Советская сатира 1920-1930-х гг. как средство отражения социально-политических настроений общества
|
Введение 3
Глава 1. Духовная сфера общества как обществоведческая проблема 9
1.1. Массовое сознание как элемент духовной сферы общества 9
1.2. Сатира как средство отражения и способ формирования массового
сознания 12
Глава 2. Общая характеристика сатирического жанра в России 16
2.1. История возникновения и развития сатирического жанра 16
2.2. Особенности формирования и развития советской сатиры в
1920-1930-х гг 24
2.3. Отражение социально-политических настроений общества в сатире
А.Т. Аверченко 36
Глава 3. Жанровое многообразие советской сатиры 1920-1930-х гг 44
3.1. Литература 44
3.2. Кинематограф 52
3.3. Иные жанры 58
Глава 4. Внедрение результатов исследования в практику учебно-воспитательной работы общеобразовательной организации 63
4.1. Методическое обоснование деятельности школьного научного
общества 63
4.2. Методическая разработка «Заседание историко¬
обществоведческого научного общества по теме: «Облик эпохи в сатирических произведениях современников» 67
Заключение 75
Список источников
Глава 1. Духовная сфера общества как обществоведческая проблема 9
1.1. Массовое сознание как элемент духовной сферы общества 9
1.2. Сатира как средство отражения и способ формирования массового
сознания 12
Глава 2. Общая характеристика сатирического жанра в России 16
2.1. История возникновения и развития сатирического жанра 16
2.2. Особенности формирования и развития советской сатиры в
1920-1930-х гг 24
2.3. Отражение социально-политических настроений общества в сатире
А.Т. Аверченко 36
Глава 3. Жанровое многообразие советской сатиры 1920-1930-х гг 44
3.1. Литература 44
3.2. Кинематограф 52
3.3. Иные жанры 58
Глава 4. Внедрение результатов исследования в практику учебно-воспитательной работы общеобразовательной организации 63
4.1. Методическое обоснование деятельности школьного научного
общества 63
4.2. Методическая разработка «Заседание историко¬
обществоведческого научного общества по теме: «Облик эпохи в сатирических произведениях современников» 67
Заключение 75
Список источников
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одним из наиболее значимых направлений в исследовании социума является изучение социально-политических настроений общества, которые оказывают большое влияние на ход исторического развития.
События и процессы остаются в истории за счет того, что они находят отражение в исторических источниках, произведениях писателей, воспоминаниях современников или трудах историков того времени. Тем самым они могут приобретать статус исторического факта. Отношения же современников к этим событиям зачастую передается лишь в устной форме, не оставаясь в трудах исследователей. Данный факт обусловлен тем, что отношение к исторической действительности является субъективным показателем, зависящим от множества факторов - мироощущения человека, его социального положения, психических качеств личности и многого другого.
Однако настроения, царящие в обществе, и отношения людей к происходящим событиям являются важнейшим элементом изучения исторической эпохи, человеческого сознания и истории повседневности.
В изучении данного явления одним из важнейших источников является сатира как жанр искусства, отражающий наиболее актуальные социально-политические настроения общества. Сатирические произведения являются своего рода социальным заказом, а потому наиболее ярко характеризуют отношения современников к существовавшей исторической действительности.
Сама по себе сатира как жанр в искусстве характеризуется стремлением авторов в комичной форме обратить внимание современников на наиболее важные события, а также путем насмешки обличить пороки отдельных лиц. Именно поэтому сатира никогда не теряла своей актуальности и всегда являлась одним из наиболее популярных жанров в искусстве.
Объектом исследования являются сатирические произведения советских авторов 1920-1930-х гг.
Предметом - особенности формирования и развития советской сатиры 1920-1930-х гг., ее жанровое многообразие, отражение в ней социально-политических настроений общества.
Степень изученности темы. В ходе исследования использовались работы отечественных ученых в области истории, истории культуры, социологии, литературы и литературоведения, а также других социально-гуманитарных дисциплин.
Подробным образом были проанализированы системные труды таких исследователей как Д.С. Лихачев, В.К. Былинин, Л.П. Авдонина, посвященные зарождению и истории развития сатирического жанра в России. В частности, Дмитрием Сергеевичем Лихачевым были сделаны основополагающие выводы об истории зарождения сатирического жанра в России.
