Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и практика их реализации (на материалах Пензенской области)

Работа №157827

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические и правовые основы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 10
1.1. Теоретико-правовая характеристика усыновления как приоритетной
формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 10
1.2. Опека и попечительство над детьми, оставшимися без попечения
родителей 19
1.3. Приемная семья 27
1.4. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в
патронатную семью и организации для детей-сирот 32
Глава II. Практические аспекты реализации устройства детей, оставшихся без попечения родителей (на материалах Пензенской области) 38
2.1. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей 38
2.2. Проблемы практики материального обеспечения приемных семей 42
2.3. Государственная и региональная политика в сфере устройства детей,
оставшихся без попечения родителей 47
Глава III. Методическая разработка урока по теме
«Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей» 52
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 62
Приложения 68


Статья 54 Семейного кодекса РФ гласит: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. .» .
Встречаются случаи, когда ребенок не может в полной мере воспользоваться этим правом. Так, в преамбуле «Конвенции о правах ребенка» сказано: «...во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно сложных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании.» .
В связи с этим на законодательном уровне были созданы особые формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что, во-первых, на сегодняшний день численность детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является достаточно большой. Так, по состоянию на 2018 г. количество детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации по данным статистики составляет 47 242 ребенка. В Пензенской области зарегистрировано 285 детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 98 воспитывается в замещающих семьях, в областных государственных учреждениях всех типов - 48 .
Во-вторых, особую сложность представляет процедура усыновления (удочерения). Она, в свою очередь, требует более детального рассмотрения на законодательном уровне.
В-третьих, в настоящее время имеет место такая проблема, как возврат детей, принятых под опеку (попечительство). Следовательно, несмотря на пристальное внимание со стороны законодателей к данному институту, проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются нерешенными.
Объектом данного исследования являются такие формы устройства детей, как усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья, патронатная семья и специальные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предметом выпускной квалификационной работы являются особенности выявления и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Пензенской области.
Источниковая база. Всеобщая Декларация прав человека , Конвенция о правах ребенка , Конституция РФ представляют собой нормативно¬правовую базу, в которой закреплены права детей, оставшихся без попечения родителей.
Одним из важнейших источников является Семейный кодекс РФ . Так, его шестой раздел полностью посвящен формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В нем закреплены положения о выявлении и устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, опеке и попечительстве, приемной семье. Важное место занимают нормы, касающиеся усыновления (удочерения) детей, а также устройства детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальные организации.
Наряду с Семейным кодексом, в работе имеются ссылки на Гражданский и Уголовный кодексы.
Помимо кодифицированных источников, в исследовании использованы федеральные законы. Прежде всего это закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ, «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ и др. Ценность данных нормативно-правовых актов обусловлена тем, что они регламентируют наиболее узкие вопросы, касающиеся проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Степень изученности проблемы. Фундаментальными исследованиями по семейному праву, в частности, по вопросам, касающимся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является труды М.В. Антокольской и Л.М. Пчелинцевой. В них авторы достаточно подробно характеризуют формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому данные исследования являются основными для написания теоретической части работы.
Говоря о таком вопросе, как институт усыновления (удочерения), следует отметить монографию Я.В. Задесенкой и Л.А. Смолиной «Институт усыновления в России и странах Европы: сравнительное теоретико-правовое исследование» . В ней авторы дают определение усыновления, подробно раскрывают его порядок. Данная работа представляет особый интерес благодаря комплексному сравнительно-правовому анализу института усыновления в России и странах Европы.
Наряду с вышеназванными авторами проблемой усыновления (удочерения) занимался такой ученый, как Р.Л. Мурзин. В своей работе «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект» он подробно рассмотрел такой важный вопрос, как порядок отмены усыновления. Помимо этого, автором проведен подробный анализ оснований для отмены усыновления.
Нельзя обойти стороной такого ученого, как Г.А. Магдесян . Его вклад в изучение вопроса устройства детей, оставшихся без попечения родителей, огромен. В частности, ученый уделил большое внимание развитию такой формы устройства детей, как опека и попечительство.
Данный институт достаточно подробно изучался В.Л. Харсеевой. Ее исследование «О некоторых аспектах установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей» имеет огромное практическое значение. В нем автор затрагивает проблему определения правовой природы договора об осуществлении опеки и попечительства. Как известно, данный вопрос является дискуссионным в юридической науке.
Значительный интерес для данного исследования представляет работа Д.Г. Поповой . В своей статье ««Несемейная» форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в свете реформы семейного законодательства» автор затронула такую форму устройства детей, как специальные организации. Кроме того, в работе используются исторические примеры, которые помогают проследить развитие таких организаций на протяжении веков.
