Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и практика их реализации (на материалах Пензенской области)
|
Введение 3
Глава I. Теоретические и правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 10
1.1. Теоретико-правовая характеристика усыновления как приоритетной
формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 10
1.2. Опека и попечительство над детьми, оставшимися без попечения
родителей 19
1.3. Приемная семья 27
1.4. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в
патронатную семью и организации для детей-сирот 32
Глава II. Практические аспекты реализации устройства детей, оставшихся без попечения родителей (на материалах Пензенской области) 38
2.1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей 38
2.2. Проблемы практики материального обеспечения приемных семей 42
2.3. Государственная и региональная политика в сфере устройства детей,
оставшихся без попечения родителей 47
Глава III. Методическая разработка урока по теме
«Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей» 52
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 62
Приложения 68
Глава I. Теоретические и правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 10
1.1. Теоретико-правовая характеристика усыновления как приоритетной
формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 10
1.2. Опека и попечительство над детьми, оставшимися без попечения
родителей 19
1.3. Приемная семья 27
1.4. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в
патронатную семью и организации для детей-сирот 32
Глава II. Практические аспекты реализации устройства детей, оставшихся без попечения родителей (на материалах Пензенской области) 38
2.1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей 38
2.2. Проблемы практики материального обеспечения приемных семей 42
2.3. Государственная и региональная политика в сфере устройства детей,
оставшихся без попечения родителей 47
Глава III. Методическая разработка урока по теме
«Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей» 52
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 62
Приложения 68
Статья 54 Семейного кодекса РФ гласит: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. .» .
Встречаются случаи, когда ребенок не может в полной мере воспользоваться этим правом. Так, в преамбуле «Конвенции о правах ребенка» сказано: «...во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно сложных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании.» .
В связи с этим на законодательном уровне были созданы особые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что, во-первых, на сегодняшний день численность детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является достаточно большой. Так, по состоянию на 2018 г. количество детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации по данным статистики составляет 47 242 ребенка. В Пензенской области зарегистрировано 285 детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 98 воспитывается в замещающих семьях, в областных государственных учреждениях всех типов - 48 .
Во-вторых, особую сложность представляет процедура усыновления (удочерения). Она, в свою очередь, требует более детального рассмотрения на законодательном уровне.
В-третьих, в настоящее время имеет место такая проблема, как возврат детей, принятых под опеку (попечительство). Следовательно, несмотря на пристальное внимание со стороны законодателей к данному институту, проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются нерешенными.
Объектом данного исследования являются такие формы устройства детей, как усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья, патронатная семья и специальные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом выпускной квалификационной работы являются особенности выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пензенской области.
Источниковая база. Всеобщая Декларация прав человека , Конвенция о правах ребенка , Конституция РФ представляют собой нормативно¬правовую базу, в которой закреплены права детей, оставшихся без попечения родителей.
Одним из важнейших источников является Семейный кодекс РФ . Так, его шестой раздел полностью посвящен формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В нем закреплены положения о выявлении и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, опеке и попечительстве, приемной семье. Важное место занимают нормы, касающиеся усыновления (удочерения) детей, а также устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальные организации.
Наряду с Семейным кодексом, в работе имеются ссылки на Гражданский и Уголовный кодексы.
Помимо кодифицированных источников, в исследовании использованы федеральные законы. Прежде всего это закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ, «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ и др. Ценность данных нормативно-правовых актов обусловлена тем, что они регламентируют наиболее узкие вопросы, касающиеся проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Степень изученности проблемы. Фундаментальными исследованиями по семейному праву, в частности, по вопросам, касающимся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является труды М.В. Антокольской и Л.М. Пчелинцевой. В них авторы достаточно подробно характеризуют формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому данные исследования являются основными для написания теоретической части работы.
Говоря о таком вопросе, как институт усыновления (удочерения), следует отметить монографию Я.В. Задесенкой и Л.А. Смолиной «Институт усыновления в России и странах Европы: сравнительное теоретико-правовое исследование» . В ней авторы дают определение усыновления, подробно раскрывают его порядок. Данная работа представляет особый интерес благодаря комплексному сравнительно-правовому анализу института усыновления в России и странах Европы.
Наряду с вышеназванными авторами проблемой усыновления (удочерения) занимался такой ученый, как Р.Л. Мурзин. В своей работе «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект» он подробно рассмотрел такой важный вопрос, как порядок отмены усыновления. Помимо этого, автором проведен подробный анализ оснований для отмены усыновления.
