Различия в копинг-стратегиях педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания
|
Введение...................................................................................................................3
Глава 1 Теоретические основы изучения копинг-стратегий педагогов с
синдромом эмоционального выгорания................................................................6
1.1.
Основные
теоретические
подходы
к
исследованию
ко
пинг-
стратегий..................................................................................................................6
1.2. Психологические особенности синдрома эмоционального выгорания....17
1.3.
Копинг-стратегии поведения как фактор эмоционального выгорания..27
Глава 2 Эмпирическое изучение различий в копинг-стратегих педагогов с
разным уровнем эмоционального выгорания.....................................................35
2.1. Организация и методы исследования ..........................................................35
2.2. Анализ результатов исследования ...............................................................38
Выводы по 2 главе.................................................................................................46
Рекомендации
педагогам
по
профилактике
синдрома
эмоционального
выгорания ..............................................................................................................47
Заключение ...........................................................................................................51
Список используемых источников .....................................................................53
Приложение ..........................................................................................................59
Глава 1 Теоретические основы изучения копинг-стратегий педагогов с
синдромом эмоционального выгорания................................................................6
1.1.
Основные
теоретические
подходы
к
исследованию
ко
пинг-
стратегий..................................................................................................................6
1.2. Психологические особенности синдрома эмоционального выгорания....17
1.3.
Копинг-стратегии поведения как фактор эмоционального выгорания..27
Глава 2 Эмпирическое изучение различий в копинг-стратегих педагогов с
разным уровнем эмоционального выгорания.....................................................35
2.1. Организация и методы исследования ..........................................................35
2.2. Анализ результатов исследования ...............................................................38
Выводы по 2 главе.................................................................................................46
Рекомендации
педагогам
по
профилактике
синдрома
эмоционального
выгорания ..............................................................................................................47
Заключение ...........................................................................................................51
Список используемых источников .....................................................................53
Приложение ..........................................................................................................59
Актуальность проблемы исследования. В условиях модернизации
образования и интенсивного поиска новых технологий в образовательной
практике, вопрос о сохранении психологического здоровья школьного учителя
становится вопросом чрезвычайной значимости.
Среди многих особенностей и проблем учительской, преподавательской и
педагогической
работы
зачастую
выделяют
ее
высокую
психическую
напряженность (В.В. Бойко, А.А. Меграбян, А.А. Реан, М.В. Борисова и др.).
Длительное
воздействие
такой
напряженности
приводит
к
таким
неблагоприятным
последствиям,
как
снижение
общей
психической
устойчивости
организма,
возникновение
чувства
неудовлетворенности
результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в
ситуациях
повышенных
требований,
неудач
и
поражений.
К
этим
общеизвестным неприятностям может добавится еще одна, на которую
обратили
внимание
сравнительно
недавно.
Речь
идет
о
синдроме
эмоционального выгорания (так называемом «burnout»), впервые введенным
психиатром Х. Фреденбергом в 1974 году для характеристики психологического
состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с
клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании
профессиональной помощи [цит. по: 14]. Современное развитие положений
зависимости этого синдрома от взаимосвязи особенностей профессиональной
деятельности учителя и акцентуации его личностных характеристик, требует
дополнительных исследований. Предупреждение и преодоление возможных
акцентуаций черт характера педагога в их связи с выгоранием является
важнейшей задачей психолога, так как от ее решения во многом зависит
успешность
деятельности
педагога,
сказывающаяся
на
психологическом
климате педколлектива и психическом здоровье детей.
Н.Е. Водопьянова отмечает связь синдрома эмоционального выгорания с
копинг-статегиями [10]. Из работ П.Б. Ганнушкина, А.Е. Личко, Э. Фромма, А.
Шострема и др. следует, что копинг-стратегии могут меняться - возрастать либо
сглаживаться, а также наличие определенных копинг-стратегий как зависит от
профессиональной деятельности, так и может оказывать влияние на нее.
