Введение.......................................................................................................................... 3
Глава 1 Теоретико-правовые аспекты торгово-экономических отношений.......... 6
1.1 Теоретические закономерности внешнеторговых отношений...................6
1.2 Нормативно-правовое
регулирование
торгово-экономического
сотрудничества России...................................................................................... 12
Глава 2 Экономическое сотрудничество России и Германии: от истории к
современности............................................................................................................... 20
2.1 История развития внешнеторговых отношений России и Германии .... 20
2.2
Торгово-экономическое сотрудничество России и Германии в XXI в. .. 28
Глава 3 Особенности развития торгово-экономического сотрудничества России
и Г ермании в условиях санкций..................................................................................41
3.1 Значение энергетического фактора в развитии внешней торговли
России.................................................................................................................. 41
3.2
Экономические отношения России и Германии в условиях санкций .. 47
Заключение.....................................................................................................................56
Список использованных источников.......................................................................... 59
Экономики России и Германии одновременно имеют много общих черт и
различий. На пороге XXI в. российско-германские отношения, миновав фазу
определенного застоя, получили важные импульсы для своего дальнейшего
развития. В первую очередь это касалось сферы экономического взаимодействия.
Именно хозяйственное взаимодействие во многом определяет и будет определять
содержание и динамику нашего сотрудничества в последующие годы.
В последние годы в экономическом и политическом сотрудничестве
произошел ряд изменений: мировой финансовый кризис, применение взаимных
санкционных ограничений и эмбарго партнерами. Поэтому, ввиду изменившейся
конъюктуры рынков за последние 10 лет, условий торговли и факторов, влияющих
на двусторонние экономические отношения между Россией и Германией
необходимопровести мониторинг и анализ динамики и тенденций взаимной
торговли сторон, с целью определения роли и значения партнеров во взаимной
торговле, доли каждого партнера в общем объеме товарооборота, а также их
взаимозависимости от встречных экспортно-импортных поставок.
На сегодняшний день существует ряд проблем, из-за которых торгово-
экономические отношения двух стран претерпевают существенные изменения. Из-за
сложной геополитической ситуации и оказания санкционного давления на
экономику России со стороны США и стран ЕС, дальнейшие перспективы развития
экономических связей России и Г ермании весьма неясны.
Высокую значимость Германии для внешнеэкономической деятельности и
международной политики России предопределила и особая роль Германии внутри
Евросоюза, выступавшего вплоть до 2022 г. в роли основного рынка сбыта
продукции российских компаний-экспортеров. Следует отметить, что на рынке
Германии российские компании, относящиеся к нефтегазовому и металлургическому
секторам, были вынуждены конкурировать с крупными частными корпорациями
глобального и межрегионального уровня. Но степень остроты конкуренции между
российскими и германскими компаниями в значительной степени нивелировал факт взаимопроникновения интересов. Соперничая за присутствие на германском рынке,
конкуренты одновременно реализовывали совместные проекты вне его границ, в том
числе - на территории России.
Актуальность темы исследования определяется тем, что, исходя из
существующей на данный момент геополитической ситуации в мире и с учетом
введения международных экономических санкций, в России наблюдается
ослабление сотрудничества с западными странами, в том числе Германией и
переориентация на более тесное взаимодействие с азиатскими странами. С
экономической точки зрения, очевидно, что Россия является важным торговым
партнером для Германии, как страна с большим и растущим рынком, который был
традиционным местом для экспорта из Г ермании. Россия стала важным источником
импорта в Германии, прежде всего в качестве поставщика газа и другого
минерального сырья.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании
состояния и тенденций развития торгово-экономического сотрудничества Росси и
Германии.
Достижение цели работы предполагает решение следующих задач:
-
рассмотреть теоретические закономерности внешнеторговых отношений;
-
изучить нормативно-правовое регулирование торгово-экономического
сотрудничества России;
-
дать характеристику истории развития внешнеторговых отношений России
и Германии;
-
рассмотреть торгово-экономическое сотрудничество России и Германии в
XXI в.;
-
проанализировать значение энергетического фактора в развитии внешней
торговли России;
-
показать экономические отношения России и Германии в условиях санкций.
Объектом исследования является торгово-экономическое сотрудничество.
Предмет исследования - особенности торгово-экономического сотрудничества
России и Германии на современном этапе.
Процессы глобализации мировой экономки оказали существенное влияние на
развитие внешней торговли, все это сопровождалось либерализацией в торгово-
политической сфере, расширением преференциальной торговли в рамках
региональных экономических объединений, углублением международной
производственной и научно-технической кооперации, быстрым ростом продаж
прогрессивных высокотехнологичных изделий, прежде всего, офисного и
телекоммуникационного оборудования, инкорпорирующего в себе новейшие
достижения НТП, что определило основные тенденции развития торгово-
экономических отношений.
Регулирование внешнеторговой деятельности России осуществляется
государством на основе таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;
запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной
собственностью и мер экономического и административного характера,
способствующих развитию внешнеторговой деятельности государства.
В работе были рассмотрены современное состояние экономики Германии,
развитие внешнеэкономических отношений России и Германии в XXI в.,
направления реализации внешнеэкономического сотрудничества двух стран и
перспективы развития внешнеторговых связей России и Германии в условиях
санкций.
Одним из основных торговых партнёров Германии на протяжении нескольких
десятилетий является Россия. Процесс формирования внешнеторговых отношений
двух стран происходил с момента начала установления торговых связей этих стран
за пределами территории своего государства. На протяжении веков торговое
взаимодействие двух сторон развивалось вместе с их экономиками и потребностями
общества. В основном внешняя торговля осуществлялась по направлениям
«минеральные продукты и топливо», «машины», «сельскохозяйственное сырьё».