Нельзя обойти стороной такого ученого, как Г.А. Магдесян . Его вклад в изучение вопроса устройства детей, оставшихся без попечения родителей, огромен. В частности, ученый уделил большое внимание развитию такой формы устройства детей, как опека и попечительство.
Данный институт достаточно подробно изучался В.Л. Харсеевой. Ее исследование «О некоторых аспектах установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей» имеет огромное практическое значение. В нем автор затрагивает проблему определения правовой природы договора об осуществлении опеки и попечительства. Как известно, данный вопрос является дискуссионным в юридической науке.
Значительный интерес для данного исследования представляет работа Д.Г. Поповой . В своей статье ««Несемейная» форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в свете реформы семейного законодательства» автор затронула такую форму устройства детей, как специальные организации. Кроме того, в работе используются исторические примеры, которые помогают проследить развитие таких организаций на протяжении веков.
Огромный интерес ученых-юристов вызывает изучение института приемной семьи. Среди таких исследователей можно отметить Ю.П. Хамутовскую. В своей работе «Правовые проблемы института приемной семьи в России и за рубежом» автор проводит глубокий сравнительно-правовой анализ института приемной семьи в России и в других государствах.
Многие исследователи используют в своих трудах в качестве примера зарубежный опыт. К примеру, С.С. Чекулаев и А.О. Кравчук в своей работе «Сравнительно-правовой анализ института патронатной семьи в России, странах Западной Европы и США» характеризуют патронатную семью, определяют ее правовую природу. Сравнивая институт патронатной семьи в разных государствах, ученые приходят к выводу, что данная форма устройства детей не является популярной в России.
Большую ценность в изучении проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеет работа Л.Ю. Федосеевой и Т.В. Гавриловой «Приемная семья: к вопросу о развитии в Пензенской области семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» . Данная статья имеет большое значение для практической части исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - показать практическую значимость форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи работы:
• рассмотреть усыновление (удочерение) как приоритетную форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
• охарактеризовать такую форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как опека и попечительство;
• дать понятие приемной и патронатной семьи и раскрыть их сущность;
• определить значение организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• показать на примере Пензенской области, как происходит выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей;
• обозначить важность такого вопроса, как материальное обеспечение приемных семей;
• выявить особенности государственной и региональной политики в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
• используя теоретическую часть исследования, разработать урок по обществознанию на тему «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей».
Методологической основой исследования является диалектический метод, системный подход к познанию общественных явлений. Среди общенаучных методов, используемых при написании работы, следует также отметить анализ, синтез, сравнение и др.
Для более детального исследования были использованы и специфические методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический методы.
Практическая значимость данного исследования заключается в определении направлений государственной политики в области устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, большое значение имеет анализ такого важного вопроса, как материальное обеспечение приемных семей, на примере Пензенской области.
Теоретическая часть и результаты проведенного в работе исследования могут быть применены в качестве материалов для подготовки к урокам по дисциплине «Обществознание» в старшей школе.
Апробация исследования. Работа была апробирована на научной конференции «XX Лебедевские чтения» в апреле 2019 г. Тезисы доклада были опубликованы в сборнике материалов конференции.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В конце приводится перечень источников и специальной научной литературы.
Встречаются случаи, когда ребенок не может в полной мере воспользоваться этим правом. Так, в преамбуле «Конвенции о правах ребенка» сказано: «...во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно сложных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании.» .
В связи с этим на законодательном уровне были созданы особые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что, во-первых, на сегодняшний день численность детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является достаточно большой. Так, по состоянию на 2018 г. количество детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации по данным статистики составляет 47 242 ребенка. В Пензенской области зарегистрировано 285 детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 98 воспитывается в замещающих семьях, в областных государственных учреждениях всех типов - 48 .
Во-вторых, особую сложность представляет процедура усыновления (удочерения). Она, в свою очередь, требует более детального рассмотрения на законодательном уровне.
В-третьих, в настоящее время имеет место такая проблема, как возврат детей, принятых под опеку (попечительство). Следовательно, несмотря на пристальное внимание со стороны законодателей к данному институту, проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются нерешенными.
Объектом данного исследования являются такие формы устройства детей, как усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья, патронатная семья и специальные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом выпускной квалификационной работы являются особенности выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пензенской области.