Возможность развития симптомов проф выгорания среди учителей
высока,
что
приводит
к
снижению
способности
профессионала
к
конструктивному решению профессиональных проблем, тенденции к отказу в
ситуациях
неудач,
чувстве
неудовлетворенности
результатами
своей
деятельности. Признаки профессионального выгорания учителей в ситуациях
проф
нагрузок
указывают
на
необходимость
принятия
мер
ранней
профилактики
стресса
и
психического
здоровья
учителей.
В
связи
с
вышесказанным, исследование синдрома выгорания в профессии педагога с
учетом акцентуаций характера личности, достаточно актуальна.
Целью исследования является изучение особенностей копинг-стратегий
педагогов
с
синдромом
эмоционального
выгорания
для
разработки
рекомендаций педагогам по профилактике профессионального выгорания.
Объект исследования – копинг-стратегии педагогов.
Предмет исследования – различия в показателях копинг-стратегий
педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Гипотезы исследования:
1 уровень эмоционального выгорания педагогов определяется стажем
педагогической деятельности;
2 педагоги с высоким уровнем эмоционального выгорания используют
продуктивные копинг-стратегии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние разработанности проблем копинг-
стратегий эмоционального выгорания в психологии;
2. Изучить основные копинг-стратегии педагогов;
3. Выявить степень синдрома эмоционального
выгорания педагогов;
4. Определить различия в показателях
копинг-стратегий педагогов с
разным уровнем эмоционального выгорания;
5. Разработать рекомендации педагогам по
профилактике эмоционального выгорания.
Теоретическая основа исследования: концепция целостного развития
личности (Б.Г. Ананьев); концепции о закономерностях развития субъекта
профессионализации (Л.М. Митина, Е. П. Ильин, Дж. Гринберг); подходы к
изучению синдрома выгорания (Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Е.С.Старченкова
и др.), концепции Р. Лазаруса, Г. Селье, А.Г. Маклакова, описывающие
механизм действия копинг–стратегий личности.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения
необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами
работы.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- диагностический эксперимент по проверке выдвинутой гипотезы;
методы математической статистики - φ* угловое преобразование Фишера;
критерий Стъюдента.
Методики исследования:
- опросник К. Маслач и С. Джексон «Диагностика профессионального
выгорания»;
- методика «Опросник способов совладающего поведения» Р. Лазаруса и
С. Фолкман;
-методика «Определение индивидуальных копинг-стратегий» Э.Хайма.
В нём принимали участие 35 педагогов в со стажем педагогической
деятельности от 1 года до 25 лет.
образования и интенсивного поиска новых технологий в образовательной
практике, вопрос о сохранении психологического здоровья школьного учителя
становится вопросом чрезвычайной значимости.
Среди многих особенностей и проблем учительской, преподавательской и
педагогической
работы
зачастую
выделяют
ее
высокую
психическую
напряженность (В.В. Бойко, А.А. Меграбян, А.А. Реан, М.В. Борисова и др.).
Длительное
воздействие
такой
напряженности
приводит
к
таким
неблагоприятным
последствиям,
как
снижение
общей
психической
устойчивости
организма,
возникновение
чувства
неудовлетворенности
результатами своей деятельности, тенденция к отказу от выполнения заданий в
ситуациях
повышенных
требований,
неудач
и
поражений.
К
этим
общеизвестным неприятностям может добавится еще одна, на которую
обратили
внимание
сравнительно
недавно.
Речь
идет
о
синдроме
эмоционального выгорания (так называемом «burnout»), впервые введенным
психиатром Х. Фреденбергом в 1974 году для характеристики психологического
состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с
клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании
профессиональной помощи [цит. по: 14]. Современное развитие положений
зависимости этого синдрома от взаимосвязи особенностей профессиональной
деятельности учителя и акцентуации его личностных характеристик, требует
дополнительных исследований. Предупреждение и преодоление возможных
акцентуаций черт характера педагога в их связи с выгоранием является
важнейшей задачей психолога, так как от ее решения во многом зависит
успешность
деятельности
педагога,
сказывающаяся
на
психологическом
климате педколлектива и психическом здоровье детей.
