Особенности эмоциональной саморегуляции детей младшего школьного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие эмоциональной саморегуляции в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 19
1.3. Эмоциональная саморегуляция детей младшего школьного возраста .... 24
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования эмоциональной
саморегуляции мальчиков и девочек младшего школьного возраста 38
2.3. Психолого-педагогической программа развития эмоциональной
саморегуляции у обучающихся младшего школьного возраста 44
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие эмоциональной саморегуляции в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 19
1.3. Эмоциональная саморегуляция детей младшего школьного возраста .... 24
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования эмоциональной
саморегуляции мальчиков и девочек младшего школьного возраста 38
2.3. Психолого-педагогической программа развития эмоциональной
саморегуляции у обучающихся младшего школьного возраста 44
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
В последние годы жизнь в современном обществе становится все более динамичной и эмоционально насыщенной. Это касается не только взрослых, но и детей. С началом обучения в школе образ жизни ребенка значительно меняется: появляется масса новых обязанностей, необходимость выполнять домашние задания, посещать кружки, секции и всесторонне развиваться. Помимо этого, на эмоциональное состояние детей влияют отношения в учебном коллективе, успехи в обучении, экономическое положение семьи.
Согласно исследованиям, приведенным в научно-практическом медицинском журнале «Национальное здравоохранение», меры, введенные при COVID-19, в том числе дистанционное обучение детей и подростков, негативно влияют на функциональное состояние и здоровье обучающихся, а также ведут к росту числа таких состояний, как повышенная тревожность, депрессии, синдром посттравматического стресса [22]. Поэтому сейчас особенно важно изучение эмоциональной саморегуляции обучающихся.
Эмоциональное состояние оказывает значительное влияние как на состояние здоровья обучающегося, так и на эффективность выполнения тех или иных задач, поставленных перед ним, на успеваемость в учебной деятельности, на способность выстраивать взаимодействие как со взрослыми, так и со сверстниками. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, личностные результаты освоения школьниками основной образовательной программы начального общего образования включают в себя: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, а также овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире [1]. Это достигается в том числе при помощи освоения обучающимися навыков эмоциональной саморегуляции.
Таким образом, актуальной проблемой является исследование особенностей эмоциональной саморегуляции обучающихся младшего школьного возраста.
Существует противоречие между необходимостью исследования эмоциональной саморегуляции обучающихся младшего школьного возраста и недостаточной изученностью особенностей эмоциональной саморегуляции мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Необходимость разрешения указанного противоречия обусловливает актуальность данного исследования и обозначает его проблему, которая заключается в необходимости исследования эмоциональной саморегуляции обучающихся младшего школьного возраста.
Таким образом, объект исследования: эмоциональная саморегуляция обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности эмоциональной саморегуляции обучающихся младшего школьного возраста.
Цель нашего исследования: выявить особенности эмоциональной саморегуляции мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в уровне саморегуляции мальчиков и девочек младшего школьного возраста, а именно в проявлении составляющих эмоциональной саморегуляции.
Задачи исследования:
1. Провести анализ понятия эмоциональной саморегуляции в научной психолого-педагогической литературе.
2. Выделить психологические особенности обучающихся младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать эмоциональную саморегуляцию в младшем школьном возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование эмоциональной саморегуляции мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
5. Составить психолого-педагогическую программу развития эмоциональной саморегуляции у обучающихся младшего школьного возраста.
Изучением воли, эмоций и эмоционально-волевой регуляции занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ю.В. Саенко, А.Н. Леонтьев, А. Бандура, О.В. Дашкевич, М.В. Чумаков, В.И. Моросанова, Б.В. Зейгарник, В.К. Калин и другие.
В нашем исследовании мы будем использовать определение эмоциональной саморегуляции Ю.В. Саенко: «умение сдерживать слишком сильные, нежелательные эмоциональные проявления, произвольно и опосредованно управлять переживанием и выражением эмоций; а также как владение приемами стабилизации и тонизирования своего эмоционального состояния в соответствии с ситуацией; а также как трансформацию деструктивных эмоций в конструктивные, то есть содействие продуктивному осуществлению деятельности и общения» [27, с. 83-84].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: тестирование;
- методы обработки данных: количественные и качественные.
