Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Работа №157814

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 7
1.1. Профессиональное самоопределение как предмет исследования в
психологии 7
1.2. Особенности профессионального самоопределения подростков 20
1.3. Развитие профессионального самоопределения подростков
посредством элективного курса 36
Выводы по Главе 1 42
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 46
2.1. Паспорт проекта 46
2.2. Содержание проекта 47
2.3. Оценка результативности проекта 71
2.4. Методические рекомендации для родителей и учителей по развитию
профессионального самоопределения в подростковом возрасте 73
Выводы по Главе 2 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 87

Актуальность исследования. Основные направления реформирования общеобразовательной школы и переход к профильному обучению привлекают все большее внимание исследователей и практиков к проблеме формирования профессионального самоопределения учащихся, изучению его закономерностей, психологических особенностей на каждом возрастном этапе. Современная Российская система образования уже перед учащимися 9 класса общеобразовательной школы, ставит задачу выбора будущего профессионального пути: продолжение общего образования в 10-ом классе, либо профессиональное образование, поступление в среднее специальное учебное заведение.
Процесс выбора профессии совпадает как с подростковым, так и с юношеским возрастом; для которого характерно принятие ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: определение смысла жизни, формирование мировоззрения и выработка жизненной позиции. Это связано с тем, что потребность в самоопределении является центральным моментом социальной ситуации развития старшеклассников (Л.И. Божович, И.С. Кон, Е.А. Климов, Д.Б. Эльконин и др.).
На профессиональное самоопределение личности оказывают влияние многие факторы: социально-экономические условия, межличностные отношения в профессиональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные и профессиональные кризисы и т.п. Отечественные исследователи рассматривают формирование профессионального самоопределения личности не как единичный акт выбора, а как длительный процесс ее развития в рамках будущей профессиональной деятельности (Е.А. Климов, И.С. Кон, Т.В. Кудрявцев, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.). Изучением вопросов профессионального выбора, профпригодности, профотбора, особенностей личности, формирующихся в процессе профессионального самоопределения и развития, занимались многие авторы (В. А. Бодров, Е.М. Борисова, К.М. Гуревич, Е.А. Климов, JI.M. Митина, Н.С. Пряжников и др.).
Актуальность обусловлена противоречиями между:
• требованиями в профессиональной определенности, в заранее выбранной профессии, которые предъявляет современное общество к старшеклассникам и отсутствием этого выбора у последних;
• стремлением подростков получить профессиональное образование и отсутствием желания самореализоваться в той или иной профессии;
• необходимостью развития профессионального самоопределения у
подростков и недостаточностью разработанностью психолого­педагогических условий и методических рекомендаций,
способствующих эффективному развитию профессионального
самоопределения у подростков.
Цель: разработать и апробировать элективный курс как средство развития профессионального самоопределения
Объект: профессиональное самоопределение
Предмет: элективный курс как средство развития профессионального самоопределения
Проектная идея: мы предполагаем, что развитие профессионального самоопределения у подростков будет эффективнее, если создать следующие психолого-педагогические условия:
• реализация в образовательной работе программы элективного курса направленной на развития профессионального самоопределения подростков.
Задачи:
1) Провести теоретический анализ развития профессионального самоопределения у подростков в психолого-педагогической литературе.
2) Охарактеризовать компоненты развития профессионального
самоопределения у подростков.
3) Определить диагностический инструментарий для исследования профессионального самоопределения у подростков.
4) Разработать и апробировать элективный курс, направленный на развитие профессионального самоопределения у подростков;
5) Провести исследование развития профессионального самоопределения у подростков после реализации элективного курса.
Методы:
• теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы,
нормативных документов об образовании, сравнение и обобщение;
• эмпирические (тестирование);
• математической обработки (U-критерий Манна-Уитни, корреляционный
анализ связей Спирмена).
Методики:
1) «Опросник профессиональных установок подростка»
(И.М. Кондакова).
2) «Определение уровня профессиональной направленности»
(Е.И. Рогов).
3) «Сфера профессиональных предпочтений подростков»
(Л .А. Йовайши).
Теоретико-методологическая основа:
• личностно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Х. Маслоу,
С.Л. Рубинштейн)
• системный подход (О.Э. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников,
В. А. Чистякова)
Эмпириче ский опыт, накопленный исследованиями в области професиионального самоопределения, таких авторов, как
К. А. Абульханова-Славская, С. А. Калашникова, А.К. Осницкий, В.Ф. Савин, Д.И. Фельдштейн)
Практическая значимость заключается в том, что проект по развитию профессионального самоопределения подростков, может быть внедрен в образовательный процесс общеобразовательной организации и использован в работе педагогов-психологов, и учителей.
Новизна: состоит в том, что на основе полученных результатах проектного исследования был разработан и внедрен элективный курс, направленный на формирование и развитие оптимальных профессиональных установок подростков МБОУ СШ №ХХ г. Красноярска.
Тип работы: проектная
Апробация и внедрение результатов проекта: основные положения проектного исследования были представлены на конференции в рамках Декадника науки ИППО «Научный портал-2019» XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI ВЕКА», а также на основе полученных результатах был разработать и внедрен элективный курс, направленный на формирование и развитие оптимальных профессиональных установок подростков МБОУ СШ №ХХ. По данной теме опубликовано две научные статьи.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, содержит приложение. Диссертация иллюстрирована таблицами и графиками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе проведенного проектного исследования особеностей профессионального самоопределения подросктво были решены поставленные задачи.
Проблема профессионального самоопределения широко исследована в разных науках. В данной работе определение «профессионального самоопределения» было рассмотрено как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
Психологические аспекты профессионального самоопределения личности выступают объектами изучения начиная с первого десятилетия XX века. Но, не смотря на столь долгий путь изучения, некоторые вопросы остаются без точного ответа. Проблема поиска жизненного пути волнует, как отдельную личность, так и общество в целом. Конфликты, возникающие на стыке самореализации, самоактуализации функционально-ролевого поведения существуют на протяжении всей жизни человека (особенно на профессионально-ориентационном уровне) и в этом смысле, считает Л.М. Митина, проблема профессионального самоопределения никогда не будет обдуманной личностью до конца.
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Наиболее интересующими нас компонентами профессионального самоопределения стали: профессиональная направленность и
профессиональные установки подростков. Именно эти компоненты профессионального самоопределения подросктов исследовались до реализации проекта и после него.
Опираясь на полученные результаты предпроектного исследования был разработан элективный курс «Моя будущая професия», целью которого является формирование и развитие оптимальных профессиональных установок, необходимые для успешного профессионального
самоопределения.
После реализации проекта было проведено повторное исследование по следующим методикам:
• «Опросник профессиональных установок подростков» (И.М. Кондакова).
• «Определение уровня профессиональной направленности» (Е.И. Рогова).
Исходя из полученых результатов было выявлено изменения в процентном соотношении, которое отражает положителную тенденцию в формировании и развитии оптимальных профессиональных установок, но расчет U-критерия Манна-Уитни не показал статистически значимых различий между результатами до реализации проекта и после его реализации.
Так же были сформированы методические рекомендации о развитии профессионального самоопределения подростков для родителей и учителей даной образовательной организации.
Таким образом можно сделать вывод о том, что формирование и развитие профессиональных установок подростков является сложным и одновременно с этим долгим процессом, который требует большего внимания и продолжительной работы с респондентами. Именно поэтому нами было принято решение продолжить данный элективный курс «Моя будущая профессия» в первой половине 11 класса затем провести дополнительный срез по выбраны методикам.


