ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятие эмоционального интеллекта 7
1.2 Особенности детей младшего подросткового возраста 9
1.3 Особенности эмоционального интеллекта детей младшего
подросткового возраста 21
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 33
2.1 Описание методик исследования эмоционального интеллекта детей
младшего подросткового возраста 33
2.2 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы 38
2.3 Психолого-педагогические рекомендации, направленные на развитие
эмоционального интеллекта детей младшего подросткового возраста 45
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Важность и необходимость развития компонентов эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту человека и влияющих на его жизненный успех, неоспорима. Эмоциональный интеллект позволяет ребенку младшего подросткового возраста развивать компетенцию межличностных отношений, а также иметь лучшую социальную поддержку. Дети в данном возрасте находятся в постоянно меняющейся среде семьи, сверстников и обучения, каждая из которых требует уникальных эмоциональных реакций [35].
Эмоциональный интеллект - это термин, который охватывает эмоциональное понимание и использование эмоций личностью. То, как люди справляются с собственными эмоциями, напрямую влияет на их реакцию в социальных ситуациях. Иными словами, эмоциональный интеллект может влиять на психологическое благополучие и защищать людей от беспокойства, депрессии и других негативных психических состояний [35].
За рубежом возрастает количество компаний, которые полагаются на рекомендации и личностные оценки для измерения эмоционального интеллекта потенциального сотрудника вместо того, чтобы сосредоточиться на том, какое учебное заведение он посещал, какие получал отметки или каковы его навыки [39].
Некоторые из ведущих университетов США, такие как Йельский и Стэнфордский, создали программы по обучению эмоциональному интеллекту, чтобы подготовить следующее поколение к тому, чтобы Америка могла конкурировать с другими странами [39].
Ранее интеллектуальная сторона жизни человека противопоставлялась эмоциональной составляющей личности. Сейчас признано, что эмоции как особый тип знания могут дать человеку возможность успешно адаптироваться к условиям окружающей среды и относятся к категории интеллекта [14].
Как утверждает в своей работе психолог П. Баруа, дети младшего подросткового возраста могут стать более продуктивными и успешными в своей деятельности за счет повышения своего эмоционального интеллекта. Исследования также показывают, что эмоциональное благополучие является основой эффективного обучения. Эмоционально развитый ребенок, обладающий высоким уровнем самосознания и внутренней мотивацией, безусловно, будет иметь очень хорошую успеваемость и иметь положительные отношения со всеми, будет реже конфликтовать с группой сверстников и вряд ли он столкнется с какими-либо аддикциями [35].
Проблема исследования сводится к недостаточному изучению структуры эмоционального интеллекта в младшем подростковом возрасте. В настоящее время большинство работ посвящено изучению эмоционального интеллекта уже сформировавшейся и зрелой личности или личности юношеского возраста. Однако в начале подросткового возраста начинают происходить значительные изменения в интеллектуальной, эмоциональной и мотивационной сферах личности, которые требуют адекватной психологической поддержки, коррекции и целенаправленного развития [14].
Методологическая и теоретическая основа исследования: при рассмотрении эмоционального интеллекта происходила опора на труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Р. Бар-Он, Д. Векслер, Х. Гарднер, Д. Гоулмен, Ю.В. Давыдова, М. Кетс де Врис, Д.В. Люсин, М.А. Манойлова, Дж. Мейер, Т.В. Семеновских, П. Сэловей.
Цель исследования: выявить и сравнить особенности эмоционального интеллекта мальчиков и девочек младшего подросткового возраста.
Объект исследования: эмоциональный интеллект детей младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: особенности эмоционального интеллекта детей младшего подросткового возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень
эмоционального интеллекта у девочек наиболее развит, чем у мальчиков, по следующим компонентам:
- осознание и понимание собственных эмоций;
- осознание и понимание эмоций других людей;
- уровень эмпатии.
Задачи исследования:
- провести анализ понятия «эмоциональный интеллект» в психолого-педагогической литературе;
- изучить особенности эмоционального интеллекта в младшем подростковом возрасте;
- эмпирическим путем выявить особенности эмоционального интеллекта в младшем подростковом возрасте используя методики Н. Холла, М.А. Манойловой и Д.В. Люсина;
- разработать рекомендации для развития компонентов эмоционального интеллекта детей младшего подросткового возраста.
Методы исследования:
- теоретические методы: теоретический анализ и синтез научной и методической литературы, обобщение опыта.
- эмпирические методы: тестирование:
• тест эмоционального интеллекта (Н. Холла);
• методика диагностики эмоционального интеллекта МЭИ (М.А. Манойлова);
• тест эмоционального интеллекта ЭмИн (Д.В. Люсин).
База и выборка исследования: муниципальное бюджетное
образовательное учреждение «Средняя школа №ХХ с углубленным изучением отдельных предметов» г. Красноярска.
В исследовании приняли участие дети младшего подросткового возраста в количестве 41 человека, 17 мальчиков и 24 девочки.
Практическая значимость: представленный теоретический и
практический материал может быть использован в системе школьного образования.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников, который состоит из 50 источников и приложений.
