Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение социометрического статуса и характеристик общения у младших школьников с гиперактивным поведением

Работа №157808

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам
гиперактивности и закономерностей развития в младшем школьном возрасте
1.1.
Общая
характеристика
младшего
школьного
возраста………………………………………………………………………..…...7
1.2. Особенности развития коммуникативной сферы в младшем
школьном возрасте………………………………………………………………23
1.3. Психолого-педагогическая характеристика гиперактивности и её
причины.
Основные
направления
работы
с
гиперактивными
детьми………………………………………………………………………….....33
Глава
II.
Изучение
социометрического
статуса
и
характеристик
общения у младших школьников с гиперактивным поведением
2.1. Описание процедуры и методов исследования…………………..42
2.2. Описание процедуры и методов исследования…………………..46
Выводы…………………………………………………………………….59
Заключение………………………………………………………………..61
Список используемых источников……………………………….……...63
Приложение……………………………………………………………….67

Одной из частых причин обращения к педагогу-психологу является
чрезмерная
двигательная
активность
ребенка,
непоседливость,
импульсивность, неумение сосредоточиться на выполнении одного дела.
Такое
поведение
принято
называть
гиперактивным.
Сразу
отметим
необходимость
разграничения
гиперактивности
и
синдрома
дефицита
внимания с гиперактивностью (СДВГ). Синдром ДВГ относится к аномалии
развития, диагностируется медиками и представлен такими симптомами, как
трудности
концентрации
внимания,
гиперактивность
и
неуправляемая
импульсивность.
Этот
медицинский
диагноз
нередко
сопровождается
снижением интеллектуальных возможностей, трудностями в восприятии
информации.
Следует отличать СДВГ от нормальной, свойственной многим детям
высокой двигательной активности. Необходимо иметь в виду возможность
проявления индивидуальных особенностей темперамента детей; процесс
естественного развития функций внимания и самоконтроля; связь внимания с
мотивацией.
Наше исследование проводилось на выборке детей, чье развитие
соответствует норме. Особенностью испытуемых, принявших участие в
исследовании, является их гиперактивное поведение, характеризующееся
чрезмерной подвижностью и расторможенностью.
По данным разных авторов гиперактивное поведение, не имеющее
признаков
нарушения
развития,
встречается
довольно
часто.
Его
встречаемость по данным разных авторов колеблется от 10% до 20% в
детской популяции. Есть данные и о том, что количество детей с
гиперактивным поведением увеличивается, и если 10-15 лет назад таких
детей в учебном классе начальной школы было по одному - два, то сейчас -
до пяти человек и более.
Дети, отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают
нарекания со стороны учителей в школе. Своим поведением гиперактивные
расторможенные дети возбуждают класс, затрудняя проведение учебных
занятий. Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным поведением,
имеются сложности в усвоении учебного материала, но связано это не с
проблемами интеллектуального развития, а с тем, что ребенок тратит много
энергии на двигательную активность, которая проявляется и во время
занятий. Все это оборачивается периодическим «выключением» ребенка из
учебного
процесса,
что
чревато
недостаточной
интеллектуальной
загруженностью.
Психологическое обследование детей с гиперактивным поведением
позволяет определить уровень их интеллектуального развития, а также
возможные нарушения со стороны перцепции, визуально-двигательной
координации, внимания. Обычно результаты психологического исследования
доказывают, что уровень интеллекта таких детей соответствует возрастной
норме.
В большинстве случаев у детей наблюдается только гиперактивность.
Чаще всего она обусловлена индивидуальными особенностями, в частности
темпераментом,
а
также
особенностями
воспитания,
условиями
социализации.
Говоря о гиперактивности как таковой, имеют в
виду вполне
укладывающиеся в популяционные распределения нормальных признаков и,
следовательно,
в
представление
о
широкой
вариативности
форм
индивидуального поведения и развития. Большинство детей любого возраста,
обозначаемых педагогами как «трудный» ученик, воспитанник, родителями -
как «трудный» ребенок, а социологами - как несовершеннолетний из
«группы риска», принадлежит именно к этой категории.
По своим коммуникативным характеристикам дети, пришедшие в
школу,
значительно
различаются.
Проявляются
и
индивидуально-
психологические особенности, и опыт игровой деятельности, приобретенный в предшествующий дошкольный период, сформированный уровень развития
средств и навыков общения с другими детьми, взрослыми, и стиль семейного
воспитания.
Исследования коммуникативных навыков, характеристик общения
детей с разного рода особенностями развития, в том числе детей с
признаками
гиперактивности,
способствуют
созданию
основы
прогностических оценок динамики, тем самым повышая эффективность
рекомендаций для родителей и педагогов. Малое количество эмпирических
данных о связи показателей поведенческих особенностей ребенка с его
позицией
в
учебном
коллективе
свидетельствует
об
актуальности
предпринятого исследования.
Целью данного исследования является изучение социометрического
статуса и характеристик общения у младших школьников с гиперактивным
поведением для использования полученных данных в диагностической
практике педагога-психолога, прежде всего, для разграничения случаев
патологии и нормального развития, а также для последующей разработки
программы
коррекции
для
детей,
характеризующихся
гиперактивным
поведением, но не относящимся к группе детей с СДВГ.
Объект исследования – показатели социометрического статуса и
характеристики общения учащихся младшего школьного возраста.
Предметом
исследования
является
социометрический
характеристики
общения
младших
школьников
с
гиперактивным
поведением.
Гипотеза
исследования:
существуют
различия
в
социометрического
статуса
и
характеристиках
общения
школьников с гиперактивным поведением и учащихся, чье поведение не
имеет признаков гиперактивности.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы
были определены следующие задачи и этапы исследования:
1
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам
развития
детей
в
младшем
школьном
возрасте;
особенностей
коммуникативной сферы младшего школьника; причин гиперактивности и
особенностей развития детей с гиперактивным поведением.
2
Подбор
психодиагностических
методик,
направленных
на
изучение социометрического статуса и показателей коммуникативной сферы
детей младшего школьного возраста, а также методов, позволяющих
фиксировать особенности их поведения.
3
Формирование выборки и проведение диагностических процедур
с младшими школьниками с признаками гиперактивности и без таковых.
4
Сравнительный
анализ
диагностических
данных,
их
интерпретация и формулирование выводов по результатам исследования.
В исследовании приняли участие ученики вторых классов. Общее
количество испытуемых, принявших участие на первом этапе исследования
составило 47 человек (учащиеся двух классов с наполняемостью 23 и 24
человека).
На
последующих
этапах
работа
проводилась
в
двух
сформированных
группах
на
основе
данных
диагностики
признаков
гиперактивности. В первую группу вошли дети с повышенной двигательной
активностью (9 человек), во вторую – дети без признаков гиперактивности
(24 человека, по 12 из каждого класса).
Для диагностики гиперактивности использовались такие методы, как
наблюдение, беседа, опрос (родителей, учителей, воспитателей групп
продлённого дня). Наличие признаков гиперактивности определялось по
оценке внимания, активности и импульсивности.
Социометрический
статус
каждого
испытуемого
определялся
по
результатам диагностики с использованием метода социометрии. Были
сформулированы три критерия-вопроса, относящиеся к разным сферам
взаимодействия испытуемых с одноклассниками.
Для диагностики характеристик общения младших школьников были использованы такие методики, как: методика экспертной оценки невербальной
коммуникации А.М. Кузнецовой; «Карта проявлений инициативности» А.М. Щетининой;
просник «Проявление эмпатии к сверстнику» Е.Н. Васильевой.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Говоря о гиперактивности как таковой, имеют в
виду вполне
укладывающиеся в популяционные распределения нормальных признаков и,
следовательно,
в
представление
о
широкой
вариативности
форм
индивидуального поведения и развития.
Гиперактивность детей младшего школьного возраста обусловлена
индивидуальными особенностями, в частности темпераментом, а также
особенностями воспитания, условиями социализации.
По данным разных авторов гиперактивное поведение, не имеющее
признаков
нарушения
развития,
встречается
довольно
часто.
Дети,
отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают нарекания со
стороны учителей в школе. Нередко у детей, отличающихся гиперактивным
поведением, имеются сложности в усвоении учебного материала, но связано
это не с проблемами интеллектуального развития, а с тем, что ребенок тратит
много энергии на двигательную активность.
По своим коммуникативным характеристикам дети, пришедшие в
школу,
значительно
различаются.
Проявляются
и
индивидуально-
психологические особенности, и опыт игровой деятельности, приобретенный
в предшествующий дошкольный период, сформированный уровень развития
средств и навыков общения с другими детьми, взрослыми, и стиль семейного
воспитания.
Исследования коммуникативных навыков, характеристик общения
детей с разного рода особенностями развития, в том числе детей с
признаками
гиперактивности,
способствуют
созданию
основы
для
прогностических оценок динамики, тем самым повышая эффективность как
прогноза развития ребенка, так и рекомендаций для родителей и педагогов.
Малое количество эмпирических данных о связи показателей поведенческих
особенностей ребенка с его позицией в учебном коллективе свидетельствует
об актуальности проведенного нами исследования.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы
в
диагностической
практике
педагога-психолога,
прежде
всего,
для
разграничения случаев патологии и нормального развития, а также для
последующей
разработки
программы
коррекции
для
детей,
характеризующихся гиперактивным поведением, но не относящимся к
группе детей с СДВГ.
Результаты
исследования
указывают
также
на
необходимость
консультативной работы педагога-психолога с родителями учащихся по
вопросам их развития, в том числе развития коммуникативной сферы.


