Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Потребительские тактики посетителей продовольственных торговых сетей. Социологический анализ

Работа №157823

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы64
Год сдачи2018
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основания изучения потребительского поведения 6
1.1 Социологические подходы к исследованию потребления и
потребительского поведения 6
1.2 Потребительское поведение как социальное действие. Рациональное и
иррациональное в потребительских тактиках 11
1.3 Групповая динамика потребления в современной России 18
2. Социологическое исследование «Потребительские тактики посетителей
продовольственных торговых сетей города Пенза» 22
2.1 Программа исследования и инструментарий 22
2.2 Характеристика посетителей продовольственных торговых сетей (по
данным анкетного опроса покупателей) 26
2.3 Особенности потребительского поведения посетителей сетевых
продовольственных магазинов (по результатам экспертного опроса и включенного наблюдения) 42
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение 1

В эпоху постмодернизма потребление стало одним из ключевых показателей уровня жизни современного общества. Феномен потребления учитывается при разработке политических, экономических и социальных программ, реализуемых в жизни общества. Консьюмеризм, как характеристика потребления, способствовал изменению подхода к изучению населения, при удовлетворении своих потребностей. Благодаря изучению обыденных практик индивидов, мы можем проанализировать мотивы того или иного поведения населения и дать оценку их системе ценностей.
Актуальность исследования проблемы потребительских тактик посетителей продовольственных торговых сетей обусловлена тем, что социологический подход к проблематике поведения потребителей является недостаточно разработанным, так как в основной своей массе анализ потребительского поведения осуществляется с маркетинговых или психологических позиций.
Степень разработанности проблемы. Изучение феномена потребления и выявление потребительских тактик с социальной точки зрения началась не так давно, конец 19 - начало 20 века. До этого основным изучением потребления занимались теоретики - экономисты, такие как, Адам Смит, Дэвид Рикардо, Карл Маркс, Джон Мейнард Кейнс, Йозеф Шумпетер, Фридрих Хайек, и другие. Благодаря этим теоретикам появились концепции и современные исследования потребительского поведения. Постепенно экономисты выработали некоторые альтернативные взгляды, касающиеся социальных элементов процессов потребления. Так, Дж. Дьюзенберри показывает, что объемы потребления существенно зависят не от абсолютного, а от относительного уровня дохода - потребители сравнивают свои возможности с потреблением других, более обеспеченных групп, которые тем самым оказывают на них постоянное культурное давление, понуждающее наращивать объемы потребления.
Социальное воздействие на поведение потребителя подчеркивается так же Х. Лейбенстайном в отмеченном им эффекте присоединения к большинству, когда спрос на товар возрастает в связи с тем, что его покупают другие люди, и эффектом сноба, когда, наоборот, человек не желает приобретать товар или услугу, именно потому, что это делают окружающие. [41]
В последние годы в связи с исследованием образа жизни, социологи считают весьма эффективным изучать потребление в рамках образа жизни. На данный момент существует не малое количество исследований, объясняющих различные реакции поведения человека при удовлетворении своих потребностей. Исследования направлены на различные сферы потребительского общества. Российские исследователи делают упор на изучение мнения граждан о современном состоянии торговых сетей, опираясь на опыт самих потребителей, их мнения и оценки. А зарубежные исследования используют чаще метод наблюдения, синтезируя в себе психологические, экономические и социальные наблюдения.
Цель исследования: выявить специфику потребительского поведения посетителей продовольственных торговых сетей.
Объект исследования - население города Пенза.
Предмет - основные тенденции поведения потребителя в торговых сетях продовольственных товаров.
Исходя из поставленной цели работы, можно выделить следующие задачи:
1. Теоретические задачи:
• Дать определение понятию «потребление» и «потребительское поведение»
• Изучить социологические подходы к изучению феномена потребления.
• Типологизировать поведение потребителей.
• Изучить динамику потребления в России.
2. Практические задачи:
• Изучить тактику потребителей при выборе той или иной торговой сети.
• Выявить систему ценностей посетителей при выборе продукции.
• Изучить взаимосвязь между социальным статусом и выбором продуктов в торговой сети.
• Узнать, какие манипуляции предпринимают продовольственные торговые сети для изменения или корректировки поведенческих тактик покупателей.
• Сравнить потребительские цели во время праздничных и рабочих дней.
• Проанализировать взаимосвязь социальных групп, куда входит потребитель с поведением и выбором продукции в продовольственной торговой сети.
Основная гипотеза исследования. Потребительское поведение зависит от множества субъективных и объективных факторов: экономических, социальных, культурных, личностных, психологических и др. Ведущими факторами формирования и выбора потребительских тактик посетителей продовольственных торговых сетей являются: уровень доходов покупателя, его личностные характеристики, месторасположение (шаговая доступность) магазинов сети, широкий ассортимент товаров, низкий уровень цен, приемлемое соотношение «цена-качество» товара и активность рекламной компании данной сети.