Такие исследователи как Д.Д. Николаев, П.Н. Берков, И.К. Богомолов являются авторами научных трудов, посвященных изучению особенностей формирования и развития сатирического жанра в России в 1920-1930-х гг. Фельетоном, как отдельным направлением в отечественной сатире, занималась исследователь Е.И. Журбина.
Над созданием трудов, посвященных отдельным писателям-сатирикам рассматриваемого периода - И. Ильфа и Е. Петрова, А. Аверченко, М. Булгакова работали такие исследователи, как Л.А. Ракитова, В.Д. Миленко, Л.А. Спиридонова. В них выявлены отдельные темы в творчестве писателей, а также то, каким образом авторы отражали в своих произведениях социально-политические настроения общества.
Авторы В.В. Горбунов, Л.А. Пинегина, Л.Ю. Федосеева в своих академических трудах акцентировали внимание на культурном строительстве нового социалистического государства, актуальных вопросах развития культуры 1920-1930-х гг., формировании новой - пролетарской культуры, ее форме и содержании, а также других аспектах культурной жизни советского общества в рассматриваемый период. Для анализа этого направления также важны труды идеологов данной образующейся пролетарской культуры, где можно выделить труды П.О. Бессалько и Ф. Калинина.
Исследователи И.О. Никулин, В.Д. Миленко свои работы посвятили вопросам периодических изданий 1920-1930-х гг., печатающих сатирические произведения, принципах и интенсивности их работы, писателям, которые были наиболее активны в данные десятилетия, а также тематике их творчества. В частности, И.О. Никулин отдельное внимание уделил своеобразию творчества ведущих советских сатириков 1920-х годов, проблематике и системе жанров в сатирических изданиях, системе сатирических периодических изданий союзного значения и многим другим вопросам, касающимся развития сатирического жанра в первые десятилетия советской власти.
Среди исследователей есть и те, кто в своих трудах сконцентрировали внимание на анализе сатирических произведений отдельных авторов. В частности, работа Сергея Горенюка «Сатира М.А. Булгакова 1920-х годов» посвящена отдельно произведениям Михаила Афанасьевича. В ней Горенюк раскрывает тематику произведений, выделяет общественно-политические проблемы, на которых акцентирует внимание Булгаков, а также состояние советского общества 1920-1930 годов .
Среди авторов необходимо упомянуть и тех, кто в своих работах рассматривает отельные сатирические жанры 1920-1930-х гг. Так, работы П.С. Гурьянова, Н.А. Лебедева и О.О. Хлопониной посвящены детальному изучению кинематографа 1920-190 гг. Тема циркового искусства 1920-1930-х гг. исследуется М.И. Немчинским. Театральное движение, репертуар, основные принципы функционирования и сатирическая направленность советского театра 20-30 гг. рассматривается И.К. Богомоловым.
Цель исследования состоит в выявлении на основе сатирических произведений 1920-1930-х гг. социально-политических настроений в обществе.
Задачи:
1. Изучить массовое сознание людей как элемент духовной сферы общества.
2. Рассмотреть особенности сатиры как средства отражения и способа функционирования массового сознания людей.
3. Проследить историю возникновения и развития сатирического жанра в России.
4. Выявить причины, а также особенности формирования и развития советской сатиры 1920-1930-х гг.
5. Исследовать социально-политические настроения советского общества 1920-1930-х гг. на основе художественных сатирических произведений.
6. Проанализировать жанровое многообразие советской сатиры 1920-1930-х гг.
7. Изучить кинематограф, карикатуру, а также цирковое и театральное искусство 1920-1930-х гг., в которых авторы отображают социально-политические настроения общества.
8. Разработать план заседания школьного научного общества по теме данной работы.
Исследовательская база представлена нормативно-правовыми актами в сфере регулирования культуры , образования , а также духовно-нравственной развития и творческой деятельности в Советской России 1920- 1930-х годов . Помимо этого, в исследовании широко применялись литературные произведения авторов, которые творили в рассматриваемый период, советский кинематограф, а также шаржи и карикатуры первых десятилетий советской власти.
