Введение 3
Глава 1. Духовная сфера общества как обществоведческая проблема 9
1.1. Массовое сознание как элемент духовной сферы общества 9
1.2. Сатира как средство отражения и способ формирования массового
сознания 12
Глава 2. Общая характеристика сатирического жанра в России 16
2.1. История возникновения и развития сатирического жанра 16
2.2. Особенности формирования и развития советской сатиры в
1920-1930-х гг 24
2.3. Отражение социально-политических настроений общества в сатире
А.Т. Аверченко 36
Глава 3. Жанровое многообразие советской сатиры 1920-1930-х гг 44
3.1. Литература 44
3.2. Кинематограф 52
3.3. Иные жанры 58
Глава 4. Внедрение результатов исследования в практику учебно-воспитательной работы общеобразовательной организации 63
4.1. Методическое обоснование деятельности школьного научного
общества 63
4.2. Методическая разработка «Заседание историко¬
обществоведческого научного общества по теме: «Облик эпохи в сатирических произведениях современников» 67
Заключение 75
Список источников
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одним из наиболее значимых направлений в исследовании социума является изучение социально-политических настроений общества, которые оказывают большое влияние на ход исторического развития.
События и процессы остаются в истории за счет того, что они находят отражение в исторических источниках, произведениях писателей, воспоминаниях современников или трудах историков того времени. Тем самым они могут приобретать статус исторического факта. Отношения же современников к этим событиям зачастую передается лишь в устной форме, не оставаясь в трудах исследователей. Данный факт обусловлен тем, что отношение к исторической действительности является субъективным показателем, зависящим от множества факторов - мироощущения человека, его социального положения, психических качеств личности и многого другого.
Однако настроения, царящие в обществе, и отношения людей к происходящим событиям являются важнейшим элементом изучения исторической эпохи, человеческого сознания и истории повседневности.
В изучении данного явления одним из важнейших источников является сатира как жанр искусства, отражающий наиболее актуальные социально-политические настроения общества. Сатирические произведения являются своего рода социальным заказом, а потому наиболее ярко характеризуют отношения современников к существовавшей исторической действительности.
Сама по себе сатира как жанр в искусстве характеризуется стремлением авторов в комичной форме обратить внимание современников на наиболее важные события, а также путем насмешки обличить пороки отдельных лиц. Именно поэтому сатира никогда не теряла своей актуальности и всегда являлась одним из наиболее популярных жанров в искусстве.
Объектом исследования являются сатирические произведения советских авторов 1920-1930-х гг.
Предметом - особенности формирования и развития советской сатиры 1920-1930-х гг., ее жанровое многообразие, отражение в ней социально-политических настроений общества.
Степень изученности темы. В ходе исследования использовались работы отечественных ученых в области истории, истории культуры, социологии, литературы и литературоведения, а также других социально-гуманитарных дисциплин.
Подробным образом были проанализированы системные труды таких исследователей как Д.С. Лихачев, В.К. Былинин, Л.П. Авдонина, посвященные зарождению и истории развития сатирического жанра в России. В частности, Дмитрием Сергеевичем Лихачевым были сделаны основополагающие выводы об истории зарождения сатирического жанра в России.
Такие исследователи как Д.Д. Николаев, П.Н. Берков, И.К. Богомолов являются авторами научных трудов, посвященных изучению особенностей формирования и развития сатирического жанра в России в 1920-1930-х гг. Фельетоном, как отдельным направлением в отечественной сатире, занималась исследователь Е.И. Журбина.
Над созданием трудов, посвященных отдельным писателям-сатирикам рассматриваемого периода - И. Ильфа и Е. Петрова, А. Аверченко, М. Булгакова работали такие исследователи, как Л.А. Ракитова, В.Д. Миленко, Л.А. Спиридонова. В них выявлены отдельные темы в творчестве писателей, а также то, каким образом авторы отражали в своих произведениях социально-политические настроения общества.
Авторы В.В. Горбунов, Л.А. Пинегина, Л.Ю. Федосеева в своих академических трудах акцентировали внимание на культурном строительстве нового социалистического государства, актуальных вопросах развития культуры 1920-1930-х гг., формировании новой - пролетарской культуры, ее форме и содержании, а также других аспектах культурной жизни советского общества в рассматриваемый период. Для анализа этого направления также важны труды идеологов данной образующейся пролетарской культуры, где можно выделить труды П.О. Бессалько и Ф. Калинина.