Методологическая база исследования. В процессе работы был использован комплекс методов, направленных на решение поставленных задач, включающий в себя: анализ научной литературы и материалов официальной статистики, сравнительный анализ данных, методы статистической обработки результатов, анкетный опрос, экспертный опрос и включенное наблюдение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Традиция социологического анализа экономических процессов общества базируется на поведенческом подходе. В центре бакалаврской работы находится потребительское поведение как социальный феномен, являющийся предметом изучения.
Социология, выходя за рамки строго заданных категорий экономической теории, акцентирует свое внимание на факторах, условиях, ситуациях, а также на действующих в их контексте различных социальных субъектах, которые реализуют свои конкретные, в том числе экономические интересы. Социологическая интерпретация категории «потребительское поведение» позволяет наполнить ее содержанием, приближенным к реальному человеческому поведению со всеми противоречиями, проблемами и «иррациональными остатками», которые ему свойственны.
Рассматривая потребительское поведение как весьма сложную систему социальных и экономических действий, в работе подчеркивается, что сущностной стороной потребительского поведения является непосредственный процесс потребления, обусловленный сложившейся на определенном этапе общественного развития структурой человеческих потребностей, которая соответствует системам благ, предоставляемых обществом.
Таким образом, конкретные стандарты и соответствующие им структуры потребления являются в большей степени фактом социальных привычек, традиций и стереотипов, чем чисто рациональных действий. Поскольку процесс потребления не существует как автономный феномен, он детерминируется набором ценностей, которые доминируют в конкретной социальной среде и, в конечном счете, служат ориентиром потребительского выбора. Все это говорит о многообразии и сложности человеческой природы.
Выдвинутая основная гипотеза о том, что потребительское поведение зависит от множества субъективных и объективных факторов: экономических, социальных, культурных, личностных, психологических и др., нашла свое подтверждение. А ведущими факторами формирования и выбора потребительских стратегий посетителей продовольственных торговых сетей являются: уровень доходов покупателя, его личностные характеристики, месторасположение (шаговая доступность) магазинов сети, широкий ассортимент товаров, низкий уровень цен, приемлемое соотношение «цена-качество» товара и активность рекламной компании данной сети.
Полученные результаты исследования потребительского поведения позволяют нам структурировать основные тактики посетителей продовольственных торговых сетей:
1. Рациональная тактика поведение потребителя основывается на сознательно планируемых актах поведения, направленных на оптимизацию полезности, при минимальных затратах
2. Инструментальная тактика поведения потребителя проявляется в стремлении к поиску предельно рациональных решений, но потребительские решения осуществляются лишь благодаря ценовому фактору.
3. Импульсивная тактика поведения потребителя основывается на бессознательном факторе выбора продукции.
4. Традиционная тактика поведения потребителя основана на привычках, традициях, опыте, проявляется в достижении цели удобным и привычным способом с минимальными затратами субъективных усилий. Это повторение типовых решений. При помощи традиционных потребительских решений люди стремятся сохранить существующие модели социального взаимодействия.
5. Тактика самопрезентации в поведении потребителя характеризуется повышением внимания к экономическим, социальным и эстетическим аспектом потребления. Потребители стремятся к самостоятельному выбору, исключая рациональный расчет и общепринятые стандарты. Их суждения носят демонстративный характер и они стремятся произвести впечатление на окружающих.
Таким образом, социологическое исследование потребительских тактик посетителей торговых сетей дает возможность выявить наиболее значимые мотивы повседневной деятельности человека, понять ее социальную логику, а значит, и определить некоторые черты социологического портрета современного потребителя, как представителя конкретной социальной группы.



1. Алешина И. В. Потребительское поведение: учебное пособие для ВУЗов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2015. - 376 с.
2. Алстед Я. Психология, социология, общество: модели мотивации // Социологические исследования. 2002. - №9. - С. 17 - 27.
3. Аргунова В. Н., Панкратова Е. В. Качество жизни населения региона: социологический анализ. — Иваново: Ивановский государственный университет, 2010. — 198 с.
4. Бек Аарон // Психотерапевтическая энциклопедия / Под. ред. Б.Д. Карвасарского. — Изд. 2-е, доп. и перераб.. — СПб.: Питер, 2000. - 1024 с. —
5. Бобков В, Песковская Ю. Динамика структуры и уровня материального достатка населения// Экономист. - 2009. - №9. - с.55-60
6. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. - М., 2006.
7. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Том 1. № 2.
8. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
9. Волчкова Л. Т. Потребительское поведение на рынке продовольствия как объект социологического исследования // Социология потребления. СПб., 2001. С. 94
10. Воронин Г. Л. Социальное самочувствие россиян. Социологические исследования. - 2010. - №6. - С.59-66
11. Ганскау Е. Ю. Образцы потребления продуктов питания в санкт-петербургских семьях // Социология потребления. СПб., 2012. С. 109-129.
12. Голик Н.И. Основы экономической теории и рынок услуг: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. Шахты: АП «Полиграфист», 2000. - 188 с.
13. Головляницына Е.Б. Стратификационные категории в массовой прессе в 1995-2003 гг. // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 5.
