Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №157817

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения памяти младших школьников 7
1.1. Подходы к изучению понятия «память» 7
1.2. Возрастные особенности развития памяти младшего школьника 14
1.3. Психолого - педагогические приёмы развития памяти младших школьников 17
Выводы по Главе 1 24
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению актуального состояния
развития памяти младших школьников 26
2.1. Методическая организация исследования 26
2.2. Результаты проведения диагностических методик по выявлению
актуального состояния развития памяти младших школьников 32
2.3. Программа развития памяти младших школьников 40
Выводы по Главе 2 52
Заключение 53
Список используемых источников 54
Приложение А 59

Продуктивность человеческой деятельности тесно связана с познавательными процессами, поскольку они формируют не только уникальность каждого индивида, но и служат важным средством для приобретения знаний.
Известным фактом является то, что в период младшего школьного возраста происходит интенсивное развитие познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер, становятся всё более осознанными и произвольными. Психические процессы ребёнка постепенно развиваются, и он учится управлять вниманием, памятью и мышлением [17].
Одна из важнейших когнитивных функций, которая играет неотъемлемую роль в жизни человека - это память. Психические функции памяти и её особенности были исследованы многими известными учёными, среди которых Г. Эббингауз, Т. Рибо, А.Л. Смирном, П.И. Зинченко, А.Р. Лурия и другие [15].
И.М. Сеченов отметил, что отсутствие памяти обрекло бы нашу суть на потерю ощущений и способности воспринимать окружающий мир, будто они никогда и не существовали. Память - это механизм, который позволяет сохранять и вспоминать информацию о прошлых событиях, людях и отношениях [46].
Память является неотъемлемой частью нашего сознания и определяет нашу способность к обучению, принятию решений и адаптации к окружающей среде. Важность памяти заключается также в том, что она помогает нам сохранять нашу идентичность и развиваться как личность.
На сегодняшний день успех учебы ребенка в школе непосредственно связан с развитием его памяти. Развитая память является фундаментом для развития способностей ребенка, а также необходимым условием для обучения, усвоения знаний и умений. Таким образом, память школьника играет главную роль в его учебно-познавательной деятельности.
У младших школьников память играет важную роль в их умственном развитии. Она является основой для выполнения сложных когнитивных задач, таких как работа с ассоциациями, установление причинно-следственных связей, группировка объектов и поиск аналогий. Осознавая важность памяти, ученики могут эффективнее учиться и развивать свои интеллектуальные способности. Без этого возникают трудности в организации процесса запоминания. Однако возникает проблема, что младший школьник сам не умеет правильно организовать процесс запоминания, поэтому всё чаще ученик прибегает к тому, чтобы выучить материал механически дословно, чтобы не упустить важные аспекты. При исключительно механическом заучивании обучающиеся сталкиваются с такими проблемами, как быстрое забывание материала, невозможность правильно применять полученные знания при заучивании без понимания, а также высокая утомляемость от необходимости многократного повторения и последующая потеря интереса к предмету. Данные факты противоречат успешным условиям обучения, получения знаний, умений и навыков [23].
Согласно с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к окончанию четвертого класса школьник должен быть способен не просто запоминать информацию, но и воспроизводить смысл, логические схемы и связи, рассуждение т.д [1].
Проблемой исследования является актуальность в наше время, ведь развитие памяти с раннего возраста может послужить гармоничному развитию способностей человека.
Исследователь А.А. Смирнов и его коллеги указывают на то, что способность к запоминанию и воспроизведению смысла, содержания, мыслей, логических доказательств и рассуждений развивается со временем в процессе обучения. Поэтому учитель обязан активно стимулировать развитие памяти, и мотивировать младших школьников к осмысливанию материала для лучшего запоминания, излагать его своими словами при этом сохраняя основное содержание [43].
Актуальность проблемы обусловлена, в частности, социальным заказом, выраженным в форме нормативных документов, регламентирующих деятельность системы образования (ФГОС).
Цель исследования: описать особенности развития памяти младших школьников, объяснить особенности актуального уровня развития памяти младших школьников и предложить сборник заданий для развития памяти младших школьников.
Объект исследования: память младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития памяти младших
школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у большинства обучающихся первого класса средний уровень развития памяти с тенденцией к низкому и определяется следующими особенностями:
-трудностями считывания информации по образам в памяти;
-трудностями установления причинно - следственных связей запоминаемой информации;
-трудностями запоминания, характеризующимися отсутствием специальных приёмов запоминания;
-трудностями сохранением и удержанием информации.
Для достижения цели и гипотез были поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, рассмотреть подходы к понятию «память».
2. Подобрать диагностический комплекс исследования памяти младших школьников.
3. Провести исследование, направленное на изучение особенностей развития памяти младших школьников.
4. Описать особенности развития памяти младших школьников.
5. Проанализировать и описать актуальный уровень развития памяти младших школьников.
6. Составить программу по развитию памяти младших школьников.
7. Оформить выводы.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования:
1. Анализ и обобщение материала по теме исследования.
Эмпирические методы исследования:
1. Проведение тестовых методик по теме исследования;
2. Количественный и качественный анализ данных.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проводился на базе 1 «Б» класса МАОУ СШ № 6 с углублённым изучением предметов
художественно - эстетического цикла г. Красноярска. В нём приняли участие 21 обучающихся, в возрасте 6 - 8 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из ведения, двух глав, заключения, выводов, библиографического списка, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема развития памяти сейчас очень актуальна так, как в современном мире человек сталкивается с большим объёмом информации, которую он не может запомнить детально, для этого необходимо правильно организовывать процесс запоминания.
Мы рассмотрели понятия, которые связанны с памятью, подходы к пониманию «памяти» и её компоненты, природу памяти, классификацию памяти и её виды, факторы, влияющие на развитие памяти, какие особенности выделяются у младших школьников.
Для проведения эксперимента был подобран диагностический комплекс для определения уровня развития памяти младших школьников.
В результате было выявлено три уровня развития, где большинство младших школьников находятся на среднем уровне развития, что составляет 52%. Низкий уровень составляет 43%, а высокий 5%.
Наша изначальная цель была направлена на выявление и описание особенностей развития памяти младших школьников. Наша цель была достигнута.
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что младший школьник не умеет правильно организовывать процесс запоминания, следовательно, информация медленно запоминается, быстро забывается и воспроизводится с ошибками.
Полученные результаты явились основой составления программы занятий, целями которых послужило развитие памяти у детей младшего школьного возраста.
Составленные нами программа и результат констатирующего эксперимента могут быть использованы педагогами и психологами при работе над развитием памяти младших школьников, а также родителями.