Огромный интерес ученых-юристов вызывает изучение института приемной семьи. Среди таких исследователей можно отметить Ю.П. Хамутовскую. В своей работе «Правовые проблемы института приемной семьи в России и за рубежом» автор проводит глубокий сравнительно-правовой анализ института приемной семьи в России и в других государствах.
Многие исследователи используют в своих трудах в качестве примера зарубежный опыт. К примеру, С.С. Чекулаев и А.О. Кравчук в своей работе «Сравнительно-правовой анализ института патронатной семьи в России, странах Западной Европы и США» характеризуют патронатную семью, определяют ее правовую природу. Сравнивая институт патронатной семьи в разных государствах, ученые приходят к выводу, что данная форма устройства детей не является популярной в России.
Большую ценность в изучении проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеет работа Л.Ю. Федосеевой и Т.В. Гавриловой «Приемная семья: к вопросу о развитии в Пензенской области семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» . Данная статья имеет большое значение для практической части исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - показать практическую значимость форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи работы:
• рассмотреть усыновление (удочерение) как приоритетную форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
• охарактеризовать такую форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как опека и попечительство;
• дать понятие приемной и патронатной семьи и раскрыть их сущность;
• определить значение организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• показать на примере Пензенской области, как происходит выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей;
• обозначить важность такого вопроса, как материальное обеспечение приемных семей;
• выявить особенности государственной и региональной политики в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
• используя теоретическую часть исследования, разработать урок по обществознанию на тему «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей».
Методологической основой исследования является диалектический метод, системный подход к познанию общественных явлений. Среди общенаучных методов, используемых при написании работы, следует также отметить анализ, синтез, сравнение и др.
Для более детального исследования были использованы и специфические методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический методы.
Практическая значимость данного исследования заключается в определении направлений государственной политики в области устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, большое значение имеет анализ такого важного вопроса, как материальное обеспечение приемных семей, на примере Пензенской области.
Теоретическая часть и результаты проведенного в работе исследования могут быть применены в качестве материалов для подготовки к урокам по дисциплине «Обществознание» в старшей школе.
Апробация исследования. Работа была апробирована на научной конференции «XX Лебедевские чтения» в апреле 2019 г. Тезисы доклада были опубликованы в сборнике материалов конференции.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения. В конце приводится перечень источников и специальной научной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы, являющиеся ответами на те вопросы, которые ставились в начале работы.
Говоря об усыновлении (удочерении), следует отметить, что приоритетность данной формы устройства детей неслучайна. Правовая связь, возникающая между усыновителем и усыновленным, влечет за собой возникновение у них определенных прав и обязанностей по отношению друг к другу. Правоотношения, в свою очередь, носят бессрочный характер. Это означает, что ни о каком «пробном» усыновлении не может идти речи.
Рассмотрев такую форму устройства детей, как опека и попечительство, можно сказать, что сущностью данной формы является устройство как самого ребенка, так и определение судьбы его имущества. Следует отметить, что институт опеки и попечительства является достаточно развитым в нашем государстве. Об этом говорит обширная законодательная база, регулирующая отношения в данной сфере.
Большого внимания заслуживает такая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как приемная семья. В отличие от усыновления и опеки и попечительства, данная форма имеет свои особенности. Одной из них является наличие договора, заключаемого приемными родителями с органами опеки и попечительства, который носит возмездный характер. Другой характерной чертой является заключение такого договора на определенный срок. По данным признакам приемная семья схожа с такой формой устройства детей, как патронатная семья. Тем не менее, следует разграничивать эти понятия. В отличие от приемного родителя, патронатный воспитатель является сотрудником Уполномоченной службы по патронату, который обязан пройти специальное обучение.
Следует отметить, что в настоящее время патронатная семья не является популярной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это обусловлено, в первую очередь тем, что данный институт законодательно закреплен далеко не во всех субъектах Российской Федерации. Опыт зарубежных стран хорошо показывает, что институт патроната в России, и конкретно в Пензенской области нуждается в более сильном правовом регулировании.
В настоящее время в юридической литературе не существует единого подхода к определению приемной семьи. Некоторые ученые приравнивают ее к патронатной семье. Однако, проведенное исследование дает основания разделять данные понятия. Тем не менее, нельзя не отметить, что их объединяет общая цель - создание благоприятных условий для временного пребывания ребенка.
