Введение...................................................................................................................4
Глава 1 Проблемы оценки учебных достижений по физике: методология
исследования и анализ состояния....................................................................10
1.1. Методическая система оценки учебных достижений: структура и
подходы к проектированию.................................................................................10
1.2
Анализ проблемы контроля и оценки учебных достижений обучающихся
в процессе изучения физики................................................................................13
1.3. Традиционные методы проверки учебных достижений обучающихся по
физике.....................................................................................................................18
1.3.1. Устная проверка.........................................................................................20
1.3.2 Письменная проверка.................................................................................22
1.3.3 Проверка практических умений................................................................27
Выводы 1 главы.....................................................................................................31
Глава 2 Теоретические основы методической системы проверки учебных
достижений в процессе обучения физике...........................................................32
2.1
Модель методической системы проверки учебных достижений в процессе
обучения физике....................................................................................................33
2.2
Методика и критерии устной проверки учебных достижений.................38
2.2.1 Методика и формы устной проверки учебных достижений..................38
2.2.2
Критерии оценки учебных достижений при устной проверке..............49
2.3
Методика и критерии письменной проверки учебных достижений........51
2.3.1 Методика и формы письменной проверки учебных достижений..........51
2.3.2
Критерии оценки учебных достижений при письменной проверке.....62
2.4
Методика и критерии практической проверки учебных достижений.....63
2.4.1 Методика и формы практической проверки учебных достижений......63
2.4.2
Критерии оценки учебных достижений при практической проверке ....
69
Выводы по 2 главе ............................................................................................... 70
Глава 3 Опытно-экспериментальная проверка основных концепций
методической системы оценки учебных достижений на занятиях по физике в
7 - 8 классах...........................................................................................................72
3.1.
Организация педагогического...............................................эксперимента
72
3.2
Результаты констатирующего и поискового педагогического эксперимента ....................................................................................................... 75
3.3. Оценка эффективности модели методической системы оценки учебных
достижений............................................................................................................77
Выводы по 3 главе................................................................................................79
Заключение............................................................................................................81
Список использованной литературы...................................................................82
В настоящее время в связи с введением новых ФГОС существует
стабильный интерес к оценке результатов учебных достижений на занятиях
по физике. Системно-деятельностный подход регламентирует различный
уровень результатов обучения. В стандартах можно найти понятия
предметный, метапредметный и личностный результат обучения, помимо
этого встречаем формулировки об уровнях достижения образовательного
результата. Существующая система оценки результатов обучения сводится к
внешнему контролю государственной итоговой аттестации. Только в
зависимости от формы экзамена такой внешний мониторинг знаний
преследует свои интересы в получении обратной связи. Следовательно,
возникает трудность у преподавателей в подборке заданий, которые бы
полноценно готовили обучающихся к внешнему контролю и одновременно
демонстрировали накопленный уровень знаний на занятиях.
Анализ нормативных документов, литературы и научно-методических
исследований по проблемам оценки учебных достижений по физике, а также
содержания оценочных процедур по предмету на федеральном и
региональном уровнях позволил выявить ряд противоречий, обусловленных
несоответствием:
- между требованиями нормативных документов и образовательной практики к использованию широкого спектра процедур оценки учебных достижений по физике и неразработанностью теоретических положений, обеспечивающих единство подходов к оценке
качества учебной подготовки по физике;
- между необходимостью создания инструментария для оценки выполнения требований ФГОС, базирующегося на системно-деятельностном подходе, и существующими подходами к конструированию измерительных материалов, приоритетом которых является обеспечение валидности по
контролируемым элементам содержания;
Указанные противоречия определяют актуальность проблемы исследования, которая заключается в поиске ответа на вопрос: каковы теоретико-методологические и научно-методические основы методической
системы оценки учебных достижений учащихся по физике в условиях
введения федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Объект: оценка учебных достижений на занятиях по физике в 7 - 8 классах.
Предмет: методическая система оценки учебных достижений на
занятиях по физике в 7 - 8 классах в условиях внедрения ФГОС.
Цель исследование: разработка и обоснование модели методической
системы оценки учебных достижений на занятиях по физике в 7 - 8 классах,
соответствующей требованиям федерального государственного стандарта
основного общего образования.