Исследователи И.О. Никулин, В.Д. Миленко свои работы посвятили вопросам периодических изданий 1920-1930-х гг., печатающих сатирические произведения, принципах и интенсивности их работы, писателям, которые были наиболее активны в данные десятилетия, а также тематике их творчества. В частности, И.О. Никулин отдельное внимание уделил своеобразию творчества ведущих советских сатириков 1920-х годов, проблематике и системе жанров в сатирических изданиях, системе сатирических периодических изданий союзного значения и многим другим вопросам, касающимся развития сатирического жанра в первые десятилетия советской власти.
Среди исследователей есть и те, кто в своих трудах сконцентрировали внимание на анализе сатирических произведений отдельных авторов. В частности, работа Сергея Горенюка «Сатира М.А. Булгакова 1920-х годов» посвящена отдельно произведениям Михаила Афанасьевича. В ней Горенюк раскрывает тематику произведений, выделяет общественно-политические проблемы, на которых акцентирует внимание Булгаков, а также состояние советского общества 1920-1930 годов .
Среди авторов необходимо упомянуть и тех, кто в своих работах рассматривает отельные сатирические жанры 1920-1930-х гг. Так, работы П.С. Гурьянова, Н.А. Лебедева и О.О. Хлопониной посвящены детальному изучению кинематографа 1920-190 гг. Тема циркового искусства 1920-1930-х гг. исследуется М.И. Немчинским. Театральное движение, репертуар, основные принципы функционирования и сатирическая направленность советского театра 20-30 гг. рассматривается И.К. Богомоловым.
Цель исследования состоит в выявлении на основе сатирических произведений 1920-1930-х гг. социально-политических настроений в обществе.
Задачи:
1. Изучить массовое сознание людей как элемент духовной сферы общества.
2. Рассмотреть особенности сатиры как средства отражения и способа функционирования массового сознания людей.
3. Проследить историю возникновения и развития сатирического жанра в России.
4. Выявить причины, а также особенности формирования и развития советской сатиры 1920-1930-х гг.
5. Исследовать социально-политические настроения советского общества 1920-1930-х гг. на основе художественных сатирических произведений.
6. Проанализировать жанровое многообразие советской сатиры 1920-1930-х гг.
7. Изучить кинематограф, карикатуру, а также цирковое и театральное искусство 1920-1930-х гг., в которых авторы отображают социально-политические настроения общества.
8. Разработать план заседания школьного научного общества по теме данной работы.
Исследовательская база представлена нормативно-правовыми актами в сфере регулирования культуры , образования , а также духовно-нравственной развития и творческой деятельности в Советской России 1920- 1930-х годов . Помимо этого, в исследовании широко применялись литературные произведения авторов, которые творили в рассматриваемый период, советский кинематограф, а также шаржи и карикатуры первых десятилетий советской власти.
Методология исследования опирается на общенаучные методы анализа и синтеза, сравнения, междисциплинарного и системного подходов, структурно-функционального анализа, моделирования. В частности, для изучения содержания литературных произведений, а также содержания нормативно-правовых актов 1920-1930-х гг. широко используется метод анализа. Для сопоставления их содержания, компаративный метод. В целях формирования вывода о социально-политических настроениях общества в рассматриваемый период применяется метод индукции, предполагающий логический вывод, истинность которого гарантируется истинностью посылок. Метод моделирования используется для формирования представления о структуре общества двадцатых-тридцатых годов на основе анализа полученных из источников материалов.
Практическая значимость обусловлена тем, что материал данной работы может применяться в качестве теоретической базы для дальнейших исследований в области анализа социально-политических настроений общества в конкретный период. Помимо этого, материал данной работы может найти свое применение в качестве материала для подготовки лекций по культуре 1920-1930 гг., а также по истории развития и формирования сатирического жанра в России.
Материал данной работы также может применяться в качестве дополнительного материала в школьном курсе на уроках истории по теме «Культура 1920-1930-х гг.», а также на уроках обществознания при прохождении обучающимися темы духовная сфера жизни общества.