1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 31 мая 2021г. № 289 «Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования» URL:https://fgosreestr.ru/uloads/files/14e6445c39109a753ec3b7d239e46fdb.pdf
2. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников. М.: Академия, 2013. 309 с.
3. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения/ Журнал: «Начальная школа» https://n-shkola.ru/ 2018. С 6-9.
4. Акопов Г.В. Психология сознания: вопросы методологии, теории и прикладных исследований [Текст] / М. : Институт психологии РАН, 2014. - 270 с.
5. Аткинсон Р.Ш. Человеческая память и процесс обучения [Текст] / - М. : Сфера, 2011. - 526 с.
6. Ахмеджанов Э.Р. Методика «Память на числа» - эффективный способ проверить и улучшить способности ребёнка. Электронный ресурс // Школа моей мечты. 2022. URL: https://shkolabuduschego.ru/shkola/metodika- pamyat-na-chisla.html
(Дата обращения: 13.10. 2022)
7. Блонский П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. [Текст] / П.П. Блонский. - М. : Просвещение, 2013. - 286 с.
8. Бьюзен Т. Интеллект - карты. / Манн, Иванов и Фербер, 2019
9. Бьюзен Т. Суперпамять. / Попурри, 2017 г.
10. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. - Ч.2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; / под. ред. Б.С. Волкова. - М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с.
11. Вульфов Б.З. Педагогика: учебное пособие для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 511 с.
12. Выготский Л.С. Психология: Мир психологии. [Текст] / - М. : Экспо
• Пресс, 2012. - 1008 с.
13. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: 3-е изд. [Текст] / - М. : Просвещение, 2014. - 373 с.
14. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - 2-е изд., перераб. и доп.// - Минск: АСТ, 2001. - 976 с.
15. Городецкая И.В. Виды памяти и методы запоминания при изучении нового материала // Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2013. №1. С.10....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