Были использованы методики:
- «Изучение уровня саморегуляции с помощью палочек-черточек» (У.В. Ульенкова);
- Методика «Исследование волевой саморегуляции» (А.В. Зверьков и Е.В. Эйдман);
- Модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла (Э.М. Александровская, И.Н. Гильяшева).
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №Х» г.
Красноярск. В исследовании приняло участие 22 обучающихся в возрасте 9¬10 лет, из них 11 мальчиков и 11 девочек.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сделанные в работе обобщения и выводы помогут глубже изучить особенности формирования эмоциональной саморегуляции обучающихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть использованы педагогами в образовательных организациях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав с выводами по ним, заключения, списка использованных источников, состоящего из 37 источников.
Согласно исследованиям, приведенным в научно-практическом медицинском журнале «Национальное здравоохранение», меры, введенные при COVID-19, в том числе дистанционное обучение детей и подростков, негативно влияют на функциональное состояние и здоровье обучающихся, а также ведут к росту числа таких состояний, как повышенная тревожность, депрессии, синдром посттравматического стресса [22]. Поэтому сейчас особенно важно изучение эмоциональной саморегуляции обучающихся.
Эмоциональное состояние оказывает значительное влияние как на состояние здоровья обучающегося, так и на эффективность выполнения тех или иных задач, поставленных перед ним, на успеваемость в учебной деятельности, на способность выстраивать взаимодействие как со взрослыми, так и со сверстниками. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, личностные результаты освоения школьниками основной образовательной программы начального общего образования включают в себя: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, а также овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире [1]. Это достигается в том числе при помощи освоения обучающимися навыков эмоциональной саморегуляции.
Таким образом, актуальной проблемой является исследование особенностей эмоциональной саморегуляции обучающихся младшего школьного возраста.
Существует противоречие между необходимостью исследования эмоциональной саморегуляции обучающихся младшего школьного возраста и недостаточной изученностью особенностей эмоциональной саморегуляции мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Необходимость разрешения указанного противоречия обусловливает актуальность данного исследования и обозначает его проблему, которая заключается в необходимости исследования эмоциональной саморегуляции обучающихся младшего школьного возраста.
Таким образом, объект исследования: эмоциональная саморегуляция обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности эмоциональной саморегуляции обучающихся младшего школьного возраста.
Цель нашего исследования: выявить особенности эмоциональной саморегуляции мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в уровне саморегуляции мальчиков и девочек младшего школьного возраста, а именно в проявлении составляющих эмоциональной саморегуляции.
Задачи исследования:
1. Провести анализ понятия эмоциональной саморегуляции в научной психолого-педагогической литературе.
2. Выделить психологические особенности обучающихся младшего школьного возраста.
3. Охарактеризовать эмоциональную саморегуляцию в младшем школьном возрасте.
4. Провести эмпирическое исследование эмоциональной саморегуляции мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
5. Составить психолого-педагогическую программу развития эмоциональной саморегуляции у обучающихся младшего школьного возраста.
Изучением воли, эмоций и эмоционально-волевой регуляции занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ю.В. Саенко, А.Н. Леонтьев, А. Бандура, О.В. Дашкевич, М.В. Чумаков, В.И. Моросанова, Б.В. Зейгарник, В.К. Калин и другие.
В нашем исследовании мы будем использовать определение эмоциональной саморегуляции Ю.В. Саенко: «умение сдерживать слишком сильные, нежелательные эмоциональные проявления, произвольно и опосредованно управлять переживанием и выражением эмоций; а также как владение приемами стабилизации и тонизирования своего эмоционального состояния в соответствии с ситуацией; а также как трансформацию деструктивных эмоций в конструктивные, то есть содействие продуктивному осуществлению деятельности и общения» [27, с. 83-84].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: тестирование;
- методы обработки данных: количественные и качественные.
Были использованы методики:
- «Изучение уровня саморегуляции с помощью палочек-черточек» (У.В. Ульенкова);
- Методика «Исследование волевой саморегуляции» (А.В. Зверьков и Е.В. Эйдман);
- Модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла (Э.М. Александровская, И.Н. Гильяшева).
База и выборка исследования: исследование проводилось на базе муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №Х» г.