В ходе проведенного исследования с целью раскрытия особенностей эмоционального интеллекта детей младшего подросткового возраста были решены поставленные в выпускной квалификационной работе задачи, следовательно, цель исследования достигнута.
На основе изученной литературы по проблеме исследования, было выявлено, что младший подростковый возраст имеет ряд специфических особенностей. Дети в данный период придают большое значение общению со сверстниками, для детей важно понимать кем они являются в обществе, значима ли их социальная роль. Дети младшего подросткового возраста ожидают, что отношение к ним станет более серьезным. В младшем подростковом возрасте возникает потребность понять свои и чужие чувства, а также возникают трудности самоопределения.
Эмоциональный интеллект является способностью эффективно понимать эмоциональную сферу человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональный фон отношений, использовать свои эмоции для решения проблем, связанных с отношениями и мотивацией.
Таким образом, период подросткового возраста - это время, когда дети придают большое значение межличностному общению. Это становится особенно важным и получает статус ведущего вида деятельности. Эффективная реализация всех коммуникационных компонентов (коммуникации, интеракции, перцепции) в значительной степени основана на эмоциональном интеллекте - способности человека распознавать свои эмоции, выражать их соответствующим образом и воспринимать эмоции партнера по коммуникации, чтобы включить эту информацию в общий контекст межличностного взаимодействия. Формирование эмоционального интеллекта начинается еще в дошкольном возрасте, и в подростковый период эта интегральная способность приобретает особое значение. Если развивать в детях эмоциональный интеллект, то можно этим самым, во-первых, удовлетворить возрастные потребности ребенка, во-вторых, повысить его успеваемость, и в-третьих, благодаря развитому эмоциональному интеллекту, ребенок может добиться успеха в будущей профессии, в какой-либо деятельности и приносить общественную пользу. Можно добавить, что по своим особенностям эмоциональный интеллект является важной характеристикой человека, которая может развиваться на протяжении всей жизни, что позволяет, согласно современному подходу непрерывного развития личности, рассматривать его как метакомпетенцию.
Были получены и проанализированы результаты экспериментального исследования, проведенного с помощью методик Н. Холла, Д.В. Люсина и М.А. Манойловой. Данные результаты свидетельствуют о низких показателях большинства составляющих эмоционального интеллекта у большинства обучающихся младшего подросткового возраста. Исходя из этого можно сделать вывод о низком развитии эмоционального интеллекта детей младшего подросткового возраста.
Сравнивая результаты мальчиков и девочек, стало известно следующее. У девочек более развиты такие компоненты эмоционального интеллекта, как умение понимать и осознавать собственные эмоции, а также эмоции других людей. Уровень эмпатии девочек показал тоже результат выше, чем у мальчиков. Следовательно, в проведенном исследовании гипотеза нашла свое подтверждение.
В связи с полученными результатами возникает необходимость разработки психолого-педагогических рекомендаций, направленных на развитие эмоционального интеллекта и его составляющих компонентов у детей младшего подросткового возраста. Рекомендации предложены в качестве развивающих игр и упражнений, направленных на развитие дефицитных компонентов у мальчиков и девочек.
1. Алаева М.В., Рузавина Е.А. Диагностика эмоционального интеллекта у современных подростков // Материалы конференции «Передовые научные исследования: опыт и актуальные вопросы» (Санкт- Петербург, 10 декабря 2019 г.). СПб, 2019. С. 52-56.
2. Александрова А.А. Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков // Молодой ученый. 2013. №5. С. 617-622.
3. Алешина А. Модель эмоционального интеллекта по Майеру и
Сэловею. 2017 // EQuator. URL: https://eqspb.ru/o-kompanii/articles/mayer-
salovey-model/ (дата обращения: 29.11.2019).
4. Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2005. 400 с.
5. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование
феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78-86.
6. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 57-65.
7. Андреева И.Н. Способности эмоционального интеллекта:
гендерные различия // Материалы II научно-практической конференции «Психология и современное общество: взаимодействие как путь
взаиморазвития» (Санкт-Петербург, 13-14 апреля 2007 г.). СПб, 2007. С. 12¬15.
8. Богомолова Е.А., Серебряник И.К. Психологические особенности
детей подросткового возраста // Гимназия 22. URL:
http: //www.gimnazia22.ru/roditelj am/sluj bi- gimnazii/socio_slujba/psiholog_osob_podrost.html (дата обращения: 25.10.19).
9. Волков Б.С. Психология подростка: учебное пособие. М.: Академический проект, 2017. 240 с.
10. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс,
2005. 301 с.
11. Гоулман Д. С чего начинается лидер. М.: Альпина Бизнес Букс,
2006. 246 с.
12. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2008. 478 с.
13. Давыдова Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта
подростков // Вестник РУДН: Психология и педагогика. 2007. №2. С. 92-100.
14. Давыдова Ю.В. Эмоциональный интеллект: сущностные
признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореф. дис. // DisserCat - электронная библиотека диссертаций: Интернет- портал. URL: https://www.dissercat.com/content/emotsionalnyi-intellekt-
sushchnostnye-priznaki-struktura-i-osobennosti-proyavleniya-v-podros (дата обращения: 25.05.21).
15. Джордж М. Бережливое производство + шесть сигм. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 360 с.
...
50 источников