Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы изучения копинг-стратегий педагогов с
синдромом эмоционального выгорания................................................................6
1.1.
Основные
теоретические
подходы
к
исследованию
ко
пинг-
стратегий..................................................................................................................6
1.2. Психологические особенности синдрома эмоционального выгорания....17
1.3.
Копинг-стратегии поведения как фактор эмоционального выгорания..27
Глава 2 Эмпирическое изучение различий в копинг-стратегих педагогов с
разным уровнем эмоционального выгорания.....................................................35
2.1. Организация и методы исследования ..........................................................35
2.2. Анализ результатов исследования ...............................................................38
Выводы по 2 главе.................................................................................................46
Рекомендации
педагогам
по
профилактике
синдрома
эмоционального
выгорания ..............................................................................................................47
Заключение ...........................................................................................................51
Список используемых источников .....................................................................53
Приложение ..........................................................................................................59
Актуальность проблемы исследования. В условиях модернизации
образования и интенсивного поиска новых технологий в образовательной
практике, вопрос о сохранении психологического здоровья школьного учителя
становится вопросом чрезвычайной значимости.
Среди многих особенностей и проблем учительской, преподавательской и
педагогической
работы
зачастую
выделяют
ее
высокую
психическую
напряженность (В.В. Бойко, А.А. Меграбян, А.А. Реан, М.В. Борисова и др.).
Длительное
воздействие
такой
напряженности
приводит
к
таким
неблагоприятным
последствиям,
как
снижение
общей
психической
устойчивости
организма,
возникновение
чувства
неудовлетворенности
результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в
ситуациях
повышенных
требований,
неудач
и
поражений.
К
этим
общеизвестным неприятностям может добавится еще одна, на которую
обратили
внимание
сравнительно
недавно.
Речь
идет
о
синдроме
эмоционального выгорания (так называемом «burnout»), впервые введенным
психиатром Х. Фреденбергом в 1974 году для характеристики психологического
состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с
клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании
профессиональной помощи [цит. по: 14]. Современное развитие положений
зависимости этого синдрома от взаимосвязи особенностей профессиональной
деятельности учителя и акцентуации его личностных характеристик, требует
дополнительных исследований. Предупреждение и преодоление возможных
акцентуаций черт характера педагога в их связи с выгоранием является
важнейшей задачей психолога, так как от ее решения во многом зависит
успешность
деятельности
педагога,
сказывающаяся
на
психологическом
климате педколлектива и психическом здоровье детей.
Н.Е. Водопьянова отмечает связь синдрома эмоционального выгорания с
копинг-статегиями [10]. Из работ П.Б. Ганнушкина, А.Е. Личко, Э. Фромма, А.
Шострема и др. следует, что копинг-стратегии могут меняться - возрастать либо
сглаживаться, а также наличие определенных копинг-стратегий как зависит от
профессиональной деятельности, так и может оказывать влияние на нее.
Возможность развития симптомов проф выгорания среди учителей
высока,
что
приводит
к
снижению
способности
профессионала
к
конструктивному решению профессиональных проблем, тенденции к отказу в
ситуациях
неудач,
чувстве
неудовлетворенности
результатами
своей
деятельности. Признаки профессионального выгорания учителей в ситуациях
проф
нагрузок
указывают
на
необходимость
принятия
мер
ранней
профилактики
стресса
и
психического
здоровья
учителей.
В
связи
с
вышесказанным, исследование синдрома выгорания в профессии педагога с
учетом акцентуаций характера личности, достаточно актуальна.
Целью исследования является изучение особенностей копинг-стратегий
педагогов
с
синдромом
эмоционального
выгорания
для
разработки
рекомендаций педагогам по профилактике профессионального выгорания.
Объект исследования – копинг-стратегии педагогов.
Предмет исследования – различия в показателях копинг-стратегий
педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Гипотезы исследования:
1 уровень эмоционального выгорания педагогов определяется стажем
педагогической деятельности;
2 педагоги с высоким уровнем эмоционального выгорания используют
продуктивные копинг-стратегии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние разработанности проблем копинг-
стратегий эмоционального выгорания в психологии;
2. Изучить основные копинг-стратегии педагогов;
3. Выявить степень синдрома эмоционального
выгорания педагогов;
4. Определить различия в показателях
копинг-стратегий педагогов с
разным уровнем эмоционального выгорания;
5. Разработать рекомендации педагогам по
профилактике эмоционального выгорания.
Теоретическая основа исследования: концепция целостного развития
личности (Б.Г. Ананьев); концепции о закономерностях развития субъекта
профессионализации (Л.М. Митина, Е. П. Ильин, Дж. Гринберг); подходы к
изучению синдрома выгорания (Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Е.С.Старченкова
и др.), концепции Р. Лазаруса, Г. Селье, А.Г. Маклакова, описывающие
механизм действия копинг–стратегий личности.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения
необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами
работы.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- диагностический эксперимент по проверке выдвинутой гипотезы;
методы математической статистики - φ* угловое преобразование Фишера;
критерий Стъюдента.