Источниковая база. Всеобщая Декларация прав человека , Конвенция о правах ребенка , Конституция РФ представляют собой нормативно¬правовую базу, в которой закреплены права детей, оставшихся без попечения родителей.
Одним из важнейших источников является Семейный кодекс РФ . Так, его шестой раздел полностью посвящен формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В нем закреплены положения о выявлении и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, опеке и попечительстве, приемной семье. Важное место занимают нормы, касающиеся усыновления (удочерения) детей, а также устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальные организации.
Наряду с Семейным кодексом, в работе имеются ссылки на Гражданский и Уголовный кодексы.
Помимо кодифицированных источников, в исследовании использованы федеральные законы. Прежде всего это закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ, «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ и др. Ценность данных нормативно-правовых актов обусловлена тем, что они регламентируют наиболее узкие вопросы, касающиеся проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Степень изученности проблемы. Фундаментальными исследованиями по семейному праву, в частности, по вопросам, касающимся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является труды М.В. Антокольской и Л.М. Пчелинцевой. В них авторы достаточно подробно характеризуют формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому данные исследования являются основными для написания теоретической части работы.
Говоря о таком вопросе, как институт усыновления (удочерения), следует отметить монографию Я.В. Задесенкой и Л.А. Смолиной «Институт усыновления в России и странах Европы: сравнительное теоретико-правовое исследование» . В ней авторы дают определение усыновления, подробно раскрывают его порядок. Данная работа представляет особый интерес благодаря комплексному сравнительно-правовому анализу института усыновления в России и странах Европы.
Наряду с вышеназванными авторами проблемой усыновления (удочерения) занимался такой ученый, как Р.Л. Мурзин. В своей работе «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект» он подробно рассмотрел такой важный вопрос, как порядок отмены усыновления. Помимо этого, автором проведен подробный анализ оснований для отмены усыновления.
Нельзя обойти стороной такого ученого, как Г.А. Магдесян . Его вклад в изучение вопроса устройства детей, оставшихся без попечения родителей, огромен. В частности, ученый уделил большое внимание развитию такой формы устройства детей, как опека и попечительство.
Данный институт достаточно подробно изучался В.Л. Харсеевой. Ее исследование «О некоторых аспектах установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей» имеет огромное практическое значение. В нем автор затрагивает проблему определения правовой природы договора об осуществлении опеки и попечительства. Как известно, данный вопрос является дискуссионным в юридической науке.
Значительный интерес для данного исследования представляет работа Д.Г. Поповой . В своей статье ««Несемейная» форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в свете реформы семейного законодательства» автор затронула такую форму устройства детей, как специальные организации. Кроме того, в работе используются исторические примеры, которые помогают проследить развитие таких организаций на протяжении веков.
Огромный интерес ученых-юристов вызывает изучение института приемной семьи. Среди таких исследователей можно отметить Ю.П. Хамутовскую. В своей работе «Правовые проблемы института приемной семьи в России и за рубежом» автор проводит глубокий сравнительно-правовой анализ института приемной семьи в России и в других государствах.
Многие исследователи используют в своих трудах в качестве примера зарубежный опыт. К примеру, С.С. Чекулаев и А.О. Кравчук в своей работе «Сравнительно-правовой анализ института патронатной семьи в России, странах Западной Европы и США» характеризуют патронатную семью, определяют ее правовую природу. Сравнивая институт патронатной семьи в разных государствах, ученые приходят к выводу, что данная форма устройства детей не является популярной в России.
Большую ценность в изучении проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеет работа Л.Ю. Федосеевой и Т.В. Гавриловой «Приемная семья: к вопросу о развитии в Пензенской области семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» . Данная статья имеет большое значение для практической части исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - показать практическую значимость форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи работы:
• рассмотреть усыновление (удочерение) как приоритетную форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
• охарактеризовать такую форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как опека и попечительство;
• дать понятие приемной и патронатной семьи и раскрыть их сущность;
• определить значение организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• показать на примере Пензенской области, как происходит выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей;
• обозначить важность такого вопроса, как материальное обеспечение приемных семей;
• выявить особенности государственной и региональной политики в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
• используя теоретическую часть исследования, разработать урок по обществознанию на тему «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей».