Помимо этого, отдельные главы работы могут быть использованы в качестве материала для факультативных занятий в общеобразовательных учреждениях.
Также работа может быть использована в работе школьных научных кружков и обществ обществоведческой и исторической направленности.
Структура работы. Работа состоит из введения, заключения и четырех глав, поделенных на параграфы.
Многогранность и сложность общества как целостной динамической системы раскрывается в ее составных элементах - сферах общественной жизни людей, одна из которых - духовная. Важнейшим элементом духовной сферы жизни людей является массовое сознание, представляющее собой реальную форму и практическое воплощение общественного сознания, то есть отношение общественных масс к общественно-политическим событиям, которое выражается в конкретных поступках.
Одним из возможных источников для изучения массового сознания людей является сатира. С одной стороны, сатирические произведения - это своего рода отражение массового сознания, так как они выражают наиболее важные общественно-политические настроения. С другой - эти же сатирические произведения оказывают колоссальное влияние на формирование массового сознания. Отличаясь актуальностью и злободневностью, а также простотой содержания, сатира зачастую формирует отношение отдельных индивидов и общественных масс к тому или иному явлению.
Сама по себе сатира как жанр в истории нашей страны возникает в XVII веке, когда в результате процесса обмирщения культуры появляются новые жанры, обособленные от христианского вероучения. В XVIII столетии продолжается расцвет сатирического жанра. Жанровое многообразие сатиры обусловлено появлением эпиграммы, послания, басни, эпитафии, пародийной песни. Уже в последующих столетиях начинается расцвет журнальной сатиры. Именно в начале XIX века, как полагает большинство ученых, в России зарождается сатирическая живопись - карикатура и шарж.
Новым витком активного развития сатирического жанра в России будут 1920-1930-е гг., когда изменение в политической системе страны повлечет за собой трансформацию в культуре. Возникнет социальный запрос на критику в отношении действий новой власти. Эту функцию и будут выполнять деятели культуры, которые в своих произведениях в полной мере отразят социально-политические настроения общества.
На формирование и развитие сатиры 1920-1930 гг. оказывает влияние ряд особенностей. Сатирические произведения в данный период формируются в единстве двух противоположностей: с одной стороны, имеет место желание чиновников сделать из деятелей культуры инструмент для агитации и пропаганды, а с другой - складывается понимание того, что для развития культуры необходима самостоятельность и инициативность представителей интеллигенции. Помимо этого, хотя сатира первых десятилетий после октября 1917 г. и формируется в условиях зарождения пролетарской культуры, ей присуще тематическое многообразие, а также антирелигиозная повестка. Выделить стоит и то, что советская сатира 20-30 гг., с одной стороны, развивает прежние, уже существующие в русской культуре традиции, а с другой - меняется под новые политические реалии.
Одним из деятелей культуры, творящим в сатирическом жанре, станет Аркадий Тимофеевич Аверченко, который в своем знаменитом произведении «Дюжина ножей в спину революции» отразит чаяния части народа. В присущей ему сатирической манере автор отображает важнейшие социально - политические настроения отдельных слоев российского общества. Аверченко показывает, что среди русской интеллигенции большое количество людей, которые не приняли революцию и перемены в стране. Хозяйственная разруха, голод, произвол власти, чудовищная инфляция и гражданская война - это все следствие событий 1917 года, с точки зрения автора. Творчество Аверченко, в отличие от художественной интеллигенции, поддержавшей революцию, показывает глубокие переживания за судьбу собственной страны, что является отображением социально-политических настроений части российского общества.
Сатира 1920-1930-х гг. отличается большим разнообразием жанров. Это литература, живопись, кинематограф, а также цирковое искусство и театр. Проанализировав вышеупомянутые направления в сатире, мы можем сделать следующие выводы о социально-политических настроениях советского общества 1920-1930-х гг.
В начале 1920-х гг. главным сатирическим жанром являлась живопись, воплощенная в жизнь в форме политических плакатов, карикатур и шаржей, главной темой которых была гражданская война. Противоборствующие стороны старались посредством живописи наглядно высмеять пороки политического и военного противника. Большевики обвиняли белых в незаинтересованности в проблемах простого народа, в сотрудничестве с иностранными государствами, белые же настаивали на кровожадности красных, их необразованности и неспособности привести стану к достойному будущему. Тема гражданской войны нашла свое отражение и в творчестве писателей. В частности, ярым противником белого движения был В.В. Маяковский, издавший ряд произведений, высмеивающих командиров и солдат белого движения.