Одним из важных вопросов является определение роли специальных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следует отметить, что они являются наиболее распространенными формами устройства детей. Это обусловлено, в первую очередь тем, что такие организации, как детские дома, школы-интернаты, а также детские дома семейного типа находятся на государственном обеспечении.
Центральное место в исследовании занимает изучение практики выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на материалах Пензенской области. Следует сказать, что муниципальные органы Пензенской области проводят мероприятия, направленные, в первую очередь, на благополучное определение детей в приемную семью, опекуну или попечителю, а также в воспитательное или иное учреждение.
Одной из острых проблем, затронутых в выпускной квалификационной работе, является материальное обеспечение приемных семей. Несмотря на положительную динамику устройства детей, отмеченную в исследовании, данный вопрос нуждается в тщательной законодательной проработке. А именно - в разработке и утверждении на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации обязательного сопровождения компетентными органами, в том числе и юридического, приемных семей в течение всего действия договора с ними. Данная необходимость обусловлена тем, что ряд районов Пензенской области (Земетчинский, Нижнеломовский, Лунинский и др.) столкнулся с этой проблемой.
Характеризуя особенности государственной и региональной политики в сфере устройства детей, оставшихся без попечения родителей, можно отметить положительные тенденции. Ярким показателем этого стало принятие в Пензе постановления, определяющего компетенции для администраций районов в сфере работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Для применения результатов исследования был разработан урок по обществознанию по теме «Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей». В его основу легла теоретическая часть выпускной квалификационной работы. Можно сказать, что цели и планируемые результаты были достигнуты.
Таким образом, комплексный правовой анализ форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, использование материалов Пензенской области в качестве примера практической реализации устройства данной категории детей, позволяет сделать следующий вывод. Несмотря на положительные тенденции, отмеченные в проводимой государством политике в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многие проблемы остаются нерешенными. Некоторые вопросы требуют более детальной проработки и закрепления на законодательном уровне.



1. Всеобщая декларация прав человека. Резолюция 217(III) от 10 декабря 1948 г. [Электронный ресурс] //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 10.01.2019).
2. Конвенция о правах ребенка (вступила в силу для СССР 15.09.1990) - [Электронный ресурс] //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 10.01.2019).
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, в ред. от 09.02.2019) [Электронный ресурс] //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.01.2019).
4. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) - [Электронный ресурс] //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 10.01.2019).
5. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39570/ (дата обращения: 22.02.2019).
6. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 10.01.2019).
7. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 06.02.2019) [Электронный ресурс] //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 13.01. 2019).
8. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 10.01.2019).
9. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 01.04.2019) [Электронный ресурс] //http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 31.01.2019).
10. Федеральный закон от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об актах гражданского состояния» [Электронный ресурс] //https://base.garant.ru/173972/ (дата обращения: 19.01.2019).
11. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] //https://www.garant.ru/hotlaw/federal/93610/ (дата обращения: 21.01.2019).
12. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [Электронный ресурс] //https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 24.02.2019).
13. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/ (дата обращения: 12.01.2019).
14. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об опеке и попечительстве» [Электронный ресурс] //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/ (дата обращения: 11.01.2019).
15. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (дата обращения: 11.01.2019).
16. Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ (ред. 08.03.2015) «О государственном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей»
[Электронный ресурс] //https://base.garant.ru/183193/ (дата обращения: 02.02.2019).
17. Письмо Минобрнауки России от 18.06.2013 г. № ИР-590/07 «О совершенствовании деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] //
https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-18062013-n-ir-59007/ (дата
обращения: 28.02.2019).
18. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 (ред. от
21.12.2018) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88016/ (дата обращения: 06.03.2019).
19. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 г. № 275 (ред. от
19.12.2018) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» [Электронный ресурс] //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26751/ (дата обращения: 01.03.2019).
20. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 195 (ред. от
19.12.2018) «О детском доме семейного типа» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30781/ (дата обращения: 03.02.2019).
21. Приказ Минтруда России от 18.11.2013 г. № 680н «Об утверждении
профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» [Электронный ресурс] //
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157177/ (дата обращения: 03.03.2019).
22. Закон Пензенской области от 12 сентября 2006 г. № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, проживающих на территории Пензенской
области» (в ред. от 7 марта 2019 года) [Электронный ресурс] //https://base.garant.ru/17409214/ (дата обращения: 03.03.2019).
II. Судебная практика
23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 г. № 10 (ред. от 26.12.2017) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18980/ (дата обращения: 27.02.2019).
24. Решение Первомайского районного суда Пензенской области. Дело № 2¬49 от 21.05.2014 г. [Электронный ресурс] //http://vadinsky.pnz.sudrf.ru/prime/doc/11042401/ (дата обращения: 11.03.2019).
