Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Работа №157839

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы117
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у учащихся младшего школьного возраста на занятиях изобразительного искусства 7
1.1 Анализ понятия «творческое воображение» 7
1.2 Проявление творческого воображения в младшем школьном
возрасте 16
1.3 Особенности развития творческого воображения у младших школьников
на занятиях изобразительного искусства 24
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения у младших школьников 29
2.1 База исследования, анализ и интерпретация результатов
констатирующего эксперимента 29
2.1.1 Методики, используемые для выявления актуального уровня развития
творческого воображения младших школьников 29
2.1.2 Анализ результатов проведения методик, направленных на
выявление актуального уровня творческого воображения 35
2.2 Организация формирующего эксперимента и методические рекомендации
по развитию творческого воображения младших школьников 40
Выводы по главе 2 50
Заключение 52
Список используемых источников 54
Приложение 60

Актуальность работы. В современном мире, выдвигающем всё более высокие требования к успешному человеку и ставящем перед ним всё более сложные задачи, существенно возросла роль системы образования, которая призвана создавать условия для развития творческой личности, обладающей гибким продуктивным мышлением, активным воображением, способностью к решению нестандартных задач. Также остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, обладающих широким мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием.
Воображение, как основа всякой творческой деятельности, одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни человека, делает возможным как художественное, так и научное, техническое творчество. Всё, что окружает нас, всё, что сделано рукой человека, весь мир культуры (в отличие от мира природы) - является продуктом человеческого творчества, основанного на воображении.
Это требует пересмотра существующих образовательных концепций, разработки методов и средств их реализации в целях создания оптимальных условий для развития творческого воображения.
На сегодняшний день в практике обучения младших школьников наибольшее внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, то есть таких процессуальных умений и навыков, которые позволяют ребёнку выполнять мыслительные операции, вычислять, решать стандартные задачи, переносить известные способы деятельности в новые условия.
Вместе с тем, школьное обучение, направленное на развитие таких психических процессов, как мышление, восприятие, память, недостаточно внимания уделяет такому важному процессу, как развитие творческого воображения. Кроме того, комплексное решение проблемы развития творческой личности с использованием ресурсов всех учебных дисциплин ещё не найдено. Речь, в частности, идёт о максимальном использовании потенциала тех учебных дисциплин, которые сами по себе являются источником формирования в ребёнке творческого начала, - предметах художественно-эстетического цикла.
Отечественной наукой накоплен солидный опыт всестороннего исследования такого познавательного процесса, как воображение. Среди исследователей, посвятивших свои труды вопросам формирования и развития воображения, имена таких известных учёных, как А.В.Брушлинский, Л.О. Выготский, В.В. Давыдов, A.B. Петровский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, М.Г. Ярошевский и др.
Однако практика организации непосредственной образовательной деятельности школьников требует особого внимания и специального педагогического воздействия, в силу того, что способность к самостоятельному, творческому мышлению, к инициативной творческой деятельности не развивается сама по себе и не является прямым следствием процесса усвоения знаний, её необходимо активизировать и должным образом стимулировать. Это и определяет актуальность темы настоящего исследования.
Целью выполнения настоящей работы являются выявление актуального уровня развития творческого воображения у учащихся младшего школьного возраста и разработка серии занятий изобразительного искусства и методических рекомендаций для преподавателей, направленных на развитие творческого воображения у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения учащихся младшего школьного возраста.
Предметом исследования является серия занятий, направленная на развитие творческого воображения учащихся младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что проведение
составленной нами серии занятий, будет способствовать развитию творческого воображения у младших школьников, если использовать нетрадиционные техники рисования и комбинировать разные формы деятельности.
В соответствии с объектом, предметом и целями исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «творческое воображение»;
2. Изучить проявления творческого воображения в младшем школьном возрасте;
3. Выявить особенности развития творческого воображения у младших школьников на занятиях изобразительного искусства;
4. Организовать и провести экспериментальную работу по исследованию и развитию творческого воображения у младших школьников с помощью занятий изобразительного искусства;
5. Провести анализ полученных данных;
6. Составить серию занятий изобразительного искусства для развития творческого воображения младших школьников и методические рекомендация для преподавателей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
• эмпирический метод (тестирование и анкетирование);
• количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
Практическая значимость исследования: составленные нами занятия изобразительного искусства для развития творческого воображения младших школьников и методические рекомендации к ним могут быть применены в работе преподавателей.
Базой для исследования стало образовательное учреждение ТМК ОУ «Дудинская гимназия» г. Дудинка
Выборку составили 17 учащихся первого класса.
Структура курсовой работы определяется поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, разделённых на параграфы, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературных источников по теме исследования позволяет нам утверждать, что под творческим воображением следует понимать процесс построения новых образов и представлений, отражающий способность ребёнка воспринимать поставленную задачу (проблему), выдвигать большое количество идей, использовать нестандартные подходы в работе над решением этой задачи, максимально преобразовывать исходные данные, отыскивать оригинальные композиционные и цветовые решения.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития творческого воображения ребёнка этапом онтогенеза.
В этом возрасте творческое воображение выполняет ряд важнейших функций: функцию представления действительности в образах и их
использования при решении задач; функция регулирования эмоциональных состояний школьника; участие в произвольной регуляции познавательных процессов; функция формирования внутреннего плана действий; функция планирования и программирования деятельности.
Занятия изобразительным искусством создают оптимальные условия для наиболее интенсивного и целенаправленного развития творческого воображения младшего школьника. При этом для достижения значимых результатов следует соблюдать ряд организационно-педагогических условий: использовать широкий спектр форм, методов и приёмов организации деятельности детей, стимулировать самостоятельность и активность, поощрять инициативу.
При соблюдении этих условий развивающееся творческое воображение будет способствовать совершенствованию всего комплекса познавательных процессов, достижению целей образовательной деятельности, личностному росту ученика.
Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня развития творческого воображения в 1 «А» классе показала, что у большинства
обучающихся средний уровень развития творческого воображения.
Данные позволяют нам сделать вывод, что для учеников в младшем школьном возрасте необходимо повышать уровень развития творческого воображения с помощью занятий изобразительного искусства.
Для его успешного развития мы предлагаем использовать составленную нами серию занятий, которая основана на ознакомлении с некоторыми нетрадиционными техниками рисования, а также на получении новых навыков рисования.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.


1. Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с
помощью теста Е. П. Торренса [Текст] / Журнал практического психолога, 2007. № 3. С. 113-133 - Психодиагностика творческого
мышления
2. Боровик О.В. Развитие творческого воображения. Методические рекомендации. М.: Академия, 2000. 92 с.
3. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Воображение у детей. М.: Педагогика, 1977. 190 с.
4. Ванник М. Э. Развиваем творческое воображение у детей. М.: Астрель, 2005. 112 с.
5. Ванник М.Э. Творческое воображение на уроках [Текст] / М.Э. Ванник // Учитель. Учебно-методическое издание, 2005. № 5-6. С.14-15.
6. Василенко П.Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности // М., 2012. С. 101.
7. Веккер Л.М. Психические процессы. Воображение. М.: Знание, 1974. 211 с.
8. Величко Ю.В. О соотношении понятий «креативность», «творческие
способности», «творческое воображение», «творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов / Известия Самарского научного центра РАН, 2014. №2-3.
С. 629-631.
9. Волгуснова Е.А. Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников [Электронный ресурс]: Е.А. Волгуснова / Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
10. Волгуснова Е.А. Закономерности и динамика реализации профилактико-коррекционной программы развития творческого воображения младшими школьниками / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 2012. Т. 18. № 3. С. 23-27.
11. Волгуснова Е.А. Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников / Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 2014. Т. 20. №. 3. С. 44-47.
12. Волгуснова Е.А. Формирование творческого воображения в процессе продуцирования сказочных импровизаций и комических конструкций младшими школьниками: учеб-метод. пособие для работников сферы образования. - Шадринск: Каргапольский филиал ОГПУ «ШДП», 2012. 200 с.
13. Володичева Н.В. Творческое воображение младших школьников, 2016. Т. 15. № 4. С. 84-87.
14. Вундт В.М. Очерк психологии. М.: Терра, 2015. 464 с.
15. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Хрестоматия по возрастной психологии // под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1994. С. 26-32....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