Ознаменовавшийся победой большевиков мир в России обозначил новые проблемы, которые также нашли отражение в творчестве деятелей культуры. Одной из центральных тем сатирических произведений становится начавшаяся в 1919 г. борьба большевиков с безграмотностью. Из-за отсутствия квалифицированных педагогических кадров функция обучения легла на плечи неподготовленных людей. Эту сторону общественной жизни в своем произведении «Неделя просвещения» талантливо отразит М.А. Булгаков.
В соответствии с декретом СНК, самоцель акции по борьбе с безграмотностью заключалась в обучении населения, чтобы оно впоследствии могло осознанно участвовать в политической жизни страны. Владимир Ильич Ленин придерживался точки зрения, что «любого чернорабочего и любую кухарку» можно и нужно обучить до уровня, чтобы они были способны принимать участие в управлении государством. Однако подобная борьба с безграмотностью для отдельных лиц часто сводилась к формальности. Случалось и так, что овладевший лишь минимальными знаниями русского языка человек объявлялся грамотным, а, значит, и способным оказывать влияние на политическую жизнь в стране.
Эту сторону общественно-политической жизни первых десятилетий советской власти в своем произведении «Собачье сердце» образно изобразит Михаил Афанасьевич Булгаков. На примере главных героев - Преображенского и Шарикова - писатель показывает резкое разделение людей на высокоинтеллектуальную интеллигенцию и пролетариат, который преимущественно оставался безграмотным, однако в глазах молодой большевистской власти должен получить возможность управлять государством. В тонкой сатирической форме Михаил Афанасьевич показывает, что необразованному и политически незрелому населению нельзя давать в руки власть. Такой социальный эксперимент неизбежно обернется катастрофой для общества и государства.
Другую проблему советской действительности 20-30-х гг. в сатирической форме показывали многие авторы. Формирование развитой сети государственных органов и учреждений повлекло за собой появление в стране бюрократизма. В своем произведении «Город градов» А.П. Платонов поднимает именно эту проблему. Автор, применяя массу сатирических приемов, иронизирует над государственными органами, деятельность которых иногда доходит до абсурда.
А уже с легкой руки Михаила Булгакова бюрократический аппарат советской власти в произведении «Дьяволиада» будет отождествлен с темной силой, перемалывающей «маленького человека».
Иронию у народа вызывали и появившиеся аббревиатуры государственных органов, которые использовала большевистская власть. Писатели-сатирики в своих произведениях зачастую применяли к государственным органам выдуманные названия.
Совершенно особенной темой в творчестве деятелей культуры 1920-1930-х гг. станет Новая экономическая политика и ее последствия. Господство частной собственности и использование рыночных механизмов постепенно укоренили в сознании людей идею, что богатство и нажива и есть смысл жизни. Этот общественный порок в своих романах «12 стульев» и «Золотой теленок» умело высмеяли И.А. Ильф и Е.П. Петров. В сатирической форме авторы говорят читателям, что богатство и достаток нужно заработать, а не гоняться за ним.
Обличение идеалов НЭПа станет центральной темой советского кинематографа 1920-1930-х гг., который в этот период только набирал обороты. Кинокомедии «Процесс о трех миллионах», «Кукла с миллионами» наглядно высмеивают бездумное обогащение отдельных индивидов. А картина «Государственный чиновник» уже доводит до зрителей идею о неотвратимости наказания за незаконное обогащение.
Под высмеивание со стороны режиссеров, выполняющих государственный заказ, попадает институт церкви. В данный период в свет выходит большое количество кинокартин, высмеивающих жадность и алчность священнослужителей.
Помимо этого, в рассматриваемый период не исчезают и уже традиционные для населения России жанры культуры - театр и цирк. В своих представлениях артисты данного направления критиковали действующую социальную действительность и обличали низости и пороки советских граждан.
Таким образом, анализ сатирических произведений 1920-1930-х гг. позволяет сделать некоторые выводы о социально-политических настроениях российского общества данного периода.
