Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Работа №157815

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы162
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 7
1.1. Формирование фонематических процессов в онтогенезе 7
1.2. Педагогические условия в образовательном процессе дошкольной
организации 13
1.3. Педагогические условия развития фонематического восприятия детей 6-7 лет 17
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ 26
2.1. Организация и методики исследования 26
2.2. Результаты изучения фонематического восприятия детей 6-7 лет 27
2.3. Организация педагогической деятельности по развитию
фонематического восприятия детей 6-7 лет 73
2.4. Результаты педагогической деятельности по развитию фонематического
восприятия детей 6-7 лет 94
Выводы по главе 2 125
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 129
ПРИЛОЖЕНИЯ 134

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является одной из самых актуальных. Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно неподготовленному ребенку осваивать ее курс. Особенно трудно приходится первокласснику.
3 сентября 2021 года в Российском государственном федеральном информационном агентстве (далее - ТАСС) состоялась пресс-конференция «Всероссийский онлайн-центр помощи детям с трудностями в обучении: первые результаты работы». В программе конференции были рассмотрены вопросы нарушений процессов чтения и письма, вследствие отклонений устной речи; дана характеристика речевой культуры современных школьников (преобладание цифрового общения над устной коммуникацией, снижение читательской грамотности, клиповое восприятие информации).
Член Совета при президенте Российской Федерации по русскому языку, доктор педагогических наук, директор Корпоративного университета Московского образования М.Н. Русецкая заявила: «В России около 60% школьников приходят в первый класс с нарушениями устной речи, к которым также добавляются проблемы с письмом и чтением» [32, 50].
По мнению спикеров конференции (М.М. Пиотровской, Т.А. Соловьевой, С.А. Меркушиной, М.Н. Русецкой), возможными причинами данных показателей являются: низкая грамотность родителей в вопросах речевого развития детей, неподтвержденный статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» у ребенка с нарушениями речи, неэффективность созданных педагогических условий [50].
Согласно исследованиям ученых (А.Н. Гвоздев, Р.Е Левина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина), решающее значение для освоения звуковой стороны речи играет фонематическое восприятие [13, 25, 34, 37]. Сформированное фонематическое восприятие не только залог четкого произнесения звуков и усвоения правильной слоговой структуры слова, но и основа овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения процессов чтения и письма.
Несмотря на значительный потенциал эффективных технологий, образовательных средств, методов и приемов обучения, направленных на совершенствование речевого развития детей, в частности, фонематического восприятия, на сегодняшний день увеличивается количество детей, поступающих в первый класс с нарушением устной речи.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблема нашего исследования заключается в создании образовательного пространства, поиске средств, методов и приемов обучения, т.е. в создании педагогических условий, которые способствовали бы развитию фонематического восприятия детей подготовительной группы.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность создания педагогических условий для развития фонематического восприятия у детей 6-7 лет.
Объект исследования: развитие фонематического восприятия у детей 6­7 лет.
Предмет исследования: педагогические условия развития
фонематического восприятия детей 6-7 лет.
Предполагаем, что развитию фонематического восприятия детей 6-7 лет будет способствовать создание следующих условий:
• обогащение предметно-пространственной среды групповой комнаты дидактическими материалами и оборудованием, предназначенными для развития фонематических процессов детей старшего дошкольного возраста;
• комплексное включение в образовательный процесс разнообразных технологий обучения (мнемотехника, моделирование, логоритмика, информационно-коммуникационные технологии, технология синквейна, артикуляционная гимнастика, игры-драматизации, инсценировки);
• учет выявленных в процессе констатирующего эксперимента особенностей развития фонематического восприятия детей 6-7 лет при разработке комплекса мероприятий, направленных на его совершенствование.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть и описать формирование фонематических процессов в онтогенезе.
2. Изучить и охарактеризовать понятие «педагогические условия», а также уточнить содержание понятия, применимо к дошкольной образовательной организации.
3. Провести диагностику состояния фонематического восприятия детей 6-7 лет на констатирующем этапе исследования.
4. Разработать и реализовать формирующий эксперимент, направленный на развитие фонематического восприятия детей 6-7 лет.
5. Провести сравнительный анализ результатов контрольного и констатирующего этапов эксперимента.
Для достижения поставленной цели и задач в исследовании
применялась следующая система методов:
• теоретические (изучение и анализ психолого -педагогической
литературы по теме исследования; сравнение; обобщение);