1
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -
М.: Просвещение, 2006 - 165 с.
2
Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Социальные
коммуникации:
учеб.
пособие
/
А.К.
Болотова,
Ю.М.
Жуков,
Л.А.
Петровская. - М.: Гардарики, 2008 - 279 с
3
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все
о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001 - 96 с.
4
Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование
младших школьников. - М., 2007 - 160 с.
5
Возрастная
психология:
детство,
отрочество,
юность:
Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.: Академия, 2011 - 624 с.
6
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз,
2006 - 224 с.
7
Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. - М., Знание, 1988 -
80 с.
8
Дети с аффективным поведением - М., Просвещение, 2006 - с. 48
- 55
9
Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома
дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. -
№4. - 2000 - С. 2-6.
10
Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. - М.:
Айрис-пресс, 2005 - 238 с.
11
Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и
патологии. - Спб.: Издательство «Питер», издание 1-е, 2004 - 480 с.
12
Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса:
научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. -
Минск: ООО «ФУА информ», 2003 - 312 с.
13
Коновалова
Н.Л.
Предупреждение
нарушений
в
развитии
личности
при
психологическом
сопровождении
школьников.
-
СПб.:
Издательство Санкт-Петербургского университета, 2000 - 232 с
14
Крайг Г. Психология развития. - СПб, 2010 - 987 с.
15
Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь,
хвастаюсь
и
радуюсь.
Программы
эмоционального
развития
детей
дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. - М.:
Генезис, 2002 - 208 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