1. Декрет об учреждении Государственной комиссии по просвещению
(Принят ВЦИК и СНК РСФСР от 9 (22) ноября 1917 г.). [Электронный ресурс] // Электронная библиотека исторических документов. URL: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/9638-9-22-noyabrya-dekret-vtsik-i-snk-ob-uchrezhdenii-gosudarstvennoy-komissii-po-prosvescheniyu (дата обращения:
14.03.2023).
2. Декрет о ликвидации безграмотности среди населения РСФСР.
(Принят СНК РСФСР 26 декабря 1919). [Электронный ресурс] // Федеральное архивное агенство. URL:
https://projects.rusarchives.ru/statehood/08-41 -dekret-bezgramotnost-1918.shtml(дата обращения: 01.04.2023).
3. Декрет о переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного Комиссариата Просвещения (Принят СНК РСФСР). [Электронный ресурс] // Электронная библиотека исторических документов. URL: https://istmat.org/node/38467(дата обращения: 15.03.2023).
4. Декрет СНК РСФСР. Наказ Совета Народных Комиссаров о проведении в жизнь начал новой экономической политики (Принят СНК РСФСР от 09.08.2021 г.) [Электронный ресурс] // Исторические материалы. URL: https://istmat.org/node/46516 (дата обращения: 05.04.2023).
5. ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» [с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023] // СПС
КонсультантПлюс. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/ (дата обращения: 5.05.2023).
6. Постановление о всеобщем обязательном начальном обучении (Принято ВЦИК И СНК СССР от 14.08.1930 г.). [Электронный ресурс] // Исторические материалы. URL: https://istmat.org/node/49966 (дата обращения: 02.04.2023).
II. Монографии и статьи по теме исследования
7. Авдонина, Л.П., Первый опыт политической сатиры в России / Л.П. Авдонина, Л.В. Савостьянова // Матрица научного познания. - 2022. - № 5 (1). - С. 359-367.
8. Аманжолова, Д.А. «Все вопросы связаны с нашим идеалом советского человека»: кино для народов СССР (1920-1930-е гг.) / Д.А. Аманжолова // Исторический курьер. - 2022. - № 5 (25). - С. 92-102.
9. Берков, П.Н. Сатирические журналы Н.И. Новикова / П.Н. Берков. - Москва: Издательство Академии наук СССР, 1951. - 627 с.
10. Бессалько, П.К. Проблемы пролетарской культуры / П.К. Бесалько, Ф. Калинин. - Санкт-Петербург: Антей, 1919. - 91 с.
11. Бледных, И.Г. Научное общество как основа развития исследовательской деятельности учащихся гимназии / И.Г. Бледных // Наука. Инновации. Технологии. - 2008. - № 4. - С. 96-101.
12. Богомолов, И.К. Сатира, власть и культура в раннесоветском государстве / И.К. Богомолов // Российская история. - 2021. - № 3. - С. 242-245.
13. Былинин, В.К. Сокровища Древнерусской литературы. Сатира XI-XVII веков. / В.К. Былинин, В.А. Грихин. - М.: Советская Россия, 1987. -
512 с.
14. Гаврилова, Т.В. Художественная интеллигенция и художественная культура Пензенского края в 1920-1930-е гг. / Т.В. Гаврилова, Л.Ю. Федосеева. - Пенза: ПГУ, 2017. - С. 128-145.
15. Гинзбург, Ю.В. Правотворческие полномочия народного комиссариата просвещения РСФСР в 1920-1930 годы / Ю.В. Гинзбург // Новый ракурс. - 2012. - № 5. - С. 42-57.
16. Горбунов, В.В. В.И. Ленин и Пролеткульт / В.В. Горбунов. М.: Полиздат, 1974. - 237 с.
17. Гурьянов, П.С. Антирелигиозная борьба большевиков в 1920-1930-е гг. при помощи кино / П.С. Гурьянов // Общество: философия, история, культура. - 2018. - № 5 (52). - С. 131-135.
18. Журбина, Е.И. Искусство фельетона / Е.И. Журбина. - М.: Художественная литература, 1965. - 287 с.