• эмпирические (беседа; наблюдение; педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов).
Практическая значимость работы: результаты исследования позволят педагогам дошкольных образовательных учреждений использовать разработанные материалы при организации образовательной деятельности .
База проведения исследования: детский развивающий центр
г. Красноярска, подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Структура и объем работы: данная: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой части выпускной квалификационной работы на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотрен онтогенез формирования фонематических процессов. Раскрыты термины: «фонематические процессы», «фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонематический анализ и синтез». Определено, что окончательное созревание зон коры головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие завершается к 5-7 годам. Исходя из этого, сделан вывод о том, что старший дошкольный возраст является важным периодом для становления механизмов чтения и письма, которые на следующем возрастном этапе будут являться основой для овладения грамотой.
Опираясь на труды Р.Е Левиной, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, мы установили, что результат освоения детьми отдельных умений по различению звуков и определению слоговой структуры слова, зависит от условий обучения и воспитания, в которых находится ребенок.
Изучение мнений исследователей (В.И. Андреев, С.А. Дынина, М.В. Зверева, Б.В. Куприянов, Н.Я. Найн) о сущности понятия «педагогические условия» показало, что большинство авторов придерживаются сходной позиции и определяют данные условия, как совокупность мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды. Мы выделили три группы условий: организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические.
Мы рассмотрели эти условия применительно к обеспечению образовательного процесса дошкольной организации. Проанализировали, как можно обогатить педагогические условия, чтобы они стали эффективным инструментов в руках педагогов и повлияли на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа детей 6-7 лет.
Практическая часть исследования включала экспериментальную деятельность, направленную на выявление состояния фонематического восприятия и определение готовности детей 6-7 лет к проведению звукового анализа. Исследование проводилось на базе детского развивающего центра г. Красноярска. Участниками исследования были дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Экспериментальная работа предполагала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе исследования с помощью диагностического инструментария Г.В. Чиркиной и авторов В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко были диагностированы определенные умения детей контрольной и экспериментальной группы, с помощью которых удалось проанализировать состояние фонематического восприятия детей 6-7 лет и определить готовность детей к проведению звукового анализа.
Результаты диагностики стали основанием для проведения формирующего эксперимента. Мы разработали и реализовали комплекс педагогических условий, направленный на развитие определенных умений детей, определяющих их успешность в различении фонем и определении слоговой структуры слов.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика, направленная на выявление состояния фонематического восприятия и определение готовности детей 6-7 лет к звуковому анализу. Результаты сравнивались и анализировались. Был сделан вывод о положительной динамике развития фонематического восприятия и готовности детей экспериментальной группы к проведению звукового анализа. Иными словами, содержание образовательной деятельности, взаимосвязь условий обучения и использование разнообразных технологий, методов и приемов были эффективны и повлияли на развитие фонематического восприятия детей 6-7 лет. В результате была достигнута цель исследования и решена поставленная проблема .


1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 316 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 160 с.
4. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. Казань: Издательство Казанского университета, 1988. 238 с.
5. Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Речь и речевое общение детей. Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 1999. 272 с.
6. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения:
нейропсихологический подход. М.: Издательство: «Питер», 2008. 320 с.
7. Буторина И.С. Понятие фонематические процессы в логопедии. Диагностика речевых нарушений // Альманах логопеда, 2023. №2. С. 22-23.
8. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2019. 336 с.
9. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005. 384 с.
10. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». М: Просвещение, 1989. 528 с.
11. Вульф М. Пруст и кальмар: Нейробиология чтения. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. 384 с.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс, 2011. 160 с.
13. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. СПб.: Изд-во «Акцидент», 1995. 64 с.
14. Жинкин Н.И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1972. С. 9-31.
15. Журова Л.Е. Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании
фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963. С. 213-227....50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