Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ РИТОРИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ-БЕСЕДАХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Работа №157843

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы148
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 3
ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
РИТОРИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ- БЕСЕДАХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 17
1.1. Сущность понятий «риторические умения», «дискуссия», «анализ».
Структурные компоненты дискуссии 17
1.2. Особенности формирования риторических умений у старших подростков 27
1.3. Уроки-беседы по изобразительному искусству как средство
формирования риторических умений_старших подростков 37
Выводы по главе I 43
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РИТОРИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ-БЕСЕДАХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 45
2.1. Организация, содержание и проведение констатирующего эксперимента,
направленного на выявление актуального уровня сформированности риторических умений старших подростков 45
2.2. Разработка и реализация уроков-бесед по изобразительному искусству, направленных на формирование риторических умений старших подростков
56
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию риторических умений старших подростков 67
Выводы по главе II 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Список использованных источников 76
ПРИЛОЖЕНИЯ 82

Культура речи является важной частью личности каждого человека. То, как человек говорит, может рассказать нам о многом. Сегодня на нашей планете существует множество языков, но все они объединены одним предметом. И этот предмет «Риторика». Она зародилась в Древней Греции и являлось как наукой, так и искусством говорить правильно. Ей посвящали трактаты, статьи, книги. Эта важная наука пронизывает все наши дела. Но как же могла зародиться эта великая наука? Изучая научную литературу, мы пришли к мысли о том, что же нас отличает от животных, кроме нашего интеллекта. Мы же могли общаться на языке криков и жестов когда-то давно. Риторика стала опорой нашего общества. Именно умение говорить красиво и правильно заставило нас начать путь культурного общества, общества с законами и правилами общения.
Вернемся к сути поставленной проблемы. Изучение риторики - это сложный процесс усвоения материала. Для грамотного понимания всей сути этой науки требуется изучить довольно обширный список литературы. Также изучение этого предмета требует от ученика постоянной практики, что создает некоторые проблемы. На наш взгляд, человек, решивший постичь эту науку, не имеющий возможности публично выступать, не сможет в полной мере эту науку освоить. Основной метод, способствующий росту риторических умений, является выступление перед публикой.
В образовании риторика претерпела много изменений за время своего существования. Ею то пренебрегали, то возносили её на вершину всех предметов. На данном этапе Российского образования, риторика не является столь актуальной наукой, как этого бы хотелось. И в этом заключается проблема нашего общества. В современном мире время заметно ускорилось. Сейчас гораздо важнее передать информацию быстро и кратко, нежели раскрыть полностью суть переданной мысли. В связи с этим потребность людей в продолжительных и грамотных диалогах отпадает. У нас не остается времени на полемики или дискуссии на высокие или иные темы. Все меньше внимания уделяется полемизированию над темами культуры и искусства. Всё это снижает уровень владения нашей речью.
К сожалению, эта проблема всё чаще встречается в школьной практике. Большая часть обучающихся в среднем и старшем звене школы не способны чётко и грамотно дать ответ на поставленный вопрос. На это влияет ряд следующих факторов:
• страх перед аудиторией;
• неуверенность в своих силах;
• отсутствие средств выразительности в речи;
• непонимание того, как речь влияет на слушателя;
• неумение логически правильно выстраивать речь;
• отсутствие подготовки к ответу.
Это лишь малая часть проблем, с которыми приходится сталкиваться в повседневной практике в школе. Чтобы решить эти задачи, необходимо вводить в школьную программу курс риторики, направленный на изучение предмета и грамотное его применение. Притом предмет этот должен быть федеральным компонентом образования, так как от умения правильно говорить зависит знание культуры страны и её имидж. В развитых европейских странах уже давно риторика входит в список основных предметов, изучаемых как в школе, так и в высших учебных заведениях.
Чтобы укрепить вышесказанное суждение, надо сказать о том, что такое публичная речь. Публичная речь воздействует одновременно и на чувства, и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление, потому что вряд ли у оратора получится манипулировать людьми, используя сухую терминологию и факты, серую статистику и пустые доводы, голые логические построения. Проведем аналогию риторики с искусством живописи. Используя вышеперечисленные приемы, у вас получится черно­белая фотография, которая никого не заинтересует и точно так же и «черно­белая» речь не сможет эмоционально воздействовать на слушателя. Стоит только добавить красок, и публичное выступление останется в памяти надолго. Идея речи, её содержание, доходят до сознания через эмоциональную сферу. Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.