19. Ивлева, Е.В. Научно-исследовательская деятельность обучающихся как средство формирования общих и профессиональных компетенций / Е.В. Ивлева // Коллекция гуманитарных исследований. - 2018. - № 5 (14). - С. 31-39.
20. Лихачев, Д.С. Система литературных жанров Древней Руси / Д.С. Лихачев // Славянские литературы. Доклады советской делегации: материалы V Международного съезда славистов / Под ред. В.В. Виноградова. - М.: Издательство академии наук СССР, 1963. - C. 47-71.
21. Лихачев, Д.С. Смех в Древней Руси / Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Н.В. Понырко. - Л.: Наука, 1984. - 295 с.
22. Меринов, В.Ю. «Сквозь магический кристалл»: карикатура и карикатуризация реальности в советской центральной прессе 1920-х годов (на примере газеты «Правда») / В.Ю. Меринов // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. - 2016. - № 4 (10). - С. 27-39.
23. Миленко, В.Д. Симферополь в творческой судьбе Аркадия Аверченко / В.Д. Миленко // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2018. - № 1. - С. 36-40.
24. Миленко, В.Д. Дюжина ножей в спину революции А.Т. Аверченко в контексте политтехнологии ХХ века: к столетию первого издания / В.Д. Миленко // Гуманитарная парадигма. - 2020. - № 4 (15). - С. 99-121.
25. Немчинский, М.И. Путь парадоксов. Актуальная образность советского цирка 1920-1930-х гг. / М.И. Нечинский // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - 2020. - № 4. - С. 151-179.
26. Николаев, Д.Д. Комическое в драматургии русского зарубежья 1920-х годов / Д.Д. Николаев // Вестник ТГПУ. - 2011. - № 7. - С. 58-64.
27. Никулин, И.О. Советские сатирические периодические издания 1920-х годов: системные связи контента и типологических характеристик / И.О. Никулин. [Текст]. Дисс. ... канд. филолог. наук: 10.01.10. Пятигорский государственный лингвистический университет, 2013. - 182 с.
28. Первушкин, Т.В. Советская сатира 1920-1930 гг. как отражение социально-политических настроений общества / Т.В. Первушкин // Лебедевские чтения: сборник статей по материалам XXIII Всеросс. науч.- практич. конференции, посвященной 90-летию со дня рождения В.И. Лебедева и 350-летию со дня рождения Петра I / под ред. О.А. Суховой. - Пенза: Издательство ПГУ, 2022. - С. 101-106.
29. Пинегина, Л.А. Советский рабочий класс и художественная культура (1917-1932 гг.) / Л.А. Пинегина. М.: Издательство МГУ, 1984. - 240 с.
30. Прохоров, Е.П. Массовое сознание как предмет социологического исследования / Е.П. Прохоров // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. - 2006. - № 1. - С. 30-46.
31. Ракитова, Л.А. Мотив индивидуалистического бунта в публицистической сатире А.Т. Аверченко / Л.А. Ракитова // Успехи современной науки и образования. - 2016. - №3. - С. 132-135.
32. Троцкий, Л.Д. Внимание к мелочам / Л.Д. Троцкий // Правда. -
1921. - № 219. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.marxists.org/russkij/trotsky/works/trotl912.html (дата обращения: 08.04.2022).
33. Федосеева, Л.Ю. Рабочие Поволжья и культурное строительство в регионе во второй половине 20-х - середине 30-х годов / Л.Ю. Федосеева. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2000. - 172 с.
34. Хлопонина, О.О. Трансформация женской образности в советском кинематографе 1920-1930-х гг. / О.О. Хлопонина // Знание. Понимание. Умение. - 2017. - № 2. - С. 140-151.
III. Учебная литература
35. Культура страны Советов: Учеб. пособие по курсу «Русская культура XX в.» / [А.А. Смирнова] / Под ред. А.А. Смирновой. - Санкт- Петербург: СПбГИК, 2018. - 288 с.
IV. Художественная литература
36. Аверченко, А.Т. Дюжина ножей в спину революции / А.Т. Аверченко. [Электронный ресурс] // Онлайн библиотека русской классической литературы. URL:ййр8://онлайн-читать.рф/аверченко-дюжина-ножей-в-спину-революции/ (дата обращения: 18.03.2023).
