Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технологии проблемного обучения на уроках технологии

Работа №157856

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемного обучения
1.1. Исторический экскурс 6
1.2. Функции и признаки проблемного обучения 12
1.3. Виды и уровни проблемного обучения 18
Глава 2. Методика организации проблемного обучения на уроках технологии
2.1. Структура проблемного обучения 23
2.2. Проблемные ситуации на уроках технологии 34
2.3. Рекомендации к применению проблемных ситуаций на уроках
технологии 37
Заключение 46
Библиографический список 49

Согласно образовательным стандартам второго поколения, целью образования становится не накопление знаний, а способности к использованию их для решения постоянных задач (дети должны учиться применять полученные знания).
Будущее зависит не столько от количества знаний обучающихся, сколько от «сформированное™ у них универсальных способов познания» [1], мышления, практической деятельности в добывании знаний. Основная идея, заложенная во ФГОС - идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности - дать ученику умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию.
Общество нуждается в высокообразованных, выпускниках, способных к творчеству, саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию себя. Стратегия модернизации содержания общего образования определяют для учителя новые ориентиры в преподавании: ученик должен овладеть ключевыми компетенциями, теми, что понадобятся ему в дальнейшем самообразовании и в будущей взрослой жизни
Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности учащихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Проблемное обучение - важнейшая сторона подготовки подрастающего поколения.
Наиболее обобщенное определение проблемного обучения сформулировал М.И. Махмутов: проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в
6 ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций.
Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л. Рубинштейном. Мышление занимает ведущую роль в проблемном обучении школьника.
Идея проблемного обучения не нова. Выдающиеся педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся.
В 20 столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. Значительный вклад в раскрытие проблемного обучения внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Т.В. Кудрявцев, Ю.К. Бабанский, И.Я. Леренер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и другие.
Хотя данная проблема обстоятельно рассматривается в психолого­педагогической и методической литературе, но в практике школы должного внимания не получила. Поэтому для исследования в дипломной работе была выбрана данная тема.
Объект исследования - технологическое обучение
Предмет исследования - проблемное обучение на уроках технологии
Цель работы - разработать рекомендации к применению проблемных технологий на уроках технологии.
Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2. Изучить основные функции и признаки проблемного обучения, его виды и уровни;
3. Изучить структуру проблемного обучения;
4. Разработать рекомендации по применению проблемных ситуаций на уроках технологии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблемность в обучении следует рассматривать как одну из систем познания. Идеи теория проблемного обучения активно применяются в практике работы передовых школ. Особенно большое распространение получило проблемное обучение на уроках физики, технологии и других школьных учебных предметов.
Анализ научно-методической литературы выявил главные цели проблемного обучения:
1. Развитие способностей и развитие творческих умений;
2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;
3. Воспитание личности, умеющей видеть, ставить и решать нестандартные задачи.
Выявлены формы проблемного обучения на уроках технологии:
1. Проблемное изложение учебного материала на уроке.
2. Частично-поисковая деятельность на практических занятиях.
3. Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.
При этом выделяют четыре уровня проблемного обучения:
первый - учитель вводит учащихся в проблему, формулирует ее, создает проблемные ситуации, обеспечивает фактическим материалом для работы, указывает методы решения учебных проблем, разъясняет логические приемы перехода от неизвестного к известному и делает выводы;
второй - учитель создает проблемную ситуацию, вместе с учащимися формулирует учебную проблему и при их участии решает ее;
третий - учитель создает проблемную ситуацию, помогает учащимся сформулировать учебную проблему;
четвертый - учитель, излагая учебный материал или содержание трудового задания, создает условия для возникновения проблемных ситуаций.
Выделены условия успешности проблемного обучения:
1. Обеспечение мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
2. обеспечение посильной работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
3. Значимость информации, получаемой при решении проблемы, для школьника;
4. Необходимость доброжелательного общения учителя с учеником, уважение ко всем мыслям, гипотезам и высказываниям школьника.
Использование элементов «проблемности» на уроках технологии означает сближение процессов познания и обучения. Лучшим средством для этого служат задания, которые вызывают у учащихся теоретическое или практическое затруднение. Тогда мыслительный процесс школьника происходит по схеме: выявление противоречий, выдвижение гипотез по их решению; обоснование гипотез; проверка гипотез. Тем самым школьник осуществляет мыслительный поиск решения выдвинутой гипотезы вначале с помощью учителя, затем самостоятельно.
На практических занятиях проблемный способ обучения может быть реализован в виде анализа конкретных ситуаций или деловой игры.
На уроках технологии можно использовать по меньшей мере 9 типов противоречий, вызывающих, соответственно, 9 типов проблемных ситуаций.
1. Проблемные ситуации из-за несоответствия между системой знаний, имеющейся у школьника, и новыми знаниями.
2. Проблемные ситуации, обусловленные сложностью выбора наиболее рационального способа действия из теоретически возможных в конкретной ситуации.
3. Проблемные ситуации, возникающие при необходимости использовать имеющиеся знания и способы действия в принципиально новых условиях.
между теоретически возможным путем решения учебной проблемы и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа.
5. Проблемные ситуации, обусловленные несоответствием между
конкретным объектом (техническим устройством) и его изображением.
6. Проблемные ситуации как результат проявления объективно) заложенного в схемах и чертежах противоречия между «статическим» характером самих изображений и необходимостью прочитать в них «динамические» процессы.
7. Проблемные ситуации, отражающие несоответствие между мысленным образом действия и собственно практическим его осуществлением.
8. Проблемные ситуации, вызванные преодолением «психологического барьера» прошлого опыта.
9. Проблемные ситуации как результат проявления противоречивых суждений.


1. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки ученика. - М., 1989.
2. Вазина К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. - Нижний Новгород, 1991.
3. Васильева Л. Ф. Вопросы проблемного обучения в методике географии // Учитель в школе. - 2010. - N 1. - С. 12-14.
4. Герд А.Я. Избранные педагогические труды - м. : апн РСФСР, 1953. - 205 с.
5. Гешеле В.А. Соединение обучения с производительным трудом как средство формирования трудовой активности учащихся 5-8 классов: Автореф. дисс... -М.. 1987г.
6. Глазунов С. Н. Метод анализа проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся // Преподавание истории в школе. -2010.-N6.-С. 52-54.
7. Дистервег А. Избр. пед. соч.- М., 1956.- С.156, 237.
8. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н. М. Никольской; Под ред. (и с предисл.) Н. Д. Виноградова.— М.: Мир, 1915.- С.202.
9. Идиатулин В. С. Принцип проблемности в обучении // Школьные технологии. - 2010. - N 4. - С. 29-42.
10. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. — М.: Знание, 1985. 9. Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач. — М.: Изд. Российского открытого университета, 1992.
11. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке //Проблемное и программированное обучение. - М.: Педагогика, 1973
12. Ильина Т.А. Проблемное обучение — понятие и содержание // Вестник высшей школы . -- 1976. -- № 2
13. Каратаева Н. Г. Аспекты поискового подхода при решении нестандартных задач в концепции проблемного обучения // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. -№ 12.-С. 58-67.
14. Кретова Д. А. Исследовательские методы обучения // Специалист. - 2010. - N6.-С. 35-37.
15. Коменский, Я.А. Великая дидактика: Избр. соч. / Я.А. Коменский. - М., 1955.-287 с....37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