Методология исследования опирается на общенаучные методы анализа и синтеза, сравнения, междисциплинарного и системного подходов, структурно-функционального анализа, моделирования. В частности, для изучения содержания литературных произведений, а также содержания нормативно-правовых актов 1920-1930-х гг. широко используется метод анализа. Для сопоставления их содержания, компаративный метод. В целях формирования вывода о социально-политических настроениях общества в рассматриваемый период применяется метод индукции, предполагающий логический вывод, истинность которого гарантируется истинностью посылок. Метод моделирования используется для формирования представления о структуре общества двадцатых-тридцатых годов на основе анализа полученных из источников материалов.
Практическая значимость обусловлена тем, что материал данной работы может применяться в качестве теоретической базы для дальнейших исследований в области анализа социально-политических настроений общества в конкретный период. Помимо этого, материал данной работы может найти свое применение в качестве материала для подготовки лекций по культуре 1920-1930 гг., а также по истории развития и формирования сатирического жанра в России.
Материал данной работы также может применяться в качестве дополнительного материала в школьном курсе на уроках истории по теме «Культура 1920-1930-х гг.», а также на уроках обществознания при прохождении обучающимися темы духовная сфера жизни общества.
Помимо этого, отдельные главы работы могут быть использованы в качестве материала для факультативных занятий в общеобразовательных учреждениях.
Также работа может быть использована в работе школьных научных кружков и обществ обществоведческой и исторической направленности.
Структура работы. Работа состоит из введения, заключения и четырех глав, поделенных на параграфы.
События и процессы остаются в истории за счет того, что они находят отражение в исторических источниках, произведениях писателей, воспоминаниях современников или трудах историков того времени. Тем самым они могут приобретать статус исторического факта. Отношения же современников к этим событиям зачастую передается лишь в устной форме, не оставаясь в трудах исследователей. Данный факт обусловлен тем, что отношение к исторической действительности является субъективным показателем, зависящим от множества факторов - мироощущения человека, его социального положения, психических качеств личности и многого другого.
Однако настроения, царящие в обществе, и отношения людей к происходящим событиям являются важнейшим элементом изучения исторической эпохи, человеческого сознания и истории повседневности.
В изучении данного явления одним из важнейших источников является сатира как жанр искусства, отражающий наиболее актуальные социально-политические настроения общества. Сатирические произведения являются своего рода социальным заказом, а потому наиболее ярко характеризуют отношения современников к существовавшей исторической действительности.
Сама по себе сатира как жанр в искусстве характеризуется стремлением авторов в комичной форме обратить внимание современников на наиболее важные события, а также путем насмешки обличить пороки отдельных лиц. Именно поэтому сатира никогда не теряла своей актуальности и всегда являлась одним из наиболее популярных жанров в искусстве.
Объектом исследования являются сатирические произведения советских авторов 1920-1930-х гг.
Предметом - особенности формирования и развития советской сатиры 1920-1930-х гг., ее жанровое многообразие, отражение в ней социально-политических настроений общества.
Степень изученности темы. В ходе исследования использовались работы отечественных ученых в области истории, истории культуры, социологии, литературы и литературоведения, а также других социально-гуманитарных дисциплин.
Подробным образом были проанализированы системные труды таких исследователей как Д.С. Лихачев, В.К. Былинин, Л.П. Авдонина, посвященные зарождению и истории развития сатирического жанра в России. В частности, Дмитрием Сергеевичем Лихачевым были сделаны основополагающие выводы об истории зарождения сатирического жанра в России.
Такие исследователи как Д.Д. Николаев, П.Н. Берков, И.К. Богомолов являются авторами научных трудов, посвященных изучению особенностей формирования и развития сатирического жанра в России в 1920-1930-х гг. Фельетоном, как отдельным направлением в отечественной сатире, занималась исследователь Е.И. Журбина.
Над созданием трудов, посвященных отдельным писателям-сатирикам рассматриваемого периода - И. Ильфа и Е. Петрова, А. Аверченко, М. Булгакова работали такие исследователи, как Л.А. Ракитова, В.Д. Миленко, Л.А. Спиридонова. В них выявлены отдельные темы в творчестве писателей, а также то, каким образом авторы отражали в своих произведениях социально-политические настроения общества.