Методологической основой исследования является диалектический метод, системный подход к познанию общественных явлений. Среди общенаучных методов, используемых при написании работы, следует также отметить анализ, синтез, сравнение и др.
Для более детального исследования были использованы и специфические методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический методы.
Практическая значимость данного исследования заключается в определении направлений государственной политики в области устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, большое значение имеет анализ такого важного вопроса, как материальное обеспечение приемных семей, на примере Пензенской области.
Теоретическая часть и результаты проведенного в работе исследования могут быть применены в качестве материалов для подготовки к урокам по дисциплине «Обществознание» в старшей школе.
Апробация исследования. Работа была апробирована на научной конференции «XX Лебедевские чтения» в апреле 2019 г. Тезисы доклада были опубликованы в сборнике материалов конференции.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В конце приводится перечень источников и специальной научной литературы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы, являющиеся ответами на те вопросы, которые ставились в начале работы.
Говоря об усыновлении (удочерении), следует отметить, что приоритетность данной формы устройства детей неслучайна. Правовая связь, возникающая между усыновителем и усыновленным, влечет за собой возникновение у них определенных прав и обязанностей по отношению друг к другу. Правоотношения, в свою очередь, носят бессрочный характер. Это означает, что ни о каком «пробном» усыновлении не может идти речи.
Рассмотрев такую форму устройства детей, как опека и попечительство, можно сказать, что сущностью данной формы является устройство как самого ребенка, так и определение судьбы его имущества. Следует отметить, что институт опеки и попечительства является достаточно развитым в нашем государстве. Об этом говорит обширная законодательная база, регулирующая отношения в данной сфере.
Большого внимания заслуживает такая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья. В отличие от усыновления и опеки и попечительства, данная форма имеет свои особенности. Одной из них является наличие договора, заключаемого приемными родителями с органами опеки и попечительства, который носит возмездный характер. Другой характерной чертой является заключение такого договора на определенный срок. По данным признакам приемная семья схожа с такой формой устройства детей, как патронатная семья. Тем не менее, следует разграничивать эти понятия. В отличие от приемного родителя, патронатный воспитатель является сотрудником Уполномоченной службы по патронату, который обязан пройти специальное обучение.
Следует отметить, что в настоящее время патронатная семья не является популярной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это обусловлено, в первую очередь тем, что данный институт законодательно закреплен далеко не во всех субъектах Российской Федерации. Опыт зарубежных стран хорошо показывает, что институт патроната в России, и конкретно в Пензенской области нуждается в более сильном правовом регулировании.
В настоящее время в юридической литературе не существует единого подхода к определению приемной семьи. Некоторые ученые приравнивают ее к патронатной семье. Однако, проведенное исследование дает основания разделять данные понятия. Тем не менее, нельзя не отметить, что их объединяет общая цель - создание благоприятных условий для временного пребывания ребенка.
Одним из важных вопросов является определение роли специальных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следует отметить, что они являются наиболее распространенными формами устройства детей. Это обусловлено, в первую очередь тем, что такие организации, как детские дома, школы-интернаты, а также детские дома семейного типа находятся на государственном обеспечении.
Центральное место в исследовании занимает изучение практики выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на материалах Пензенской области. Следует сказать, что муниципальные органы Пензенской области проводят мероприятия, направленные, в первую очередь, на благополучное определение детей в приемную семью, опекуну или попечителю, а также в воспитательное или иное учреждение.
Одной из острых проблем, затронутых в выпускной квалификационной работе, является материальное обеспечение приемных семей. Несмотря на положительную динамику устройства детей, отмеченную в исследовании, данный вопрос нуждается в тщательной законодательной проработке. А именно - в разработке и утверждении на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации обязательного сопровождения компетентными органами, в том числе и юридического, приемных семей в течение всего действия договора с ними. Данная необходимость обусловлена тем, что ряд районов Пензенской области (Земетчинский, Нижнеломовский, Лунинский и др.) столкнулся с этой проблемой.
Характеризуя особенности государственной и региональной политики в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей, можно отметить положительные тенденции. Ярким показателем этого стало принятие в Пензе постановления, определяющего компетенции для администраций районов в сфере работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Для применения результатов исследования был разработан урок по обществознанию по теме «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей». В его основу легла теоретическая часть выпускной квалификационной работы. Можно сказать, что цели и планируемые результаты были достигнуты.