Методики исследования:
- опросник К. Маслач и С. Джексон «Диагностика профессионального
выгорания»;
- методика «Опросник способов совладающего поведения» Р. Лазаруса и
С. Фолкман;
-методика «Определение индивидуальных копинг-стратегий» Э.Хайма.
В нём принимали участие 35 педагогов в со стажем педагогической
деятельности от 1 года до 25 лет.
В настоящее время проблема изучения стресссовладающего поведения
педагогов при осуществлении ими профессиональной деятельности обозначена
особенно остро и обусловлена возрастающими требованиями со стороны
общества к личности преподавателя и его роли в учебном процессе.
Присутствие в профессиональной деятельности педагога большого
количества стресс – факторов предъявляет повышенные требования к такой
профессионально
значимой
интегральной
характеристике
учителя
как
стрессоустойчивость.
Сохранение
или
повышение
стрессоустойчивости
личности связано с поиском, сохранением и адекватным использованием
ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых
ситуаций.
Анализ литературных источников показал, что в представлении о мерах
преодоления синдрома выгорания, исследователи сходятся во мнении, что
наилучшим способом является предотвращение, профилактика возникновения
этого состояния, ориентация на осознание и конструктивное использование
внутренних и социальных ресурсов, потенциалов личности педагога для
самовосстановления и накопления как личностных, так и средовых ресурсов
совладания.
Особую
категорию
ресурсов
стрессоустойчивости
и
совладания
представляют характер и способы преодоления стрессовых ситуаций —
стратегии и модели преодолевающего поведения или копинг-стратегии.
Непродуктивные копинг - стратегии, включающие использование неадаптивных
мыслительных схем, непродуктивных эмоциональных и поведенческих
способов реагирования, являются предпосылками к формированию синдрома
эмоционального выгорания. В эмпирической части работы были выделены группы педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Было выявлено, что чем больше стаж
профессиональной педагогической деятельности, те более выражены показатели выгорания.
Далее были определены различия в копинг-стратегиях педагогов с разным
уровнем выгорания. С помощью методов математической статистики было
доказано, что продуктивные копинг-стратегии у педагогов со средним и
большим стажем работы по специальности , характеризующихся высоким и
средним уровнем выгорания выражены гораздо выше, чем у педагогов с
небольшим стажем работы.
Таким образом, основная гипотеза нашей работы о том, что уровень
эмоционального выгорания педагогов определяется стажем педагогической
деятельности, а также что педагоги с высоким уровнем эмоционального
выгорания используют продуктивные копинг-стратегии подтвердилась.
Также были составлены рекомендации педагогам по профилактике
синдрома эмоционального выгорания.
1
Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии //
Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. – 2004 – Выпуск 2 – С. 82-
90
2
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968
3
Баранов А.А. Стресс – толерантность педагога: теория и практика.
М.: АСТ; Ижевск: Изд-во УдГУ, 2002
4
Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.:
Речь, 2004 – 124 с.
5
Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс //
Психол. журн, 1996 – Т. 17 – № 4 – С. 64-74.
6
Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.:
ПЕР СЭ, 2006 – 138 с.
7
Бойко В.В. Энергия эмоций. Взгляд на себя и других. – СПб.: Питер,
2004 – 472 с.
8
Борисова
М.В.
Психологические
детерминанты
феномена
эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005 – № 2 –
С. 96-103.
9
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009 –
336 с.
10
Водопьянова
Н.Е.,
Старченкова
Е.С.
Синдром
выгорания:
диагностика и профилактика. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009 – 336 с.
11
Вуколов Э.А. Основы статистического анализа. Практикум по
статистическим методам и исследованию операций с использованием пакетов
STATISTICA и EXCEL : учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ,
2008 – 464 с.
12
Ганеева Э.Р. Синдром выгорания на фоне проявления акцентуаций
черт характера школьного учителя: автореф. дис…. канд. психол. наук. – Казань,2005 – 20 с.
13
Грабе М. Синдром выгорания - болезнь нашего времени. Почему
люди выгорают и что можно против этого предпринять / Пер. с нем. – СПб.:
Речь, 2008 – 96 с.
14
Гринберг Дж. Управление стрессом. – 7-е изд. – СПб: Питер, 2004
– 496 с.
15
Долгова В.И., Шаяхметова В.К., Образцова Е.В. Психолого-
педагогическая коррекция эмоционального выгорания воспитателей ДОУ //
Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016 – Т. 44 – С. 222-
231
...