25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 г. № 8 (ред.
от 17.12.2013) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» [Электронный ресурс] // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12046403/ (дата обращения:
11.03.2019).
III. Исследования
26. Антокольская, М.В. Семейное право / М.В. Антокольская. - М.: Норма,
2014. - 432 с.
27. Коршунов, Н.М. Семейное право / Н.М. Коршунов. - М.: Право, 2015. - 334 с.
28. Муратова, С.А. Семейное право / С.А. Муратова. - М.: Эксмо, 2015. - 448 с.
29. Нечаева, А.М. Семейное право: курс лекций / А.М. Нечаева. - М.: Юрайт,
2015. - 318 с.
30. Пчелинцева, Л.М. Семейное право / Л.М. Пчелинцева. - М.: Норма, 2017.
- 688 с.
31. Задесенская, Я.В., Смолина, Л.А. Институт усыновления в России и
странах Европы: сравнительное теоретико-правовое исследование /
Я.В. Задесенская, Л.А. Смолина. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 192 с.
32. Константинова, Н.Н. Теоретические основы исследования системы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей / Н.Н. Константинова. - СПб: Издательство СПб ГУСЭ, 2008. - 210 с.
33. Магдесян, Г.А. Гражданско-правовое регулирование опеки и
попечительства в Российской Федерации: теоретические аспекты / Г.А. Магдесян. - Сочи, 2013. - 213 с.
34. Мурзин, Р.Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект / Р.Л. Мурзин. - М.: РГБ, 2015. - 206 с.
35. Самойлова, Т.Н. Социально-педагогическая помощь детям, оставшимся без попечения родителей / Т.Н Самойлова. - М.: БФ БашГУ, 2014. - 167 с.
36. Акимова, Л.В. Беспризорное детство в России в 20-е-40-е годы XX века (социолого-исторический аспект) / Л.В. Акимова // Право и государство: теория и практика. - 2014. - № 1. - С. 51-53.
37. Иванчина, А.Г. «История становления и развития системы воспитаниядетей-сирот в России в XVIII-XXI веках (на материале Пензенского края)» / А.Г. Иванчина // Известия Пензенского государственного педагогическогоуниверситета им. В.Г. Белинского. - 2009. - № 11. - С. 105-110.
38. Попова, Д.Г. «Несемейная» форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в свете реформы семейного законодательства / Д.Г. Попова // Общество и право. - 2015. - № 2. -
С. 169-175.
39. Садина, О.В. Понятие и основные направления оптимизации правового статуса несовершеннолетнего / О.В. Садина // Современное российское право: пробелы, пути совершенствования: сб. ст. Междунар. науч. практ. конф. / под ред. О.Н. Булакова, Г.В. Синцова. - Пенза, 2008. -
30 с.
40. Федосеева, Л.Ю., Гаврилова, Т.В. Приемная семья: к вопросу о развитии в Пензенской области семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / Л.Ю. Федосеева, Т.В. Гаврилова // Научный вестник. - 2009. - № 4. - С. 138-142.
41. Хамутовская, Ю.П. Правовые проблемы института приемной семьи в России и за рубежом / Ю.П. Хамутовская // Социально-политические науки.
- 2017. - № 6. - С. 86-89.
42. Харсеева, В.Л. О некоторых аспектах установления опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей / В.Л. Харсеева // Социально-политические науки. - 2013. - № 3. - С. 88-92.
43. Чекулаев, С.С., Кравчук, А.О. Сравнительно-правовой анализ института патронатной семьи в России, странах Западной Европы и США / С.С. Чекулаев, А.О. Кравчук // Актуальные проблемы российского права. - 2018.
- № 12. - С. 196-200.
V. Интернет-ресурсы
44. Официальный сайт Министерства науки и высшего образования - [Электронный ресурс] //https://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/statan/stat/added/(дата обращения: 21.02.2019).
45. Официальный сайт Законодательного собрания Пензенской области - [Электронный ресурс] //http://www.zspo.ru (дата обращения: 21.02.2019).
46. Официальный сайт Министерства образования Пензенской области - [Электронный ресурс] //http://minobr.pnzreg.ru (дата обращения: 21.01.2019).
47. Официальный сайт усыновления в России - [Электронный ресурс] // http://www.usynovite.ru (дата обращения: 12.02.2019).
48. Семейная политика детствосбережения - [Электронный ресурс] // https://studfiles.net/preview/2239484/page:3/ (дата обращения: 08.02.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