Введение.................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы самоотношения и
копинг-стратегий у подростков с разным уровнем переживания
одиночества............................................................................................................7
1.1. Понятие «самоотношение»...........................................................................7
1.2. Понятие «копинг-стратегия» в психологии..............................................11
1.3. Категория переживания одиночества в психологии................................16
1.4. Особенности самоотношения и копинг-стратегий у подростков..........20
Выводы по 1 главе...............................................................................................24
Глава 2 Эмпирическое исследование самоотношения и копинг-стратегий у
подростков с разным уровнем переживания одиночества..............................25
2.1......................................................................................................................... Опи
сание процедуры и методов исследования......................................................25
2.2. Анализ результатов диагностики самоотношения и копинг-стратегий у
подростков с разным уровнем переживания одиночества..............................28
2.3.
Различия в показателях самоотношения и копинг-стратегиях у
подростков с разным уровнем переживания одиночества..............................43
Выводы.................................................................................................................48
Заключение...........................................................................................................53
Список используемых источников....................................................................55
Приложение..........................................................................................................60
Актуальность темы исследования диктуется необходимостью
разрешения ряда проблем, посвященных изучению самоотношения и копинг-
стратегий у подростков с разным уровнем переживания одиночества.
На протяжении своей жизни человек сталкивается с различными
ситуациями, субъективно переживаемые им как трудные, нарушающие
привычный ход их жизни. Переживания данных ситуаций меняет восприятие
человеком окружающего мира и его места в нем. Поведение личности,
направленное на преодоление жизненных трудностей, изучалось многими
отечественными и зарубежными учеными: С.М. Белозеровым, М.А. Беляевой,
Н.Р. Лазарусом, П.А. Сорокиным, С. Хобфоллом, Н. Эндлером и др.
Проблемой совладающего поведения занимались Л.И. Анциферова,
Т.Л. Крюкова А.А. Либин, А.В. Либина, С.К. Нартова - Бачавер, Е.А. Петрова,
М.В. Сапоровская и др.
Подростковый период является сложным и противоречивым и
сопровождается разнообразной гаммой как положительных, так и
отрицательных переживаний, которые отражаются в субъект-субъектных и
субъект-объектных отношениях. Трудные ситуации, с которыми встречаются
подростки, становятся для них объектом самоанализа, выделяются в
отдельную сферу психической деятельности, являющейся новой для
подростков. На этой основе подростки стремятся к более осознанному выбору
стратегии преодоления этих трудностей.
Проблема выбора копинг-стратегий актуальна, т.к. условия, в которых
протекает жизнедеятельность современного человека, часто по праву
называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса, особенно
для подростков, чьи адаптационные ресурсы считаются еще несколько
сниженными.
Под «копинг-стратегиями» понимаются осознанно используемые
человеком приемы совладания с трудными ситуациями, состояниями и порождающими их условиями.
Это психическое новообразование очень важно для дальнейшего опыта
общения подростков с окружающими людьми. Исследованию данного
феномена посвящены работы Т.Л. Крюковой, Н.А. Сироты, С.А. Хазовой и
др.
Подростковый возраст рассматривают как наиболее подверженный
возникновению у человека негативного переживания одиночества по ряду
причин. По периодизации Д.Б. Эльконина в этом возрасте на первый план
выходит интимно-личностное общение со сверстниками. Подросток
открывает свой внутренний мир и внутренний мир других людей, начинает
сравнивать себя с другими, осваивать новые социальные роли. В этом
возрасте сталкиваются стремление к уединению с целью познать себя и
идентификация, как способ приобщиться к другим людям.
На сегодняшний день в научных кругах наблюдается интерес к
проблеме изучения трудных жизненных ситуаций и проблемных сфер
жизнедеятельности подростка. Однако редко встречаются работы, где
переживание трудных ситуаций рассматривается во взаимосвязи с
личностными особенностями и совладающим поведением.
Исходя из этого, изучение самоотношения и копинг-стратегий у
подростков с разным уровнем переживания одиночества, является актуальной
темой для исследования.
Цель исследования: изучение самоотношения и копинг-стратегий у
подростков с разным уровнем переживания одиночества, для использования
полученных данных в работе педагога-психолога при оказании помощи
подросткам в преодолении стрессовых ситуаций, а также при разработке
тренинговых программ по формированию широкого репертуара эффективных
копинг-стратегий.
Объект исследования: самоотношение и копинг-стратегии.
Предмет исследования:
самоотношение и копинг-стратегии у подростков с разным уровнем переживания одиночества.Гипотеза: существуют различия в таких показателях самоотношения,
как закрытость, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность,
самообвинение и копинг-стратегиях у подростков с разным уровнем
переживания одиночества.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в
исследовании решались следующие задачи:
1
Проанализировать данные теоретических и практических
исследований по проблеме изучения самоотношения и копинг-стратегий у
подростков с разным уровнем переживания одиночества.
2
Провести эмпирическое исследование самоотношения и копинг-
стратегий у подростков с разным уровнем переживания одиночества.
3
Проанализировать результаты диагностики и интерпретировать
выявленные различия в показателях самоотношения и копинг-стратегиях у
подростков с разным уровнем переживания одиночества.
4
Сформулировать выводы исследования и сделать заключение.
В качестве основного метода исследования был использован
диагностический эксперимент с применением следующих методик:
1
Шкала субъективного ощущения одиночества Д. Расселе, М.
Фергюсона (адаптация Н.Е. Водопьяновой);
2
Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н.