Таким образом, чтобы речь стала выразительнее, нужно пользоваться важнейшим качеством ораторского искусства, а именно умением пользоваться образами. Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности - душа подлинно ораторского искусства.
Немаловажным критерием грамотной речи является импровизация. Импровизация - означает быстро и верно оценить коммуникативную ситуацию и адекватно без промедления продемонстрировать вербальную реакцию. Также стоит упомянуть о важнейших качествах речи, таких как простота, выразительность и ясность. На наш взгляд, эти качества действительно являются важнейшими в речи. Иногда приходилось слушать выступления ученых, которые говорили о проблеме сложным научным языком. Было скучно от того, что нами попросту не воспринимается информация, которую ритор старается донести. На наш взгляд, выступающий всегда должен опираться на публику, знать уровень подготовки слушателя, его интересы, культуру общения. Важной деталью грамотного выступления является знание ключевых слов, которые с большой вероятностью привлекут внимание слушателя. Такие ключевые слова должны пронизывать всю речь ритора, чтобы держать аудиторию в постоянном внимании....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На данный момент предмет «Риторика» входит далеко не во все школьные программы и это главным образом влияет на то, как дети учатся излагать свои мысли с помощью речи. Программы русского языка и литературы лишь частично затрагивают основные принципы и законы этой науки. Поэтому в старших классах в некоторых школах присутствует острая проблема формулирования своих мыслей. В своем исследовании мне удалось наглядно увидеть и ощутить недостаток имеющихся знаний у группы старших подростков.
На самом деле изучение риторики - это сложный процесс усвоения материала. Для грамотного понимания всей сути этой науки, требуется изучить довольно обширный список литературы. Также изучение этого предмета требует постоянной практики, что создает некоторые проблемы. На мой взгляд, человек, решивший постичь эту науку, не имеющий возможности публично выступать, не сможет в полной мере эту науку освоить. Считаю, что основной метод, способствующий росту риторических умений, является выступление перед публикой.
В образовании риторика претерпела много изменений за время своего существования. Ей то пренебрегали, то возносили её на вершину всех предметов. Как мы говорили ранее, на данном этапе Российского образования, риторика не является столь актуальной наукой, как хотелось бы. И в этом заключается проблема нашего общества. В современном мире время заметно ускорилось. Сейчас гораздо важнее передать информацию быстро и кратко, нежели раскрыть полностью суть переданной мысли. В связи с этим потребность людей в продолжительных и грамотных диалогах отпадает. У нас не остается времени на полемики или дискуссии на высокие или иные темы. Все меньше внимания уделяется полемизированию над темами культуры и искусства. Всё это снижает уровень владения нашей речью.
Чтобы решить эти задачи, необходимо вводить в школьную программу курс риторики, направленный на изучение предмета и грамотное его применение. Притом предмет этот должен быть федеральным компонентом образования, так как от умения правильно говорить зависит знание культуры страны и её имидж.
Процесс изучения произведений искусства может способствовать формированию риторических умений. Немаловажным будет то, что беседы о работах великих мастеров своего времени будут способствовать формированию эстетического вкуса и развитию созерцательной деятельности. В процессе дискуссий о содержании и идейном смысле произведений искусства будет воспитываться любовь к этому виду деятельности, интерес и вовлечение в мир художественной культуры. Также при изучении произведений искусства мы проводим анализ не только идейного смысла, содержания и средств художественной выразительности, но и знакомимся с эпохой, в которую это произведение искусства появилось. Следовательно, затрагиваются не только художественные и культурные аспекты истории, но и политические, социокультурные, технологические и др. А это означает, что изучение произведений искусства является межпредметным методом обучения. Важной задачей уроков-бесед по изобразительному искусству будет формирование навыков дискуссии путем изучения основных разделов риторики.