Авторы В.В. Горбунов, Л.А. Пинегина, Л.Ю. Федосеева в своих академических трудах акцентировали внимание на культурном строительстве нового социалистического государства, актуальных вопросах развития культуры 1920-1930-х гг., формировании новой - пролетарской культуры, ее форме и содержании, а также других аспектах культурной жизни советского общества в рассматриваемый период. Для анализа этого направления также важны труды идеологов данной образующейся пролетарской культуры, где можно выделить труды П.О. Бессалько и Ф. Калинина.
Исследователи И.О. Никулин, В.Д. Миленко свои работы посвятили вопросам периодических изданий 1920-1930-х гг., печатающих сатирические произведения, принципах и интенсивности их работы, писателям, которые были наиболее активны в данные десятилетия, а также тематике их творчества. В частности, И.О. Никулин отдельное внимание уделил своеобразию творчества ведущих советских сатириков 1920-х годов, проблематике и системе жанров в сатирических изданиях, системе сатирических периодических изданий союзного значения и многим другим вопросам, касающимся развития сатирического жанра в первые десятилетия советской власти.
Среди исследователей есть и те, кто в своих трудах сконцентрировали внимание на анализе сатирических произведений отдельных авторов. В частности, работа Сергея Горенюка «Сатира М.А. Булгакова 1920-х годов» посвящена отдельно произведениям Михаила Афанасьевича. В ней Горенюк раскрывает тематику произведений, выделяет общественно-политические проблемы, на которых акцентирует внимание Булгаков, а также состояние советского общества 1920-1930 годов .
Среди авторов необходимо упомянуть и тех, кто в своих работах рассматривает отельные сатирические жанры 1920-1930-х гг. Так, работы П.С. Гурьянова, Н.А. Лебедева и О.О. Хлопониной посвящены детальному изучению кинематографа 1920-190 гг. Тема циркового искусства 1920-1930-х гг. исследуется М.И. Немчинским. Театральное движение, репертуар, основные принципы функционирования и сатирическая направленность советского театра 20-30 гг. рассматривается И.К. Богомоловым.
Цель исследования состоит в выявлении на основе сатирических произведений 1920-1930-х гг. социально-политических настроений в обществе.
Задачи:
1. Изучить массовое сознание людей как элемент духовной сферы общества.
2. Рассмотреть особенности сатиры как средства отражения и способа функционирования массового сознания людей.
3. Проследить историю возникновения и развития сатирического жанра в России.
4. Выявить причины, а также особенности формирования и развития советской сатиры 1920-1930-х гг.
5. Исследовать социально-политические настроения советского общества 1920-1930-х гг. на основе художественных сатирических произведений.
6. Проанализировать жанровое многообразие советской сатиры 1920-1930-х гг.
7. Изучить кинематограф, карикатуру, а также цирковое и театральное искусство 1920-1930-х гг., в которых авторы отображают социально-политические настроения общества.
8. Разработать план заседания школьного научного общества по теме данной работы.
Исследовательская база представлена нормативно-правовыми актами в сфере регулирования культуры , образования , а также духовно-нравственной развития и творческой деятельности в Советской России 1920- 1930-х годов . Помимо этого, в исследовании широко применялись литературные произведения авторов, которые творили в рассматриваемый период, советский кинематограф, а также шаржи и карикатуры первых десятилетий советской власти.
Методология исследования опирается на общенаучные методы анализа и синтеза, сравнения, междисциплинарного и системного подходов, структурно-функционального анализа, моделирования. В частности, для изучения содержания литературных произведений, а также содержания нормативно-правовых актов 1920-1930-х гг. широко используется метод анализа. Для сопоставления их содержания, компаративный метод. В целях формирования вывода о социально-политических настроениях общества в рассматриваемый период применяется метод индукции, предполагающий логический вывод, истинность которого гарантируется истинностью посылок. Метод моделирования используется для формирования представления о структуре общества двадцатых-тридцатых годов на основе анализа полученных из источников материалов.
Практическая значимость обусловлена тем, что материал данной работы может применяться в качестве теоретической базы для дальнейших исследований в области анализа социально-политических настроений общества в конкретный период. Помимо этого, материал данной работы может найти свое применение в качестве материала для подготовки лекций по культуре 1920-1930 гг., а также по истории развития и формирования сатирического жанра в России.