37. Булгаков, М.А. Белая Гвардия / М.А. Булгаков. М.: Детская литература, 1990. - 190 с.
38. Булгаков, М.А. Дьяволиада. Рассказы / М.А. Булгаков. М.: НЕДРА, 1925. - 162 с.
39. Булгаков, М.А. Неделя просвещения / М.А. Булгаков. [Электронный ресурс] // Lit-Ra.suонлайн библиотека. URL: https://lit- ra.su/mihail-bulgakov/nedelya-prosvescheniya/(дата обращения: 02.04.2023).
40. Булгаков, М.А. Роковые яйца / М.А. Булгаков. [Электронный
ресурс] // Онлайн библиотека русской классической литературы. URL: https://онлайн-читать.рф/булгаков-роковые-яйца/ (дата обращения:
04.04.2023).
41. Булгаков, М.А. Собачье сердце / М.А. Булгаков. - М.: Эксмо, 2011. - 160 c.
42. Замятин, Е.И. Мы / Е.И. Замятин. - Нью-Йорк: Международное Литературное Содружество, 1967. - 244 с.
43. Зощенко, М.М. О пользе грамотности / М.М. Зощенко. [Электронный ресурс] // Dslov.ru URL: https://dslov.ru/txt/t76.htm (дата обращения: 01.04.2023).
44. Ильф, И.А. 12 стульев. Золотой теленок. Избранные произведения в одном томе / И.А. Ильф, Е.П. Петров. - М.: ЭКСМО, 2022. - 896 с.
45. Маяковский, В.В. Прозаседавшиеся / В.В. Маяковский. [Электронный ресурс] // РуСтих. URL: https://rustih.ru/vladimir-mayakovskij-prozasedavshiesya/ (дата обращения: 03.04.2023).
46. Маяковский, В.В. Рифмованные лозунги / В.В. Маяковский.
[Электронный ресурс] // Культура.РФ. URL:
https://www.culture.ru/poems/20367/rifmovannye-lozungi (дата обращения:
01.04.2023).
47. Маяковский, В.В. Советская азбука / В.В. Маяковский. [Электронный ресурс] // РуСтих. URL: https://rustih.ru/vladimir-mayakovskij-sovetskaya-azbuka/ (дата обращения: 15.03.2023).
48. Платонов, А.П. Город градов / А.П. Платонов. [Электронный
ресурс] // Читалка. URL: https://4italka.su/proza-
main/sovetskaya_klassicheskaya_proza/43142/fulltext.htm (дата обращения: 03.04.2023).
V. Электронные ресурсы
49. Анализ сказки «Три толстяка» Ю. Олеши // Литрек. [Электронный ресурс] URL: https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/skazki-tri-tolstyaka-yu-olesha/(дата обращения: 05.04.2023).
50. Брусянина, Е.И. Организация и содержание работы научного общества учащихся (НОУ) / Брусянина Е.И. [Электронный ресурс] // Открытый урок. URL: https://urok.1sept.ru/articles/556795 (дата обращения: 05.05.2023).
51. Горенюк, С. Сатира М. А. Булгакова 1920-х годов / С. Горенюк. [Электронный ресурс] // Проза.ру. URL: https://proza.ru/2012/03/10/1263 (дата обращения: 15.03.2023).
52. Город градов Платонова - символ русского государства. [Электронный ресурс] // Проза.ру. URL: https://proza.ru/2015/05/24/1130 (дата обращения: 15.03.2023).
53. Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание // StydFiles. URL: https://studfile.net/preview/7481648/page:39/ (дата обращения: 05.02.2023).
54. Духовная сфера общества и ее проблемы. Кризис духовности в
современном мире // StydFiles. URL:
https://studfile.net/preview/1443768/page:37/(дата обращения: 05.02.2023).
55. Записки простодушного. Проблематика цикла, композиция цикла // CULTIN. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cultin.ru/books-zapiski-prostodushnogo (дата обращения: 18.03.2023).
56. Иванов, А. Ильф и Петров. Почему их антисоветские романы стали
советской классикой? / А. Иванов. [Электронный ресурс] // NewsLand. - 29.05.2012. URL: https://newsland.com/post/1520565-pochemu-antisovetskie-
romany-stali-sovetskoi-klassikoi (дата обращения: 16.03.2023).