Таким образом, комплексный правовой анализ форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, использование материалов Пензенской области в качестве примера практической реализации устройства данной категории детей, позволяет сделать следующий вывод. Несмотря на положительные тенденции, отмеченные в проводимой государством политике в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многие проблемы остаются нерешенными. Некоторые вопросы требуют более детальной проработки и закрепления на законодательном уровне.
Говоря об усыновлении (удочерении), следует отметить, что приоритетность данной формы устройства детей неслучайна. Правовая связь, возникающая между усыновителем и усыновленным, влечет за собой возникновение у них определенных прав и обязанностей по отношению друг к другу. Правоотношения, в свою очередь, носят бессрочный характер. Это означает, что ни о каком «пробном» усыновлении не может идти речи.
Рассмотрев такую форму устройства детей, как опека и попечительство, можно сказать, что сущностью данной формы является устройство как самого ребенка, так и определение судьбы его имущества. Следует отметить, что институт опеки и попечительства является достаточно развитым в нашем государстве. Об этом говорит обширная законодательная база, регулирующая отношения в данной сфере.
Большого внимания заслуживает такая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья. В отличие от усыновления и опеки и попечительства, данная форма имеет свои особенности. Одной из них является наличие договора, заключаемого приемными родителями с органами опеки и попечительства, который носит возмездный характер. Другой характерной чертой является заключение такого договора на определенный срок. По данным признакам приемная семья схожа с такой формой устройства детей, как патронатная семья. Тем не менее, следует разграничивать эти понятия. В отличие от приемного родителя, патронатный воспитатель является сотрудником Уполномоченной службы по патронату, который обязан пройти специальное обучение.
Следует отметить, что в настоящее время патронатная семья не является популярной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это обусловлено, в первую очередь тем, что данный институт законодательно закреплен далеко не во всех субъектах Российской Федерации. Опыт зарубежных стран хорошо показывает, что институт патроната в России, и конкретно в Пензенской области нуждается в более сильном правовом регулировании.
В настоящее время в юридической литературе не существует единого подхода к определению приемной семьи. Некоторые ученые приравнивают ее к патронатной семье. Однако, проведенное исследование дает основания разделять данные понятия. Тем не менее, нельзя не отметить, что их объединяет общая цель - создание благоприятных условий для временного пребывания ребенка.
Одним из важных вопросов является определение роли специальных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следует отметить, что они являются наиболее распространенными формами устройства детей. Это обусловлено, в первую очередь тем, что такие организации, как детские дома, школы-интернаты, а также детские дома семейного типа находятся на государственном обеспечении.
Центральное место в исследовании занимает изучение практики выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на материалах Пензенской области. Следует сказать, что муниципальные органы Пензенской области проводят мероприятия, направленные, в первую очередь, на благополучное определение детей в приемную семью, опекуну или попечителю, а также в воспитательное или иное учреждение.
Одной из острых проблем, затронутых в выпускной квалификационной работе, является материальное обеспечение приемных семей. Несмотря на положительную динамику устройства детей, отмеченную в исследовании, данный вопрос нуждается в тщательной законодательной проработке. А именно - в разработке и утверждении на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации обязательного сопровождения компетентными органами, в том числе и юридического, приемных семей в течение всего действия договора с ними. Данная необходимость обусловлена тем, что ряд районов Пензенской области (Земетчинский, Нижнеломовский, Лунинский и др.) столкнулся с этой проблемой.
Характеризуя особенности государственной и региональной политики в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей, можно отметить положительные тенденции. Ярким показателем этого стало принятие в Пензе постановления, определяющего компетенции для администраций районов в сфере работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Для применения результатов исследования был разработан урок по обществознанию по теме «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей». В его основу легла теоретическая часть выпускной квалификационной работы. Можно сказать, что цели и планируемые результаты были достигнуты.
Таким образом, комплексный правовой анализ форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, использование материалов Пензенской области в качестве примера практической реализации устройства данной категории детей, позволяет сделать следующий вывод. Несмотря на положительные тенденции, отмеченные в проводимой государством политике в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многие проблемы остаются нерешенными. Некоторые вопросы требуют более детальной проработки и закрепления на законодательном уровне.
Подобные работы
- Опека и попечительство над несовершеннолетними: вопросы правового регулирования
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - БОРЬБА С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В 1922-1941 ГОДАХ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ДЕТЕЙ, УТРАТИВШИХ РОДИТЕЛЬСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ПРАВ И ИСПОЛНЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