Материал данной работы также может применяться в качестве дополнительного материала в школьном курсе на уроках истории по теме «Культура 1920-1930-х гг.», а также на уроках обществознания при прохождении обучающимися темы духовная сфера жизни общества.
Помимо этого, отдельные главы работы могут быть использованы в качестве материала для факультативных занятий в общеобразовательных учреждениях.
Также работа может быть использована в работе школьных научных кружков и обществ обществоведческой и исторической направленности.
Структура работы. Работа состоит из введения, заключения и четырех глав, поделенных на параграфы.
Многогранность и сложность общества как целостной динамической системы раскрывается в ее составных элементах - сферах общественной жизни людей, одна из которых - духовная. Важнейшим элементом духовной сферы жизни людей является массовое сознание, представляющее собой реальную форму и практическое воплощение общественного сознания, то есть отношение общественных масс к общественно-политическим событиям, которое выражается в конкретных поступках.
Одним из возможных источников для изучения массового сознания людей является сатира. С одной стороны, сатирические произведения - это своего рода отражение массового сознания, так как они выражают наиболее важные общественно-политические настроения. С другой - эти же сатирические произведения оказывают колоссальное влияние на формирование массового сознания. Отличаясь актуальностью и злободневностью, а также простотой содержания, сатира зачастую формирует отношение отдельных индивидов и общественных масс к тому или иному явлению.
Сама по себе сатира как жанр в истории нашей страны возникает в XVII веке, когда в результате процесса обмирщения культуры появляются новые жанры, обособленные от христианского вероучения. В XVIII столетии продолжается расцвет сатирического жанра. Жанровое многообразие сатиры обусловлено появлением эпиграммы, послания, басни, эпитафии, пародийной песни. Уже в последующих столетиях начинается расцвет журнальной сатиры. Именно в начале XIX века, как полагает большинство ученых, в России зарождается сатирическая живопись - карикатура и шарж.
Новым витком активного развития сатирического жанра в России будут 1920-1930-е гг., когда изменение в политической системе страны повлечет за собой трансформацию в культуре. Возникнет социальный запрос на критику в отношении действий новой власти. Эту функцию и будут выполнять деятели культуры, которые в своих произведениях в полной мере отразят социально-политические настроения общества.
На формирование и развитие сатиры 1920-1930 гг. оказывает влияние ряд особенностей. Сатирические произведения в данный период формируются в единстве двух противоположностей: с одной стороны, имеет место желание чиновников сделать из деятелей культуры инструмент для агитации и пропаганды, а с другой - складывается понимание того, что для развития культуры необходима самостоятельность и инициативность представителей интеллигенции. Помимо этого, хотя сатира первых десятилетий после октября 1917 г. и формируется в условиях зарождения пролетарской культуры, ей присуще тематическое многообразие, а также антирелигиозная повестка. Выделить стоит и то, что советская сатира 20-30 гг., с одной стороны, развивает прежние, уже существующие в русской культуре традиции, а с другой - меняется под новые политические реалии.
Одним из деятелей культуры, творящим в сатирическом жанре, станет Аркадий Тимофеевич Аверченко, который в своем знаменитом произведении «Дюжина ножей в спину революции» отразит чаяния части народа. В присущей ему сатирической манере автор отображает важнейшие социально - политические настроения отдельных слоев российского общества. Аверченко показывает, что среди русской интеллигенции большое количество людей, которые не приняли революцию и перемены в стране. Хозяйственная разруха, голод, произвол власти, чудовищная инфляция и гражданская война - это все следствие событий 1917 года, с точки зрения автора. Творчество Аверченко, в отличие от художественной интеллигенции, поддержавшей революцию, показывает глубокие переживания за судьбу собственной страны, что является отображением социально-политических настроений части российского общества.
Сатира 1920-1930-х гг. отличается большим разнообразием жанров. Это литература, живопись, кинематограф, а также цирковое искусство и театр. Проанализировав вышеупомянутые направления в сатире, мы можем сделать следующие выводы о социально-политических настроениях советского общества 1920-1930-х гг.