Красноярск. В исследовании приняло участие 22 обучающихся в возрасте 9¬10 лет, из них 11 мальчиков и 11 девочек.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сделанные в работе обобщения и выводы помогут глубже изучить особенности формирования эмоциональной саморегуляции обучающихся младшего школьного возраста.
Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть использованы педагогами в образовательных организациях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав с выводами по ним, заключения, списка использованных источников, состоящего из 37 источников.
Целью выпускной квалификационной работы было выявление особенности эмоциональной саморегуляции мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме эмоциональной саморегуляции обучающихся младшего школьного возраста показал, что различные ученые дают разные определения понятиям саморегуляция и эмоциональная саморегуляция. Изучением данных явлений занимались Ю.В. Саенко, Д. Гросс, Р. Томпсон, В.И. Моросанова, Б.В. Зейгарник, В.К. Калин, А. Бандура и другие.
Под саморегуляцией понимают направленный на управление достижением поставленных человеком целей способ мобилизации своих внутренних ресурсов. Саморегуляция - это также способ достижения спокойствия и внутреннего равновесия, которое отражается на поведении, а значит и на эффективности деятельности человека на пути к достижению поставленных целей.
Под эмоциональной саморегуляцией понимают способность человека чаще всего осознанно и намеренно изменять свое эмоциональное состояние посредством волевых усилий или переосмысления своих ценностей и потребностей. Регулирование эмоций включает в себя осознание переживаемых эмоций, способность оценивать контекст и способность изменять выражение своих эмоций в соответствии с социальными требованиями.
Для формирования навыков эмоциональной саморегуляции наиболее сензитивным периодом является младший школьный возраст благодаря таким новообразованиям, как рефлексия и произвольность всех психических процессов. Эмоциональная саморегуляция детей младшего школьного возраста заключается в их способности регулировать свои эмоциональные переживания произвольно, а также преобразовывать эмоциональные состояния в соответствии с социально приемлемыми формами.
Для развития возможности регулировать свои эмоциональные состояния сознательно детям младшего школьного возраста важно научиться в первую очередь понимать их, интерпретировать, знать, как в соответствии с социальными нормами выражать их, учиться осуществлять самоконтроль своих состояний и снижать эмоциональное напряжение.
Для выявления особенностей эмоционально саморегуляции детей младшего школьного возраста нами было проведено эмпирическое исследование. Для проведения данного исследования были выбраны диагностические методики, позволяющие выявить развитие саморегуляции обучающихся в целом, волевой компонент эмоциональной саморегуляции; возбудимость, уровень которой определяет эмоциональную
уравновешенность, сдержанность; невозмутимость, заключающуюся в эмоциональной устойчивости к различным сторонним факторам; самоконтроль, заключающийся в осознанности собственных действий, психических процессов и состояний, а также в умении подчинить свое поведение требованиям норм общества.
В ходе исследования было выявлено, что в целом саморегуляция в большем числе случаев лучше развита у девочек младшего школьного возраста. Однако при исследовании волевого компонента эмоциональной саморегуляции было выявлено, что мальчики в большем числе случаев, чем девочки, бывают настойчивы, обладают высокой работоспособностью и стремятся подчинить свое поведение социальным нормам. В больше половины случаев девочки чувствительные и гибкие, имеют тенденции к свободной трактовке социальных норм. Больше половины мальчиков и девочек эмоционально устойчивы. Однако, 36% мальчиков и 45% девочек эмоциональной устойчивостью не обладают, а 36% мальчиков и 45% девочек испытывают трудности с волевой саморегуляцией в целом.
Кроме того, было выявлено, что девочки в большем числе случаев, чем мальчики, имеют высокий уровень возбудимости, испытывают бурные эмоциональные реакции, трудности с самоконтролем, активны.
Почти у половины мальчиков преобладает нервное напряжение в поведении, в то время как больше половины числа девочек обладают средним уровнем, а значит они более расслаблены, спокойны.
Согласно результатам исследования, была разработана программа развития эмоциональной саморегуляции обучающихся младшего школьного возраста. Разработанная нами программа может быть использована в работе психологов и педагогов образовательной организации.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы была достигнута. Гипотеза также нашла свое подтверждение в том, что существуют различия в уровне саморегуляции мальчиков и девочек младшего школьного возраста, а именно в проявлении составляющих эмоциональной саморегуляции.
Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме эмоциональной саморегуляции обучающихся младшего школьного возраста показал, что различные ученые дают разные определения понятиям саморегуляция и эмоциональная саморегуляция. Изучением данных явлений занимались Ю.В. Саенко, Д. Гросс, Р. Томпсон, В.И. Моросанова, Б.В. Зейгарник, В.К. Калин, А. Бандура и другие.
Под саморегуляцией понимают направленный на управление достижением поставленных человеком целей способ мобилизации своих внутренних ресурсов. Саморегуляция - это также способ достижения спокойствия и внутреннего равновесия, которое отражается на поведении, а значит и на эффективности деятельности человека на пути к достижению поставленных целей.
Под эмоциональной саморегуляцией понимают способность человека чаще всего осознанно и намеренно изменять свое эмоциональное состояние посредством волевых усилий или переосмысления своих ценностей и потребностей. Регулирование эмоций включает в себя осознание переживаемых эмоций, способность оценивать контекст и способность изменять выражение своих эмоций в соответствии с социальными требованиями.
Для формирования навыков эмоциональной саморегуляции наиболее сензитивным периодом является младший школьный возраст благодаря таким новообразованиям, как рефлексия и произвольность всех психических процессов. Эмоциональная саморегуляция детей младшего школьного возраста заключается в их способности регулировать свои эмоциональные переживания произвольно, а также преобразовывать эмоциональные состояния в соответствии с социально приемлемыми формами.
Для развития возможности регулировать свои эмоциональные состояния сознательно детям младшего школьного возраста важно научиться в первую очередь понимать их, интерпретировать, знать, как в соответствии с социальными нормами выражать их, учиться осуществлять самоконтроль своих состояний и снижать эмоциональное напряжение.
Для выявления особенностей эмоционально саморегуляции детей младшего школьного возраста нами было проведено эмпирическое исследование. Для проведения данного исследования были выбраны диагностические методики, позволяющие выявить развитие саморегуляции обучающихся в целом, волевой компонент эмоциональной саморегуляции; возбудимость, уровень которой определяет эмоциональную
уравновешенность, сдержанность; невозмутимость, заключающуюся в эмоциональной устойчивости к различным сторонним факторам; самоконтроль, заключающийся в осознанности собственных действий, психических процессов и состояний, а также в умении подчинить свое поведение требованиям норм общества.
В ходе исследования было выявлено, что в целом саморегуляция в большем числе случаев лучше развита у девочек младшего школьного возраста. Однако при исследовании волевого компонента эмоциональной саморегуляции было выявлено, что мальчики в большем числе случаев, чем девочки, бывают настойчивы, обладают высокой работоспособностью и стремятся подчинить свое поведение социальным нормам. В больше половины случаев девочки чувствительные и гибкие, имеют тенденции к свободной трактовке социальных норм. Больше половины мальчиков и девочек эмоционально устойчивы. Однако, 36% мальчиков и 45% девочек эмоциональной устойчивостью не обладают, а 36% мальчиков и 45% девочек испытывают трудности с волевой саморегуляцией в целом.
Кроме того, было выявлено, что девочки в большем числе случаев, чем мальчики, имеют высокий уровень возбудимости, испытывают бурные эмоциональные реакции, трудности с самоконтролем, активны.
Почти у половины мальчиков преобладает нервное напряжение в поведении, в то время как больше половины числа девочек обладают средним уровнем, а значит они более расслаблены, спокойны.
Согласно результатам исследования, была разработана программа развития эмоциональной саморегуляции обучающихся младшего школьного возраста. Разработанная нами программа может быть использована в работе психологов и педагогов образовательной организации.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы была достигнута. Гипотеза также нашла свое подтверждение в том, что существуют различия в уровне саморегуляции мальчиков и девочек младшего школьного возраста, а именно в проявлении составляющих эмоциональной саморегуляции.
Подобные работы
- Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста посещающих учреждения дополнительного образования музыкально- эстетической направленности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция эмоциональных состояний учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Формирование эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного
возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая программа коррекции эмоционального реагирования учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста
в музыкально-творческой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Гиперактивность детей младшего школьного возраста и ее коррекция
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2022