В XXI в. данные страны смогли развить двусторонние торговые отношения не
только по потокам импорта и экспорта промышленной продукции и услуг, но и активизировать
работу
в
научно-исследовательской
сфере,
а
также
продемонстрировать хорошие показатели в программе по локализации немецких
компаний на территории России.
Однако
в
2021-2022
гг.
санкции
отрицательно
сказались
на
внешнеэкономическом сотрудничестве России с Германием. Тем не менее в
настоящее время присутствует тенденция к восстановлению прежних отношений.
Перспективы развития отношений двух государств присутствуют в сфере
инноваций, т.е. в реализации совместных инновационных проектов, создании
высокотехнологичной продукции, организации космических разработок и т.д.
Россия и Германия готовы к конструктивному обсуждению на двустороннем
уровне всех основных мировых проблем и существующих международных
конфликтов, в т.ч. и на постсоветском пространстве. Полагается, что оно будет
вестись в контексте трансатлантических и интересов ФРГ как участника ЕС и
евразийского вектора внешней политики РФ.
Что касается страновой структуры внешней торговли, то ее объем между ЕС и
Россией в 2021 г. был самым высоким в приграничных государствах. Кроме
Германии основными покупателями российской продукции в ЕС являлись
Нидерланды - 7,4 % экспорта России, Италия - 3 %, Польша - 2,8 %, Финляндия -
2,1 %. Среди европейских партнеров России по импорту наибольшее значение в
2020 г. имели Италия - 4,4 %, Франция - 3,6 %, Польша - 2,3 %, Нидерланды - 1,6 %.
Это позволяет судить об особенностях каждого нового витка экономического
торгово-экономических отношений, т.к. торговля ЕС с Россией сильно
политизирована и является основным способом оказания политического давления.
Евросоюз с конца февраля 2022 г. применил несколько раундов экспортных и
импортных ограничений в отношении России и введенные против России санкции
стали гораздо более жесткими. Они включают запрет на экспорт из ЕС
высокотехнологичных товаров, самолетов и запасных частей к ним, технологий
морской навигации и радиокоммуникации, предметов роскоши. Введен запрет на
импорт таких российских товаров, как сталелитейная продукция, уголь, удобрения,
алкоголь, семена, древесина, морепродуктов. А также рассматривается эмбарго на энергоносители из РФ в страны ЕС. Следует отметить, что любые рестрикции в
энергетической сфере даются ЕС сложно из-за нарастающего энергетического
кризиса. С 2022 г. цены на нефть, газ и другие энергоресурсы выросли, а нефтяное
эмбарго только усугубит европейские проблемы. Отказ европейцев от российской
нефти взметнет цены на мировом рынке, после чего Россия начнет зарабатывать
больше денег даже при уменьшившемся экспортном объеме. Из-за этого
политического и экономического эффекта от рестрикций не будет по мнению многих
экспертов.
России следует искать возможности импорта и в других странах, не входящих
в группу «недружественных государств». В любом случае придется использовать
длинные логистические цепочки, искать обходные маршруты движения товаров, что
значительно увеличивает стоимость доставки и, следовательно, стоимость товаров
для российских потребителей. Эксперты не прогнозируют резких обвалов импорта
как бытовых, так и инвестиционных товаров. Но издержки такого обходного
импорта будут существенными, и конечные цены на российском рынке будут расти.
Стратегическим направлением борьбы с запретами и ограничениями на поставку
многих товаров в Россию должно стать импортозамещение. Такое
импортозамещение должно носить плановый характер и предполагать мобилизацию
валютных ресурсов России для закупки инвестиционных товаров, т.е. машин и
оборудования производственного назначения.
При этом, поскольку из-за санкций развитее внешнеторговых отношений в
планах торговли энергоресурсами, машинами и оборудованием, следует
рассматривать новые направления торговли, а также оптимизацию логистических
цепочек для дальнейших поставок.
1
Таможенный кодекс Евразийского экономического
союза. М. :
Издательство АСТ, 2018 480 с.
2
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994
№ 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994 - № 32, ст.
3301
3
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №
146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998 - № 31, ст.
3824
4
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №
117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000 - № 32, ст.
3340
5
О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от
27.11.2010 № 311-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018 -
№ 32 (часть I), ст. 5082
6
Об особых экономических зонах в Российской Федерации : федер. закон от
22.07.2005 № 116-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005 -
№ 30 (часть II), ст. 3127
7
О валютном регулировании и валютном контроле : федер. закон от
10.12.2003 № 173-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003 -
№ 50, ст. 4859
8
Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности
: федер. закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2003 - № 50, ст. 4850
9
О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах
при импорте товаров : федер. закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2003 - № 50, ст. 4851
10 О техническом регулировании : федер. закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ //
Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002 - № 52 (часть I), ст. 5140
11
О таможенном тарифе : Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 // Ведомости
Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской
Федерации - 1993 - № 23 ст. 821
12
Аметов Л. Россия и Германия: торгово-экономическое сотрудничество,
санкции, цели. URL:
https://russiancouncil.ru/blogs/lametova/rossiya-i-germaniya-
torgovoekonomicheskoe-sotrudnichestvo-sanktsii-tse/ (дата обращения: 02.04.2023).
13
Андреюк В. Ю. Анализ экономического взаимодействия России и
Германии на современном этапе // Вестник МГОУ. Серия: Экономика. 2022 № 2 С.
20-35.
14
Анисимов А. Г. Россия и Германия в поиске путей совершенствования
механизмов экономического сотрудничества // Внешнеэкономический бюллетень.
1998 № 5 С.80-85.
15
Белов В. Б. Германия. Вызовы XXI века. М. : Издательство «Весь
Мир»,
2019 792 с.
...