В начале 1920-х гг. главным сатирическим жанром являлась живопись, воплощенная в жизнь в форме политических плакатов, карикатур и шаржей, главной темой которых была гражданская война. Противоборствующие стороны старались посредством живописи наглядно высмеять пороки политического и военного противника. Большевики обвиняли белых в незаинтересованности в проблемах простого народа, в сотрудничестве с иностранными государствами, белые же настаивали на кровожадности красных, их необразованности и неспособности привести стану к достойному будущему. Тема гражданской войны нашла свое отражение и в творчестве писателей. В частности, ярым противником белого движения был В.В. Маяковский, издавший ряд произведений, высмеивающих командиров и солдат белого движения.
Ознаменовавшийся победой большевиков мир в России обозначил новые проблемы, которые также нашли отражение в творчестве деятелей культуры. Одной из центральных тем сатирических произведений становится начавшаяся в 1919 г. борьба большевиков с безграмотностью. Из-за отсутствия квалифицированных педагогических кадров функция обучения легла на плечи неподготовленных людей. Эту сторону общественной жизни в своем произведении «Неделя просвещения» талантливо отразит М.А. Булгаков.
В соответствии с декретом СНК, самоцель акции по борьбе с безграмотностью заключалась в обучении населения, чтобы оно впоследствии могло осознанно участвовать в политической жизни страны. Владимир Ильич Ленин придерживался точки зрения, что «любого чернорабочего и любую кухарку» можно и нужно обучить до уровня, чтобы они были способны принимать участие в управлении государством. Однако подобная борьба с безграмотностью для отдельных лиц часто сводилась к формальности. Случалось и так, что овладевший лишь минимальными знаниями русского языка человек объявлялся грамотным, а, значит, и способным оказывать влияние на политическую жизнь в стране.
Эту сторону общественно-политической жизни первых десятилетий советской власти в своем произведении «Собачье сердце» образно изобразит Михаил Афанасьевич Булгаков. На примере главных героев - Преображенского и Шарикова - писатель показывает резкое разделение людей на высокоинтеллектуальную интеллигенцию и пролетариат, который преимущественно оставался безграмотным, однако в глазах молодой большевистской власти должен получить возможность управлять государством. В тонкой сатирической форме Михаил Афанасьевич показывает, что необразованному и политически незрелому населению нельзя давать в руки власть. Такой социальный эксперимент неизбежно обернется катастрофой для общества и государства.
Другую проблему советской действительности 20-30-х гг. в сатирической форме показывали многие авторы. Формирование развитой сети государственных органов и учреждений повлекло за собой появление в стране бюрократизма. В своем произведении «Город градов» А.П. Платонов поднимает именно эту проблему. Автор, применяя массу сатирических приемов, иронизирует над государственными органами, деятельность которых иногда доходит до абсурда.
А уже с легкой руки Михаила Булгакова бюрократический аппарат советской власти в произведении «Дьяволиада» будет отождествлен с темной силой, перемалывающей «маленького человека».
Иронию у народа вызывали и появившиеся аббревиатуры государственных органов, которые использовала большевистская власть. Писатели-сатирики в своих произведениях зачастую применяли к государственным органам выдуманные названия.
Совершенно особенной темой в творчестве деятелей культуры 1920-1930-х гг. станет Новая экономическая политика и ее последствия. Господство частной собственности и использование рыночных механизмов постепенно укоренили в сознании людей идею, что богатство и нажива и есть смысл жизни. Этот общественный порок в своих романах «12 стульев» и «Золотой теленок» умело высмеяли И.А. Ильф и Е.П. Петров. В сатирической форме авторы говорят читателям, что богатство и достаток нужно заработать, а не гоняться за ним.
Обличение идеалов НЭПа станет центральной темой советского кинематографа 1920-1930-х гг., который в этот период только набирал обороты. Кинокомедии «Процесс о трех миллионах», «Кукла с миллионами» наглядно высмеивают бездумное обогащение отдельных индивидов. А картина «Государственный чиновник» уже доводит до зрителей идею о неотвратимости наказания за незаконное обогащение.
