Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ассоциативное поле «Радость» в региональном языковом сознании (материалы для факультативного курса в 10-11 классах СОШ)

Работа №157865

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2019
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ
1.1. Ассоциативное поле как объект психолингвистических исследований 6
1.2. Ассоциативное поле как результат свободного ассоциативного эксперимента.. ..10
1.3. Специфика отражения языковой картины мира в структуре и содержании
ассоциативного поля 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ «РАДОСТЬ» В СОПОСТАВИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ
2.1. Анализ ассоциативного поля «радость» на базе Русского регионального
ассоциативного словаря-тезауруса 26
2.2. Анализ ассоциативного поля «радость» на базе Электронного ассоциативного
словаря Приенисейской Сибири 32
2.3. Специфика репрезентации ассоциативного поля в региональном языковом
сознании: сопоставительный анализ 35
2.4. Рабочая программа для факультативного курса в 10-11 классах СОШ по
психолингвистике 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

Языковое сознание - широко используемый в психолингвистике термин. Этим термином принято обозначать с трудом поддающийся определению феномен - вербализуемые лексическими средствами национального языка результаты ментальной деятельности [Лижу, 2014, с.740-742]. При более широкой трактовке языковое сознание включает психические механизмы, обеспечивающие процесс речевой деятельности человека. Едва ли найдется психолог или лингвист, который бы не сталкивался прямо или косвенно с проблемами семантических ассоциаций. Количество работ, посвященных этой теме, неизбежно перешло в качество, расширив круг поставленных задач и создав прочную эмпирическую и теоретическую базу для ассоциативно-семантических исследований. История развития семантики увенчалась появлением оформившейся отрасли в лингвистике - ассоциативной семантики, вобравшей в себя не только вопросы языкового значения, но и неразрывно связанные с ней аспекты физиологии, психологии, семантики и философии.
Метод ассоциативного опроса распространен во многих отраслях знаний, в частности - в психологии, социологии, психолингвистике, а также когнитивной лингвистике. Этим методом пользуются для выявления глубинных связей между концептами в психике человека, помогая установить скрытые связи между явлениями, образами и событиями, иначе говоря, что, иными словами, способствует погружению вглубь многогранного человеческого сознания. Ассоциации отдельно взятого человека являются индивидуальными, они отражают личностное восприятие внешнего мира, запечатленное в мозгу человека. В ряде случаев ассоциации могут оказываться настолько непредсказуемыми, что ассоциативная связь или путь ассоциирования невозможно проследить ни исследователю, ни осознать самому испытуемому.
Среди множества подходов к изучению лексики как системы выделяется психолингвистический подход, который предполагает изучение ассоциативных полей, представляющих собой классические множества, объединенные информантом по ассоциации со словом-стимулом. Рассматривая природу человека и его сознание, нельзя не обратить внимания на понятие ментальности, которое широко используется в современной лингвистике. Оно стало достоянием общественного сознания, предметом социокультурных размышлений, философских споров. Ментальность определяется и формируется в зависимости от традиций культуры, социальных структур, среды обитания человека в целом.
«Радость» является ценностным понятием в жизни человека. Что человек связывает с понятием «радость», так или иначе, может показать его образ мира, его отношение к жизни. «Радость» является одним из главных компонентов жизни каждого человека. В связи с вышеуказанным, актуальность данного исследования заключена в том, что оно внесено в круг волнующих вопросов, посвященных изучению языковой картины мира. Кроме того, слово «радость» является одной из ядерных лексем языковой картины мира, но между тем в различных территориальных районах страны имеет свою национально-культурную специфику.
Объект исследования - фрагмент языкового сознания по данным свободного ассоциативного эксперимента.
Предмет исследования - ассоциативное поле «радость» в ассоциативных словарях.
Цель исследования - анализ и сопоставление реакций-ассоциаций (ассоциативных полей), полученных в результате свободного ассоциативного эксперимента и представленных в ассоциативных словарях русского языка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть ассоциативное поле как объект психолингвистических исследований.
2. Изучить метод психолингвистического эксперимента при формировании и анализе ассоциативного поля.
3. Проанализировать специфику отражения языковой картины мира при построении ассоциативного поля.
4. Охарактеризовать ассоциативное поле «радость» на базе Русского регионального ассоциативного словаря-тезауруса и Электронного ассоциативного словаря Приенисейской Сибири.
5. Провести сопоставительный анализ специфики репрезентации ассоциативного поля в региональном языковом сознании.