В процессе теоретической и практической экспериментальной работы, был изучен широкий спектр научной литературы, что позволило рассмотреть понятия «риторика» и «дискуссия» с разных точек зрения. Также была изучена психолого-педагогической литература, затрагивающая основные особенности формирования риторических умений старших подростков.
После изучения научной литературы, на основе методических пособий Т.Г. Поповой и О.В. Пыстина, был составлен и проведен констатирующий эксперимент, где мы смогли измерить уровень сформированности риторических умений. Исходя из возрастных особенностей старших подростков были подобраны и адаптированы следующие критерии: сбор и систематизация информации высказывания; компоновка и организация высказывания; формирование выразительности речи и использование речевых фигур и троп.
Результат эксперимента был весьма предсказуем. В большей степени ученики владели низким уровнем риторических умений. Данный результат нас не устроил, поэтому на его основе была разработана серия занятий, направленных на формирование риторических умений. Разработанная серия занятий делилась на три блока:
1. знакомство с наукой «Риторика»;
2. теоретическое изучение трех основных разделов науки «Риторика»;
3. практическое применение полученных знаний на уроках-беседах по изобразительному искусству.
Материал всех разделов подготавливался учителем заранее для того, чтобы формулировка основных понятий была понятна ученику. Занятия проводились в течение месяца. На каждое занятие выделялся 1 академический час. За время проведения формирующего эксперимента возникли некоторые трудности с пониманием терминов и правил, что на наш взгляд в малой степени повлияло на результат.
После проведения серий занятий был осуществлен контрольный срез, результатом которого стало повышение уровня сформированности риторических умений старших подростков. Изначальные показатели выросли не на много, но и это давало нам понимание, что наш эксперимент прошел успешно. Это означало, что на основе заключительного тестирования можно говорить о подтверждении гипотезы нашего исследования.


1. Академический словарь русского языка. [Электронный ресурс]. URL: ййр://’№№№.хп--80аасс4Ь1г7Ь.хп--р1а1/словари/академический-словарь- русского-языка/риторика Дата обращения 21.10.2020 г.
2. Александров Д.Н. Логика. Риторика. Этика: Учебное пособие для вузов. М., 2002. 623 с.
3. Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: Учебное пособие. М.: Флинта, 2016. 224 с.
4. Богданова Ю.З. Риторика как важная составляющая профессиональной подготовки студентов // Мир науки, культуры, образования. 2018. №5(72). С. 413-414.
5. Большая Советская энциклопедия. URL:
http: //1 slovar. ru/d/big_soviet_enc/7356/#: ~:text=Дискуссия%20в%20Большой% 20Советской%20энциклопедии.,спор.%20Источник%3A%20Большая%20сове тская%20энциклопедия (дата обращениея: 15.09.2021 г.)
6. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два
философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 413 с.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
8. Валеева Р.А. Риторические навыки как элемент проффессиограммы современного специалиста. // Записки горного института. 2005. №2. С. 23-24.
9. Васильева И.Ю. Использование системного подхода при обучении риторике будущих священнослужителей // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2010. № 3. С. 61-65.
10. Введенская Л.А. Культура и искусство речи: Современная риторика: учебное пособие для высших и средних учебных заведений . Ростов н/Д.: Феникс, 1995. 573 с.
11. Волков А.А. Основы русской риторики: учебное пособие для вузов. М., 2005. 345 с.
12. Горобец Л.Н. Риторические умения как базовый компоненте риторической компетенции учителя // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 9(50). С. 170-175.
13. Громыко С.А. Риторика русского национализма: Воздействие, аргументация, образы (на материале публичных дискуссий начала ХХ века) // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: гуманитарные, общественные, педагогические науки. 2018. № 2(9). С. 84-85.
14. Коростелева С.Г., Мещалкина А.А. Дискуссия в современном образовательном процессе. Понятие, сущность и функционально - смысловое значение // Профессиональная культура педагога. Сборник научных трудов VI «Всероссийской научно-практической интернет конференции» (Липецк, 28 апреля - 20 мая 2017 г.). Липецк: ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. С. 209-213.
15. Жуковский В.И. Теория изобразительного искусства:
монография. СПб.: Алетейя, 2011. 496 с....61


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