Под высмеивание со стороны режиссеров, выполняющих государственный заказ, попадает институт церкви. В данный период в свет выходит большое количество кинокартин, высмеивающих жадность и алчность священнослужителей.
Помимо этого, в рассматриваемый период не исчезают и уже традиционные для населения России жанры культуры - театр и цирк. В своих представлениях артисты данного направления критиковали действующую социальную действительность и обличали низости и пороки советских граждан.
Таким образом, анализ сатирических произведений 1920-1930-х гг. позволяет сделать некоторые выводы о социально-политических настроениях российского общества данного периода.
Одним из возможных источников для изучения массового сознания людей является сатира. С одной стороны, сатирические произведения - это своего рода отражение массового сознания, так как они выражают наиболее важные общественно-политические настроения. С другой - эти же сатирические произведения оказывают колоссальное влияние на формирование массового сознания. Отличаясь актуальностью и злободневностью, а также простотой содержания, сатира зачастую формирует отношение отдельных индивидов и общественных масс к тому или иному явлению.
Сама по себе сатира как жанр в истории нашей страны возникает в XVII веке, когда в результате процесса обмирщения культуры появляются новые жанры, обособленные от христианского вероучения. В XVIII столетии продолжается расцвет сатирического жанра. Жанровое многообразие сатиры обусловлено появлением эпиграммы, послания, басни, эпитафии, пародийной песни. Уже в последующих столетиях начинается расцвет журнальной сатиры. Именно в начале XIX века, как полагает большинство ученых, в России зарождается сатирическая живопись - карикатура и шарж.
Новым витком активного развития сатирического жанра в России будут 1920-1930-е гг., когда изменение в политической системе страны повлечет за собой трансформацию в культуре. Возникнет социальный запрос на критику в отношении действий новой власти. Эту функцию и будут выполнять деятели культуры, которые в своих произведениях в полной мере отразят социально-политические настроения общества.
На формирование и развитие сатиры 1920-1930 гг. оказывает влияние ряд особенностей. Сатирические произведения в данный период формируются в единстве двух противоположностей: с одной стороны, имеет место желание чиновников сделать из деятелей культуры инструмент для агитации и пропаганды, а с другой - складывается понимание того, что для развития культуры необходима самостоятельность и инициативность представителей интеллигенции. Помимо этого, хотя сатира первых десятилетий после октября 1917 г. и формируется в условиях зарождения пролетарской культуры, ей присуще тематическое многообразие, а также антирелигиозная повестка. Выделить стоит и то, что советская сатира 20-30 гг., с одной стороны, развивает прежние, уже существующие в русской культуре традиции, а с другой - меняется под новые политические реалии.
Одним из деятелей культуры, творящим в сатирическом жанре, станет Аркадий Тимофеевич Аверченко, который в своем знаменитом произведении «Дюжина ножей в спину революции» отразит чаяния части народа. В присущей ему сатирической манере автор отображает важнейшие социально - политические настроения отдельных слоев российского общества. Аверченко показывает, что среди русской интеллигенции большое количество людей, которые не приняли революцию и перемены в стране. Хозяйственная разруха, голод, произвол власти, чудовищная инфляция и гражданская война - это все следствие событий 1917 года, с точки зрения автора. Творчество Аверченко, в отличие от художественной интеллигенции, поддержавшей революцию, показывает глубокие переживания за судьбу собственной страны, что является отображением социально-политических настроений части российского общества.
Сатира 1920-1930-х гг. отличается большим разнообразием жанров. Это литература, живопись, кинематограф, а также цирковое искусство и театр. Проанализировав вышеупомянутые направления в сатире, мы можем сделать следующие выводы о социально-политических настроениях советского общества 1920-1930-х гг.
В начале 1920-х гг. главным сатирическим жанром являлась живопись, воплощенная в жизнь в форме политических плакатов, карикатур и шаржей, главной темой которых была гражданская война. Противоборствующие стороны старались посредством живописи наглядно высмеять пороки политического и военного противника. Большевики обвиняли белых в незаинтересованности в проблемах простого народа, в сотрудничестве с иностранными государствами, белые же настаивали на кровожадности красных, их необразованности и неспособности привести стану к достойному будущему. Тема гражданской войны нашла свое отражение и в творчестве писателей. В частности, ярым противником белого движения был В.В. Маяковский, издавший ряд произведений, высмеивающих командиров и солдат белого движения.