Осина, Д.А. Леонтьева;
3
Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС);
4
Опросник «Копинг - стратегии» Р. Лазаруса (адаптация Т.Л.
Крюковой).
Полученные данные были подвергнуты математико-статистическому
анализу с помощью критерия U-Манна-Уитни для оценки различий по
уровню количественно измеренного признака.
Эмпирическое исследование проводилось на базе школы №49 г. Пензы.
В данном исследовании приняли участие 76 человек (учащиеся 8-10 классов)
в возрасте 13-16 лет.
В данной работе исследовались самоотношение и копинг-стратегии у
подростков с разным уровнем переживания одиночества.
В ходе изучения теоретической базы по данной теме было установлено,
что на основании работ Гримак Л.П., «одиночество» понимается нами, как
негативное переживание, возникающее в результате неудовлетворения
потребностей в разделении чувств, общении и понимании человека
значимыми людьми.
Также одиночество - это особая форма переживания и осознания самого
себя как покинутого, оторванного, забытого, обделенного, потерянного,
ненужного. Это раскол отношений и связей с внешним миром. Именно этот
период является самым тяжелым и опасным для подростка.
Подростковый возраст является очень сложным и для успешной
адаптации подросткам необходима помощь близких, значимых людей.
Копинг-стратегиями, которые помогают подросткам в процессе адаптации,
являются «фокус на эмоциях и их выражение», «отрицание», «ментальное
отстранение», «поведенческое отстранение». Совладающее поведение
является определенным механизмом психологической защиты и связано с
эмоциональностью реагирования, поведением, гибкостью мышления
подростков.
В подростковом возрасте также активно происходит процесс
становления самоотношения, основными показателями которого являются
глобальная самооценка, отношение к себе, самоуважение и др.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что:
-
низкий уровень одиночества выявлен у 54% испытуемых;
-
средний уровень одиночества выявлен у 41% испытуемых;
-
высокий уровень одиночества выявлен у 5% испытуемых;
- в данной выборке преобладает низкий уровень переживания
одиночества (82%), при этом у 79% негативное представление об одиночестве и 93% испытуемых испытывают положительные эмоции в ситуациях
уединения;
-
на среднем уровне выраженности преобладают следующие
компоненты
самоотношения:
«Замкнутость»
(86%),
«Внутренняя
конфликтность» (76%), «Самопривязанность» (75%), «Отраженное
самоотношение» (75%), «Самоуверенность» (73%); на высоком уровне
выраженности - «Саморуководство» (33%) и «Самоценность» (32%);
- в целом по выборке у подростков на среднем уровне выраженности
преобладают такие копинг-стратегии, как: «Конфронтационный копинг»
(70%), «Поиск социальной поддержки» (70%) и «Самоконтроль» (61%), а
также на высоком уровне выраженности «Планирование решения проблем»
(40%).
Полученные результаты можно использовать в работе педагога-
психолога при оказании помощи подросткам в преодолении стрессовых
ситуаций, а также при разработке тренинговых программ по формированию
широкого репертуара эффективных копинг-стратегий.
1
Атласова А.Р., Михалева А.Б. Одиночество в подростковом
возрасте // Международный студенческий научный вестник. - 2016 - № 5-1.
С. 85-86.
2
Белов И.М, Парфенов Ю.А., Д.В. Сологуб, Э.А. Нехвядович.
Структурные и динамические характеристики самосознания: системный
подход // Фундаментальные исследования. - 2014 - №3. - С. 620-628.
3
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер,
2009
- 336с.
4
Дементий Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и
стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. - 2014 - №3.
- С. 20-25.
5
Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков. - 4-е
изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 2014 - 176 с.
6
Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический
словарь: СПб; 2009 - 857с.
7
Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф.
Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой)
// Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая
диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института
Психотерапии. 2016 - C. 442-444.
8
Кочетков Т.Н. Смысложизненные ориентации лиц с разным
самоотношением // Вести Томского государственного педагогического
университета. 2016 Вып. 2 (92) С. 118-123.
9
Красцова Н.Ф. Феномен ценностного самоотношения в
психологических исследованиях // ПГЛУ. - 2018 - №2. - С. 36-49.
10
Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания
(адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. М., 2007 - №
3 - С. 93-112.
1
Атласова А.Р., Михалева А.Б. Одиночество в подростковом
возрасте // Международный студенческий научный вестник. - 2016 - № 5-1.
С. 85-86.
2
Белов И.М, Парфенов Ю.А., Д.В. Сологуб, Э.А. Нехвядович.
Структурные и динамические характеристики самосознания: системный
подход // Фундаментальные исследования. - 2014 - №3. - С. 620-628.
3
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер,
2009
- 336с.
4
Дементий Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и
стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. - 2014 - №3.
- С. 20-25.
5
Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков. - 4-е
изд. - Екатеринбург: Деловая книга, 2014 - 176 с.
6
Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический
словарь: СПб; 2009 - 857с.
7
Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф.
Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой)
// Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социальнопсихологическая
диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института
Психотерапии. 2016 - C. 442-444.
8
Кочетков Т.Н. Смысложизненные ориентации лиц с разным
самоотношением // Вести Томского государственного педагогического
университета. 2016 Вып. 2 (92) С. 118-123.
9
Красцова Н.Ф. Феномен ценностного самоотношения в
психологических исследованиях // ПГЛУ. - 2018 - №2. - С. 36-49.
10
Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания
(адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. М., 2007 - №
3 - С. 93-112.
...