Гипотеза исследования. Методическая система оценки учебных
достижений на занятиях по физике в 7 - 8 классах будет соответствовать
требованиям федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования и обеспечивать получение объективной и
надежной информации о качестве учебной подготовки обучающихся 7 - 8
классов, если будет выполнен ряд дидактических условий:
• расширение спектра содержательных характеристик заданий по
физике будет гарантировать полноту получаемой информации о проверяемых
умениях и уровне их освоения;
• комплекс измерительных материалов для оценки учебных
достижений по физике будет предоставлять возможность для оценки
достижения всех результатов обучения (предметных, метапредметных и
личностных);
• качество заданий и измерительных материалов по физике будет
удовлетворять требованиям нового образовательного стандарта.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены
следующие задачи исследования: 1
Выявить состояние проблемы контроля знаний и умений
обучающихся в теории и практике обучения.
2. На основе анализа педагогической литературы уточнить
содержание понятий «методическая система», «учебное достижение»,
«контроль», «проверка» и «оценка» в соответствии с целью исследования.
3. Разработать и обосновать модель методической системы оценки
учебных достижений обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
4. Определить критерии эффективности применения предложенной
методической системы оценки учебных достижений обучающихся
5. Экспериментально проверить эффективность предложенной
методической системы оценки учебных достижений.
1. Проведенное исследование имеет теоретико-экспериментальный
характер. В нем обоснована целесообразность и возможность использования
методической системы оценки учебных достижений, обосновано положение
того, что данная система оказывает положительное влияние на
познавательную деятельность обучающихся .
2. Разработаны теоретические основы методической системы оценки
учебных достижений (принципы разработки заданий, содержание знаний на
репродуктивном, продуктивном и творческом уровне познавательной
деятельности, выявлены методические возможности и разработаны к ним
методические требования для традиционных форм контроля знаний)
3. Разработаны критерии и методические рекомендации по оценке
знаний и умений обучающихся при использовании разнообразных форм
контроля.
Эффективность предложенной системы подтверждается результатами
педагогического эксперимента. Полученные результаты дают утверждать, что
система оценки учебных достижений представляет большие возможности для
интеллектуального развития обучающихся, что система выполняет
требования ФГОС, у обучающихся формируется стремление к
самообразованию и адекватной оценке собственных возможностей в
изучении предмета.
Проведенное исследование является развитием дидактических и
методических подходов к решению проблемы оценки учебных достижений на
занятиях по физике, а внедрение его результатов в практику школы будет
способствовать совершенствованию процесса контроля знаний и умений,
обеспечивает его единство с процессом развития.
1. Беспалько В. П. Опыт разработки и использования критериев
качества усвоения знаний. / Советская педагогика, № 4, 1968, с. 52-60.
2. Бобров А.А. Формирование у учащихся старших классов
обобщенных экспериментальных умений в условиях осуществления
межпредметных связей физики с химией: диссертация ... кандидата
педагогических наук: 13.00.02. Челябинск, 1981 - 203 с.
3. Болотов В.А. О построении общероссийской системы оценки
качества образования// Вопросы образования, №1, 2005 - с. 5
4. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки
учебной деятельности (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). - М.:
Издатель Рассказов А.И., 2002 - 303 с.
5. Демидова М.Ю. Внутришкольный контроль
в естественнонаучном образовании. //Народное образование. - №9. 2011 - С.
235-243.
6. Демидова М.Ю. Демидова, М.Ю. Создание компетентностно-ориентированных заданий по физике. /В сборнике «Преподавание
естествознания и природоведения в 2008/2009 учебном году»/ Методическое
пособие. М.: МИОО, 2008 - с. 44-77.
7. Демидова М.Ю. Естественнонаучный цикл: вырабатываем общеучебные умения./ /Народное образование. - 2005 г. №9. - с.115-124.
8. Демидова М.Ю. Естественнонаучный цикл: читательские умения. //Народное образование. - 2012 г. №5. - с.214-220.
9. Демидова М.Ю. Итоговая оценка предметных результатов
обучения физике в условиях введения ФГОС. Монография. - М.: Издательство «Перо», 2013 - 205 с.
10. Демидова М.Ю. Компетентностно-ориентированные задания в
естественнонаучном образовании. / /Народное образование.- №4. 2008 - с.
11. Демидова М.Ю. Курс физики основной школы в стандартах
второго поколения. //Физика в школе. - №7, 2011 - с. 4-13.
12. Демидова М.Ю. Общеучебные умения: как их диагностировать. //Народное образование. - №4. 2009 - с. 182-188.
13.Демидова М.Ю. Подходы к диагностике методологических умений по физике. // Физика в школе. - №5, 2012 - с. 55-60.
14. Демидова М.Ю. Подходы к диагностике познавательных метапредметных умений. //Физика в школе. - 2012 г. №6 - с. 55-62.
15. Демидова М.Ю. Что нового в стандартах второго поколения по
естественнонаучным дисциплинам. // Народное образование. - №5, 2010 - с.
...