Ознаменовавшийся победой большевиков мир в России обозначил новые проблемы, которые также нашли отражение в творчестве деятелей культуры. Одной из центральных тем сатирических произведений становится начавшаяся в 1919 г. борьба большевиков с безграмотностью. Из-за отсутствия квалифицированных педагогических кадров функция обучения легла на плечи неподготовленных людей. Эту сторону общественной жизни в своем произведении «Неделя просвещения» талантливо отразит М.А. Булгаков.
В соответствии с декретом СНК, самоцель акции по борьбе с безграмотностью заключалась в обучении населения, чтобы оно впоследствии могло осознанно участвовать в политической жизни страны. Владимир Ильич Ленин придерживался точки зрения, что «любого чернорабочего и любую кухарку» можно и нужно обучить до уровня, чтобы они были способны принимать участие в управлении государством. Однако подобная борьба с безграмотностью для отдельных лиц часто сводилась к формальности. Случалось и так, что овладевший лишь минимальными знаниями русского языка человек объявлялся грамотным, а, значит, и способным оказывать влияние на политическую жизнь в стране.
Эту сторону общественно-политической жизни первых десятилетий советской власти в своем произведении «Собачье сердце» образно изобразит Михаил Афанасьевич Булгаков. На примере главных героев - Преображенского и Шарикова - писатель показывает резкое разделение людей на высокоинтеллектуальную интеллигенцию и пролетариат, который преимущественно оставался безграмотным, однако в глазах молодой большевистской власти должен получить возможность управлять государством. В тонкой сатирической форме Михаил Афанасьевич показывает, что необразованному и политически незрелому населению нельзя давать в руки власть. Такой социальный эксперимент неизбежно обернется катастрофой для общества и государства.
Другую проблему советской действительности 20-30-х гг. в сатирической форме показывали многие авторы. Формирование развитой сети государственных органов и учреждений повлекло за собой появление в стране бюрократизма. В своем произведении «Город градов» А.П. Платонов поднимает именно эту проблему. Автор, применяя массу сатирических приемов, иронизирует над государственными органами, деятельность которых иногда доходит до абсурда.
А уже с легкой руки Михаила Булгакова бюрократический аппарат советской власти в произведении «Дьяволиада» будет отождествлен с темной силой, перемалывающей «маленького человека».
Иронию у народа вызывали и появившиеся аббревиатуры государственных органов, которые использовала большевистская власть. Писатели-сатирики в своих произведениях зачастую применяли к государственным органам выдуманные названия.
Совершенно особенной темой в творчестве деятелей культуры 1920-1930-х гг. станет Новая экономическая политика и ее последствия. Господство частной собственности и использование рыночных механизмов постепенно укоренили в сознании людей идею, что богатство и нажива и есть смысл жизни. Этот общественный порок в своих романах «12 стульев» и «Золотой теленок» умело высмеяли И.А. Ильф и Е.П. Петров. В сатирической форме авторы говорят читателям, что богатство и достаток нужно заработать, а не гоняться за ним.
Обличение идеалов НЭПа станет центральной темой советского кинематографа 1920-1930-х гг., который в этот период только набирал обороты. Кинокомедии «Процесс о трех миллионах», «Кукла с миллионами» наглядно высмеивают бездумное обогащение отдельных индивидов. А картина «Государственный чиновник» уже доводит до зрителей идею о неотвратимости наказания за незаконное обогащение.
Под высмеивание со стороны режиссеров, выполняющих государственный заказ, попадает институт церкви. В данный период в свет выходит большое количество кинокартин, высмеивающих жадность и алчность священнослужителей.
Помимо этого, в рассматриваемый период не исчезают и уже традиционные для населения России жанры культуры - театр и цирк. В своих представлениях артисты данного направления критиковали действующую социальную действительность и обличали низости и пороки советских граждан.
Таким образом, анализ сатирических произведений 1920-1930-х гг. позволяет сделать некоторые выводы о социально-политических настроениях российского общества данного периода.
Подобные работы
- Русский футуризм: идеология, поэтика, прагматика
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



