необходимо создание следующих психолого-педагогических условий:
- коррекционно-развивающая индивидуальная и групповая работа с учетом особенностей детей с СД;
- психологические характеристики дошкольников с СД, предопределяющие успешность включения в обучение в инклюзивных классах начальной школы - умение соотнесения предмета и его цвета, предмета с эталоном формы, определять эмоциональные состояния участников школьной жизни и способности устанавливать причинно-следственные связи, понимать эмоциональное состояние участников ситуации взаимодействия, к пониманию временнОй последовательности событий.
Практическое исследование представляет собой формирующий эксперимент, организованный в несколько этапов.
1. Констатирующий этап. Стартовая диагностика испытуемых - дошкольников с синдромом Дауна по названным методикам.
2. Формирующий этап. Разработка и апробация коррекционно-развивающей программы «Скоро в школу» для дошкольников с синдромом Дауна дополнительно в систему организации психолого-педагогического сопровождения, действующей в Пензенской Региональной Общественной Организации помощи инвалидам «Пензенские Лучики».
3. Постдиагностический этап. Финальная диагностика по выбранным методикам после проведенной программы занятий с дошкольниками с синдромом Дауна. Сравнение результатов диагностики до и после проведенной коррекционно-развивающей программы занятий с целью формулирования выводов об эффективности созданных психолого-педагогических условий включения дошкольников с СД в инклюзивные классы начальной школы.
После проведения эксперимента, мы пришли к выводу о значимости следующих положений:
1. Цикл занятий в режиме коррекционно-развивающей работы, направленной на подготовку детей с СД к школе, является в психолого-педагогическом сопровождении дошкольников с СД педагогическим условием успешного включения детей в инклюзивные классы начальной школы.
2. Психологическими условиями успешного включения детей в инклюзивные классы начальной школы являются сформированные умения и способности, которые можно назвать комплексом готовности к включению в инклюзивные классы начальной школы:
- умение соотнесения предмета и его цвета;
- сформированность тонкой моторики рук;
- умение соотносить предмет с эталоном формы;
- способность определять причину и следствие;
- способность понимать временнУю последовательность;
- способность понимать эмоциональное состояние и интерпретировать его в ситуации взаимодействия;
- умение понимать эмоции участников школьной ситуации.
3. В рамках реализации коррекционно-развивающей программы на протяжении 3 месяцев достаточно для формирования у дошкольников с СД умений и способностей: умения соотнесения предмета и его цвета; предмета с эталоном формы; понимания временнОй последовательности событий; способности понимать эмоциональное состояние; и ориентироваться в эмоциях в школьной ситуации.
4. Отмечен позитивный сдвиг и необходимость более продолжительной работы по формированию умений и способностей у дошкольников с СД: тонкой моторики рук; способности устанавливать причину и следствие; способности интерпретировать эмоциональные состояния участников ситуации взаимодействия; умения определять причину, вызывающую эмоциональное состояние в школьной ситуации.
Проведенное исследование показывает возможность развития дошкольников с СД в формировании эталонных систем, в ориентировке в эмоциях ситуаций взаимодействия взрослых и детей, что позволит дошкольникам адаптироваться и социализироваться в инклюзивных классах. Проведенное исследование по формированию познавательных умений и способностей у дошкольников с синдромом Дауна на базе Пензенской Региональной Общественной Организации помощи инвалидам «Пензенские Лучики» позволяет сделать вывод о том, что использование специально разработанной коррекционно-развивающей программы занятий является эффективным в плане развития готовности к включению в инклюзивные классы начальной школы. Таким образом, проделанная работа может считаться успешной, цель достигнута, поставленные задачи решены, а гипотеза получила подтверждение. Перспективы дальнейшей работы заключаются в совершенствовании методов и приемов, наполняющих программу в зависимости от индивидуальных особенностей детей с синдромом Дауна, на которых и направлено формирующее воздействие.
1. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-92.
2. Алифанова Л.И., Кораблева О.В. К вопросу о специфике образования лиц с нарушениями зрения // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 2. С. 328-338.
3. Антонен Е.Г. Хромосомные болезни. - Петрозаводск: Петрозаводский гос. университет, 2004. 106 с.
4. Бабкина Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. 2002. № 5. С. 40-45.
5. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: Союз, 2006. 320 с.
6. Булкина Т. В. В объятиях ласкового «Дауна»: о детях с синдромом Дауна. М.: Фактор, 2008. 71 с.
7. Бут Т., Заремба Я., Халлиди Смит К.А. Современные подходы к болезни Дауна: монография. М.: Педагогика, 2011. 331 с.
8. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: Изд- во МГУ, 1985. 45 с.
9. Есипова Т.П., Кобякова Е.А., Мерковская А.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна раннего возраста. Рекомендации для родителей. Новосибирск: ГООИ Общество «Даун синдром», 2019. - 34 с.
10. Жиянова П.Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2016. 136 с.
11. Жиянова П. Л., Поле Е. В. Малыш с синдромом Дауна: Книга для родителей. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2015. 192 с.
12. Зимина Л. Солнечные дети с синдромом Дауна. М.: Эксмо, 2020. 170 с.
13. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2017. 389 с.
14. Ипполитова Н.В., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8¬14.
15. Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью. - Курск, Курский гос. ун-т, 2015. 121 с.
16. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 2008. 288 с.
17. Кудрина С.В. Средства активизации учебной деятельности младших школьников с интеллектуальным недоразвитием: автореф. дис... канд. пед. наук. СПб, 2000. 24 с.
18. Кузьмина Н.Н. Развитие мотивационных факторов учебно-трудовой деятельности младших умственно отсталых школьников как средство повышения её продуктивности: автореф. дис... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 11с.
19. Киртоки А.Е., Ростова Н.В. Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. 48 с.
20. Кожевникова Е.В., Клочкова Е.В. Нет «необучаемых детей»: книга о раннем вмешательстве. СПб.: КАРО, 2017. 137 с.
21. Колосков С.А. Дети с синдромом Дауна. Возможность социальной адаптации // Мама и малыш. 2015. № 3. С. 12-16.
22. Кумин Л. Книга о раннем развитии речи детей с синдромом Дауна. М.: Даунсайд Ап, 2022. 280 с.
23. Кумин Л. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2020. 160 с.
24. Лабунская В.А. Невербальное поведение умственно отсталых детей. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2016. 135 с.
25. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.
26. Лейн Д., Стрэтфорд Б. Современные подходы к болезни Дауна. М.: Педагогика, 2016. 193 с.
27. Лобода Л.В. Логоритмика для детей с синдромом Дауна. М.: Даунсайд Ап, 2018. 74 с.
28. Малова М.М. Педагогические условия как основа достижения целей педагогического контроля // Проблемы современного педагогического образования. 2022. С. 150-153.
29. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. М.:АРКТИ, 2016. 71 с.
30. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - М.: Academia, 2013. 202 с.
31. Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2018. 76 с.
32. Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. Комплексное развитие детей с
синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. М.:
Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии Гуманитарного центра «Монолит», 2014. 264 с.
33. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989. 224 с.
34. Московкина А.Г., Уманская Т.М. Клиника интеллектуальных нарушений. М.: Издательство «Прометей», 2013. 246 с.
35. Набокина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб.: Речь, 2006. 144 с.
36. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. М.: Теревинф, 2016. 123 с.
37. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. Магнитогорск, 1999. 23 с.
38. Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3: Навыки общения. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2021. - 80 с.
39. Поле Е. Синдром Дауна. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2015. 165 с.
40. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / Под общей ред. С.Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2015. 112 с.
41. Раев А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. Л.: ЛГПИ,1976. - 136 с.
42. Ребёнок с синдромом Дауна. Первые годы: новое руководство для родителей / под ред. С.Дж.Скаллерап. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2019. 422 с.
43. Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация - это не только слова. М.: Филиал благотворительной компании «Эвричайлд» (Великобритания) в РФ, 2010. - 65 с.
44. Сапожникова Т.В. Коношенко Л.И., Першина Н.А. Особенности развития и обучения грамоте детей с синдромом Дауна. Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2014. 177с.
45. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2011. 384 с.
46. Симановский А.Э. Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью. Ярославль: изд-во Ярославского гос. педагогического ун-та, 2012. 102 с.
47. Синдром Дауна. Факты / Сост. Е. В. Поле. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2022. 44 с.
48. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями. М.: ИНФРА-М, 2016. 160 с.
49. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. М.: Владос, 2014. 256 с.
50. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Особые дети: вариативные формы коррекционно-педагогической помощи. М.: ЛОГОМАГ, 2013. 244 с.
51. Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии. М.: Парадигма, 2010. 70 с.
52. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. и др. Специальная дошкольная педагогика. М.: Академия, 2002. 312 с.
53. Уиндерс П.С. Формирование навыков крупной моторики у детей с синдромом Дауна: руководство для родителей и специалистов / Пер. с англ. Н.С. Грозной. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии ООО «Альварес Паблишинг», 2013. 288 с.
54. Фатихова Л.Ф. Диагностика и формирование способности дошкольников с задержкой психического развития к установлению причинно-следственной связи между событиями // Современное дошкольное образование. 2013. № 4(36). С. 34-41.
55. Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с интеллектуальными нарушениями. Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А. Шолохова», 2011. 80 с.
56. Юдина Т.А., Алехина С.В. Исследования по проблемам социальной и образовательной инклюзии лиц с интеллектуальными нарушениями // Современная зарубежная психология. 2015. № 2. С. 23-28.
57. Шапошникова Л. Необходимость введения инклюзивного образования в
дошкольные учреждения // Всероссийское сетевое издание Дошкольник.РФ. URL: http://doshkolnik.ru/prezentacii/8743-incluzivnoe-obrazovanie.html (дата
обращения 30.11.2023).
58. Шматко Н.Д., Малофеев Н.Д. Классификация моделей интегрированного обучения.URL: htps://wiki.soiro.ru/(дата обращения 30.11.2023).
59. Horstmeier, DeAnna Teaching Math to People with Down Syndrome and Other Hands-on Learners. Basic Survival Skills. Woodbine House, 2004.