При написании работы были задействованы такие методы, как анализ теоретической литературы по теме исследования, метод сравнения, синтез, метод контент-анализа, психолингвистический метод, а также метод статистической обработки данных.
Материалом исследования послужили данные Русского регионального ассоциативного словаря-тезауруса и Электронного ассоциативного словаря Приенисейской Сибири.
Гипотеза исследования: ассоциативное поле «радость», рассмотренное на базе Русского регионального ассоциативного словаря-тезауруса и Электронного ассоциативного словаря Приенисейской Сибири, на региональном уровне может характеризоваться как общими характеристиками, так и определенными областями несогласования его содержания.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что данное исследование обобщает и систематизирует сведения из общей теории психолингвистики, выявляя закономерности конструирования ассоциативного поля на языковом материале, а также расширяет информацию о роли и специфике функционирования ассоциативных полей. Практическая значимость исследования представлена возможностью привлечения полученных результатов в ходе преподавания курсов по психолингвистике, этнической психологии, социологии и другим смежным наукам. Кроме того, полученный материал теоретического и практического характера может быть задействован на уроках русского языка в школе, а также в старших классах лингвистического профиля.
Апробация результатов исследования. Основные положения выпускной работы были представлены в докладе на XX Международном форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», на конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры (Красноярск, 2019).
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой из глав, заключения, а также списка использованной литературы (всего 48 позиций).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Лексические единицы, составляющие ядро языкового сознания, могут рассматриваться как ментальные доминанты, ценностные ориентиры, репрезентанты ключевых концептов культуры. Несмотря на то, что они имеют значительный процент номинативных аналогов, в структуре этих концептов и в способах репрезентации действительности существуют разногласия, подтверждающие многочисленные лингвокультурологические исследования. Говорить об общекультурном характере концептуальных универсалий можем до определенного предела. Так, А. Вежбицкая отмечала, что модель личности несмотря на существенные различия в психологии этносов является универсальной. На языке семантических примитивов, присущих всем лингвокультуремам, личность - это тот/та, кто думает, хочет, чувствует, знает, говорит и действует.
Этническое своеобразие прежде всего выражается в культурно обусловленных сценариях концептуальных универсалий, то есть коротких предложениях или их последовательностях, с помощью которых осуществляется попытка найти скрытые нормы культуры какого-то общества с точки зрения их носителя и одновременно представить эти нормы в плане общих для всех людей понятий. Итак, неписаные сценарии относительно того, как оставаться личностью в пределах определенной культуры, то есть как думать, как хотеть, как чувствовать, как говорить, являются в определенной степени специфическими для национальной культуры. С. Воркачев отмечал, что идиоэтничность частично присуща и концептам-универсалиям, отличающимся от одного языкового сознания в другом своим периферийным семантическим составом и способами его иерархической организации, а потому разделение культурных концептов на универсальные и этноспецифические можем считать условным. Образ мира определенного этноса, основанный на ценностях, приоритетах и специфических социальных стереотипах, ориентирует человека в среде и является основой языковой картины мира. При определении ключевых концептов культуры необходимо учитывать исторический, переменный характер концептуальной картины мира этноса по сравнению с относительно постоянной языковой картиной мира.
В лингвистическом эксперименте информант - это субъект, включенный в эксперимент и информирующий экспериментатора о его ходе, об особенностях своего взаимодействия с объектом исследования (т.е. знаками языка). Испытуемый в психолингвистическом эксперименте - это субъект, который, будучи носителем языка, одновременно является и «экспертом» в области его употребления, и при этом косвенно сообщает экспериментатору о продукте своего языкового сознания. То есть психолингвистика рассматривает факт субъективной интерпретации языкового материала носителем языка не как «фактор помехи», а как факт, подлежащий научному анализу и интерпретации.
Минимальное количество испытуемых для каждого эксперимента свое, однако, как отмечают исследователи, минимальное количество испытуемых составляет 30 человек, наиболее достоверные данные экспериментатор получает при участии в эксперименте от 60 испытуемых. Что касается возраста респондентов, то наиболее распространенная аудитория испытуемых - это студенты образовательных учреждений, возраст которых варьируется от 17 до 21 года. Считается, что к этому возрасту в основном завершается формирование языковой способности личности, при этом, по мнению исследователей, языковая способность личности, ее комбинаторные возможности, как правило, остаются неизменными на протяжении всей жизни. Психолингвистический эксперимент можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме опроса испытуемых. В теории эксперимента не отводится главенствующей роли ни индивидуальной, ни групповой форме.
