ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО 6
1.1. Понятие о здоровье и здоровом образе жизни 6
1.2. Особенности формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста 11
1.3. Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста 16
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Констатирующий этап 26
2.2. Формирующий этап 31
2.3. Контрольный этап 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Актуальность исследования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольной образовательной организации (далее - ДОО)является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Выделено пять самостоятельных образовательных областей, одной из которых является «Физическое развитие», которая включает приобретение опыта в становлении ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) [1, с. 3; с.8].
Дошкольное детство - это короткий, но важный период становления личности. Формирование привычки к здоровому образу жизни - одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо: только здоровый ребёнок может развиваться гармонично. Проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребёнка. До семи лет ребёнок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Именно поэтому в настоящее время ведется активный поиск педагогических технологий, способствующих формированию и укреплению здоровья дошкольников, не требующих особых материальных затрат и рассчитанных как на коммерческие, так и на государственные дошкольные организации.
Недостаточная изученность и в то же время большая значимость здоровья и здорового образа жизни детей дошкольного возраста являются обоснованием актуальности выбора темы.
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОО?
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно¬педагогическим путем проверить эффективность педагогических условий формирования здорового образа жизни детей в условиях ДОО.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Предмет исследования: педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста
Гипотеза исследования:мы предполагаем, что формирование здорового образа жизни в условиях ДОО будет эффективным, если:
- создана предметно-пространственная развивающая среда;
- целенаправленно проводить непосредственную образовательную деятельность для формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни в условиях ДОО;
3) проверить опытно-педагогическим путем эффективность педагогических условий формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста
Методы исследования: теоретические - изучение и анализ научной и учебно-методической литературы; эмпирические - педагогический эксперимент, целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, обобщение.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 40 г. Кызыл. В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В современном понимании понятие "Здоровый образ жизни" представляет собой совокупность форм и способов активной жизненной деятельности человека, способствующая полноценному выполнению, учебных, трудовых, социальных и биологических функций. Здоровый образ жизни - это активное состояние человека, требующее проявления волевых усилий, осмысления поступков и поведения, ведущих к сохранению и укреплению физического и психического здоровья,восстановлению работоспособности. Компонентами здорового образа жизни являются::
- правильное питание;
- соблюдение режима дня;
- рациональная двигательная активность;
- закаливание организма;
- развитие дыхательного аппарата;
- охранение стабильного психоэмоционального состояния.
В структуре здорового образа жизни принято выделять: формирование системных знаний представлений у дошкольников по основным направлениям здорового образа жизни; практическую реализацию системы знаний в привычках и поведении; формирование осознанного ценностного отношения к своему здоровью и окружающих. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОО является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Для закрепления представлений детей о здоровье и здоровом образе жизни используют приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта деятельности в ситуациях "Маленький учитель", "Совет по телефону", "Приход Тимоши". Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно¬ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно¬практическая деятельность.
Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные, словесные и практические методы.
В ходе проведения опытно-педагогического эксперимента было установлено, что уровень представлений о здоровом образе жизни в конкретной группе на момент констатирующего эксперимента был значительно невысоким. Так как во время диагностирования было преобладающее большинство - средний и низкий уровни.
В связи с чем, целесообразным для данной группы детей старшего дошкольного возраста было проведение формирующего эксперимента. Целью которых было сформировать представления о здоровом образе жизни дошкольников в ходе беседы и непосредственной образовательной деятельности.
Подбор занятий осуществлялся на основе результатов диагностики детей на констатирующем этапе эксперимента.
Для апробации и выявления эффективности предложенных НОД, было проведено повторное диагностирование дошкольников, который показал положительные сдвиги в уровнях сформированности представлений о здоровом образе жизни.
1. ФГОС дошкольного образования, приказ Министерства об образовании и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября по 2013 года № 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года № 30384) // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№265).
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1997. - 298с.
3. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С. Комарова. - М.: Академический Проект, 2005. - 240 с.
4. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье: учеб. / И. И. Брехман. - М.: ФиС, 2009. - 206 с.
5. Голубева Л.Г. Растем здоровыми: пособие для воспитателей и родителей [Текст] / Л.Г. Голубева, В.А. Доскин. - М.: Просвещение, 2013. - 110 с.
