Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬ

Работа №157842

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие самооценки в психолого-педагогической науке 6
1.2. Социально-психологические аспекты развития старших
дошкольников 12
1.3. Условия и средства развития компонентов самооценки детей
старшего дошкольного возраста 29
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ 37
2.1. Организация и методы исследования 37
2.2. Анализ результатов 44
2.3. Практические рекомендации по реализации педагогических условий и средств развития компонентов самооценки у детей старшего
дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи 50
Выводы по Главе 2 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Во все времена аспекты изучения индивидуальности, идентичности, самооценки личности интересовали исследователей психологии, педагогики, социологии, медицины, специальной психологии и др. в силу уникальности личности и неисчерпаемости ее исследования. Одним из компонентов личностной идентичности является самооценка.
Общество сегодня транслирует ценности личностной активности, осознанности, ответственности, развитой субъектности личности. Социальный запрос современного общества - развитие в себе и другом (ребенке) таких качеств, как адаптивность в меняющемся обществе, уверенность, способность смело и уверенно презентовать себя в обществе, наличие лидерских качеств, способности показать и представить себя. При этом самосознание в контексте перечисленных качеств имеет одно из приоритетных значений. Предпосылки формирования подобных личностных качеств закладываются уже в детстве.
Дошкольное детство является одним из ресурсных этапов развития, на котором происходит построение основ самооценки личности. Заложенные в семье предпосылки и опыт предыдущих этапов дополняется компонентами отраженной оценки воспитателей, сверстников, опытом дошкольника.
К старшему дошкольному возрасту видение окружающего мира и самовосприятие дошкольника меняется по сравнению с предыдущими этапами, что является «индикатором» готовности к систематическому обучению. Значимым становится:
• выстраивание социальных отношений (А.К. Болотова, Б.С. Волков, И.С. Кон, В.С. Мухина, О.В. Хухлаева, Э. Эриксон);
• постепенное формирование субъектности и образа «Я» (Э. Эриксон, О.В. Суворова);
• способности к усвоению социальных норм и правил поведения, социальных ролей (В.С. Мухина, Э. Эриксон).
Несмотря на изученность темы самооценки, как одной из базовых в психологии личности, современное общество и современные дошкольники отличаются от дошкольников, предыдущих поколений. Сегодня мир наполненный информацией и максимально ускоренный, включенный в киберпространство, в котором дети активно проводят время и осуществляют обучение и общение, оказывает влияние на формирование личности, на формирование социальных взаимодействий и эмоциональной сферы. Вот почему рассмотрение особенностей самооценки и формирования старших дошкольников должно рассматриваться в контексте нынешнего времени и пространства, с учетом их особенностей. То, что было актуально раньше не может однозначно в том же контексте рассматриваться сегодня.
Вышесказанное определяет актуальность и выбор темы исследования: «Развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи». Кроме того, отраженная актуальность исследования позволяет определить следующую проблему для данного исследования - поиск и подбор наиболее эффективных педагогических условий и средств для развития компонентов самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Цель исследования: изучить возможности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Объект: процесс развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи .
Гипотеза исследования: развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста будет эффективным во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи.
Цель, объект и предмет исследования определили необходимость решения ряда задач:
• изучить понятие самооценки, Я-концепции, «образа Я» в психолого­педагогической науке;
• представить психолого-педагогическую характеристику детей
старшего дошкольного возраста;
• рассмотреть педагогические условия и средства развития
компонентов самооценки детей старшего дошкольного возраста;
• провести эмпирическое исследование и оценить эффективность развития компонентов самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• теории о развития и формирования личности в процессе онтогенеза отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, И.С. Кон, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Э. Эриксон, Б.Д. Эльконин);
• идеи развития и самосознания, самооценки и Я-концепции личности К. Изарда, Ю.Б. Гиппенрейтер, Р.Х. Шакурова;
• исследования становления самооценки ребенка (М.В. Корепанова, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Е.В. Субботский, И.И. Чеснокова и др.);
• понятие о социальной ситуации развития как фактора развития личности ребенка (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.И. Фельдштейн) и др.
Методы исследования:
1) теоретические (анализ психолого-педагогической, методологической литературы, сравнение, обобщение научных сведений по проблеме исследования);
2) эмпирические (опрос, тестирование, наблюдение, экспертная оценка);
3) методы качественно-количественной обработки данных (среднее арифметическое, сравнение, номотетические методы интерпретации).
Методики исследования:
1. Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
2. Методика «Лесенка» В.Г. Щур.
3. Методика определения эмоционального уровня компонентов самооценки (автор А.В. Захарова).
Выборка исследования: В исследовании участвовали 20 старших дошкольников в возрасте 6 лет 6 месяцев -7 лет 4 месяцев.
Теоретическая значимость исследования: данная работа может быть использована психологами и педагогами в контексте разработки методик развития компонентов самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами в практической работе.
Структура работы: структурно исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Исследование педагогических условия и средств развития компонентов самооценки детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи было реализовано на теоретическом и прикладном уровнях, что является достижением поставленной в исследовании цели.
В работе рассматривается понятие самооценки в психолого­педагогической науке, дана психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. Также изучена специфика формирования компонентов самооценки детей старшего дошкольного возраста.
В рамках данного исследования, среди компонентов самооценки в качестве оценки индивидом самого себя, своих качеств, возможностей, способностей, особенностей деятельности. Существует несколько классификаций самооценки:
• по уровню развития (низкая, средняя; заниженная/завышенная);
• по отношению к разным этапам развития личности (прогностическая, коррегирующая, ретроспективная);
• по степени оценки достижений (актуальная, потенциальная);
• по степени соответствия реальных достижений
(адекватная/неадекватная).
Сопоставление образа «Я-реального» и «Я-идеального» имеет важное значение для формирования самооценки. Анализ соотношения этих категорий нередко применяется для диагностики самоотношения, самовоспрития, для консультативно-терапевтической работы с проблемами, связанными с самооценкой. Высокая степень совпадения Я реального и Я идеального - значимый показатель психического здоровья.
Общение, игра, продуктивные виды деятельности сохраняют свою актуальность в старшем дошкольном возрасте, но восприятие деятельности ребенком несколько меняется, т.к. он ориентируется на переход к обучению. Постепенно происходит формирование интереса к учебе, приобретаются новые знания, привычки - это показатель готовности к систематическому обучению и возможность появления чувства удовлетворения от достижений, появлением новых стремлений, мотивов, возможно, соревновательности. Все это - путь для развития самооценки, развития эмоциональной сферы, выработки различных психологических качеств и развития личности.
Старший дошкольный возраст отличается тем, что самооценка зависит от характера оценок, которые представляют взрослые.
В старшем дошкольном возрасте ребенок социализируется посредством подражания и заимствования, в связи с чем в сравнении и идентификации с Другим он нуждается в поддержке и сопровождении взрослого. На процесс формирования и развития компонентов самооценки значимым образом влияют окружающие люди (взрослые, сверстники, младшие и старшие братья и др.), социальная ситуация развития старшего дошкольника. Так «пример поведения», «то, как правильно» транслируют взрослые. Задача и непосредственное влияние взрослых в том, чтобы показать нормы поведения, научить «принятому» в данном социуме и культуре поведению. Кроме того, взрослый, в частности родители - фигура, которая призвана дать ребенку принятие его индивидуальности, отзеркаливает поведение ребенка в реакциях на это поведение, а также отзеркаливает и озвучивает то, каким ребенок является в глазах Другого, а также помогает справиться в ситуациях, в которых ребенку необходимо отстоять свои границы. Все это помогает выстраивать компоненты самооценки.
Взрослый, в старшем дошкольном возрасте - пока еще родители - фигуры очень значимые в отношении формирования компонентов самооценки. В частности, поведение родителей, принятие ребенка, адекватность оценки его личности и его достижений отражаются на самооценке, самопринятии ребенка, формировании качеств характера и поведения, связанных с самооценкой.
На прикладном уровне, было проведено исследование эффективности методики формирования самооценки старших дошкольников и обобщены результаты исследования.
На основе теоретического анализа, проведенного в первой части исследования, были выделены компоненты эффективности самооценки старшего дошкольника. По итогам диагностики на констатирующем этапе эксперимента в группе опрошенных ребят меньше половины имеют вариант, при котором их самооценка адекватна.
Была представлена и реализована развивающая методика, по итогам которой было проведено повторное обследование детей возраста на предмет выявления особенностей их самооценки. Было выявлено, что в группе произошло значительное «передвижение» детей «в рамки» адекватной самооценки. В целом после проведения коррекционно-развивающей работы по разработанной методике в группе опрошенных ребят 60% показывают вариант, при котором их самооценка адекватна. Наличие как завышенной, так и заниженной самооценки встречается в группе значительно реже и требует индивидуального подхода к ребенку и его семье. В основном наполненность критериев соответствует высокому и среднему уровню сформированности компонентов самооценки в обследованной группе.
Гипотеза исследования получила свое подтверждение, а методика работы доказала свою эффективность.


1. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 2009. 375 с
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: учебное пособие. М.: Пер Сэ, 2008. 413 с.
3. Абрамова Г.С. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов и ссузов. М.: Прометей, 2022. 708 с.
4. Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой
деятельности руководителей: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1999. 495 с.
5. Абрамян Л.А. Антонова Т.В. Игра дошкольника. М.:
Просвещение, 1989. 284 с.
6. Банников П., Соколова О., Гороховський Т. Медиа и
информационная грамотность: учебное пособие для учащихся 9-11 (12)
классов. Алматы: Международный центр журналистики «MediaNet», 2020. 160 с.
7. Белоусова А.Б. Психологические детерминанты личностной застенчивости: автореферат диссертации кандидата психологических наук / Рос. акад. образования. Казань, 2004. 19 с.
8. Белоусова Н.С., Алмазова С.Л. Методы психологической диагностики: учеб. Пособие. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2010. 116 с.
9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. 420 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
11. Владимирова С.В. Самосознание ребенка в дошкольном возрасте // Глобус. Серия: Психологические науки. 2020. №5 (51). С. 46-49.
12. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. - М.: Юрайт, 2019. 281 с.
13. Гришина В.С. Процесс становления самосознания у детей дошкольного возраста как фактор успешной социализации в образовательной среде // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов III Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И.Л. Федотенко, С.В. Пазухина (Тула, 21 октября 2021 г.). Чебоксары: ИД «Среда», 2021. 308 с. С.30-33.
14. Гудошникова А.П. Игра как средство развития пространственного воображения дошкольников // Материалы VIII Mеждунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017). М.: Буки-Веди, 2017. 210 с.
15. Джемс У. Психология / Под ред. Е.А. Крылова. М.: Рипол- Классик, 2018. 616 с....36


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