1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика-Пресс, 2012. 211 с.
2. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия. Теоретические подходы: учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2012. 286с.
3. Аникина Г.И. К новой модели профессионального самоопределения старшеклассника: ориентация на продолжение образования. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Педагогические науки. М.: 2016. № 4. С. 75-79.
4. Анисимова Н.П. Профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодежи. Учебно -методическое пособие Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2013. 118 с.
5. Байбородова JI.B. Воспитание детей-сирот в загородном летнем лагере: Из опыта работы лагеря «Лесной родник» Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. 119 с.
6. Бедов А.Н. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности. Народное образование. М.: 2013. № 2. С. 202-207.
7. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора . Психологический журнал. 2014. Том 6. № 2. С. 85-94.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: 2013. 222 с.
9. Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе. Психологический журнал. 2014. Том 18. № 2. С. 18-32.
10. Володина Ю.В. Профильная подготовка как средство профессионального самоопределения детей-сирот. Социальная педагогика. М.: 2016. № 4. С. 65-70.
11. Волохова Е.Д. Вариативный подход к профессиональному самоопределению подростков. Автореф. дис. канд. пед. наук; Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 2014.-18 с.
12. Гербеев Ю.В. Воспитательная работа интернатного типа. М.: Просвещение, 2013. 140 с.
13. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. Вопросы психологии. 2014. № 3. С.43-52.
14. Головаха Е.И. Два типа отношения к будущему СПб.: Питер, 2012. 213 с.
15. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности .­Киев. Нау-кова думка, 2015. 140 с....62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