Н.Е. Водопьянова отмечает связь синдрома эмоционального выгорания с
копинг-статегиями [10]. Из работ П.Б. Ганнушкина, А.Е. Личко, Э. Фромма, А.
Шострема и др. следует, что копинг-стратегии могут меняться - возрастать либо
сглаживаться, а также наличие определенных копинг-стратегий как зависит от
профессиональной деятельности, так и может оказывать влияние на нее.
Возможность развития симптомов проф выгорания среди учителей
высока,
что
приводит
к
снижению
способности
профессионала
к
конструктивному решению профессиональных проблем, тенденции к отказу в
ситуациях
неудач,
чувстве
неудовлетворенности
результатами
своей
деятельности. Признаки профессионального выгорания учителей в ситуациях
проф
нагрузок
указывают
на
необходимость
принятия
мер
ранней
профилактики
стресса
и
психического
здоровья
учителей.
В
связи
с
вышесказанным, исследование синдрома выгорания в профессии педагога с
учетом акцентуаций характера личности, достаточно актуальна.
Целью исследования является изучение особенностей копинг-стратегий
педагогов
с
синдромом
эмоционального
выгорания
для
разработки
рекомендаций педагогам по профилактике профессионального выгорания.
Объект исследования – копинг-стратегии педагогов.
Предмет исследования – различия в показателях копинг-стратегий
педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Гипотезы исследования:
1 уровень эмоционального выгорания педагогов определяется стажем
педагогической деятельности;
2 педагоги с высоким уровнем эмоционального выгорания используют
продуктивные копинг-стратегии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние разработанности проблем копинг-
стратегий эмоционального выгорания в психологии;
2. Изучить основные копинг-стратегии педагогов;
3. Выявить степень синдрома эмоционального
выгорания педагогов;
4. Определить различия в показателях
копинг-стратегий педагогов с
разным уровнем эмоционального выгорания;
5. Разработать рекомендации педагогам по
профилактике эмоционального выгорания.
Теоретическая основа исследования: концепция целостного развития
личности (Б.Г. Ананьев); концепции о закономерностях развития субъекта
профессионализации (Л.М. Митина, Е. П. Ильин, Дж. Гринберг); подходы к
изучению синдрома выгорания (Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, Е.С.Старченкова
и др.), концепции Р. Лазаруса, Г. Селье, А.Г. Маклакова, описывающие
механизм действия копинг–стратегий личности.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения
необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами
работы.
Методы исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- диагностический эксперимент по проверке выдвинутой гипотезы;
методы математической статистики - φ* угловое преобразование Фишера;
критерий Стъюдента.
Методики исследования:
- опросник К. Маслач и С. Джексон «Диагностика профессионального
выгорания»;
- методика «Опросник способов совладающего поведения» Р. Лазаруса и
С. Фолкман;
-методика «Определение индивидуальных копинг-стратегий» Э.Хайма.
В нём принимали участие 35 педагогов в со стажем педагогической
деятельности от 1 года до 25 лет.
В настоящее время проблема изучения стресссовладающего поведения
педагогов при осуществлении ими профессиональной деятельности обозначена
особенно остро и обусловлена возрастающими требованиями со стороны
общества к личности преподавателя и его роли в учебном процессе.
Присутствие в профессиональной деятельности педагога большого
количества стресс – факторов предъявляет повышенные требования к такой
профессионально
значимой
интегральной
характеристике
учителя
как
стрессоустойчивость.
Сохранение
или
повышение
стрессоустойчивости
личности связано с поиском, сохранением и адекватным использованием
ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых
ситуаций.
Анализ литературных источников показал, что в представлении о мерах
преодоления синдрома выгорания, исследователи сходятся во мнении, что
наилучшим способом является предотвращение, профилактика возникновения
этого состояния, ориентация на осознание и конструктивное использование
внутренних и социальных ресурсов, потенциалов личности педагога для
самовосстановления и накопления как личностных, так и средовых ресурсов
совладания.
Особую
категорию
ресурсов
стрессоустойчивости
и
совладания
представляют характер и способы преодоления стрессовых ситуаций —
стратегии и модели преодолевающего поведения или копинг-стратегии.