14. Дашин П.В - 2011// Социокультурные характеристики
потребительского рынка; автореф. дис. ... кан. фил. наук:11.00.09 / П.В. Дашин; Краснод. ун-т МВД; рук. работы Н.Д Ерифа- Краснодар -: [Электронный ресурс] [б. и.], 2003. - 21 с. URL:
http://cheloveknauka.com/sotsiostrukturnye-harakteristiki-potrebitelskogo-rynka- v-sovremennoy-rossii
15. Дашин П.В Групповая динамика потребления в
современной России - 2006 // жур. - теория и практика общественного развития- 2006. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/gruppovaya-dinamika-potrebleniya-v-sovremennoy-rossii
16. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы
социологического исследования. Учебник.- М.: Инфра - М, 2014.- 768 с.
17. Заславская Т.И. Авангард российского бизнес-слоя // Социологические исследования. 2006. № 4.
18. Заславская Т.И. Человек в реформируемом российском обществе // Общество и экономика. 2005. - №9. - С. 3 -12
19. Зимина Н.В., Балашов А.А. Изменение поведения российских потребителей как предпосылка формирования современных форматов розничной торговли // Маркетинг в России и за рубежом 2014. №6. С. 55.
20. Ибрагимова Д.Х., Николаенко С.А. Индекс
потребительских настроений. - М.: П-тур, 2005. С. 41.
21. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. № 2. С. 25.
22. Кондратьев К.Я., Крапивин В.Ф. Современное общество потребления и его экологические ограничения // «Энергия» 2005, № 10. С.63.
Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб.: Макет, 1995. - 311 с.
24. Леденцов II. Общество потребления // Интернет-журнал при Институте Проблем Глобализации.
25. Магун В.С., Руднев М.Г., Шмидт П. Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2015. Т. 121. № 3-4. С. 74-93
26. Мареева С.В. Ценности и мировоззрение среднего класса // Средний класс в современной России. Опыт многолетних исследований / Под ред. М.К.Горшкова и Н.Е. Тихоновой. М.: Весь Мир, 2016. С. 131-154
27. Маркетинговые исследования потребительского рынка. / В. Анурин, И. Муромкина, Е. Евтушенко. - СПб: Питер, 2004.
28. Марков Б.В. Культура повседневности. Учебное пособие. 2¬е изд., доп. СПб.: Питер, 2017. 368 с.
29. Немкова Е.В Факторы и типы потребительского поведения
на рынке продовольственных товаров- 2008 // научн. жур.- Экономическая социология [Электронный ресурс] URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/faktory-i-tipy-potrebitelskogo-povedeniya-na-rynke-prodovolstvennyh-tovarov
30. Парето В. Трансформация демократии // Тексты по истории социологии XIX-XX веков: Хрестоматия / Сост. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова. М.: Наука, 1994. 383 с.
31. Попова И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе к проблеме соотнесения // Социологические исследования. 2005. № 12.
32. Радаев В. В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 15-21.
33. Ромашкова Е. М. Поведение потребителей на рынке услуг: социологический анализ; автореф. дис. ... канд. соц. наук; 22.00.03/ Е.М. Ромашкова; Московский гос. ун-т.; [б. и.], 2003. - 21 с.
34. Ростовцева Л.И. Глобализация и постмодерновые реалии потребления в России // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России». М.: Альфа М, 2006. С. 183.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2017. 712 с.
36. Рыжкова Марина Вячеславовна - 2012// Иррациональное
поведение как предмет экономической науки; науч. журнал -Вестник Томского Государственного Университета. Экономика. [Электронный ресурс]; 2012 Экономика №4(20) URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/irratsionalnoe-potrebitelskoe-povedenie-kak-predmet-ekonomicheskoy-nauki
37. Скопина И.В. Оценка тенденций развития, колеблемости и цикличности конкурентного потребительского рынка // Маркетинг в России и за рубежом №6 / 2003.
38. Скопина И.В. Регулирование развития регионального потребительского рынка // Международная конференция «Управление региональными экономическими системами». Сборник научных трудов. - Киров, 2003. С.130.
39. Тихонова Н.Е., Давыдова Н.М., Попова И.П. Индекс уровня жизни и модель стратификации российского общества // Социологические исследования. 2004. № 7.
40. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ООО «Издательство «ACT», 2002. 557 с.
41. Уманская.Ш Мировой опыт моделирования
потребительского поведения. [Электронный ресурс] URL:
http: ZZwww.cfin.ru/pressZmarketingZ2013 -l/01. shtmlZ
42. Черниченко Т. Приоритеты развития регионального потребительского рынка // Маркетинг, 2013. - №2. С.35.
Электронная библиотека; журнал Маркетинг маркетинговые исследования- 2017; [Электронный ресурс] №4, 2017; URL http s://grebennikon.ru/article-lubh.html
44. Электронный ресурс URL:
http: //www.consumers .narod.ru/lections/introduction.html
45. Энциклопедия практической психологии [Электронный
ресурс] URL:https://www.psychologos.ru/articles/view/urovni-myshleniya
46. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Добросвет, 2013. - 596 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