В психолингвистике существуют разные виды эксперимента: с учетом условий проведения эксперимента различают лабораторный и естественный эксперименты; с точки зрения плана проведения эксперимента: традиционный (с изменением одной независимой переменной) и факторный (с изменением нескольких независимых переменных); по способу получения экспериментальных данных выделяют прямой (задания опираются на лингвистические знания) и косвенный (задания не лингвистического характера, ответы на которые опосредованно позволяют изучить исследуемый объект); по цели проведения выделяют пилотажный (при изучении относительно неизвестной области исследования при отсутствии системы гипотез), решающий (в случае, когда эксперимент позволяет выбрать одну из двух конкурирующих гипотез), контрольный (с целью проверки и подтверждения сложившейся научной гипотезы) эксперименты. Следует отметить, что каждый проводимый эксперимент должен быть «нужен» исследованию, он должен иметь сформулированную перед его проведением цель эксперимента и рабочую гипотезу - конкретизацию предположительного ответа на вопрос, поставленный в связи с изучаемой проблемой , т. е. эксперимент является «средством проверки той или иной рабочей гипотезы, которая формулируется на базе хорошо обоснованной теории».
Перечни потенциальных культурных концептов, часто заключаемые на основании субъективных суждений исследователя, должны быть верифицированы, а потому наряду с критериями, предложенными представителями лингвокультурологии, стоит обратить внимание на исследования ассоциативно-вербальной сети и формирования ядра языкового сознания этноса с применением психолингвистических методов. Комплексная методика с большой вероятностью позволит выяснить специфическую для каждой лингвокультуры концептосферу. Конечно, окончательная цель исследователей должна заключаться не в заключении перечней «ключевых слов», а в том, чтобы тщательное исследование определенной части таких слов дало возможность сказать что-то об определенной культуре существенное и нетривиальное. Правда, такая возможность в значительной степени зависит от тех ориентиров, которые выбрал исследователь.


1. Алимушкина, О. А. Механизмы проявления стереотипизации в ассоциативном поле: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 [Текст] / О. А. Алимушкина. - Барнаул, 2007. - 193 с.
2. Апресян, Ю. Д. Избр. тр : в 2 т. [Текст] / Ю. Д. Апресян. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Шк. «Яз. рус. Культуры», 1995.T. I: Лексическая семантика. Синонимические средства языка. - 1995. - 472 с.
3. Балли, Ш. Французская стилистика [Текст] / Ш. Бали. - М.: Изд-во иностр. лит., 1961. - 394 с.
4. Бартминьский, Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике [Текст] / Е. Бартминьський; пер. с пол. - М.: Индрик, 2005. - 528 с.
5. Баскакова, И. Л. Практикум по психолингвистике [Электронный ресурс] / И. Л.
Баскакова, В. П. Глухов. - Режим доступа:
Ьйр://депйос8.ги/у33510/баскакова_и.л.,_глухов_в.п._практикум_по_психолингвистике
6. Батурина, Л. И. Российский ассоциативный портрет современной рекламы [Текст] / Л. И. Батурина // Язык. Сознание. Коммуникация: Сб. ст. - М.: Диалог - МГУ, 1999. - Вып.
7. - С. 85-100.
7. Беликов, В. И. Социолингвистика: учеб. для вузов [Текст] / В. И. Беликов, Л. П. Крысин. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. - 439 с.
8. Белянин, В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя [Электронный ресурс] / В. П. Белянин. - Режим
доступа: https://www.studmed.ru/belyanin-vp-psihologicheskoe-literaturovedenie-tekst-kak-
otrazhenie-vnutrennih-mirov-avtora-i-chitatelya_fe8e0227873.html
9. Богин, Г. И. Субстанциональная сторона понимания текста: учеб. пособие [Текст] / Г. И. Богин. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 1993. - 137 с.
10. Болотнова, Н. С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте [Текст] / Н. С. Болотнова. - Томск, 1994. - 210 с.
11. Брутян, Г. А. Язык и картина мира [Текст] / Г. А. Брутян // Науч. докл. высш. шк. Философ. науки. - 1973. - № 1. - С. 108-111.
12. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание [Текст] / А. Вежбицкая. - М.: Русские словари, 1996. - 416 с.
13. Горошко, Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента [Текст] / Е. И. Горошко. - М.: Изд. группа «РА - Каравелла», 2001. - 320 с.
14. Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию [Текст] / В. фон Гумбольдт. - М.: Прогресс, 1977. - 397 с.
15. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов.- М.: Наука, 1984. - 444 с....48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