Непродуктивные копинг - стратегии, включающие использование неадаптивных
мыслительных схем, непродуктивных эмоциональных и поведенческих
способов реагирования, являются предпосылками к формированию синдрома
эмоционального выгорания. В эмпирической части работы были выделены группы педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Было выявлено, что чем больше стаж
профессиональной педагогической деятельности, те более выражены показатели выгорания.
Далее были определены различия в копинг-стратегиях педагогов с разным
уровнем выгорания. С помощью методов математической статистики было
доказано, что продуктивные копинг-стратегии у педагогов со средним и
большим стажем работы по специальности , характеризующихся высоким и
средним уровнем выгорания выражены гораздо выше, чем у педагогов с
небольшим стажем работы.
Таким образом, основная гипотеза нашей работы о том, что уровень
эмоционального выгорания педагогов определяется стажем педагогической
деятельности, а также что педагоги с высоким уровнем эмоционального
выгорания используют продуктивные копинг-стратегии подтвердилась.
Также были составлены рекомендации педагогам по профилактике
синдрома эмоционального выгорания.
педагогов при осуществлении ими профессиональной деятельности обозначена
особенно остро и обусловлена возрастающими требованиями со стороны
общества к личности преподавателя и его роли в учебном процессе.
Присутствие в профессиональной деятельности педагога большого
количества стресс – факторов предъявляет повышенные требования к такой
профессионально
значимой
интегральной
характеристике
учителя
как
стрессоустойчивость.
Сохранение
или
повышение
стрессоустойчивости
личности связано с поиском, сохранением и адекватным использованием
ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых
ситуаций.
Анализ литературных источников показал, что в представлении о мерах
преодоления синдрома выгорания, исследователи сходятся во мнении, что
наилучшим способом является предотвращение, профилактика возникновения
этого состояния, ориентация на осознание и конструктивное использование
внутренних и социальных ресурсов, потенциалов личности педагога для
самовосстановления и накопления как личностных, так и средовых ресурсов
совладания.
Особую
категорию
ресурсов
стрессоустойчивости
и
совладания
представляют характер и способы преодоления стрессовых ситуаций —
стратегии и модели преодолевающего поведения или копинг-стратегии.
Непродуктивные копинг - стратегии, включающие использование неадаптивных
мыслительных схем, непродуктивных эмоциональных и поведенческих
способов реагирования, являются предпосылками к формированию синдрома
эмоционального выгорания. В эмпирической части работы были выделены группы педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания.
Было выявлено, что чем больше стаж
профессиональной педагогической деятельности, те более выражены показатели выгорания.
Далее были определены различия в копинг-стратегиях педагогов с разным
уровнем выгорания. С помощью методов математической статистики было
доказано, что продуктивные копинг-стратегии у педагогов со средним и
большим стажем работы по специальности , характеризующихся высоким и
средним уровнем выгорания выражены гораздо выше, чем у педагогов с
небольшим стажем работы.
Таким образом, основная гипотеза нашей работы о том, что уровень
эмоционального выгорания педагогов определяется стажем педагогической
деятельности, а также что педагоги с высоким уровнем эмоционального
выгорания используют продуктивные копинг-стратегии подтвердилась.
Также были составлены рекомендации педагогам по профилактике
синдрома эмоционального выгорания.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5010 р. Год сдачи: 2018 - Формирование компетентности во времени у врачей с высоким уровнем эмоционального выгорания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Психологическая коррекция неадаптивного совладающего поведения медицинских работников с высоким уровнем эмоционального выгорания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Эмоциональное выгорание у школьных педагогов в условиях очного и дистанционного образования (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2022 - СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО
ПЕРСОНАЛА В КОНТЕКСТЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА
ПРИМЕРЕ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА «НАДЕЖДА»
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
СОТРУДНИКОВ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ В ПЕРИОД
РЕСТРУКТОРИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017 - Связь между субъектностью личности студентов и копинг-стратегиями поведения
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Перфекционизм как фактор эмоционального выгорания участников образовательного процесса в условиях смешанного обучения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2023