6. Гундаров И.А. Медико-социальные проблемы формирования здорового образа жизни / И. А. Гундаров, Н. В. Киселев, О. С. Копина. - М.: Академия, 2009 - 120 с.
7. Данилов М.А. Дидактика Текст. / М.А. Данилов, под ред. Б.П. Есипова. М.: Изд-во АПН,1957. - 520с.
8. Деркунская В.А Образовательная область «Здоровье» [Текст] / В.А. Деркунская. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 176 с.
9. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников [Текст] / В.А. Деркунская. - М.: Пед. общество России, 2006. - 94 с.
10. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. Спб.: Речь, 2011. - 950 с.
11. Домарева И.Н. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста / И. Н. Домарева, А. В. Петровская, Т. И. Кочкина, С. Ф. Овод. - II Международная научно-практическая
конференция по проблемам образования, преподавания и воспитания в контексте современности. - Белгород: Негосударственное
образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертно-методический центр" (Чебоксары), 2016. - С. 108-110.
12. Дураноо М.Е. Профессионнпьно-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: монография/ М.Е. Дуранов. - Челябинск, ЧГАКИ, 2002. - 276 с.
13.Зайцев Г.К. Педагогика здоровья / Г. К. Зайцев, В. В. Колбанов, И. Г. Колесникова. - СПб.: Питер, 1994. - 78 с.
14.Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. - М.: Гардарики, 2008.- 164 с.
15. Зеленская Н.И. Занятия по воспитанию здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста[Текст]: методическое пособие / Н.И. Зеленская, В.В. Леонтьева. - Магадан: 2009 . - 160 с.
16. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада [Текст] / М.Ю. Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 384 с.
17. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников [Текст] / М.Ю. Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 208 с.
18. Кириллова Т.Л. Здоровье - сила / Т. Л. Кириллова. - СПб.: Питер, 2015.- № 14. - С.32-35.
19. Кожухова Н.Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание, 2000. № 3. С.52-54
20. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. - М.: МарТ, 2005. - 448 с.
21. Нищева Н.В. О здоровье дошкольников родителям и педагогам [Текст]/ / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 210 с.
22. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. /И.М. Новиков^/- М.: Мозаика - Синтез - 2009 - 96 с.
23. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. / П.Ф. Лесгафт. М., 1991. - 170 с.
24. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. / Ю.П. Лисицын. М.: Советская Россия, 1986. - 192 с.
25. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В. В. Марков. - М.: Академия, 2004. - 320 с.
26. Морозова Л.Д. Мониторинг физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Сборник электронных публикаций по итогам конференции 24 марта 2014 г. интернет-журнал "ГЛОБЭКСИ" (www.globecsi.ru) в секции "Мир культуры" в алфавите заглавий. [Электронный ресурс]. - http://www.globecsi.ru/Articles/2014/IMDO.pdf Стр. 154-159.
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: "Академия", 2005. - 456с.
28. Нищева Н.В. О здоровье дошкольников родителям и педагогам [Текст]/ / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 210 с.
29.Оверчук Т.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации Материалы Всероссийского совещания / Т. И. Оверчук. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. - 320 с.
30.От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под. ред Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2014 - 368 с.
31.Ошкина А.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни. [Текст]: автореферат /А.А. Ошкина // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.bibliofond.ru
32. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. пособие. / Л.Н. Павлова. М.: Айрис- пресс, 2006. - 208 с.
33. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 208 с.
34. Седых Н.В. Инновационные аспекты в области дошкольного физического воспитания и здоровья: учебное пособие / Н. В. Седых. - Волгоград: ВГАФК, 2011. - 157 с.
35. Соловьев Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г. М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2007. - 111 с.
36. Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. - Ростов н/Д: Феникс, - 2007. - 208 с.
37. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / A. Г. Сухарев. - М.: Медицина, 2003. - 270 с.
38. Тихомирова Л.Ф. Теоретико-методологические основы здоровьесберегающей педагогики: Монография. [Текст] / Л. Ф. Тихомирова / под ред. М. И. Рожкова. - Ярославль, 2004. - С.240.
39. Хамидуллина М.А. Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью [Текст] // Инструктор по физкультуре. - 2011. - №4.
40.Чучалин И.П. Модели управления учебным процессом / И.П. Чучалин, BB. Ямпольский, В.Н. Чудинов и другие; Том. Политехнический. - Томск: Изд- во Томского унив-та, 1992. - С. 17.