57. История «Синей блузы». [Электронный ресурс] // Студопедия. URL: https://studopedia.ru/10_97796_istoriya-siney-bluzi.html (дата обращения: 10.04.2023).
58. Киево-Печерский патерик. Слово 14. Послание смиренного
епископа Симеона Владимирского и Суздальского к Поликарпу, черноризцу Печерскому. [Электронный ресурс] // Электронные публикации института русской литературы (Пушкинского дома) РАН. URL:
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4945 (дата обращения:
10.02.2023).
59. Журнал «Сатирикон»: характеристика, издания, основные авторы //
Классическая литература. [Электронный ресурс]. URL:
https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/obshhie_temy/zhurnal_satirikon_kharakteristika_izdanija_osnovnye_predstaviteli/89-1-0-538 (дата обращения:
16.03.2023).
60. Лебедев, Н.А. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918-1934 годы / Н.А. Лебедев. [Электронный ресурс]. URL: https://bibliotekar.ru/kino/(дата обращения: 17.03.2023).
61. Летописная повесть о Куликовской битве. [Электронный ресурс] // Электронные публикации института русской литературы (Пушкинского дома) РАН. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4981 (дата обращения: 10.02.2023).
62. Лыскова, М.И. Влияние художественной литературы на формирование массового исторического сознания / М.И. Лыскова. [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept.ru/2013/53598.htm (дата обращения: 08.02.2023).
63. Массовое сознание. [Электронный ресурс] // StydFiles. URL: https://studfile.net/preview/935597/page:3/ (дата обращения: 05.02.2023).
64. Миленко, В.Д. «Розовые долины детства» Аркадия Аверченко /
В.Д. Миленко. [Электронный ресурс]. URL: http://averchenko.lit-
info. ru/averchenko/biografiya/milenko-rozovye-doliny-detstva. htm (дата
обращения: 18.03.2023).
65. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов,
Н.Ю. Шведова. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.slovopedia.com/4/209/671122.html (дата обращения: 10.02.2023).
66. Основные сферы жизни общества. [Электронный ресурс] // StydFiles. URL: https://studfile.net/preview/4083205/page:58/ (дата обращения: 05.02.2023).
67. Писатели-сатирики и их роль в обществе. [Электронный ресурс] //
FB.ru. URL: https://fb.ru/article/334132/pisateli-satiriki-i-ih-rol-v-obschestve
https://studfile.net/preview/4083205/page:58/(дата обращения: 07.02.2023).
68. Сатира, власть и культура в раннесоветском государстве.
[Электронный ресурс] // Российская история. URL: https://russian-
history.ru/s086956870015485-4-1/#:~:text=В%20то%20же%20время%20бурно,и%20за%20рубежом%20(p.%2091) (дата обращения: 10.04.2023).
69. Сатира 1920-1930 годов: жанры, приемы, объекты осмеяния, стиль.
[Электронный ресурс] // StudFiles. URL:
https://studfile.net/preview/6148793/page: 11/ (дата обращения: 04.04.2023).
70. Советский кинематограф в 1920-1930 годы. [Электронный ресурс] //
Студенческий справочник. URL:
https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/sovetskiy_kinematograf_v_1920-
1930_gody/ (дата обращения: 05.04.2023).
71. Становление русской сатиры. [Электронный ресурс] // Студми.
URL: https://studme.org/55422/literatura/stanovlenie_russkoy_satiry (дата
обращения: 10.02.2023).
72. Советская сатира 20-30 гг. [Электронный ресурс] // Литература в школе. URL: https://litera.su/learner/all-works/review-theme/soviet-satire-20-30ies-years (дата обращения: 04.04.2023).
73. Советская сатира в журналистике 20-30 годов ХХ века.
[Электронный ресурс] // Библиофонд. URL:
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=443902#text (дата обращения:
10.02.2023).
74. Спиридонова, Л.А. Аверченко А.Т. («Русские писатели».
Библиографический словарь) / Л.А. Спиридонова. [Электронный ресурс]. URL: http: //averchenko. lit-info. ru/averchenko/biografiya/spiridonova-
averchenko.htm (дата обращения: 18.03.2023).